Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древние иранцы и их верования




ЗОРОАСТРИЗМ. ПАРСИЗМ

История возникновения и становления зороастризма как официаль­ной религии древних иранских империй изобилует нерешенными во­просами и разноречивыми предположениями. Едва ли не каждое мне­ние, относящееся к истории зороастризма, есть не более чем гипотеза, и число предлагаемых исследователями версий того или иного эпизода этой истории неуклонно растет. Не вызывает никаких споров только иранское происхождение зороастризма.

Предками древних иранцев были протоиндоиранские (ина­че— арийские), вероятно, полукочевые скотоводческие племена, оби­тавшие, согласно одной из наиболее распространенных гипотез, в юж­но-русских степях и к востоку от Волги. Некоторые исследователи счи­тают местом первоначального обитания этих племен пространство от Дуная до Урала. В IV—III тысячелетиях до н. э. у этих племен сложи­лась стойкая религиозная традиция, элементы которой сохранились в Индии у брахманов, в Иране — у жрецов местных культов, а позд­нее — в зороастризме.

Предположительно в начале III тысячелетия до н. э. протоиндоиран-цы разделились на две ветви — индоарийскую и древнеиранскую. В ре­зультате длительных миграций индоарийцы, двигаясь с севера, засели­ли значительную часть полуострова Индостан, а древние иран­цы — территорию Иранского нагорья и некоторые примыкающие к ней районы. Начало распространения арийских племен на территорию Средней Азии, Ирана и Афганистана историки датируют по-разному. Большинство современных российских исследователей полагает, что иранцы появились там в первой половине II тысячелетия до н. э. Часть из них двигалась с севера на юг, вероятно, через Кавказ, а часть — вос­точнее Каспийского моря. Вступая в контакты с местным оседлым населением, иранцы заимствовали элементы его земледельческой куль­туры. Автохтонное население, со своей стороны, усваивало язык при-

23 - 3404 353


шельцев, постепенно вытеснявший местные языки и наречия. По мне­нию Э. А. Грантовского, «продвижение иранских племен в Иране опре­деленно не носило характера завоевания или проникновения с перехо­дом власти на значительных территориях к представителям этих пле­мен. Напротив, уже весьма многочисленное ираноязычное население в IX — нач. VII вв. до н. э. в основном оказывается в зависимости от по­литических образований, созданных старым местным населением как на территории Ирана (Мана, Элам, Элипи и др.), так и в соседних стра­нах (Ассирия, Урарту)»1.

Древние иранцы, как и их предки протоиндоиранцы, поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени олицетворявшим этические категории — справедливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой). Они обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые божества Мазда, воплощав­ший мудрость, правду, и Митра — договор, согласие, союз. Эти божест­ва и понятия все прочнее ассоциировались с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь — и как огонь очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении, и как животворящая сила солн­ца, и как всеочищающее пламя. Это его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквернением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия «свой — чужой»,«благой — вредонос­ный», «чистый — скверный», «оседлый — кочевой», «мирный — воин­ственный», придавалось особое значение. В ритуале жрецы — атрава-ны — употребляли, как и в Индии, опьяняющий напиток хаому. Огонь и вода были главными объектами поклонения, поскольку от них в ре­шающей мере зависела жизнь скотоводов. По-видимому, древнейшим из индоиранских культов был культ вечного огня. Приношения огню и воде составляли основу ежедневного богослужения, которое называ­лось «ясна» (у индоарийцев — «яджна») — от «яз»: «приносить жертву, поклоняться». Каждый из обрядов предназначался определенному бо­жеству — огня, воды, неба, земли, Солнца, Луны, ветра и т. п.

Бог огня Митра и бог воды Варуна получили звание «ахура» (на санскрите — «асура»), т. е. «Бог, господин». Существовали также куль­ты божеств, олицетворявших абстрактные понятия: дружбу (Аирйа-ман), справедливость (Арштат), доблесть (Хамварэти), послушание (Сраоша), победа (Вэрэтрагна). Большинство богов представлялись в антропоморфном облике, но Вэрэтрагна в виде кабана, считавшегося

Грантовский Э. А. О распространении иранских племен на территории Ирана//Исто-рия иранского государства и культуры. М., 1971. С. 316.


воплощением отваги. Постепенно среди всех богов «ахура» возвысился Ахура-Мазда (Господь Мудрости).

Древние иранцы верили, что мир делится на 7 областей-кругов, са­мый большой из которых находится в центре и населен людьми.

В языческих верованиях древних иранцев содержались начатки нравственных понятий, которые позднее получили развитие в зороаст­ризме. Существовало представление о законе естества и гармонии как воплощении добродетели, «аша». Этому благодетельному началу про­тивостояло зло, «друг» (на саскрите—«друх»). Соответственно все люди делились на праведников («ашаван») и приверженцев зла («друг-внант»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.