КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Митраизм
В древнеиранской религии с течением времени все более и более укрепляется тенденция монотеизма. Этот процесс находил свое выражение в усилении влияния и поклонения культу верховного бога Аху-ра-Мазды. Главной чертой этого культа является противопоставление доброго начала, носителем которого был Ахура-Мазда (греч. Ормузд), и злого, олицетворенного Анхра-Майнью (греч. Ариман). Ахура-Маз-дат— верховное божество зороастрийского пантеона богов. Буквальное значение — «господь мудрый». Он — воплощение добра, величия, победы. Анхра-Майнью — глава сил зла, тьмы, смерти — противник Ахура-Мазды. Со свитой злых сил он выступает против всех благих творений Ахура-Мазды. Анхра-Майнью породил зло, прегрешения, болезни, старость и т. д. Вокруг них формируется пантеон богов, которые делились на две группы. Боги одной группы назывались дайвы (древ, инд.— дэва) — злые боги, другой — асуры (авест.— ахура) — добрые боги. Между ними идет постоянная борьба. На рубеже I в. н. э. постепенно на первый план выходит культ бога Митры (авест. «договор», «согласие»), который считался одним из ближайших помощников Ахура-Мазды. В честь него в Авесте мы находим множество гимнов. Митраизм был распространен от Средней Азии и Северной Индии вплоть до Атлантического океана. В Средней Азии и Северной Индии Митра входил в число наиболее почитаемых божеств могущественного Кушанского государства. Его культ почитался во времена Ахеменидов. Ему поклонялись Кир Младший, Дарий I как богу солнца и вечного огня. В сасанидском Иране он занимал важное место в системе ортодоксального зороастризма. Митраизм был распространен в эллинистическом мире, с I в. н. э. в Риме, со II в. н. э. во всей Римской империи. Особенной популярностью он пользовался в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых главным образом были приверженцами культа Митры, считавшего его богом, приносившим победу. Сохранились остатки многочисленных святилищ-митрариумов вблизи римских лагерных стоянок, на которых можно встретить военную надпись «Непобедимому богу Солнца — Митре». В Дура-Евро-пос — небольшом городе на берегу реки Евфрат Митру почитали наряду с Юпитером, в других случаях отождествляли с Зевсом. Следы культа Митры ученые находят уже в эпоху индо-иранской общности. Образ Митры имеется в индийской мифологии в «Ведах» и иранской мифологии в «Авесте». В связи с этим в научной литературе существуют две точки зрения. Согласно одной — и индийский и авестийский Митра — это одно и то же. Согласно второй — они, имея одинаковые черты, в то же время различны. Например, если в иранских общинах дэвы были злыми духами, а асуры — добрыми, то в индийских общинах все обстояло наоборот. Представление о Митре особенно развито в «Михр-Яшт» — одном из самых длинных и известных гимнов Авесты. Старейшие части «Михр-Яшта» восходят к середине первого тысячелетия до н. э. Отдельные описания Митры даются и в других книгах Авесты. На Митру древние смотрели как на посредника между Ахура-Маз-дой и Анхра-Майнью; он охраняет человечество от зла, совершая тайные жертвоприношения, благодаря ему и восторжествует добро в мире. В иранских общинах Митра выступает как личностное божество, охраняющее всеобщий порядок, который требует соответствующего поведения человека: следование определенным моральным нормам, праву, почитанию богов. Главная цель жизни человека — помощь Ахура-Маз-де и Митре в борьбе со злыми силам; митраизм, таким образом, признает активную роль людей. Человек сам выбирает между добром и злом, правдой и ложью, беря всю ответственность за этот выбор на себя. Основой этики праведности являются добрые мысли, добрые слова, добрые дела; важны и другие добродетели: честность, правдивость, щедрость, мудрость и т. д. Эти качества противоположны качествам неверного, которого характеризуют злые мысли, злые слова, злые дела. Митраизм предлагает различные степени нравственного совершенства. Причем каждая степень имеет символическое название. Прежде всего воины — это те, кто вступает в борьбу со злыми силами. Львы и гиены — те, кто уже начал борьбу с коварным и злым духом злобы. Вороны — это те, кто жаждет и предчувствует смерть злого начала. Золотые или железные — кто закалился в борьбе со злом и несет в себе несокрушимую надежду на победу. Наконец «Победоносный Митра» — тот, кто победит зло. Митра в древнеиранской мифологии связан с идеей договора, посредничества, клятвы, согласия, дружбы. По легендам он имеет тысячу ушей и тысячу глаз, он — боец и его коней никто не может догнать. Он поражает всех, кого обвиняют в клятвопреступлении. Митра разрушает дома, страну, где живут те, кто выступает против него и нарушает клятвы. Митра упорядочивает жизнь, устанавливает согласие между людьми, охраняет страну от внутренних раздоров, войн, наказывает врагов. Здесь он выступает как бог войны, сражающийся на стороне праведного, верного договору и безжалостного по отношению к нарушителю закона и согласия. Митра — бог, который определяет морально-правовые нормы, следит за всем, что создал Ахура-Мазда. Он также охраняет государственные границы, что отражало тенденцию к консолидации племен в племенные союзы, преодолению межплеменных столкновений через заключение договоров. Митра почитался и как солнечный бог. Солнце воспринималось древними как главный источник и причина развития всей жизни, как двигатель мирового космоса, носитель общественного и морального законов. В этом плане на формирование культа Митры во многом повлияли древневосточные культы, и прежде всего месопотамская солярная религия. Так, бог Митра во многом схож с месопотамским богом солнца Шамашем. Считалось, что Митра начинает свой небесный путь как бог солнца с мифической горы Хары, о которой повествуется в Авесте. С нее он взирает на весь мир. Там нет ни мрака, ни ночи, ни ветра. В «Яштах» родителями Митры являются Ахура-Мазда и его супруга богиня земли Армайти (авест. «благочестие», «благонамеренность»). По другому преданию он родился на планетах, в пустом и темном гроте от девы по имени Мир, что означает «любовь», «жар». Маги принесли ему дары, которые обыкновенно приносили солнцу золото и благовония. Митра — брат богов Рашну (среднеир. Раши) и Сраоши (среднеир. Срош). Сраоша — бог религиозного послушания и порядка. Ему посвящены «Срош-яшт» и 57-я глава «Ясны» в Авесте. Он — посланец Аху-ра-Мазды, призван предотвращать заблуждения, ложные помыслы, стеречь от нечистой силы и злых духов. Рашну — божество правосудия, его атрибут — золотые весы. Он — постоянный спутник Митры, вездесущ и всеведущ. Место его пребывания, согласно иранской мифологии, является мировая река Ран-гха, которая выступает символом конца края. Глубина этой реки в тысячу раз превышает рост человека. Митра вместе с Рашну и Сраоши выступает судьей над душами мертвых на судейском мосту Чинват. Рашну взвешивает на весах хорошие и дурные поступки человека. На одну чашу весов помещаются благие мысли, слова и дела, на другую — дурные мысли, слова, дела. Если благие мысли, слова и дела перевешивают дурные, то душа устремляет- ся наверх в рай, в светлую обитель Ахура-Мазды, а в противном случае — низвергается вниз, в преисподню, где подвергается мучениям в обществе дэвов и Анхра-Майнью. Считается, что этот суд происходит в первые три дня после смерти. Поэтому так велико значение молитв, произносимых в эти дни. Митру изображали как воинственного храброго воина, который по небу и во время битвы разъезжает на колеснице, запряженной четырьмя белыми конями и становится язатой (бог — Т. 3.) войны. Колесницей Митры правит Аши — персонификация удачи, изобилия, счастья и блага. Аши аналогична римской Фортуне. В «Яштах» ее отцом назван Аху-ра-Мазда, матерью — Армайти, братьями — Сраоша, Рашну, Митра. Прокладывает путь колеснице Даэна — олицетворение учености, а также благочестивой приверженности зорорастризму и митраизму и морально-нравственных качеств человека. Праведнику после смерти Даэна является в виде прекрасной юной девы и сопровождает его в Дом Хвалы. Дом Хвалы — рай Ахура-Мазды, царство бесконечного света, место пребывания праведных душ. Душа праведника, прежде чем попасть в Дом Хвалы, проходит сферы звезд, Луны и Солнца. Грешника Даэна встречает в облике отвратительной старухи у моста Чинват и низвергает в преисподню, Дужахве — царство бесконечного мрака, ад, где обитает Анхра-Майнью. Имя Митридат («данный Митре») было очень распространено среди восточных царей, что свидетельствует о высоком значении Митры. Дарий Гистасп отвел одинаково почетные места эмблемам Ахура-Мазды и Митры на скульптурной доске своей усыпальницы (485 г. до н. э.). Свойства, которые приписывали Митре, были и физического, и нравственного характера. В физическом смысле он — светоносец и животворная сила природы. Он проникает повсюду, давая жизнь. В нравственном плане он — носитель праведности, олицетворяет сам порядок и охраняет его.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |