На самом деле, это состояние не относится к тем, которые требуются от человека. Человеку не приказано находиться в этом состоянии. Хотя человек, который движется по пути, обязательно попадает в это состояние. Когда Всевышний Аллах говорит о печали, Он либо запрещает её, либо отрицает. Что касается запрета, то Аллах говорит: «Не слабейте и не печальтесь». (Сура али ‘Имран, аят 139) А также: «Не скорби по ним». (Сура ан-Нахль, аят 127) А также: «Не печалься, ибо Аллах - с нами». (Сура ат-Тауба, аят 40) Что же касается отрицания, то Аллах говорит: «Они не познают страха и не будут опечалены». (Сура аль-Бакъара, аят 38) Это состояние не приносит сердцу никакой пользы. Печаль (уныние) любимо шайтану. Шайтан вызывает у раба Аллаха печаль, дабы раб остановил свое движение по прямому пути. Всевышний Аллах говорит: «Тайная беседа - от сатаны, стремящегося опечалить тех, которые уверовали». (Сура аль-Муджадаля, аят 10) Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил двоим вести тайную беседу в присутствии третьего. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если трое людей находятся вместе, то двое не должны переговариваться втайне от третьего до тех пор, пока они не смешаются с людьми. В противном случае они могут обидеть его». Этот хадис передали аль-Бухари (6290) и Муслим (2184), и текст хадиса принадлежит последнему. Печаль (уныние) не является чем-то требуемым или желанным и нет в ней никакой пользы. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Всевышнего Аллаха защиты от неё, говоря: «О Аллах! Я прошу у Тебя защиты от переживаний и печали». аль-Бухари, 6369.
Печаль является спутником переживаний. Разница между ними в том, что переживания связаны с будущим, а печаль связана с прошлым. И то, и другое, ослабляет сердце человека, тормозит его и ослабляет решимость. Но, как мы сказали, хочет человек или не хочет, он обязательно пройдет через это состояние. Поэтому обитатели Рая, войдя в Рай, скажут: «Хвала Аллаху, Который избавил нас от печали!» (Сура Фатыр, аят 34) Это указывает на то, что печаль постигала обитателей Рая в земной жизни так же, как постигали их и другие беды.
Это состояние — одно из самых великих и наиболее полезных для сердца. Оно является обязательным для каждого. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, - все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других». (Сура аль-Мумминун, аяты 57-61)
Сообщается со слов ‘Айшы (да будет доволен ею Аллах), которая сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха! Всевышний Аллах сказал: "...которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся". Эти слова касаются тех, кто прелюбодействует, пьет вино и ворует?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, о дочь правдивейшего! Речь идет о таком человеке, который постится, совершает намаз, и дает милостыню, и боится, что от него не будет принято». Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи», 3175.
аль-Хасан аль-Басри сказал по поводу этого аята: «Они совершают деяния угодные Аллаху, усердствуют в этом и боятся того, что их деяния будут отвергнуты. Верующим является тот, кто объединил в себе совершение благодеяний и трепет перед Аллахом, а лицемером является тот, кто объединил в себе злодеяния и ощущение безопасности от наказания Аллаха».
Есть несколько слов, которые указывают на страх. К ним относятся такие слова, как «الوجل» - /аль-уаджль/,«الخوف» - /аль-хауф/, «الخشية» - /аль-хашйя/, «الرهبة» - /ар-рахба/. Все эти слова близки по смыслу, однако они не являются синонимами. Абу-ль-Къасим аль-Джунейд сказал: «/аль-Хауф/ - это ожидание наказания на протяжении всей жизни». Другие сказали: «/аль-Хауф/ - это движение и колебание сердца, вызванное воспоминанием о чем-то страшном». Другие сказали: «/аль-Хауф/ - это сила знания о законах бытия». На самом деле это (последнее) не является определением страха (хауф), а является причиной страха. Другие сказали: «/аль-Хауф/ - это убегание сердца от чего-то неприятного при ощущении близости этого неприятного». /аль-Хашйя/ — это особый вид /аль-Хауфа/. /аль-Хашйя/ бывает только у тех людей, которые знают об Аллахе. Всевышний Аллах сказал:
«Боятся Аллаха(хашйа)среди Его рабов только обладающие знанием». (Сура Фатыр, аят 28) /аль-Хашйя/ — это страх сочетающийся со знанием о том, кого боишься. /ар-Рахба/ — испуганное убегание человека от чего-то неприятного (нежелательного). /аль-Уаджль/ — это содрогание сердца при воспоминании о наказании того, кого человек боится. /аль-Хауф/ присущ всем верующим, /аль-Хашйя/ — знающим. Также есть понятие «الهيبة» - благоговейный страх, то есть страх сочетающийся с возвеличиванием. Благоговейный страх (аль-хейба) присущ тем, кто любит Всевышнего Аллаха. Абу Хафс говорил: «Страх (аль-хауф) - это кнут Аллаха, посредством которого Он исправляет тех, кто убегает от Его дверей». Он также говорил: «Страх (аль-хауф) - это светильник в сердце, благодаря которому человек видит, что в его сердце есть хорошее, а что плохое». Абу Сулейман говорил: «Если страх (аль-хауф) уходит из сердца, то сердце постигает разрушение». Ибрахим ибн Суфйан говорил: «Когда в сердце человека поселяется страх, он сжигает пристанище страстей и изгоняет оттуда привязанность к мирскому». Зу-н-Нун говорил: «Люди остаются на прямом пути до тех пор, пока не лишаются страха, а когда лишаются его, впадают в заблуждение».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление