Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сикхизм в XVIII — первой половине XX вв




В ходе, проведенных десятым гуру преобразований произошли неко­торые изменения в составе общины: ее покинули представители высших каст и прежде всего брахманы, крайне недовольные изменением своего статуса, а также масанды, лишенные всех полномочий и привилегий. Но популярность общины росла, и в нее вступали как жители Панджа-ба, так и выходцы из более отдаленных районов Индии. Крестьяне и ре­месленники из Ориссы, Гуджарата, Декана, одержимые идеей борьбы с «царством зла» — с Моголами, стремились принять участие в «дхарм юдх» — священной войне, объявленной гуру Гобиндом против Ауранг-зеба.

Войска сикхов нанесли множество поражений армии Моголов, но Аурангзеб, одержимый идеей истребления непокорных, казнил двух сы­новей Гобинда Сингха и вынудил его самого бежать. В течение некото­рого времени Гобинд Сингх пытался собрать новое войско и продол­жить войну с Моголами, но в 1708 г. был убит.

Несмотря на смерть своего предводителя, сикхи продолжали боро­ться за независимость Панджаба. Войско возглавил выходец из джатов по имени Банда и до своей гибели в 1716 г. он стоял во главе сикхского движения, носившего в этот период характер крестьянской войны про­тив местных феодалов и ставленников Дели.

В течение всего XVIII в. Панджаб постоянно находился в состоянии борьбы. Крестьянские отряды («джатха» — по названию касты), успеш­но воевавшие против остатков могольских войск, стали в середине XVIII в. объединяться в более крупные формирования — мисали, кото­рых насчитывалось порядка 12. Им пришлось отражать натиск афган­ского правителя Ахмад-шаха Дуррани (ок. 1721—1773 гг.), который объявил себя в 1747 г. правителем Афганистана и вскоре обратил свой взор на богатые земли Панджаба. Совместными усилиями сикхи успешно отразили попытки афганцев включить эту область Индии в их владения, и в 1765 г. была провозглашена независимость Панджаба. Господствующие позиции в нем принадлежали общинной сикхской вер­хушке, давно феодализировавшейся и распоряжавшейся колоссальными земельными владениями.

Следующий этап в истории сикхизма и Панджаба был связан с дея­тельностью Ранджит Сингха (1780—1839 гг.). Вождь одного из миса-лей, он вел активную борьбу за объединение земель Панджаба и, овла­дев в 1799 г. Лахором, провозгласил себя верховным правителем — ма­хараджей. В течение последовавшего десятилетия он завершил объеди­нение панджабских земель и стал во главе обширного государства. Он


провел ряд преобразований, направленных на укрепление власти и цен­трализацию государства, важнейшим среди которых была военная ре­форма. Ранджит Сингх отказался от традиционной системы построения армии из разрозненных отрядов землевладельцев-джагирдаров («джа-гир» — условное служебное владение) и реорганизовал свое войско по западному образцу; оно подчинялось единому командиру, в роли кото­рого выступал он сам.

Политические и военные успехи Ранджит Сингха сопровождались дальнейшим отходом его от многих важнейших принципов раннего сикхизма. Он не только не выступал против кастовости общества и за­силья высших каст, но, напротив, весьма дружелюбно относился к брахманам и нередко прибегал к их услугам. После кончины Ранджи-та Сингха четыре его жены и семь служанок совершили сати — обряд самосожжения, против которого столь решительно выступали Нанак и его последователи. Забвению были преданы и такие принципы ранне­го сикхизма, как осуждение неприкасаемости, отказ от антропоморф­ных изображений Бога, отказ от убиения новорожденных девочек в бо­гатых семьях и т. д. В гурдварах стали появляться изображения божеств из индусского пантеона, интерьер храмов становился все пышнее, появ­лялись новые и возрождались старые обряды и церемонии, призванные сопровождать человека в повседневной жизни. Дальнейшее развитие получила идея обожествления гуру, ярым противником которой был Нанак.

Эти тенденции стали еще более очевидными во второй половине XIX в., когда в 1849 г. после двух англо-сикхских войн (1845—1846 и 1848—1849 гг.) Панджаб был аннексирован англичанами. Не случай­но в первой половине XIX в. в сикхизме появились группы, члены кото­рых ратовали за возвращение к принципам изначального сикхизма, за очищение религии от наслоений, за нравственное возрождение и совер­шенствование людей. Это были ниранкари (доел, «не имеющий види­мой формы» — один из эпитетов Бога в раннем сикхизме) и намдхари («носящий Имя [Бога]»).

Наиболее многочисленной была — и является по сей день — общи­на намдхари, начавшая свою деятельностью в 30-х годах XIX в. Она быстро росла за счет крестьян-сикхов, и спустя несколько десятилетий в ней насчитывалось уже около 50 тыс. человек. Наиболее активно сек­та действовала, когда во главе ее стоял Рам Сингх (1846—1872). После аннексии Панджаба деятельность намдхари объективно стала приобре­тать все более антианглийский характер. Члены секты совершали напа­дения на владения феодалов, в особенности мусульман, пользовавших­ся покровительством колонизаторов, и после одной из таких вылазок

22 339


против крупного мусульманского землевладельца англичане жестоко покарали зачинщиков и разгромили секту.

Намдхари и ниранкари существуют и поныне, представляя собой достаточно замкнутые и обособленные группы сикхов в рамках сикх­ской общины.

Идеи религиозного реформаторства приобрели особое звучание в русле новых тенденций в социально-политической жизни Индии конца XIX в., в эпоху развития в Панджабе капитализма и буржуазного нацио­нализма. Формирование буржуазии в этой области Индии началось позже и протекало медленнее, чем в других ее частях. В 70-х годах XIX в. появились первые сикхские общественно-политические и про­светительские организации, носившие название «сингх сабха» («обще­ство львов»). Они действовали по всему Панджабу и внесли немалый вклад в дело распространения образования среди сикхов, а также в по­пуляризацию и развитие языка панджаби: англичане, выказывавшие ак­тивную поддержку мусульманской части населения страны, стремились насаждать урду в качестве языка для делопроизводства и обучения. По инициативе сикхских просветителей в ряде школ было введено препо­давание на панджаби, публиковались многочисленные литературные произведения, начиная с гимнов и стихов первых гуру; их издавали в панджабской графике гурмукхи.

Деятельность сикхских буржуазных реформаторов носила выражен­ную антикастовую направленность. Это во многом провоцировалось политикой англичан, заметно выделявших касту джатов и предостав­лявших представителям ее преимущественные права в разных облас­тях, в частности, при поступлении на военную службу. Кроме этого, сикхские лидеры продолжали пропагандировать идею отказа от непри­касаемости, и на рубеже XIX—XX вв. в общину формально были при­няты многие бывшие чамары, чухра и другие неприкасаемые.

Начало XX в. в Панджабе было ознаменовано мощным движением за реформу управления гурдварами, направленное против махан-тов — настоятелей сикхских храмов. В течение XIX в. эти духовные на­ставники, получавшие от англичан огромные земельные пожалования в частное пользование, превратились в крупнейших помещиков. Дол­жность махантов стала наследственной, так же, как и их земельные вла­дения. Движение охватило самые широкие слои населения, а основу его составляли крестьяне, в наибольшей степени испытывавшие на себе гнет махантов. Выступления против засилия махантов и за передачу ха-льсе управления гурдварами носили ярко выраженную антианглийскую направленность. И дело нередко доходило до открытых вооруженных столкновений.


В годы первой мировой войны движение за реформу управления гурдварами пошло несколько на убыль, но получило носый импульс с окончанием войны и образованием в 1919 г. Сикхской лиги. В 1920—24 гг. весь Панджаб был охвачен народным движением акали (от эпитета «акал» — существующий вне времени), протекавшим в русле общеиндийской национально-освободительной борьбы и носившим ярко выраженную религиозную окраску. В ходе этого движения в 1920 г. был создан сикхский Комитет по управлению гурдварами (суще­ствующий и по сей день), и в 1925 г. англичане были вынуждены пере­дать ему право контроля над гурдварами и издать соответствующий за­кон, вступивший в силу в 1926 г.

В том же году на политической арене Индии появилась партия Ака­ли Дал (Орден Бессмертного [Бога]), выражавшая интересы сикхских буржуазно-помещичьих кругов. Она наряду с Сикхской лигой активно выступала за предоставление Индии независимости, за равенство прав сикхов, индусов и мусульман, против куриальной системы выборов, предусматривавшейся Законом об управлении Индией 1935 г. Большин­ство лидеров Акали Дал поддерживали руководителей Индийского на­ционального конгресса (ИНК) в вопросе сохранения единой нерасчле-ненной Индии и не оказывали поддержки движению за создание Паки­стана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.