Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истолкование 1 страница. Аллилуйя! 1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его




Аллилуйя! 1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? 3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!

4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим, 5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.

 

1. «Аллилуйя». Славьте Яхве! Псалмопевец призывает все собрание восславить Господа в святом песнопении. Богу неугодно, когда Его хвалит один человек, а все остальные хранят молчание. Он хочет быть прославляем всеми святыми. Если бы Давиду довелось побывать в церквах, в которых поет только хор или группа певчих, он, несомненно, повернулся бы к собранию и сказал: «Славьте Господа!» Славить Господа приятно и полезно во всякое время и в любых обстоятельствах, даже если в следующее мгновение нам придется говорить о человеческих грехах. «Ибо Он благ». Благость Господня — это первое, за что мы, немощные существа, хотим восславить Бога, и хвала наша выражается в форме благодарения. Когда мы благодарим Творца за Его благие дары, мы тем самым хвалим Его. Забывать о благодарении недопустимо. Все, что мы можем сделать для Бога, это быть благодарными, не будем же пренебрегать этой святой обязанностью. «Ибо вовек милость Его». Милость — это благость Божья по отношению к грешникам. Все наши песни должны быть посвящены этому величайшему из божественных качеств. Слава Господу за то, что милость Его продолжается вовек, ведь человек как был, так достается грешником. Из века в век Господь окружает Своей милостью Церковь и каждого ее члена. Благодать Его не прекращается никогда. Уже в первом стихе мы находим две веских причины для прославления Господа: Господь благ, и милость Его вовек. Заметьте, что эти причины сами по себе являются хвалой. Лучше всего славит Господа тот, кто простыми словами излагает простые истины о совершенствах великого Бога. Для истинного прославления не требуется ни риторических приемов, ни поэтических гипербол. Простые факты о Господе — верх поэзии, а если человек излагает их с благоговением и верой, то он истинный поклонник. Первый стих сто пятого псалма — это текст, на котором основывается увещевание всех последующих стихов. Разбирая их мы увидим то, как Господь являл Свою милость избранному народу на протяжении веков.

2. «Кто изречет могущество Господа?» Может ли человеческий или ангельский язык в полной мере описать могущество Господа Бога? Оно неизреченно велико. Даже тот, кому довелось воочию видеть явления могущества Господня, не смог бы достойно их описать. «Возвестит все хвалы Его?» Возвещать дела Божьи — это то же самое, что славить Бога, поскольку Господь славен Своими делами. Словами мы не можем описать и десятой доли того, что Господь явил через Свои дела и черты характера. Тот, кто славит Господа, никогда не исчерпает причин для радостных славословий. Целой вечности не хватит для того, чтобы возвестить все хвалы Господа, даже если этим будут заниматься лучшие умы человечества, и даже если весь сонм искупленных будет непрестанно воздавать честь Господу единым гласом хвалы. Таким образом, вопрос, заданный псалмопевцем, не имеет ответа. Никто не в силах принять этот вызов — разве что в той скромной мере, в которой мы славим Господа своей благочестивой жизнью и благодарным сердцем.

3. Если Господь столь благ и столь достоин прославления, то в послушании Ему состоит наше счастье. «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» Как бесчисленны благословения, нисходящие на тех, кто хранит справедливость, в особенности же на тех редких праведников, которые хранят правду. В святости мы обретаем счастье. Путь праведности — это путь мира. Тем не менее, люди предпочитают оставлять этот путь и вставать на стезю губителей. Повествование последующих стихов — пример того, как народ израильский отступил от пути блаженства. Они не хранили суд и правду, но впали в безумие и беззаконие. Помышляя о совершенствах Господа Бога, псалмопевец с изумлением осознал, что всем служащим великому Творцу обещано блаженство. Он обратил внимание на то, как благословенны были племена израильские, когда они повиновались Богу, и как велико было их страдание, когда они отступали от Его заповедей, и еще больше убедился в истинности своих наблюдений. Если бы мы могли избавиться от греха, мы избавились бы и от скорбей. В этом случае мы были бы не просто праведными, но «хранили бы правду». Наша праведность была бы не эпизодической, а постоянной.

4. «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему». Каким бы ничтожным я ни был, не забывай обо мне. Воспомяни обо мне с милостью, так же как Ты вспоминаешь о Своих избранных сынах. Я не прошу о большем, но не могу просить о меньшем. Призри на меня, как на последнего из святых, и я буду доволен. С меня довольно, если я буду Твоим дальним родственником. Если даже Валаам желал умереть смертью праведного (Чис. 23:10), то с нас достаточно жить праведной жизнью и умереть праведной смертью. Это желание убережет нас от стремления избежать страданий, гонений и наказаний. Если такова доля всех святых, зачем же нам желать избавится от нее?

 

Могу ли я на небеса подняться,

В покой блаженный и в обитель грез,

Когда святые на земле томятся,

Страдая от скорбей, греха и слез?

 

Впрочем, мы молимся не только о том, чтобы Бог послал нам скорби праведных, но и о том, чтобы Он послал нам их радости. Если Господь благоволил к ним, то и мы не успокоимся, пока не увидим Его светлого лица. Мы желаем жить там, где живут они, радоваться, как радуются они, печалиться их печалью и во всем быть едиными с теми, кого Господь окружил Своим благоволением. В этом предложении мы находим сладостную, смиренную, покорную, но одновременно пылкую и всеобъемлющую молитву. Ею мог молиться как умирающий разбойник, так и живой апостол. Помолимся и мы ею.

«Посети меня спасением Твоим». Донеси до меня спасение Твое. Приди, Господи, в дом мой и в сердце мое. Даруй мне уготованное мне спасение, ибо Ты можешь мне его дать. Иногда с посещением Господа связывают наступление смерти, однако в нашем случае псалмопевец знает, что только посещение Господа может продлить ему жизнь. Иисус Христос сказал Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему», однако спасение это было результатом того, что Он сам явился в его дом. Вне Господа спасения быть не может. Господь должен сам посетить нас спасением, а иначе мы никогда его не обретем. Мы слишком больны, чтобы самостоятельно прийти на прием к великому Целителю, и потому Он сам должен посетить нас в дни болезни. О, если бы великий Блюститель душ явился в каждую церковь и благословил всех Своих овец! Иногда нам кажется, что вторая молитва этого стиха не для нас, что мы не достойны того, чтобы Господь вошел в наш дом. Посети меня, о Господь! Неужели это возможно? Смею ли я просить об этом? Впрочем, я не могу не просить Господа об этой милости, ибо только Он может принести мне спасение. Господи, приди ко мне и сотвори в сердце моем вечную обитель!

5. «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих». Псалмопевец надеялся на то, что Господь позволит ему приобщиться благословений народа Божьего, и это возбуждало в нем желание узреть светлый лик Господа. Бог–Отец благословил нас во Христе всяким духовным благословением и избрал нас в Нем прежде создания мира, и мы всем сердцем уповаем на то, что Он приобщит нас этим благословенным дарам в результате Своего спасительного посещения. Другие блага нам не нужны. Единственное наше желание — это видеть, осязать и наслаждаться тем великим даром, которым Господь благословил святых. «Веселиться веселием народа Твоего». Открыв Господу свое желание приобщиться благоденствию избранных сынов Божьих, псалмопевец просит Всевышнего о том, чтобы на него сошло веселие святого народа. На всей земле нет более счастливых людей, чем святые. «Хвалиться с наследием Твоим». Псалмопевец жаждет хвалиться тем же, чем хвалятся избранные. Он готов терпеть поношение ради Христа и почитать это большим сокровищем, чем все мирские богатства. Слава святых на земле состоит в том, чтобы служить Господу и претерпевать поругание ради имени Его. Господь, дай мне силы радоваться, когда я страдаю за имя Твое. Слава святых на небесах состоит в том, чтобы пребывать с Господом и наслаждаться благословениями во Христе. Господи, даруй и мне место в Твоих небесных обителях.

Хотя вступительные славословия и молитвы приводятся в самом начале псалма, они, по сути, являются плодом размышлений, изложенных во всех последующих стихах. Таким образом, их можно воспринимать не только как предисловие к основной теме псалма, но и как мораль всей песни в целом.

 

6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду. 7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. 8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.

9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше; 10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага. 11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось. 12 И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему.

 

6. «Согрешили мы с отцами нашими». Это начало развернутой исповеди. Признание грехов — это самый быстрый способ получить ответ на молитву четвертого стиха. Бог посещает спасением только ту душу, которая осознает свою нужду в Спасителе. Мы грешим вместе с отцами нашими, когда ходим их путями, поклоняемся их идолам и делаем свою жизнь продолжением их безумств. В последующих стихах речь идет не о частных, а о национальных грехах, поскольку Израиль — это не один человек, а целый народ. Израильтяне пользовались общенациональными привилегиями, а значит, были сопричастниками общенациональных беззаконий. «Совершили беззаконие, соделали неправду». Трижды псалмопевец повторяет эту исповедь, как бы подчеркивая ее искренность и правдивость. Мы не должны скрывать от Господа своих грехов: ни греховных действий, ни греховного бездействия, ни бунтарских настроений, — если хотим обрести прощение за все свои чудовищные беззакония.

7. «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих». Увидев чудеса Господни в Египте, отцы наши не поняли их, поскольку были невежественны сердцем. Они не уразумели ни милостивых замыслов Господа, ни важных нравственных и духовных уроков, ни явления божественной силы и правды. Долгое пребывание среди идолопоклонников притупило духовное восприятие избранного народа, годы тяжелого рабского существования приучили их к умственной лени. Как часто мы не разумеем чудес Господних или превратно истолковываем их? С великой скорбью отмечу, что дети не слишком далеко ушли от своих отцов. Отцы наши могли оставить нам только то, что имели, и потому мы унаследовали от них обилие грехов и недостаток мудрости. Из этого стиха мы понимаем, что недостаток духовного разумения не является оправданием греха! Напротив, это еще один пункт обвинительного вердикта, составленного против Израиля.

«Не помнили множества милостей Твоих». Недостаток духовного разумения ведет к потере памяти. То, чего мы не понимаем, скоро ускользает из нашей памяти. Никто не любит держать в памяти бесполезные детали. Пока мы не поняли того, что за ними стоит, мы не станем их запоминать. Израиль забыл множество милостей Господа и тем самым усугубил свой грех. Неужели в сердцах их не осталось памяти ни об одном благодеянии Господа? Впрочем, если благодать Божья не даст нам разумения, память о благодеяниях Господа быстро изгладится из наших порочных сердец. «И возмутились у моря, у Чермного моря». Бунтарские настроения с самых первых дней пути — плохой знак. Тот, кто начинает свой путь с возмущения и ропота, едва ли исправится в дальнейшем. Не успел Израиль покинуть пределы Египта, как тут же прогневал Господа, усомнившись в Его способности избавлять и тем самым поставив под вопрос Его верность. Море было Красным только по названию, грехи же израильтян были багряны на самом деле. Чермное море еще называли морем водорослей, в сердцах же избранников Божьих росли настоящие заросли сорняков.

8. «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое». Господь не мог найти других причин для спасения Израиля и потому спас их ради Своей славы, дабы показать Свое могущество. Даже если Израиль не заслуживает спасения, гордыня фараона должна быть сокрушена, а значит, Израиль будет спасен. Господь — ревнитель Своей славы и Своего имени. О Нем никогда не скажут, что Он неспособен спасти народ Свой, или что Он не хочет этого делать, или что Он не может сокрушить гордыню надменных врагов. Любовь к собственной славе побуждает Господа быть милосердным, и мы радуемся тому, что Он великий ревнитель собственного имени.

9. «Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло». Таково могущество слова Божьего. Море услышало глас Божий и повиновалось. Сколько же упреков требуется нам, чтобы смириться пред Господом? Неужели мы более непокорны, чем океанская стихия? Бог воспретил морю, сказав: «Зачем преграждаешь путь народу Моему? Он должен перейти на другой берег, чтобы добраться до Ханаана. Как смеешь ты препятствовать ему?» Услышав голос своего Повелителя, море расступилось. «И провел их по безднам, как по суше». Колена израильские прошли по дну залива, как по сухим пескам пустыни. Переход не был для них опасным, ибо сам Господь заповедал им идти вперед. Он сам вел их, а значит, им ничего не угрожало. Мы также прошли через множество скорбей и испытаний, и Господь всегда защищал нас. Он был нашим неизменным Вождем, и потому мы не знали страха и бедствий. Он провел нас по безднам, как по пустыне.

10. «И спас их от руки ненавидящего». Фараон погиб в пучине морской, и могущество Египта поколебалось настолько, что за все сорок лет блужданий по пустыне Израиль ни разу не слышал о своих бывших хозяевах. «И избавил их от руки врага». Господь избавил их Своей державной десницей. Это избавление является одним их самых ярких и глубоких образов искупления народа Божьего от греха и ада, свершившегося в Иисусе Христе силою, действующей ныне в сынах Божьих.

11. «Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось». Господь ничего не делает наполовину. Все начатое Он доводит до конца. Израильтяне воочию видели полноту божественной справедливости, явленную в совершенном истреблении египтян. Они были свидетелями того, как точно Господь исполняет Свои обещания, и потому их грех был вдвойне тяжек. Воды, покрывшие врагов Израиля, — это прообраз прощения Божьего, покрывающего наши грехи. Все они утонули в море и никогда не вернутся. Да будет имя Господа благословенно. Он уничтожил все наши грехи до единого. Кровь Христа очистила нас от греховных помыслов, неправедных слов и порочных дел. «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19).

12. «И поверили они словам Его». Иначе говоря, они поверили в обещание, когда увидели его исполнившимся, но не раньше. Псалмопевец упоминает этот факт не для того, чтобы похвалить израильтян, а для того, чтобы устыдить их. Тот, кто верует в слово Божье только после того, как оно исполнилось, не является верующим. Нам не нужно верить в то, что мы и так видим. Такая вера могла быть и у египтян. «И воспели хвалу Ему». Разве могли они поступить иначе? Величественная песнь израильтян является прообразом небесных песнопений. Впрочем, несмотря на всю свою сладость, она скоро оборвалась, и народ снова начал роптать. «Воспой хвалу Ему», но «скоро забыли дела Его». Переход от песен ко греху оказался для них слишком быстрым. Песнь их была великолепна, но славословия слишком быстро уступили место сетованиям.

 

13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; 14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. 15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.

 

13. «Но скоро забыли дела Его». Слишком быстро милости Божьи выветрились из их памяти. Слишком скоро в их сердцах поселилась неблагодарность. «Не дождались Его изволения». Израильтяне не дождались ни заповеди Божьей, ни Его обещания. Они уповали только на самих себя и не желали слушать кого бы то ни было. Именно этот грех является наиболее распространенным среди верующих на сегодняшний день. Как трудно нам ожидать Господа и уповать на Него! Совет и сила у Бога, мы же по глупости своей ищем и того и другого в самих себе и, конечно же, совершаем ошибки.

14. «Увлеклись похотением в пустыне». Израильтяне не желали ожидать исполнения воли Божьей, и во всем следовали только своей собственной воле. Даже обилие вкусной и полезной пищи удовлетворило их совсем ненадолго, прошло немного времени, и они презрели хлеб ангелов. Избранный народ возжелал мяса, которое было вредно для них изза жаркого климата и отсутствия физической работы. Это желание вызревало в них долго, пока наконец не превратилось в безудержную манию, в страсть, подобную бешеному мустангу, понесшему своего седока. Обезумевший народ готов был проклясть Бога и отказаться от земли, текущей молоком и медом, только бы набить свое чрево мясом. Удивительно, что Господь не воздал им по словам их. «Искусили Бога в необитаемой». Сыны Израилевы зависели от Бога во всем и ежедневно получали от Него хлеб насущный, но, несмотря на это, все же дерзнули искусить Всевышнего и усомниться в Его могуществе. Они хотели, чтобы Бог изменил Своим мудрым замыслам и стал исполнять их похоти и вожделения, чтобы Он совершал чудеса по их первому требованию. Господь, конечно же, не мог этого сделать, однако они со своей стороны старались принудить Его к этому всеми силами. У них, разумеется, ничего не вышло, но не потому, что в сердцах их было достаточно истины, а потому, что «Бог не искушается злом» (Иак. 1:13). Искушение не имеет над Ним никакой власти. Человеческие угрозы и обещания не могут поколебать Его намерений.

15. «И Он исполнил прошение их». Иногда Бог отвечает на наши молитвы в гневе, а иногда говорит нам «нет» из любви. Даже если Господь отвечает на прошения людей положительно, это вовсе не значит, что они пользуются Его благорасположением. Все зависит от того, что это за прошение. «Но послал язву на души их». Желанная трапеза обернулась горечью в устах их. Когда пища приходит к нам без благословения, она оборачивается для нас проклятием. Мясо, утучняющее тело человека, не принесло израильтянам никакой пользы, поскольку души их были уязвлены. Если нам суждено испытать бедность, то не дай Бог, чтобы это была бедность души. Меж тем такова участь многих, кто богат в веке сем. Они накапливают земные сокровища, имение их растет, а души — скудеют. Получить серебро вместо золота — большая неудача, но обрести весь мир, повредив собственной душе, — гораздо хуже. С какой поспешностью израильтяне отозвали бы свои прошения, если бы знали, что они получат вместе с ответом! Молитвы о похотях будут стоить нам горьких слез. Мы жаждем чегото, горим нетерпением, раздражаемся, но, получив желание сердца нашего, печалимся еще больше, ибо понимаем, что это совсем не то, чего мы хотели на самом деле.

 

16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню. 17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона. 18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.

 

16. «И позавидовали в стане Моисею». Израильтяне всем были обязаны Моисею, избранному сосуду Божьему. И все же они позавидовали его власти. Некоторые восстали против него открыто и возглавили мятеж. Духом недовольства были заражены все без исключения, и потому грех неповиновения был вменен всему народу. Кто может не поддаться зависти, если даже самые кроткие часто не могут устоять против этого искушения? Разумеется, зависть израильтян была беспричинна: Моисею приходилось работать больше всех и нести на себе самое тяжкое бремя. Народ должен был проявлять к нему сочувствие, а посему зависть с его стороны была совершенно неуместна. «И Аарону, святому Господню». Святым Аарона сделало избрание Божье. Израильтяне же, вместо того чтобы возблагодарить Господа за первосвященника, чьими ходатайствами очищались их грехи, восстали против помазанника небес. Они вступили в пререкания с тем, кто был призван приносить за них жертвы. Таким образом, израильтяне не подчинились ни государственной, ни церковной власти: они отвергли как скипетр Моисея, так и митру Аарона. Зависть к добрым людям и ненависть к благодетелям — свойство развращенной и порочной натуры.

17. «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона». Корей не упоминается в списке погибших по той причине, что дом его был помилован Господом. Мятежные и неблагодарные сердца были для земли невыносимым бременем, и в конце концов она его сбросила (Чис. 16:31—32; Втор. 11:6). Как только завистники начали нападать на Моисея и Аарона, верных рабов Божьих, терпению Всевышнего пришел конец. Господь любит Своих детей и хранит их от нападок врагов как зеницу ока (Втор. 32–ю) — Когдато Моисей разверз бездну морскую, чтобы израильтяне прошли по ней, как по сухой земле, а теперь сама земля разверзлась и поглотила тех, кто прогневал Господа. Пришло время покрыть наготу их греха, земля отверзла уста и поглотила тех, кто посмел открыть уста для хулы на Господа и Его верных служителей.

18. «И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых». Левиты, примкнувшие к Корею, погибли от огня.

Домогавшиеся священства и принесшие Богу неугодные воскурения приняли достойную смерть за свои преступления. Колчан Господа полон стрел: тех, кого не поглотила бездна, настигнет огонь. Псалмопевец упоминает о страшном правосудии Господа для того, чтобы показать нераскаянность и упорство избранного народа, продолжавшего восставать против Господа. Ни гнев, ни милость не могли отвратить их сердца от греха. Они не покорялись ни узде, ни кнуту.

 

19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; 20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. 21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, 22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря. 23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их.

 

19. «Сделали тельца у Хорива». Непокорный народ нарушил вторую, если не первую, заповедь в том самом месте, где ранее поклялся повиноваться воле Божьей во всем. Они сделали себе египетского истукана, золотого вола, и поклонились ему. Псалмопевец называет статую вола «тельцом» исключительно в насмешку. Идол — ничто, он не достоин даже малейшего внимания с нашей стороны. Все попытки изобразить невидимого Бога смехотворны и потому достойны нашего презрения. Со стороны израильтян было верхом безумия думать, будто божественная слава может обитать в обыкновенном тельце — впрочем, даже не в тельце, а в его изображении. Вообразить, что изображение тельца может быть изображением Бога, — величайшая глупость. «И поклонились истукану». Неверный народ воздал тельцу должные почести и провозгласил: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Какое безрассудство! Все то же самое можно отнести и на счет приверженцев внешней обрядности, которые связывают свою веру с бесчисленным количеством образов и символов. Они не понимают сущности духовного поклонения, их поклонение основано на чувствах — обонянии, зрении и слышании. Как велико безумие тех, кто сам преграждает себе путь к богоугодному поклонению и предпочитает путь обрядов и ритуалов, отягощающих человеческое сердце и препятствующих его приближению к Богу! Мы знаем, какой помпой и блеском окружено папское богослужение, однако даже если истукан изготовлен из золота, Бог благоволит к нему не больше, чем к куче навоза. Никакое искусство не может скрыть уродливости греха. Нам говорят, что их образы в высшей степени убедительны. Ну и что? Бог запретил нам создавать изображения. Все притязания на то, будто при помощи образов человек поклоняется с гораздо большей искренностью и пылом, беспочвенны. Искреннее участие в том, что запрещено Богом, делает грех человека еще более тяжким.

20. «И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву». Они утверждали, будто поклоняются Богу при помощи истинного и наглядного образа, в котором великая сила Господа явлена всему народу. С возвращением к обрядовости и пышным ритуалам они связывали всенародное пробуждение — народ действительно обступил Аарона со всех сторон и неистово плясал вокруг тельца. На самом же деле они оставили истинного Бога, в поклонении которому состояла их слава. Золотой телец был заменой Бога, а не Его изображением. Действительно, можно ли сравнить Бога с тельцом? Нет. Следовательно, презрительное отношение псалмопевца к этому идолу было вполне справедливым. Презрение к истукану — это косвенное признание Бога. Лжебоги, попытки изобразить истинного Бога, да и все материальное, чему мы так часто поклоняемся на земле, суть мерзость пред лицом Господа, даже если речь идет о крестах, распятьях, статуях девы Марии, облатках, мощах или самом папе. Как же неискренни мы в отношении подобных мерзостей! Если Бог ненавидит их, то и мы должны проникнуться к ним чувством презрения. Променять славу духовного поклонения на мишурный блеск — верх безумия, заслуживающий нашего порицания.

21—22. «Забыли Бога, Спасителя своего». Помнить о тельце — значит забыть о Господе. Несмотря на то, что Бог запретил им делать изображения (Исх. 20:4), они дерзнули ослушаться Его и пренебрегли заповедью. Очевидно, они не помнили ни Бога, ни черт Его характера, поскольку в противном случае никогда не уподобили бы Его животному, съедающему траву. Некоторые люди искренне надеются, что Бог пребудет с ними, даже если они не отрекутся от своих грехов. Меж тем все грешащие сознательно и намеренно уже удалились от Господа, и Он вычеркнул их из Своей памяти. «Совершившего великое в Египте». В Египте Бог сокрушил всех идолов. Израильтяне же сравнили Его с одним из египетских божеств и тем самым пренебрегли Господом, свершившим великое в Египте. Мог ли вол совершать чудеса? Мог ли золотой телец навести казни на врагов Израиля? Какое безумие — возводить жалкое подобие Бога, когда вы только что видели Его безмерное могущество! «Дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря». Израильтяне стали очевидцами самых разнообразных чудес — Господь щедро расточает свидетельства Своей вечной силы и Божества. Но даже увидев Его великие деяния, они все равно отказались поклоняться Ему установленным образом. Им понадобилось «руководство к поклонению» собственного изобретения, четкий и детально разработанный ритуал, подобный тем, что они видели в Египте, видимый объект поклонения, с помощью которого они могли бы почитать Яхве. Одного этого было достаточно, чтобы прогневать Господа, и ярость Его обрушилась на головы отступников. Насколько же грехи наши гневят Господа в настоящее время!

23. «И хотел истребить их». Наконец Бог стал грозить им полным истреблением. После первого греха в пустыне Бог послал язву на души их, после второго — очистил стан от виновных и спалил нечестивцем огнем, после третьего — стал грозить им уничтожением, после четвертого — поднял руку, а после пятого — нанес сокрушительный удар. Чем больше они упорствовали в грехе, тем суровей было наказание. Печальная участь Израиля — предостережение в адрес тех, кто не желает оставлять своих беззаконий. Прежде чем нанести удар, Господь всегда увещевает народ Свой словами. «И хотел истребить их». Слова Господа не пустая угроза. Он достаточно могущественен для того, чтобы слова Его не расходились с делом.

«Если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине». Подобно отважному воину, сдерживающему натиск врага в проломе стены, Моисей остановил карающую десницу Божью своими молитвами. Бог особенным образом благоволил к молитвам Моисея, поскольку тот являлся одним из самых выдающихся предтеч Господа нашего, о котором сказано: «Избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». Как избранный Искупитель вступился за грешный мир перед Господом, так и Моисей встал в проломе между Господом и Его многогрешным народом, защитив их своими ходатайствами. История Моисея интересна и поучительна. Она возвеличивает благость Господа, позволившего благочестивым молитвам отвратить от Израиля уготованную ему казнь. Великий законодатель ходатайствовал пред Господом за свой возлюбленный народ бескорыстно, отрекшись от всех дарованных ему привилегий, «чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их». Такова сила молитвы, исходящей из праведного сердца! Каким бы великим ни был гнев Божий против Израиля, могущественная молитва Моисея отвратила его. Как же ревностно должны мы ходатайствовать пред Господом за сей падший мир и за наш многогрешный народ в особенности! Благородная цель достойна того, чтобы для ее достижения употребить действенное средство. Господь всегда отвечает на молитвы, но будем ли мы Его просить?

 

24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его; 25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня. 26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне, 27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.

 

24. «И презрели они землю желанную». Об обещанной земле они говорили пренебрежительно, как если бы она ничем не отличалась от других земель. Овладевать ею с оружием в руках они отказались. Египет, страна рабства и железных оков, казался им более райским уголком, чем Ханаан, текущий молоком и медом. Когда христианин начинает говорить о Царстве Небесном с пренебрежением — это верный признак того, что ум его развращен. Презрительно относиться к тому, что Господь высоко ценит, искренне любит и хранит для избранных — богохульство. Предпочитать земное небесному — это все равно, что предпочитать Египет Ханаану, землю рабства — благословенному наследию. «Не верили слову Его». Корнем их греха было неверие. Если мы не веруем в слово Божье, мы будем пренебрежительно относиться к тому, что Бог обещает. «Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:19). Неверие закрыло им вход в землю обещанную. Когда странники, ищущие небесного града, начинают сомневаться в Господе и Его обещаниях райского блаженства, они постепенно теряют интерес ко всему, что обещано им в конце пути. Неверие делает их плохими странниками. Именно неверие заставило израильтян выслать в землю ханаанскую соглядатаев. Доставленные ими сведения оказались противоречивыми, и в ожесточенных сердцах вспыхнули новые сомнения, приведшие к весьма плачевным последствиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.