Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сикхизм времен десяти гуру: XVI — начало XVIII вв




В начале эпохи Великих Моголов новая религия, тогда еще не отли­чавшаяся воинственностью и вполне вписывавшаяся в рамки особого течения в индуизме — как, видимо, она поначалу и воспринималась му­сульманскими правителями Индии,— не вызывала особого беспокойст­ва со стороны центральной власти. Демократичный характер нового учения привлекал к нему много сторонников, сикхская община быстро росла и крепла, но на протяжении всего XVI в. не представляла опасно­сти для Моголов. Сикхи демонстрировали достаточно лояльное отно­шение к делийским правителям, а те, в особенности Акбар (1556—1605), возведший принцип религиозной терпимости в ранг госу­дарственной политики, также пока что не выделяли сикхов из числа прочих подданных. Создавая свою синтетическую религию дин-и илахи


(«божественная вера»), Акбар заимствовал наиболее импонировавшие ему элементы из разных конфессий, и учение о безусловной покорно­сти гуру, взятое им у сикхов, было едва ли не одним из важнейших по­ложений его «новой веры».

Отношение падишаха к сикхским лидерам мало отличалось от его взаимоотношений с представителями других конфессий. Третий гуру Амар Дас, имевший свои немалые земельные владения в Амритсаре, получил от Акбара право на пользование ими в качестве вакфа. Вскоре Амритсар стал главным сикхским центром. При Амар Дасе и его пре­емнике Рам Дасе (1574—1581) там был вырыт священный водоем, и на­чалось строительство Золотого храма (Хармандир), которое завершил пятый гуру Арджун (1581—1606).

К концу XVI в. в сикхской доктрине и практике произошли замет­ные изменения. Золотой храм стал местом паломничества сикхов — во­преки учению Нанака о том, что для почитания Бога не нужны ни хра­мы, ни его изображения, ни какие-либо другие материальные предметы культа. По приказу гуру Арджуна была составлена священная книга сикхов Ади Грантх («Изначальная Книга»; ее также именуют гуру Грантх — «Книга-Гуру», Грантх Сахиб — «Книга-Господин»). В нее во­шли стихи и гимны первых пяти, а затем и остальных гуру, а также произведения многих других идеологов бхакти и суфизма — Джайядева (XVI в.), Кабира (XV в.), Намдева (XV в.), Шейха Фарида (Фарид-удди-на Ганджишакара — XIII в.). Основной текст книги написан на панджа­би, со вставками на маратхи, раджастхани и других индийских языках. Ади Грантх была помещена на почетное место в Золотой храм, где на­ходится и по сей день.

С течением времени в сикхской общине стало очевидным сущест­венное расслоение ее членов и феодализация верхушки. Гуру Рам Даса именовали «сача бадшах» — «истинный падишах»: он обладал богатой казной, в которую поступали добровольные пожертвования, собирае­мые его гонцами — масандами; в их обязанности также вменялось про­пагандировать учение сикхов. При гуру Арджуне эти пожертвования приняли форму обязательных налогов, а масанды превратились в насто­ящих налогосборщиков. У пятого сикхского гуру были своя гвардия и двор, не уступавшие по пышности и убранству владениям мусульман­ских правителей; ему принадлежали обширные земли.

При Арджуне заметно усилилась тенденция к обожествлению гуру. В учении Нанака понятие гуру — Божественного Наставника, открыва­ющего ученикам дорогу к спасению,— имело множественное толкова­ние. Иногда под гуру понимался сам Бог; иногда было очевидно разли­чие между Богом и гуру, в роли которого мог выступать также голос


Бога, с помощью которого людям открывалась Истина; под гуру пони­малось и Слово (Шабд) — Божественная Истина. Во второй половине XVI в. эти религиозно-философские трактовки понятия гуру были ото­двинуты на второй план, и гуру стал восприниматься сикхами не иначе как военный и духовный лидер общины. При Арджуне эта должность стала наследственной.

По мере феодализации общинной верхушки и приобретения общи­ной все более воинственного характера, отношения последователей учения Нанака с Моголами начали портиться. Эпизодические воору­женные столкновения с войсками Моголов имели место уже в конце XVI в., а после смерти Акбара взаимоотношения сикхов с Дели стали развиваться по принципу «от плохого к худшему». Шестой гуру Хар Го-бинд (1605—1638 или 1645), по преданиям, всегда имел при себе два меча — один для защиты сикхской веры, другой — для борьбы с Мого­лами. У него была многотысячная армия, состоявшая из отдельных от­рядов, и численность ее неуклонно росла. Независимое и вызывающее поведение сикхов привело к тому, что по приказу императора Джахан-гира (1605—1627) Хар Гобинд был заточен в крепость, где провел 12 лет. Шах Джахан (1628—1658), стремясь добиться полного подчинения непокорных сикхов, организовал ряд карательных походов против них, но все они закончились неудачей для войск падишаха. Правда, сикхи пока что делали смиренный вид, чтобы не навлекать на себя излишнего гнева центральной власти, и оттачивали в сражениях с могольскими на­местниками в Панджабе свое военное мастерство.

Последний из Великих Моголов Аурангзеб (1658—1707), просла­вившийся своей фанатичностью и беспощадным преследованием ино­верцев, люто ненавидел сикхов. К этому времени мощная сикхская об­щина начала предпринимать активные действия, направленные против Дели, и во второй половине XVII— начале XVIII вв. Панджаб оказался охваченным крупнейшим антимогольским движением под знаменем сикхизма. Основное ядро его составляли крестьяне из касты джатов, поддержанные городскими торгово-ремесленными слоями. Во главе движения стояла общинная сикхская верхушка, чаяниям которой теперь отвечало создание собственного государства. Отлично вооруженные войска девятого гуру Тег Бахадура (1664-—1675) совершали нападения на могольские отряды, заставляли панджабских богачей-мусульман рас­ставаться с частью своих доходов в пользу сикхов. По приказу Ауранг-зеба Тег Бахадур был жестоко казнен в Дели вместе с пятью своими со­ратниками, и это вызвало мощную волну народного протеста.

Расширение социальной базы сикхизма, превращение религиозной идеологии сикхов в воинствующую повстанческую доктрину заставило


десятого гуру Гобинда Сингха (1675—1708) ввести ряд существенных изменений в учение Нанака и организацию сикхской общины. В 1699 г. он провозгласил, что отныне высшая духовная и светская власть пере­ходит от гуру к хальсе (букв, «чистые») — собранию вооруженных об­щинников: «Гуру — это хальса, а хальса — это гуру»; тем самым был положен конец линии живых гуру. Был избран совет общины из пяти наиболее преданных Гобинду Сингху сикхов («панч пиаре» — «пятеро избранных») — выходцев из разных каст. И тогда же был ликвидирован ненавистный всем институт масандов.

Отныне вступавшие в хальсу сикхи должны были торжественно от­речься от касты и подтвердить только одну свою принадлежность — к общине сикхов. С того времени и по сей день у сикхов существует осо­бая церемония посвящения в общину, символизирующая вступление в союз равных. Посвящаемый должен был отпить из общей чаши воду («амрита»), предварительно взболтанную обоюдоострым кинжалом. Его окропляли этой же водой, и он должен был вкусить пахаль — осо­бую пасту, приготовленную из муки, масла, сахара и воды. После этого он получал титул «амритдхари» (букв, «принявший амриту») и стано­вился полноправным членом хальсы. С этого времени сикхи стали раз­личаться как посвященные-амритдхари и непосвященные — сахадждха-ри или Нанак-пантхи («следующие путем Нанака»), которые также при­держивались учения Нанака, но не являлись членами хальсы.

Тогда же был введен особый кодекс поведения сикхов (он же — сикхский символ веры), получивший название «пять К». В соот­ветствии с ним сикхам предписано не стричь волосы и бороду (кеш), носить короткие кожаные шаровары (качха), волосы под тюрбаном за­креплять гребнем (кангха), всегда иметь при себе меч (кирпан) и желез­ный браслет (кара). К имени сикхов стал добавляться воинский титул «сингх» (лев). Таким образом, был узаконен военизированный характер общины, о чем говорило и появление нового понятия для обозначения Бога — «Сара блох» («Весь из стали»).

Ади Грантх была канонизирована, и ее копии стали появляться в сикхских храмах-гурдварах («врата гуру»), а также в специально выде­ленных комнатах в домах состоятельных общинников. С того времени стал активно разрабатываться церемониал, связанный с обожествлени­ем Ади Грантх. Сикхи крайне уважительно относятся к своей священ­ной книге, в соответствии с ритуалом ее обмахивают опахалом в тече­ние дня, торжественно выносят во главе праздничных процессий и це­ремоний, и специальные лица читают из нее тексты.

В итоге сикхизм к началу XVIII в. окончательно превратился в са­мостоятельную религиозную систему.

22 - 3404 337





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.