Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зороастризм от Средневековья до наших дней




К 642 г. Сасанидский Иран, завоеванный арабами-мусульманами, был включен в состав арабской теократической империи — халифата.

Покоренное арабами население либо принимало веру победителей и в этом случае освобождалось от традиционной подушной подати,


либо сохраняло старую веру и продолжало выплачивать все прежние налоги. Все иудеи, христиане (ахль-аль китаб — «люди писания») и в течение первых веков существования халифата зороастрийцы были включены в категорию зиммиев («ахль-аль зимма» — «люди, находя­щиеся под покровительством»). Число зороастрийцев в Иране остава­лось довольно значительным в течение долгого времени после арабско­го завоевания. Арабские историки и географы IX—X вв. Якуби, Масу-ди, Истахри, Ибн Хаукал сообщали, что во времена первых халифов из династии Омейядов, правившей с 661 по 750 гг., население Кермана от­крыто исповедовало зороастризм. Центрами зороастризма продолжали оставаться в основном города прикаспийских областей — Гиляна, Ма-зандерана, Горгана, а также Истахр, сельское население которого было полностью зороастрийским. В Фарсе сохранялись древние храмы и ал­тари огня. Зороастрийцы еще не носили отличной от мусульман одеж­ды. В удаленных от центра халифата провинциях Ирана исламизация населения происходила медленнее, и зороастризм сохранялся дольше.

При Аббасидах (династии, правившей с 750 г.) в халифате усили­лось влияние иранской культуры, и некоторое время отношение к зоро­астризму было довольно терпимым. Соборные мечети в городах строи­лись напротив храмов огня.

До середины IX в. в Иране не наблюдалось массового принудитель­ного обращения зороастрийцев в ислам. Позднее начались притеснения. В IX—X вв. были уничтожены многие храмы и алтари огня, зороаст-рийские святыни. Зороастрийцев стали называть гебрами (искаженное «кафир» — «неверный» по-арабски). Между ними и их соотечественни­ками-мусульманами участились конфликты. Приверженцы древней иранской религии чувствовали себя изгоями в собственной стране. Это побуждало многих из них переселяться на чужбину. Хотя единовремен­ного массового исхода зороастрийцев из Ирана и не было, число их не­уклонно сокращалось за счет перехода в ислам.

Часть зороастрийцев переселилась в Индию, где их стали называть парсами, поскольку первые их поколения говорили на персидском язы­ке. Из священных книг они взяли с собой только самые простые авес­тийские тексты для молитв. Обосновались они в Гуджарате. Долгое время их община жила там обособленно, браки за ее пределами запре­щались, и она росла очень медленно. Парсы расселялись в городах, в том числе портовых. Через 200—300 лет они говорили уже только на гуджаратском языке и носили местную одежду. В конце XVI—XVII вв. они сосредоточились в основном в портовых городах Бомбее и Сурате.

На протяжении веков парсы поддерживали контакты с единоверца­ми в Иране, положение которых стало еще более трудным при сель­джукских султанах (XI—XII вв.) и особенно во время нашествия монго-


лов на Иран в XIII в., когда немногие сохранившиеся к тому времени храмы огня были разрушены, а священные книги уничтожены.

Притеснения иранских зороастрийцев продолжались при Тимуре и его преемниках и в эпоху Сефевидов. Шах Аббас I (правил в 1587—1629 гг.) насильственно переселил 3 тысячи богатых семей зо­роастрийцев из Йезда в столицу Исфаган. Предпоследний сефевид-ский шах Солтан-Хосейн издал указ о насильственном обращении зо­роастрийцев в ислам. Тех, кто отказывался переменить веру, пытали и казнили.

С конца XVIII в. зороастрийцам было запрещено заниматься многи­ми видами ремесел, связанных с изготовлением тканей, одежды и т. п. Многовековые гонения низвели последователей древнего пророка Зара-туштры до положения малочисленного и дискриминируемого религиоз­ного меньшинства. К началу XX в. их община в Иране не превышала нескольких тысяч человек.

Заметные изменения в отношении к зороастризму произошли в эпоху правления в Иране двух шахов последней династии Пехлеви (1925—1979 гг.). Ее основатель Реза-шах Пехлеви утвердил новую го­сударственную идеологию Ирана, которая должна была «восстано­вить» древнеиранскую культурно-историческую традицию, заглушён­ную 13 веками господства в стране ислама. В этой доктрине, именуе­мой некоторыми исследователями пехлевизмом, основным источни­ком самосознания иранцев провозглашалось величие древнего, доис­ламского Ирана и его культуры. Подданные династии Пехлеви дол­жны были считать себя прежде всего представителями народа, создав­шего в древности великие империи, и только во вторую очередь мусу­льманами-шиитами.

Эта установка посягала на интересы шиитских богословов, со вре­мени Сефевидов обладавших исключительным влиянием на духовную жизнь иранцев и на всю общественную жизнь в стране. Поэтому мно­гие из авторитетных шиитских идеологов, включая будущего вождя ис­ламской революции в Иране Хомейни, активно выступили против ре­форм Реза-шаха и его сына.

Идеология и практика пехлевизма сыграла немалую роль в ожив­лении интереса к доисламской культуре и традициям иранцев. Госу­дарство покровительствовало научным исследованиям в этих облас­тях. В связи с этим иначе стали смотреть и на зороастризм. В 1934 г. на литературном факультете Тегеранского университета было введе­но преподавание Авесты. Изучались зороастрийская философия и этика. Издавались и комментировались тексты на авестийском, древнеперсидском и среднеперсидском языках. Началась реформа со­временного литературного персидского языка, многие арабские слова


заменялись персидскими, в том числе неологизмами. Многие из этих слов прижились в лексике языка фарси. Произошли изменения и в общепринятой иерархии великих персидских поэтов Средневековья. Если прежде самыми популярными классиками были Саади и Хафез, поэты, причисляемые к суфийскому кругу, то начиная с 20-х годов предметом особого почитания стала великая поэма Фирдоуси «Шах-наме», некогда вызывавшая настороженное отношение ревнителей мусульманского благочестия главным образом потому, что в ней про­славляются легендарные цари и герои древнего, доисламского Ирана. Началось археологическое изучение древнеиранских городов Персе-поля, Пасаргад, Суз.

Положение зороастрийцев в Иране существенно менялось к лучше­му. Они уже не считались изгоями. В конце 20-х годов они были урав­нены с мусульманами во всех правах. Некоторые из них приобрели до­статочно видное положение в обществе, другие владели большими предприятиями, занимались торговлей. Стали расширяться контакты иранских зороастрийцев с единоверцами в Индии.

Иранская революция 1978—1979-х годов, положившая конец прав­лению династии Пехлеви, резко изменила идеологические ориентиры властей. Узаконенные конституцией Исламской республики Иран (при­нята в декабре 1979 г.) верховные полномочия шиитских законоведов позволили им упразднить многие из предпринятых шахами Пехлеви но­вовведений. Властью утверждается непререкаемое первенство ислам­ских начал во всех областях жизни. В этих условиях положение иран­ских зороастрийцев изменилось к худшему. Согласно конституции, они наряду с иудеями считаются религиозным меньшинством, их обще­ственная активность резко снизилась. Судьба индийских зороастрийцев, парсов, сложилась не столь драматично.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.