Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка теорий личности




В главе 1 мы предложили шесть критериев для оценки теорий личности. Теперь, когда мы завершили наше знакомство с теориями, представленными в этой книге, будет уместно рассмотреть, как подходы, предложенные Фрейдом, Адлером, Эрик соном, Бандурой, Келли, Роджерсом и другими, соотносятся с этими критериями.

Мы не будем пытаться сделать здесь исчерпывающий анализ, а просто бегло оце ним основные теоретические направления по каждому критерию. Таким образом, 580 •Глава 12. Психология личности

Таблица 12—. Позиции персонологов по шести главным критериям для оценки теорий личности. (Высокий, средний и низкий уровни показывают, насколько теория соответствует обсуждаемому критерию.)

Верифицируемость

Эвристическая ценность

Внутренняя согла сованность

Экономность

Широта охвата

Функциональная

значимость

НИЗКИЙ

Фрейд Олпорт

Адлер Келли

Эриксон

Олпорт

Келли

Олпорт

Келли

СРЕДНИЙ Маслоу

Адлер

Маслоу

Эриксон

Фрейд

Олпорт

Фрейд

Эриксон Олпорт

Скиннер Келли

Бандура Маслоу

Адлер

Эриксон

Бандура

ВЫСОКИЙ

Скиннер

Бандура

Роджерс

Фрейд Бандура

Скиннер Роджерс

Адлер Келли

Эриксон Маслоу

Скиннер Роджерс

Бандура

Адлер Олпорт

Зриксон Келли

Скиннер Маслоу

Бандура Роджерс

Фрейд

Адлер

Роджерс

Фрейд Маслоу

Скиннер Роджерс

читатель сможет сравнить актуальный статус ведущих направлений, представлен ных в этой книге. Мы используем трехуровневую оценку каждого направления по

этим шести критериям. Высокий уровень показывает, что теория очень хорошо

отвечает данному критерию; средний уровень означает, что теория удовлетворяет

критерию до определенной степени; низкий уровень предполагает, что теория не

соответствует критерию. Суммарный показатель каждой теории по всем категори ям приведен в табл. 12-1. Не нужно говорить, что рейтинг приблизителен и отра жает субъективные, но, надеемся, компетентные суждения.

Верифицируемое™ Критерий верифицируемости требует, чтобы теория содержала концепции, кото рые ясно и точно определены, логически связаны между собой и поддаются

эмпирической проверке. В этой связи возникает вопрос: можно ли в принципе

теоретические концепции проверять эмпирическим путем? Хотя теории личности в целом не очень хорошо отвечают данному критерию, между ними существуют

значительные различия.

В установленных нами границах позиции Скинпера, Бандуры и Роджерса по

верифицируемости можно оценить как высокие, особенно Скиннера, так как его Новые направления •581

концепции и отношения между ними точно определены. Для проверки его положений проведено множество экспериментов и накоплено огромное количе ство фактических данных. В поддержку основных концепций социально-ког нитивной теории Бандуры также получено значительное количество эмпири ческих данных. Ее строгие формулировки несомненно позволят выдвигать проверяемые гипотезы и в будущем. И наконец, Роджерс сформулировал тео ретические концепции для объяснения ряда сложных феноменов (например, ≪Я≫, рост личности, влияние психотерапии на личностные изменения) —кон цепции, которые много раз эмпирически проверялись и подтверждались. Хотя

теория Роджерса дает возможность для выдвижения экспериментальных гипо тез, некоторые из его концепций, такие как ≪тенденция актуализации≫, ≪полно ценное функционирование≫ и ≪организмическое переживание≫, слишком рас плывчаты для эмпирической проверки.

Гуманистическая теория Маслоу удовлетворяет критерию верифицируемости в умеренной степени. Из его фундаментальных концепций, подвергавшихся эмпи рической проверке, можно упомянуть иерархию потребностей, вершинные пережи вания и самоактуализацию. Теория Маслоу также послужила стимулом для со здания адекватного метода оценки уровня актуализации, на основе самоотчета.

К сожалению, для Маслоу характерны нечеткие формулировки. В результате

эмпирические доказательства в поддержку его теории нельзя считать очень осно вательными.

Позиции Фрейда, Адлера, Эриксона, Олпорта и Келли лишь в малой степени

удовлетворяют критерию верифицируемости. Хотя может показаться, что эти тео рии сформулированы очень ясно, все они состоят из глобальных конструктов (на пример, структурные концепции Фрейда, творческое ≪Я≫ Адлера, эпигенетический

принцип Эриксона, проприум Олпорта, основной постулат Келли), которым трудно

дать рабочие определения. Поэтому эмпирические исследования обычно трудны, если вообще возможны. В защиту этих теоретиков молено сказать, что они дей ствительно разработали оригинальные теории, чтобы объяснить как стабильные, так и динамические характеристики поведения человека. Тем не менее, их основ ные концепции таковы, что мы не можем эмпирически оценить все их достоинства.

Эвристическая ценность

Критерий эвристической ценности имеет отношение к тому, в какой степени теория непосредственно стимулировала исследования. Мы используем этот крите рий не в глобальном смысле, как ответ на вопрос, насколько теория завладела

вниманием общественности; скорее он ограничивается тем, проводились ли фак тически исследования, поводом для которых были гипотезы, вытекающие из тео рии. Иначе говоря, эвристическая ценность теории —это ее способность стиму лировать исследовательскую деятельность в пределах широкой области изучения

личности. И наоборот, критерий верифицируемости отражает то, в какой мере

гипотезы можно извлечь из теории и насколько они, после эмпирической провер ки, поддерживают главные положения теории.

Теории Фрейда, Скиннера, Бандуры и Роджерса довольно хорошо удовле творяют критерию эвристической ценности. Хотя исследования, касающиеся

582 •Глава 12. Психология личности психодинамической теории Фрейда, не могут безоговорочно доказать его концеп ции (так как верифицируемость теории низка), он вдохновил многих ученых, показав им, в каком направлении можно проводить исследования, чтобы улуч шить наши знания о поведении. Буквально тысячи исследований были подсказа ны теоретическими утверждениями Фрейда. Скиннеровская концепция оперант ного научения, как указывалось ранее, четко определена и поддается исследова нию. Скиннер оказал огромное влияние на исследовательскую деятельность

ученых во многих дисциплинах. Теория Бандуры также повлияла на работу

психологов в разнообразных областях (например, полоролевое развитие, помога ющее поведение, самоэффективность), причем группы испытуемых состояли из

людей самого разного возраста. Возможно, мы увидим рост ее эвристической

ценности для профессионалов в других дисциплинах в будущем. Теория Род жерса также послужила основой для активной исследовательской деятельности, особенно в области психотерапии, причем сам Роджерс провел первую практи ческую работу в этой сфере. Его теория также вызвала к жизни многочисленные

исследования связи между самонесоответствиями и негативными эмоциональны ми переживаниями.

О теориях Адлера, Эриксона и Маслоу можно сказать, что они получают сред нюю оценку по этому критерию. Теория Адлера недавно оказалась в фокусе вни мания в связи с возросшим интересом к проверке идеи о влиянии порядка рожде ния на формирование личности, а также попыткой создать надежную и валидную

единицу измерения социального интереса. Адлер также прямо или косвенно по влиял на таких выдающихся персонологов, как Роджерс, Маслоу и Роттер. Тем не

менее, многое в его теории остается непроверенным, и в настоящее время ее эмпи рическая поддержка не очень основательна. В свою очередь, рассуждения Эриксо на, связанные со стадиями развития эго, особенно концепции идентичности и ин тимности, стимулировали некоторые эмпирические исследования. Использование

Эриксоном психоанамнеза для изучения жизни политических, религиозных и ли тературных деятелей также повлияло на других исследователей, как в сфере пси хологии, так и вне ее. Однако многие его концепции очень абстрактны, поэтому их трудно превратить в рабочие гипотезы, которые можно проверить. И наконец, теория Маслоу послужила стимулом для исследования самоуважения, вершинно го переживания и самоактуализации. Теория Маслоу оказала влияние не только

на исследователей в области персонологии, но также и в сфере образования, менеджмента и здравоохранения. Хотя мы восхищаемся эвристической ценностью работ Маслоу, но факт остается фактом: многие его концепции определены нечет ко и поэтому трудны для проверки.

Теории Олпорта и Келли плохо отвечают критерию эвристической ценности.

Нельзя сказать, что эти теории не стимулировали воображение людей, конечно, они

делали это. Например, трудно читать Олпорта, не думая о том, как мы описываем

других (черты личности), или Келли, не думая о нашем собственном мышлении

(конструкты). Более того, акцент Олпорта на идеографический подход в изучении

личности и разработка Келли Pen-теста для оценки личностных конструктов по влияли на работу других ученых в области персонологии. Тем не менее, ни одно из

этих направлений не дало повода к современным эмпирическим исследованиям в сфере личности. Несмотря на другие несомненные достоинства, теории Олпорта и Келли имеют относительно низкую эвристическую ценность в наши дни.

Новые направления •583

Внутренняя согласованность

Внутренняя согласованность подразумевает, что теория должна логически после довательно объяснять те феномены, которые она рассматривает. К тому же, от дельные компоненты теории должны быть совместимы друг с другом. Как мы

замечали в главе 1, большинство теорий личности достаточно хорошо отвечают

этому критерию.

С точки зрения внутренней согласованности, теории Адлера, Эриксона, Скинне ра, Бандуры, Келли, Маслоу и Роджерса получают высокую оценку. Позиция каж дого из этих теоретиков по основным положениям о природе человека позволила

ему разработать систему теоретических концепций, объясняющих поведение чело века разумным образом. Мы можем не соглашаться с объяснением поведения, которое дает любая из этих теорий, но не можем не признать его соответствия

другим концепциям данного теоретика.

Из всех теорий, представленных в этой книге, кажется меньше всего этому

критерию отвечают теории Фрейда и Олпорта, их лучше всего оценить как имею щие умеренную внутреннюю согласованность. Относительно Фрейда общеизвест но, что природа его теории позволяет объяснять в значительной степени разные

типы поведения одной и той же концепцией или одинаковое поведение —разными

концепциями. Например, всегда ли то, что вы вовремя показываетесь своему ана литику, является признаком хорошей мотивации в терапевтическом процессе или

это проявление компульсивности, заложенное в анальной стадии развития? Такой

разброс объяснений предполагает далеко не идеальную внутреннюю согласован ность. В случае с Олпортом акцент на идеографический подход предполагает, что набор общих черт для объяснения поведения людей все же необходимо уточнить.

Эта проблема в сочетании с неоднозначными взаимоотношениями черт личности и проприума в теории мешает определить, насколько последовательно можно объяс нить поведение человека с позиций направления Олпорта. Но в целом можно

сказать, что ни одна из теорий личности не является несовершенной по этому

критерию —действительно все направления, представленные в этой книге, могут считаться удовлетворительными по внутренней согласованности.

Экономность

Идея экономности состоит в том, чтобы предпочитаемое теоретическое объяснение

психических явлений требовало как можно меньше концепций —чем меньше

концепций, тем экономичнее теория. Критерий экономичности также включает в себя простоту —чем проще теоретическое объяснение, тем более экономична

теория. В целом, экономичная теория привлекает для объяснения поведения че ловека необходимое количество концепций необходимой сложности. Принимая

во внимание природу и крайнюю сложность явлений, которые теоретики личнос ти пытаются объяснить, их теории прекрасно отвечают этому критерию.

Позиции Адлера, Эриксона, Скиннера, Бандуры, Олпорта, Келли, Маслоу и Род жерса можно оценить как хорошо удовлетворяющие критерию экономности.

Адлеровская теория чрезвычайно экономична в том смысле, что ограниченное чис ло стержневых концепций поддерживают всю теоретическую систему. Это же

584 •Глава 12. Психология личности относится и к Эриксону: личность описана в терминах психосоциального кризиса

и восьми главных стадий развития эго. У Скиннера используется небольшое коли чество концепций, сила которых состоит в том, что все они сосредоточены на на блюдаемом поведении. В теории Бандуры тоже сравнительно немного концепций, и все они большей частью связаны с феноменом когнитивно-социального научения, который он пытается объяснить. И в теории Олпорта относительно немного доста точно ясных концепций, которые, возможно за исключением проприума, не кажут ся слишком сложными для описания функционирования человека. Теория Келли

также экономична с ее основной концепцией конструкта, изящно вписывающейся

в когнитивную сферу, к которой он обращается. То же и у Маслоу —его концеп ция иерархии потребностей при своем ограниченном количестве уровней тем не

менее соответствует сложности проблемы мотивации человека и не слишком абст рактна. И наконец, теория Роджерса оказывается почти уж слишком экономичной, включив все мотивы в один мотив достижения совершенства (тенденция актуали зации) и объединив все возможные защитные стратегии в две основные формы за щиты (искажение восприятия и отрицание), что, конечно, не мешает феноменологи ческому направлению удовлетворять данному критерию.

Теория Фрейда оценивается как умеренно удовлетворяющая критерию эконо мичности. Существует определенная проблема с количеством концепций, которые

он выдвигает, при том что некоторые из них действительно являются очень эко номичными и убедительно объясняют личностную динамику. Например, многие

аспекты конфликта человека можно объяснить в терминах взаимодействий ид — эго —суперэго. Все же на фоне современной психологии теория Фрейда выглядит

слишком сложной вследствие его усилий дать объяснение фактически всем без

исключения аспектам личности человека. К тому же теория обращает на себя

внимание своим повышенным вниманием к сексу и агрессии как единственным

движущим силам поведения. По этим причинам она является теорией, которой не

хватает экономичности. Однако это небольшой недостаток по сравнению с тем

огромным влиянием, которое оказал Фрейд на человеческое мышление.

Широта охвата

Широта охвата относится к диапазону и многообразию явлений, охватываемых

теорией. В сущности, чем более разносторонней является теория личности, тем

больше аспектов поведения она затрагивает. Конечно, в этой книге мы рассматри вали теории, имеющие как минимум разумную широту охвата. В то же время по

большей части у нас сейчас нет теорий личности, которые непосредственно обра щались бы ко всем значительным аспектам функционирования человека. Причи ной тому является наличие определенных предпочтений у всех теоретиков: исход ные положения о природе человека отчасти заставляют их сосредоточиться на

определенных аспектах поведения человека и преуменьшать или даже отрицать другие. Конечным результатом является то, что большинство личностных теорий

имеют ≪фокус применимости≫ (термин Келли) —сферу поведения человека, кото рую они объясняют очень хорошо. Вследствие этого, большинству теорий не хва тает всесторонности, так как они не описывают и не интерпретируют адекватно те

аспекты поведения, которые находятся вне их фокуса применимости.

Новые направления •585

Тем не менее, теории Фрейда, Адлера и Роджерса можно оценить как хорошо удовлетворяющие критерию всесторонности. Фрейд разработал теоретическую систему, которая в этом отношении является выдающейся, охватывая огромный диапазон и многообразие поведенческих феноменов. Психические расстройства, сны, юмор, бессознательная мотивация, смерть, творчество, оговорки и опечатки, забывчивость, брак, инцест, мифы и сказки, война и социальные табу —все это можно объяснить в рамках психоанализа. Несомненно, его теория является самой всесторонней концептуальной системой, когда-либо сформулированной персоно логом. Теория Адлера практически соперничает с фрейдовской в этом отношении, охватывая широкий диапазон явлений, таких как этиология психических рас стройств, семейные взаимоотношения, психическое здоровье, и многочисленные ме тоды, с помощью которых политические, образовательные и религиозные институты влияют на развитие личности. Однако, как и фрейдизм, направление Адлера не сколько ограничено в смысле своей мотивационной основы. И наконец, многое из того, что сейчас известно о личности человека, можно объяснить в рамках теории Роджерса. Исходным источником для Роджерса был его опыт психотерапевта.

Являясь таковым, он создал направление, которое объясняет происхождение пато логического поведения и предлагает терапевтические средства его лечения. К то му же, его теория преуспела в объяснении того, как Я-концепция и внутренний мир субъективных переживаний воздействуют на поведение, каковы условия, по зволяющие людям реализовать свой потенциал, как можно улучшить методы обу чения на всех уровнях, и даже как снизить глобальные разногласия и достичь мира на Земле. Однако всесторонность теории ограничена отсутствием детально го объяснения того, как культурные факторы влияют на аномальное и нормальное развитие личности.

Остальные шесть теоретических направлений, обсуждавшихся в этой книге, можно оценить как умеренно отвечающие критерию всесторонности. Например, теория Эриксона ориентирована на широкий круг явлений, как нормальных, так и аномальных, но его сосредоточенность на восьми стадиях развития эго неизбеж но ограничивает ее диапазон. Скиннер намеренно подчеркивал простые элемен ты в поведении, и сначала его теория, основанная на экспериментах с животными, имела очень ограниченные возможности. Однако с годами Скиннер развил свои концепции и распространил их на более широкие сферы поведения человека, включая расстройства поведения, образование, промышленность и реформу юри дической системы. Как следствие, его теория имеет сейчас намного большую ши роту охвата, чем это было в начале. Теория Бандуры демонстрирует относительно полный анализ социально-когнитивных переменных, ответственных за усвоение, сохранение и модификацию агрессивного поведения. Более того, его концепция научения через наблюдение расширила наши знания о том, как усваиваются рас стройства поведения, как происходит развитие речи и как можно успешно исполь зовать самоподкрепление в модификации поведения. Другие жизненно важные темы современности, которые активно изучал Бандура, включают в себя нравствен ное поведение, отсрочку удовлетворения и осознанную самоэффективность. Одна ко теория Бандуры все еще находится в процессе развития, и мы можем не без основания ожидать, что в будущем ее разносторонность возрастет.

Теория Олпорта сосредоточена на здоровом функционировании и относительном исключении психопатологии, а его объяснение различных стадий развития проприума сформулировано в весьма общих терминах. К тому же теория ограничена в том смысле, что она признает влияние окружения на развитие личности, но не уточняет, каким образом оно влияет на функционирование. Таким образом, его теоретическое направление не удовлетворяет критерию всесторонности. Теория Келли, в свою очередь, изначально когнитивно ориентирована и в результате дает довольно одностороннюю трактовку личности, которая высвечивает рациональность человека, но принижает роль иррациональных мыслей и желаний, которые иногда контролируют его функционирование. Более того, направление Келли стремится отрицать роль ситуации в выстраивании поведения. Теория личностных конструктов является не очень разносторонней, хотя у нее есть возможность вобрать в себя гораздо больше явлений, чем сейчас. Маслоу обращается к вопросу личностного роста и развития людей. Хотя такой акцент необходим в современной психологии, к сожалению, его теория не дает точных переменных, которые контро лируют проявление и модификацию явлений самоактуализации. Теория также не дает основы для интерпретации многообразия аномальных явлений. Следова тельно, гуманистическое направление Маслоу несколько ограничено и в диапазо не, и в разнообразии психологических процессов, которые оно может включить в свою структуру.

586 •Глава 12. Психология личности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.