КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древние иранцы и их верования
ЗОРОАСТРИЗМ. ПАРСИЗМ История возникновения и становления зороастризма как официальной религии древних иранских империй изобилует нерешенными вопросами и разноречивыми предположениями. Едва ли не каждое мнение, относящееся к истории зороастризма, есть не более чем гипотеза, и число предлагаемых исследователями версий того или иного эпизода этой истории неуклонно растет. Не вызывает никаких споров только иранское происхождение зороастризма. Предками древних иранцев были протоиндоиранские (иначе— арийские), вероятно, полукочевые скотоводческие племена, обитавшие, согласно одной из наиболее распространенных гипотез, в южно-русских степях и к востоку от Волги. Некоторые исследователи считают местом первоначального обитания этих племен пространство от Дуная до Урала. В IV—III тысячелетиях до н. э. у этих племен сложилась стойкая религиозная традиция, элементы которой сохранились в Индии у брахманов, в Иране — у жрецов местных культов, а позднее — в зороастризме. Предположительно в начале III тысячелетия до н. э. протоиндоиран-цы разделились на две ветви — индоарийскую и древнеиранскую. В результате длительных миграций индоарийцы, двигаясь с севера, заселили значительную часть полуострова Индостан, а древние иранцы — территорию Иранского нагорья и некоторые примыкающие к ней районы. Начало распространения арийских племен на территорию Средней Азии, Ирана и Афганистана историки датируют по-разному. Большинство современных российских исследователей полагает, что иранцы появились там в первой половине II тысячелетия до н. э. Часть из них двигалась с севера на юг, вероятно, через Кавказ, а часть — восточнее Каспийского моря. Вступая в контакты с местным оседлым населением, иранцы заимствовали элементы его земледельческой культуры. Автохтонное население, со своей стороны, усваивало язык при-
23 - 3404 353 шельцев, постепенно вытеснявший местные языки и наречия. По мнению Э. А. Грантовского, «продвижение иранских племен в Иране определенно не носило характера завоевания или проникновения с переходом власти на значительных территориях к представителям этих племен. Напротив, уже весьма многочисленное ираноязычное население в IX — нач. VII вв. до н. э. в основном оказывается в зависимости от политических образований, созданных старым местным населением как на территории Ирана (Мана, Элам, Элипи и др.), так и в соседних странах (Ассирия, Урарту)»1. Древние иранцы, как и их предки протоиндоиранцы, поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени олицетворявшим этические категории — справедливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой). Они обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые божества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра — договор, согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировались с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь — и как огонь очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении, и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Это его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквернением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия «свой — чужой»,«благой — вредоносный», «чистый — скверный», «оседлый — кочевой», «мирный — воинственный», придавалось особое значение. В ритуале жрецы — атрава-ны — употребляли, как и в Индии, опьяняющий напиток хаому. Огонь и вода были главными объектами поклонения, поскольку от них в решающей мере зависела жизнь скотоводов. По-видимому, древнейшим из индоиранских культов был культ вечного огня. Приношения огню и воде составляли основу ежедневного богослужения, которое называлось «ясна» (у индоарийцев — «яджна») — от «яз»: «приносить жертву, поклоняться». Каждый из обрядов предназначался определенному божеству — огня, воды, неба, земли, Солнца, Луны, ветра и т. п.
Бог огня Митра и бог воды Варуна получили звание «ахура» (на санскрите — «асура»), т. е. «Бог, господин». Существовали также культы божеств, олицетворявших абстрактные понятия: дружбу (Аирйа-ман), справедливость (Арштат), доблесть (Хамварэти), послушание (Сраоша), победа (Вэрэтрагна). Большинство богов представлялись в антропоморфном облике, но Вэрэтрагна в виде кабана, считавшегося Грантовский Э. А. О распространении иранских племен на территории Ирана//Исто-рия иранского государства и культуры. М., 1971. С. 316. воплощением отваги. Постепенно среди всех богов «ахура» возвысился Ахура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир делится на 7 областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и населен людьми. В языческих верованиях древних иранцев содержались начатки нравственных понятий, которые позднее получили развитие в зороастризме. Существовало представление о законе естества и гармонии как воплощении добродетели, «аша». Этому благодетельному началу противостояло зло, «друг» (на саскрите—«друх»). Соответственно все люди делились на праведников («ашаван») и приверженцев зла («друг-внант»).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |