Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины




ТЕМА 4. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Понятие спроса. Величина спроса. Закон спроса и график кривой спроса. Факторы спроса. Виды спроса. Социальные эффекты. Понятие предложения. Закон предложения и график кривой предложения. Факторы предложения. Равновесие на рынке: установление, изменение, нарушение равновесия. Равновесная цена и ее функции. Излишек (выигрыш) потребителя и производителя. Максимальная и минимальная цена. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса: понятие, измерение, виды, влияющие факторы. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения: понятие, измерение, виды, влияющие факторы. Анализ коэффициентов эластичности. Коэффициенты эластичности, их значение и практическое применение.

 

 

Спрос – желание и способность потребителей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.

Величина (объем) спроса – количество товара, которое потребители хотят и могут купить по данной цене за определенный период времени.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой (Р) и величиной спроса на товар (Qd). То есть, чем ниже (выше) цена, тем больше (меньше) объем спроса при прочих равных условиях.

Эффект дохода – при снижении (повышении) цены на товар потребитель может купить больше (меньше) этого товара, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, изменение цены товара делает покупателя богаче или беднее, так как изменяется покупательная способность его дохода.

Эффект замещения – при снижении цены данного товара потребитель приобретает больше данного товара вместо другого товара с похожими потребительскими свойствами, который в данном случае становится относительно дороже. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми.

Индивидуальный спрос – спрос отдельного, конкретного потребителя.

Рыночный спрос – характеризует общий объем спроса на данный товар и формируется путем сложения индивидуальных спросов всех потребителей.

Неценовые факторы спроса - другие факторы, кроме цены, влияющие на спрос на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, потребительские вкусы и предпочтения, число потребителей и размер рынка, наличие на рынке и цены на взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары, потребительские ожидания и др.

Эффект Веблена – увеличение потребительского спроса, связанное с тем, что товар имеет более высокую цену (престижное или роскошное потребление).

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Предложение – желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке.

Величина (объем) предложения – количество товара, которое производитель желает и может произвести и поставить на рынок по данной цене за определенный период времени.

Закон предложения – прямая зависимость между ценой (Р) и величиной предложения на товар (Qs). То есть, чем выше (ниже) цена, тем больше (меньше) объем предложения при прочих равных условиях.

Индивидуальное предложение – предложение отдельного производителя.

Рыночное предложение – характеризует общий объем предложения данного товара и формируется как сумма индивидуальных предложений всех производителей.

Неценовые факторы предложения - другие факторы, кроме цены, влияющие на предложение товара на рынке. К неценовым факторам относятся цены на ресурсы, число производителей и продавцов, используемые технологии, налоги и дотации, ожидания производителей, государственное регулирование и др.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения и нет тенденции к изменению рыночной цены или объема товара. Цена, при которой объем предлагаемого на рынке товара соответствует объему спроса на него, называется равновесной ценой.

Излишек потребителя – разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке (рыночной ценой). Излишек потребителя представляет собой экономию денег при покупке товара.

Излишек производителя – разница между рыночной ценой товара и той минимальной ценой, по которой согласен продавать товар производитель. Это дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его товар превышает цену, по которой они готовы продавать этот товар на рынке.

Максимальная цена («цена потолка») – это установленная государством цена, выше которой производители и продавцы назначать за товар не могут. Такая цена устанавливается обычно ниже равновесной цены и защищает интересы покупателей (проезд в общественном транспорте, тарифы ЖКХ). Недостатком установления максимальной цены может стать дефицит товара.

Минимальная цена («цена пола») – это установленная государством цена, ниже которой покупатели предлагать за товар не могут. Такая цена устанавливается обычно выше равновесной цены и защищает интересы продавцов (минимальный размер оплаты труда). Недостатком установления минимальной цены может стать излишек товара.

Эластичность – это мера чувствительности одной переменной к изменению другой переменной, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной.

Эластичность спроса по цене – это относительное (в процентах) изменение объема спроса на товар под влиянием изменения цены на него на 1%, или это степень реакции спроса в результате изменения цены товара. Показатель эластичности называется коэффициентом эластичности и рассчитывается по формуле:

,

где Q1 – объем спроса после изменения цены;

Q0 – начальный объем спроса;

Р1 – цена товара после ее изменения;

Р0 – начальная цена товара.

Эластичность спроса по доходу – это относительное (в процентах) изменение объема спроса на товар под влиянием изменения дохода потребителей на 1%, или это степень реакции спроса в результате изменения дохода потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается по формуле:

,

где Q1 – объем спроса после изменения дохода потребителей;

Q0 – начальный объем спроса;

I1 – доход потребителя после изменения;

I0 – начальный доход потребителя.

Перекрестная эластичность спроса – это относительное (в процентах) изменение объема спроса на один товар под влиянием изменения цены другого товара на 1%, или это степень реакции спроса на один товар в результате изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по формуле:

,

где Q1y – объем спроса на товар У после изменения цены на товар Х;

Q0y – начальный объем спроса на товара У;

Р1x – цена товара Х после ее изменения;

Р0x – начальная цена товара Х.

Эластичность предложения по цене – это относительное (в процентах) изменение объема предложения товара под влиянием изменения цены на него на 1%, или это степень реакции предложения в результате изменения цены товара. Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:

,

где Q1 – объем предложения после изменения цены;

Q0 – начальный объем предложения;

Р1 – цена товара после ее изменения;

Р0 – начальная цена товара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.