Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины. Рыночная структура – это определенный тип строения отраслевого рынка с присущими ему проявлениями таких ключевых характеристик




 

Рыночная структура – это определенный тип строения отраслевого рынка с присущими ему проявлениями таких ключевых характеристик, предопределяющих поведение участников рынка и параметры равновесия, как количество субъектов рынка (продавцов и покупателей), их информированность и мобильность, тип выпускаемой продукции, условия вступления в отрасль и выхода из нее.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей товара с равными возможностями. При этом ни один из участников рынка в отдельности не может влиять на рыночную ситуацию. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: множество субъектов рынка, однородность продукции, отсутствие контроля над ценой со стороны фирмы, отсутствие входных барьеров, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой достаточно большое число фирм производит разнородную (дифференцированную) продукцию. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: большое число субъектов рынка, дифференцированная продукция, незначительный контроль над ценой со стороны фирмы, нет высоких входных барьеров, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Олигополия – это рыночная структура, при которой несколько крупных фирм контролируют основную его часть. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: небольшое число субъектов рынка, дифференцированная или однородная продукция, контроль над ценой зависит от типа делового поведения фирм, высокие входные барьеры, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Чистая монополия – это рыночная структура, при которой одна фирма является единственным продавцом данной продукции. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: один продавец и разное число покупателей, продукция не имеет близких заменителей, существенный контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста, практически непреодолимые входные барьеры, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Естественная монополия – ситуация, при которой спрос на товар (услугу) более эффективно удовлетворяется одной фирмой в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, так как в этом случае средние издержки минимальны (водо-, теплоснабжение и др.), либо монополизм обусловлен естественными правами монополиста (авторское право, интеллектуальная собственность и т.п.).

Монопсония – это рыночная структура, при которой имеется только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: один покупатель и разное число продавцов, продукция может быть однородной или дифференцированной, существенный контроль над ценой со стороны фирмы-монопсониста, значительные входные барьеры, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Однородная продукция – продукция конкурирующих фирм неразличима, то есть покупатель рассматривает товары разных производителей как полные аналоги и покупателю безразлично, у какого продавца приобретать товар.

Дифференцированная продукция – товар каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками (потребительские свойства товара, сервис, место продажи товара, реклама и т.п.), которые служат тому, чтобы покупатели предпочитали его товар товару конкурирующих фирм, то есть покупателю небезразлично, у какого продавца приобретать товар.

Входные барьеры – факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов.

Картель – форма сговора группы фирм, как правило, одной отрасли, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен, рынков сбыта, условий найма рабочей силы, политики по отношению к поставщикам и др.

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара или услуги разным покупателям по разным ценам, при этом различия в ценах не связаны с различиями в издержках производства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.