Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция произвольной регуляции. Эмоционально-воевой сферы




 

Побудительной силой произвольного действия является принятое решение, оно направлено на достижение цели, а затем происходит сопоставление желаемого результата с достигнутым — оцен­ка, контроль.

В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков: от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, разверну­той инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и кон­тролю за результатами.

Для формирования умения планировать свои действия важно исполь­зовать приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию,. рассматри­вать ситуацию с точки зрения другого. Так он учится видеть связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно им не осознаются. Благодаря соотнесению разных точек зрения расширяется и формируется сознание..

На первом этапе задача решается ребенком совместно с партнером (психо­лог или другой ребенок), а затем ему предлагается продолжить решение задачи в одиночку. Теперь от него требуется выполнять как те операции, которые чис­лились за ним, так и те, которыми занимался партнер. В такой «игре за двоих» образуется новый алгоритм поведения ребенка, что способствует оптимизации планирования им своих собственных, произвольных и осознанных действий.

Это можно осуществить в форме урока: ребенок-ведущий в роли психолога, а остальные — ученики. Предложите этому «учителю» придумать или дать из уже пройденных любое задание, которое выполняют все дети; он же указывает на ошибки и объясняет, как их исправить. В роли учителя долж­ны побывать все участники группы.

Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция и обсуждение всех этапов работы. Оптималь­ным приемом для развития произвольной саморегуляции являются предлага­емые на всех этапах развернутые инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности создания собственной, целостной и не­противоречивой программы поведения.

В дальнейшем он начинает применять усвоенный алгоритм для планирова­ния и оценки деятельности других (сверстников, родителей, психолога), а уже затем овладевает умением самостоятельно выстраивать и регулировать собственную деятельность. Важнейшим этапом формирования у детей функций произ­вольной саморегуляции и самоконтроля является усвоение ими навыка автома­тически задавать себе вопросы «почему?» и «за­чем?» и отвечать на них.

Значимым фактором является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми и самим собой. Базой здесь должно быть соблюдение в повседневной жизни режима и определенных «домашних» ритуалов и обязанностей (мытье рук, чи­стка зубов, переодевание в домашнюю одежду после прихода с улицы и т.д.).

С самого начала занятий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы), поведения в группе, основные принципы взаимодействия с ее чле­нами. На первых порах особенно важны четкая, повторяющаяся структура занятия, неизменное положение предметов и вещей в классе, так как это является дополнительным организующим моментом. Всегда актуально введение временного лимита на выполнение задания, а также соревно­вательного компонента в играх, эстафетах и т.д.

Начало коррекционной работы требует достаточно твердой позиции психолога, что способствует закреплению, автоматизации алго­ритма занятия. Через 5—7 уроков можно изменить установивший­ся порядок (ритуал), чтобы активизировать у детей внутренний контроль за происходящим, потребность в вопросах.

В ритуал начала занятий целесообразно включать групповое приветствие. Это может быть прослушивание определенной мелодии, обсуждение прошлого занятия или домашнего задания, групповая разминка и постановка задач текущего урока, определенные упражнения на концентрацию внимания и релаксацию. Как для групповых, так и для индивидуальных занятий важна начальная фаза — знакомство, так как уже здесь закладываются ролевые взаимоотношения, а также создаются усло­вия для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

«Знакомство». На первом занятии каждому из детей и психологу дается возможность представиться. Ребенок называет свое имя. После этого его просят сделать это еще раз, стараясь выразить именно себя интонацией, жестами, мимикой, движениями.

Наиболее вариативной является основная часть занятия, которая меняется в зависимости от текущих целей и динамики коррекционного процесса. Однако постоянной остается собственно ее структура, порядок.

Ритуал окончания занятия содержит интегративные упражнения (групповое обсуждение занятия, тематические рисунки и т.д.), получение домашнего за­дания, придуманное совместно и канонизированное групповое прощание. Здесь же обязательна аккуратная, тактичная оценка успехов каждого ребенка, поощ­рительный индивидуальный или групповой приз.

Условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребенком. Сформироваться это может только в игр е, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими четкими законами, нарушение которых приводит к невоз­можности полноценного в ней участия.

Характерными признаками и сутью любой игры являются:

1. незавершенная и измененная, «понарошку», последовательность дей­ствий, принятых в обыденном поведении;

2. чрезмерно преувеличенная их де­монстрация, особенно эмоциональная;

3. строгое со­блюдение регламента и следование правилам игры (ритуализация), пренебре­жение которыми влечет неизбежный выход из числа играющих;

4. многократное повторение отдельных ее этапов и действий.

Игра — особая, естественная для ре­бенка форма обучения, зафиксированная в детской культуре и фольклоре.

Особым элементом игры является определенное напряжение, которое означает неуверен­ность, неустойчивость, вместе с тем возможность, шанс. Напряжение требует разрядки; чтобы ее достигнуть, необходимо приложить усилие. Напряжение возрастает по мере того, как игра приобретает соревновательный характер, что способствует созданию мотивации и благоприятного эмоционального фона для овладения чем-либо. Игра — всегда (в скрытой или явной форме) борьба, состязание с другими (может быть, и с вами) или самим собой; всегда — воображение.

У партнеров по игре (ребенок — ребенок, ребенок — педагог, психолог, родитель и т.д.) возникает объединяющее их чувство: они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, обособляясь от прочих и выходя за рамки всеобщих норм жизни. Благодаря этому происходит станов­ление ощущения «Я—Другие», «Я—Ты», «Я».

Кроме этого, игра предполагает элемент «переодевания», этим необычность игры приобретает свою завершенность. Переодеваясь и надевая маску, ребенок играет другое существо, тем самым через сюжетно-ролевую игру он осваивает мир другого человека.

Регуляторные функции и способности к принятию совместного решения реализуются в процессе групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию творческого подхода к решению какой-либо задачи.

1. «Поезд». Дети в результате обсуждения (с участием психолога) приходят к какому-либо решению (например, построить поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала, обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут.). В процессе самого выполнения замысла возникает необходи­мость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разно­гласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимо­действия детей и анализ полученного результата — подводится общий итог.

2.. «Автомобиль». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т.п.), из которых ребенок-ведущий «собирает» автомобиль.

3. «Восковая скульптура». Участники, сидящие (стоящие) в кругу с закры­тыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается к приданной ему позе и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза и срав­нивают полученные скульптуры. Происходит обсуждение.

4.. «Скамья запасных». Этот прием может применяться как тренировка от­ветственности за себя и за других. «Проштрафившийся» тем или иным образом ребенок должен сидеть на стуле до установленного психологом срока. Если он встанет со стула или будет вертеться, то в конце занятия не примет участия в любимой игре, а на всю команду налагается штрафное очко или зачисляется поражение.

5.. «Я — золотая рыбка». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке», от лица каждого из персонажей: старика, старухи, рыбки, моря (можно разделить роли между разными детьми). При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно прини­мал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы: «А что ты при этом чувствовал (а)?», «А зачем тебе быть столбовой дворянкой?»

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации — начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациям» направ­ляемыми внутренним импульсом ребенка.

На первом занятии участникам объясняется, что все они, приходя куда-то, имеют определенную цель, и предлагается изобразить это невербально.

1. «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать?» Все остальные участники угадывают смысл происходящего. Впредь это стано­вится ритуалом в начале каждого занятия.

2.. Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как можно больше деталей. Изобразить человека, наделенного определенными качествами: сутулого, стройного с офицерской выправкой, радостного, сделавшего открытие, удивленного, старика, младенца, красивую женщину и т.д. Такого рода упраж­нения выполняются сначала в статике (принять соответствующую позу, мими­ку и т.д.), а уже потом в динамике. На первых порах, без подготовки, упраж­нения оказываются для детей достаточно трудными. Поэтому, прежде чем пе­рейти к спонтанному их выполнению, они даются в форме домашнего задания.

3. «Зеркало». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным «зеркальным» отражением.

Сложность и рисунок двигательных мелодий должны варьи­роваться, поскольку дети-«отражения» довольно быстро обучаются угадывать движения партнера, иногда предвосхищают, более того — опережают его. Это и следующие упражнения — прекрасное средство для установления психологи­ческого контакта.

4. «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внима­ние уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том же ритме и постаралась дога­даться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.

5.. Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в этом положении 3—5с.

 

Любое наше состояние:контролируется мозгом. В психотерапии широко используются разнообразные приемы, помогающие контролировать и перерабатывать негативные эмоции. специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) Предлагаемые упражнения направлены на то, чтобы научить детей контролировать свои эмоциональные состояния.

В результате упражнений ребенок может научиться представлять образы, которые помогут ему расслабиться или, на­оборот, собраться, сконцентрировать волю и усилия. В конце каж­дого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения или нарисовать их.

1. «Зрительные представления».

А. Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. «По­красьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более светлый или более темный; представьте себе, как фигура приобретает более «теплый» и более «Холодный» цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и рань­ше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг на друга; подберите сочета­ние цветов и размеров так, чтобы вам было приятно смотреть на них.

Б. Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевлен­ный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообрази­те, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю. Представьте, как постепенно этот предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока ваша картина не понравится вамдо такой степени, что вам захочется все это ощутить в реальности.

Что у вас получилось? Что это было?

2. «Тактильные и кинестетические представления».

А. Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, перышку.

Б. Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), силу давления на вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.

В. Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракуш­ки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, вползаете в пе­щеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в теннис, футбол, волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк); занимаетесь различными бытовыми действиями и т.д. Постарайтесь ощутить напряжение мышц и силу, которая вам для всего этого необходима.

Г. Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно будет напи­сано, если вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, если вам скучно? Как вы — поэт записываете: «Буря мглою небо кроет...»?

3. «Обонятельные и вкусовые представления».

Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.

4. «Слуховые представления».

Представьте себе голоса знакомых вам людей; вообразите, как они произно­сят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревян­ном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.

 

Для стабилизации функционирования энергетического блока, улучшения функционирования глубинных образований мозга.

Рекомендуется комплекс дыхательных упражнений:

1.Правую руку положить на область живота в зоне диафрагмы. Сделать медленный глубокий выдох, сделать паузу и когда появится желание сделать вдох, сделать глубокий вдох через нос с закрытым ртом. Затем следует пауза и медленный плавный выдох через нос.

2.На медленном выдохе рекомендуется прерывать воздушную струю, имитируя свист птицы, звук ветра и другие.

3.Ребенок лежит на спине. По инструкции медленно поднимает на вдохе одну руку, затем другую, в таком положении во задержки дыхания на вдохе

удерживает руки в таком положении, медленно опускает их во время выдоха и т.п.

4.Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса. Во время вдоха предлагается представить, что поднимаешь двумя руками тяжелую штангу. Во время выдоха, сбросить напряжение и опустить на пол воображаемый груз.

5. Ползание на спине. При помощи только рук или только ног.Во время вдоха совершается движение, во время медленного выдоха -остановка..

Контрольные вопросы

1. Какие имеются методы коррекции нарушений гнозиса в зависимости от зоны поражений мозга или дефицитарности мозговых функций.?

2. В чем заключаются основные пути коррекции расстройств внимания и памяти в зависимости от локализации мозговых расстройств?.

3. Представьте основные принципы коррекции нарушений мышления в зависимости от локализации мозговых расстройств.

4. Расширьте репертуар коррекционных упражнений для коррекции расстройств праксиса и речи, представленных выше, в зависимости от характера нарушений.

5. Каковы основные подходы к коррекции эмоционально- волевых расстройств и нарушений сознания в зависимости от локализации мозговых дисфункций?

6. Рассмотрите возможности коррекционного воздействия на энергетический блок и глубинные структуры мозга.

Практические аспекты. Нейропсихологическое исследование должно включать весь комплекс методик, что позволяет выявить нейропсихологический фактор и разработать соответствующую коррекционную программу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.