Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заратуштра и его вероучение




Мнения ученых о времени жизни древнеиранского пророка Зара-туштры (в греческой и общеевропейской традиции — Зороастр) расхо­дятся в пределах нескольких столетий. Наиболее приемлемым можно считать предположение, что Заратуштра жил не позднее VII в. до н. э. По всей видимости, Заратуштра был реальной исторической лично­стью, профессиональным жрецом и певцом, человеком, страстно увле­ченным своей идеей и претерпевшим гонения и лишения в попытках обратить окружающих в свою веру. У себя на родине он подвергался преследованиям, отчего бежал к князю Виштаспе, который взял его под свое покровительство. Некоторые исследователи полагают, что Зара­туштра вышел из скифской среды, но, не встретив поддержки, вынуж­ден был покинуть родину. Локализация страны, где правил Виштаспа, крайне неопределенна. Лингвистический анализ раннеавестийских тек­стов указывает на то, что владение Виштаспы находилось где-то на вос­токе Ирана.

В более поздних зороастрийских письменных памятниках личность Заратуштры была мифологизирована, он приобрел черты легендарного героя, наделенного сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма Авеста — памятник многослойный, создававшийся в продолжении нескольких столетий. Письменно текст Авесты был зафиксирован не ранее III в. и не позже VI в., но частично восходит к передававшимся изустно сюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авесты не сохранилась. В IV—VI вв. Авеста редактировалась и кодифицировалась, снабжалась комментария­ми — Зенд.

Главными в Авесте считаются три части. Во-первых, это Ясна — гимны и молитвы, разделенные на 72 главы. Ядром в Ясне яв­ляются 17 гат, стихотворных гимнов, согласно традиции, созданных За-

23* 355


ратуштрой и его учениками, и примыкающие к ним семь глав, наиболее древние и близкие по языку к гатам.

Вторая часть Авесты, так называемая Яшта — моления божест-вам-язатам, третья — Видевдат (Вендидад), единственный целиком со­хранившийся ритуально-культовый сборник, свод обрядовых предписа­ний, посвященный толкованию понятий греха, осквернения, чистоты и очищения. Примыкают к Авесте Зенд — ее толкование, записанное авестийским алфавитом на пехлевийском языке, и Бундегеш — изложе­ние истории мироздания и пророчеств, так называемая Малая Авес­та— сборник архаичных молитв, восходящих к маздеизму.

Для изучения истоков зороастризма наибольшее значение имеет часть Авесты, именуемая «Ясна» («жертвоприношение»), в которой объединены различные тексты, произносимые при совершении тех или иных обрядов.

Основное содержание гат — обличение существующих верований и стоящей за ними жреческой касты. Заратуштра призывает к ниспровер­жению ложных богов и их почитателей, включая и тех правителей, что покровительствуют «дурным проповедям». Отвергая культ древних бо­жеств «дэвов» и низводя их в разряд демонов, Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (в греческой передаче — Ор-музд). По учению Заратуштры, Ахура-Мазда — бог добра, олицетворя­ющий жизнь и правду. Он существовал предвечно и создал мир. Но на­ряду с Ахура-Маздой изначально существовал и его антипод — дух зла Анхра-Майнью (Ариман), олицетворяющий мрак и смерть. Ахура-Маз­да непрерывно борется с Анхра-Майнью, опираясь на своих помощни­ков, которые воплощают триаду зороастрийской этики: добромыслие, правду, бессмертие. Человек создан Ахура-Маздой, но свободен в выбо­ре между добром и злом, а потому доступен воздействию духов зла. Та­ким образом, доктрина Заратуштры включала в себя дуалистическую идею вселенского противостояния двух полярных начал.

Самым оригинальным и смелым новшеством Заратуштры было утверждение свободы воли, свободного выбора человеком линии пове­дения. Сам пророк решительно и бескомпромиссно вступил как побор­ник добра («арта»).

Большинство исследователей согласно в том, что идея борьбы Аху­ра-Мазды с Анхра-Майнью отражала реальные общественные колли­зии. Существует несколько гипотез, объясняющих смысл этих конфлик­тов, исходя из содержания самих проповедей Заратуштры. Так, в гатах часто и в разных сочетаниях упоминается скотоводство, говорится о домашних животных, обычно быках и коровах. Пророк призывает за­ботиться о скоте, беречь его от массовых забоев при жертвоприношени­ях (что практиковалось в современных ему обрядах) и, главное, от хищ-


ничества и разбоя. В. М. Массой дает следующее толкование этому мо­тиву: «Известно, что на определенной стадии развития общества, когда резко обособляются социальные группы, перерастающие в классы, именно скот и владение им были символом социальной и общественной значимости. Скот, как легко отчуждаемое имущество, становился в пер­вую очередь объектом собственности. Обладание скотом означало бо­гатство и процветание. В этом отношении показательно, что знатный род, представители которого одними из первых поддержали учение За-ратуштры, назывался «хвагва», что этимологизируется как «имеющий хорошего быка» или «хороший скот». Один из приверженцев пророка носит имя Фрашауштра, что означает «обладающий годными (хороши­ми) верблюдами», другой — Джамаспа — «ведущий лошадь». Даже имя самого пророка означает «обладающий желтым верблюдом» или «верблюжий погонщик»1.

Призывая покровительствовать скотоводству как залогу процвета­ния, Заратуштра указывал и на ту силу, которая способна избавить об­щество от набегов и грабежей, утвердить на земле порядок и справед­ливость. Это «хшатра» — власть земных владык. В 17-ти сохранивших­ся проповедях Заратуштры это понятие упомянуто 63 раза. По мнению пророка, добрый правитель несет смерть и истребление врагам и тем самым созидает мир для благополучных селений.

Можно предположить, что проповеди Заратуштры в его время вос­принимались окружающими не только, а возможно, и не столько как ве-роучительные новации, но и как злободневные политические манифе­сты, призывавшие к созданию крупных государственных объединений под властью «праведных царей». Идея об Ахура-Мазде прямо соотно­силась с идеей сильной центральной власти. Вероятно, этим объясня­лись и неприятие учения Заратуштры в той среде, которую он порицал, и напротив, быстрое распространение его проповеди среди знати, стре­мившейся закрепить приобретенный ею имущественный и социальный статус.

Сам Заратуштра принял деятельное участие в политической борьбе за утверждение прочных начал государственности. При дворе Виштас-пы приверженцами нового учения стали многие представители знати, включая Джамаспу, главного советника князя. Согласно зороастрийской традиции, Заратуштра добился признания в возрасте 42 лет. Но попыт­ки Виштаспы создать значительное владение окончились неудачей. Его главный противник Арджатаспа, вождь одного из племен, подчинил себе княжество Виштаспы. Сам же Заратуштра в возрасте 77 лет был убит человеком из племени тура, то есть кочевником.

Массой В. М. Древнейший Афганистан//История Афганистана. М., 1982. С. 24.


Несмотря на трагический конец пророческой миссии Заратуштры его вероучение оказало воздействие на последующее духовное развитие иранских народов и сыграло заметную роль в становлении иранских го­сударственных институтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.