КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сикхизм в XVIII — первой половине XX вв
В ходе, проведенных десятым гуру преобразований произошли некоторые изменения в составе общины: ее покинули представители высших каст и прежде всего брахманы, крайне недовольные изменением своего статуса, а также масанды, лишенные всех полномочий и привилегий. Но популярность общины росла, и в нее вступали как жители Панджа-ба, так и выходцы из более отдаленных районов Индии. Крестьяне и ремесленники из Ориссы, Гуджарата, Декана, одержимые идеей борьбы с «царством зла» — с Моголами, стремились принять участие в «дхарм юдх» — священной войне, объявленной гуру Гобиндом против Ауранг-зеба. Войска сикхов нанесли множество поражений армии Моголов, но Аурангзеб, одержимый идеей истребления непокорных, казнил двух сыновей Гобинда Сингха и вынудил его самого бежать. В течение некоторого времени Гобинд Сингх пытался собрать новое войско и продолжить войну с Моголами, но в 1708 г. был убит. Несмотря на смерть своего предводителя, сикхи продолжали бороться за независимость Панджаба. Войско возглавил выходец из джатов по имени Банда и до своей гибели в 1716 г. он стоял во главе сикхского движения, носившего в этот период характер крестьянской войны против местных феодалов и ставленников Дели. В течение всего XVIII в. Панджаб постоянно находился в состоянии борьбы. Крестьянские отряды («джатха» — по названию касты), успешно воевавшие против остатков могольских войск, стали в середине XVIII в. объединяться в более крупные формирования — мисали, которых насчитывалось порядка 12. Им пришлось отражать натиск афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани (ок. 1721—1773 гг.), который объявил себя в 1747 г. правителем Афганистана и вскоре обратил свой взор на богатые земли Панджаба. Совместными усилиями сикхи успешно отразили попытки афганцев включить эту область Индии в их владения, и в 1765 г. была провозглашена независимость Панджаба. Господствующие позиции в нем принадлежали общинной сикхской верхушке, давно феодализировавшейся и распоряжавшейся колоссальными земельными владениями. Следующий этап в истории сикхизма и Панджаба был связан с деятельностью Ранджит Сингха (1780—1839 гг.). Вождь одного из миса-лей, он вел активную борьбу за объединение земель Панджаба и, овладев в 1799 г. Лахором, провозгласил себя верховным правителем — махараджей. В течение последовавшего десятилетия он завершил объединение панджабских земель и стал во главе обширного государства. Он провел ряд преобразований, направленных на укрепление власти и централизацию государства, важнейшим среди которых была военная реформа. Ранджит Сингх отказался от традиционной системы построения армии из разрозненных отрядов землевладельцев-джагирдаров («джа-гир» — условное служебное владение) и реорганизовал свое войско по западному образцу; оно подчинялось единому командиру, в роли которого выступал он сам. Политические и военные успехи Ранджит Сингха сопровождались дальнейшим отходом его от многих важнейших принципов раннего сикхизма. Он не только не выступал против кастовости общества и засилья высших каст, но, напротив, весьма дружелюбно относился к брахманам и нередко прибегал к их услугам. После кончины Ранджи-та Сингха четыре его жены и семь служанок совершили сати — обряд самосожжения, против которого столь решительно выступали Нанак и его последователи. Забвению были преданы и такие принципы раннего сикхизма, как осуждение неприкасаемости, отказ от антропоморфных изображений Бога, отказ от убиения новорожденных девочек в богатых семьях и т. д. В гурдварах стали появляться изображения божеств из индусского пантеона, интерьер храмов становился все пышнее, появлялись новые и возрождались старые обряды и церемонии, призванные сопровождать человека в повседневной жизни. Дальнейшее развитие получила идея обожествления гуру, ярым противником которой был Нанак. Эти тенденции стали еще более очевидными во второй половине XIX в., когда в 1849 г. после двух англо-сикхских войн (1845—1846 и 1848—1849 гг.) Панджаб был аннексирован англичанами. Не случайно в первой половине XIX в. в сикхизме появились группы, члены которых ратовали за возвращение к принципам изначального сикхизма, за очищение религии от наслоений, за нравственное возрождение и совершенствование людей. Это были ниранкари (доел, «не имеющий видимой формы» — один из эпитетов Бога в раннем сикхизме) и намдхари («носящий Имя [Бога]»). Наиболее многочисленной была — и является по сей день — община намдхари, начавшая свою деятельностью в 30-х годах XIX в. Она быстро росла за счет крестьян-сикхов, и спустя несколько десятилетий в ней насчитывалось уже около 50 тыс. человек. Наиболее активно секта действовала, когда во главе ее стоял Рам Сингх (1846—1872). После аннексии Панджаба деятельность намдхари объективно стала приобретать все более антианглийский характер. Члены секты совершали нападения на владения феодалов, в особенности мусульман, пользовавшихся покровительством колонизаторов, и после одной из таких вылазок 22 339 против крупного мусульманского землевладельца англичане жестоко покарали зачинщиков и разгромили секту. Намдхари и ниранкари существуют и поныне, представляя собой достаточно замкнутые и обособленные группы сикхов в рамках сикхской общины. Идеи религиозного реформаторства приобрели особое звучание в русле новых тенденций в социально-политической жизни Индии конца XIX в., в эпоху развития в Панджабе капитализма и буржуазного национализма. Формирование буржуазии в этой области Индии началось позже и протекало медленнее, чем в других ее частях. В 70-х годах XIX в. появились первые сикхские общественно-политические и просветительские организации, носившие название «сингх сабха» («общество львов»). Они действовали по всему Панджабу и внесли немалый вклад в дело распространения образования среди сикхов, а также в популяризацию и развитие языка панджаби: англичане, выказывавшие активную поддержку мусульманской части населения страны, стремились насаждать урду в качестве языка для делопроизводства и обучения. По инициативе сикхских просветителей в ряде школ было введено преподавание на панджаби, публиковались многочисленные литературные произведения, начиная с гимнов и стихов первых гуру; их издавали в панджабской графике гурмукхи. Деятельность сикхских буржуазных реформаторов носила выраженную антикастовую направленность. Это во многом провоцировалось политикой англичан, заметно выделявших касту джатов и предоставлявших представителям ее преимущественные права в разных областях, в частности, при поступлении на военную службу. Кроме этого, сикхские лидеры продолжали пропагандировать идею отказа от неприкасаемости, и на рубеже XIX—XX вв. в общину формально были приняты многие бывшие чамары, чухра и другие неприкасаемые. Начало XX в. в Панджабе было ознаменовано мощным движением за реформу управления гурдварами, направленное против махан-тов — настоятелей сикхских храмов. В течение XIX в. эти духовные наставники, получавшие от англичан огромные земельные пожалования в частное пользование, превратились в крупнейших помещиков. Должность махантов стала наследственной, так же, как и их земельные владения. Движение охватило самые широкие слои населения, а основу его составляли крестьяне, в наибольшей степени испытывавшие на себе гнет махантов. Выступления против засилия махантов и за передачу ха-льсе управления гурдварами носили ярко выраженную антианглийскую направленность. И дело нередко доходило до открытых вооруженных столкновений. В годы первой мировой войны движение за реформу управления гурдварами пошло несколько на убыль, но получило носый импульс с окончанием войны и образованием в 1919 г. Сикхской лиги. В 1920—24 гг. весь Панджаб был охвачен народным движением акали (от эпитета «акал» — существующий вне времени), протекавшим в русле общеиндийской национально-освободительной борьбы и носившим ярко выраженную религиозную окраску. В ходе этого движения в 1920 г. был создан сикхский Комитет по управлению гурдварами (существующий и по сей день), и в 1925 г. англичане были вынуждены передать ему право контроля над гурдварами и издать соответствующий закон, вступивший в силу в 1926 г. В том же году на политической арене Индии появилась партия Акали Дал (Орден Бессмертного [Бога]), выражавшая интересы сикхских буржуазно-помещичьих кругов. Она наряду с Сикхской лигой активно выступала за предоставление Индии независимости, за равенство прав сикхов, индусов и мусульман, против куриальной системы выборов, предусматривавшейся Законом об управлении Индией 1935 г. Большинство лидеров Акали Дал поддерживали руководителей Индийского национального конгресса (ИНК) в вопросе сохранения единой нерасчле-ненной Индии и не оказывали поддержки движению за создание Пакистана.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |