КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заратуштра и его вероучение
Мнения ученых о времени жизни древнеиранского пророка Зара-туштры (в греческой и общеевропейской традиции — Зороастр) расходятся в пределах нескольких столетий. Наиболее приемлемым можно считать предположение, что Заратуштра жил не позднее VII в. до н. э. По всей видимости, Заратуштра был реальной исторической личностью, профессиональным жрецом и певцом, человеком, страстно увлеченным своей идеей и претерпевшим гонения и лишения в попытках обратить окружающих в свою веру. У себя на родине он подвергался преследованиям, отчего бежал к князю Виштаспе, который взял его под свое покровительство. Некоторые исследователи полагают, что Заратуштра вышел из скифской среды, но, не встретив поддержки, вынужден был покинуть родину. Локализация страны, где правил Виштаспа, крайне неопределенна. Лингвистический анализ раннеавестийских текстов указывает на то, что владение Виштаспы находилось где-то на востоке Ирана. В более поздних зороастрийских письменных памятниках личность Заратуштры была мифологизирована, он приобрел черты легендарного героя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Священная книга зороастризма Авеста — памятник многослойный, создававшийся в продолжении нескольких столетий. Письменно текст Авесты был зафиксирован не ранее III в. и не позже VI в., но частично восходит к передававшимся изустно сюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авесты не сохранилась. В IV—VI вв. Авеста редактировалась и кодифицировалась, снабжалась комментариями — Зенд. Главными в Авесте считаются три части. Во-первых, это Ясна — гимны и молитвы, разделенные на 72 главы. Ядром в Ясне являются 17 гат, стихотворных гимнов, согласно традиции, созданных За- 23* 355 ратуштрой и его учениками, и примыкающие к ним семь глав, наиболее древние и близкие по языку к гатам. Вторая часть Авесты, так называемая Яшта — моления божест-вам-язатам, третья — Видевдат (Вендидад), единственный целиком сохранившийся ритуально-культовый сборник, свод обрядовых предписаний, посвященный толкованию понятий греха, осквернения, чистоты и очищения. Примыкают к Авесте Зенд — ее толкование, записанное авестийским алфавитом на пехлевийском языке, и Бундегеш — изложение истории мироздания и пророчеств, так называемая Малая Авеста— сборник архаичных молитв, восходящих к маздеизму. Для изучения истоков зороастризма наибольшее значение имеет часть Авесты, именуемая «Ясна» («жертвоприношение»), в которой объединены различные тексты, произносимые при совершении тех или иных обрядов. Основное содержание гат — обличение существующих верований и стоящей за ними жреческой касты. Заратуштра призывает к ниспровержению ложных богов и их почитателей, включая и тех правителей, что покровительствуют «дурным проповедям». Отвергая культ древних божеств «дэвов» и низводя их в разряд демонов, Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (в греческой передаче — Ор-музд). По учению Заратуштры, Ахура-Мазда — бог добра, олицетворяющий жизнь и правду. Он существовал предвечно и создал мир. Но наряду с Ахура-Маздой изначально существовал и его антипод — дух зла Анхра-Майнью (Ариман), олицетворяющий мрак и смерть. Ахура-Мазда непрерывно борется с Анхра-Майнью, опираясь на своих помощников, которые воплощают триаду зороастрийской этики: добромыслие, правду, бессмертие. Человек создан Ахура-Маздой, но свободен в выборе между добром и злом, а потому доступен воздействию духов зла. Таким образом, доктрина Заратуштры включала в себя дуалистическую идею вселенского противостояния двух полярных начал. Самым оригинальным и смелым новшеством Заратуштры было утверждение свободы воли, свободного выбора человеком линии поведения. Сам пророк решительно и бескомпромиссно вступил как поборник добра («арта»). Большинство исследователей согласно в том, что идея борьбы Ахура-Мазды с Анхра-Майнью отражала реальные общественные коллизии. Существует несколько гипотез, объясняющих смысл этих конфликтов, исходя из содержания самих проповедей Заратуштры. Так, в гатах часто и в разных сочетаниях упоминается скотоводство, говорится о домашних животных, обычно быках и коровах. Пророк призывает заботиться о скоте, беречь его от массовых забоев при жертвоприношениях (что практиковалось в современных ему обрядах) и, главное, от хищ- ничества и разбоя. В. М. Массой дает следующее толкование этому мотиву: «Известно, что на определенной стадии развития общества, когда резко обособляются социальные группы, перерастающие в классы, именно скот и владение им были символом социальной и общественной значимости. Скот, как легко отчуждаемое имущество, становился в первую очередь объектом собственности. Обладание скотом означало богатство и процветание. В этом отношении показательно, что знатный род, представители которого одними из первых поддержали учение За-ратуштры, назывался «хвагва», что этимологизируется как «имеющий хорошего быка» или «хороший скот». Один из приверженцев пророка носит имя Фрашауштра, что означает «обладающий годными (хорошими) верблюдами», другой — Джамаспа — «ведущий лошадь». Даже имя самого пророка означает «обладающий желтым верблюдом» или «верблюжий погонщик»1. Призывая покровительствовать скотоводству как залогу процветания, Заратуштра указывал и на ту силу, которая способна избавить общество от набегов и грабежей, утвердить на земле порядок и справедливость. Это «хшатра» — власть земных владык. В 17-ти сохранившихся проповедях Заратуштры это понятие упомянуто 63 раза. По мнению пророка, добрый правитель несет смерть и истребление врагам и тем самым созидает мир для благополучных селений. Можно предположить, что проповеди Заратуштры в его время воспринимались окружающими не только, а возможно, и не столько как ве-роучительные новации, но и как злободневные политические манифесты, призывавшие к созданию крупных государственных объединений под властью «праведных царей». Идея об Ахура-Мазде прямо соотносилась с идеей сильной центральной власти. Вероятно, этим объяснялись и неприятие учения Заратуштры в той среде, которую он порицал, и напротив, быстрое распространение его проповеди среди знати, стремившейся закрепить приобретенный ею имущественный и социальный статус. Сам Заратуштра принял деятельное участие в политической борьбе за утверждение прочных начал государственности. При дворе Виштас-пы приверженцами нового учения стали многие представители знати, включая Джамаспу, главного советника князя. Согласно зороастрийской традиции, Заратуштра добился признания в возрасте 42 лет. Но попытки Виштаспы создать значительное владение окончились неудачей. Его главный противник Арджатаспа, вождь одного из племен, подчинил себе княжество Виштаспы. Сам же Заратуштра в возрасте 77 лет был убит человеком из племени тура, то есть кочевником. Массой В. М. Древнейший Афганистан//История Афганистана. М., 1982. С. 24. Несмотря на трагический конец пророческой миссии Заратуштры его вероучение оказало воздействие на последующее духовное развитие иранских народов и сыграло заметную роль в становлении иранских государственных институтов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |