Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово как символический объект, особенности слов как символических объектов




Эти бессознательные содержания каким-то образом закреплены в памяти.

По Фрейду константность символики обусловлена следующими факторами:

1. Константность символики связана с телесным подобием. И поэтому краеугольным камнем психоанализа является телесность, то есть сексуальность. Так как психика индивидуальна, а тело – типологично.

2. Устойчивость символической культуры детства (сказки, игры). Культура детства должна быть константна, чтобы сохранилась преемственность поколений, чтобы воспроизводились одни и те же механизмы адаптации. Введение новых сказок, образов, изменение культуры детства разрывает эту связь. Это то, что происходит сегодня в нашем обществе.

3. Константность символики – это производное от устойчивости символов среды обитания (воды, огня, пейзажа и т.д.).

4. Константность символики – результат наличия физиологической памяти. Например, сейчас нет кастрации, у нас нет даже обряда обрезания, но страх кастрации есть. Фрейд считал, что этот страх имеет филогенетическую основу, так как в архаические времена молодые мужчины либо изгонялись, либо кастрировались отцом. Фрейд писал: «Мы не продвинемся в психоанализе, если не признаем, что большая часть бессознательного относится к филогенезу». Не известно только как эти переживания закреплялись в памяти.

Константность символики подтверждается наличием типических символов: типические сновидения (об отъезде, экзамене, потере зубов и т.д.), идентичность мифологии в разных культурах.

Психоанализ стремится «за явным обнаружить тайное»: за невротическим симптомом, сновидением, мифом, сказкой всегда скрываются бессознательные первичные влечения. Все эти продукты человеческой психики возникают благодаря общему механизму. Это искажение, которое привносится в нашу психику социальными нормами и запретами. Это искажение, «шифровка» бессознательных влечений осуществляется с помощью символов. Невротический симптом всегда символически отражает внутренний конфликт. Сновидения, сказки наполнены символами инфантильных желаний.

Психоанализ возрождается в новой культурной среде. Можно ли использовать стандартные символы или их нужно переводить? Исследования показали, какие символы работают, а какие нет, так как символика культуры детства может быть другой. Смысл символа связан с терапевтической задачей. У Фрейда – фаллическая символика, так как он считал, что надо изменить женское христианское общество, внеся мужские стереотипы. Сейчас – главное отношение к матери (к первичному объекту), современный человек в основном испытывает не страх кастрации, а страх сепарации. Соответственно меняется смысл символа.

Второй вариант ответа

Символообразование в психоанализе. Символизация есть общая тенденция или способность психики, которая может быть первичным или вторичным процессом, невротически или реалистически, для защиты или самовыражения, чтобы поддержать фиксацию или чтобы способствовать росту.

В отличие от психоаналитического подхода, в аналитической психологии символизм занимает ведущее место, а сам К.Г.Юнг противопоставлял свою психологию психоанализу именно в этом пункте, то есть, предлагая символический подход к пониманию душевной жизни вместо каузально – редуктивного подхода. Символическая функция психики, способная порождать пары противоположностей, называется «трансцендентной». Эта функция не имеет отношения к четырем основным (мышление, чувства, ощущения, интуиция), она включается с тем, чтобы обеспечить переход от одной установки к другой на пути индивидуации, обеспечивая выход за границы привычного сознания. Термин «трансцендентность» - это способность переходить за границы – здесь состоит в таком отношении к символизму: символ всегда – вершина пирамиды, нечто большее, что еще неизвестно, а только предчувствуется человеком. И это нечто большее уходит конусом пирамиды вниз и теряется в бессознательном. Эта способность символа накрывать вещи известные и неизвестные человеку как раз и используется здесь, для того чтобы переходить за границы своего привычного сознания

В аналитической психологии вместес методом свободной ассоциации используется метод амплификации. Его применение связано с символической функцией психики, то есть, он применяется в тех случаях, когда необходимо прояснить значение того или иного фрагмента в жизни пациента, его фантазиях или сновидениях, который носит явно символический характер. Символ, по Юнгу, это наилучшее из возможного выражение или изображение чего-либо неизвестного. Он выражает то, что мы лишь предчувствуем и ясно еще не осознаем. Юнг различал символическое, семиотическое и аллегорическое значение образа.

Символическое всегда связано с выражением еще неизвестного, семиотическое с обозначением чего-либо, что можно выразить словами, аллегорическое как иносказательное описание. Например, крест в семиотическом смысле представляет собой божественную любовь (одно из значений), в аллегорическом смысле он может заменять церковь или христианскую религию, в символическом значении выражать нечто неизвестное, мистическое, трансцендентное.

В психоанализе под символом понимается сознательное представительство чего-либо бессознательного. Символом может быть и произведение искусства, и сновидческий образ, и симптом. Аналитическая психология рассматривает такие символы лишь как знаки. Символ является чем-то большим, чем простым выражением подавленной сексуальности или иного бессознательного желания. Например: езда на лошади заменяет собой коитус. Но если лошадь говорит: «слезай-ка, я устал», - переводит эту лошадь из простого заменителя коитуса в символический объект. Символический объект чаще всего отличаются от обыденных объектов, выделяется, например, способностью говорить.

Символ у фрейдистов не слишком интересен сам по себе, имеют значение индивидуальная склонность к выбору конкретного символического объекта: почему для одного фаллос – сабля, другого – пушка? Делается это методом свободных ассоциаций. Нечто аналогичное есть и у юнгианцев: метод амплификаций.

В терапевтической ситуации, для исследования символической нагрузки образа используется метод амплификации или расширения. Этот метод представляет собой прояснение значения символа до тех пор, пока это значение не станет понятным. Для амплификации необходима подготовительная работа, которая заключается в получении множества объектных ассоциаций к исследуемому символу. В аналитической психологии разделяют субъектные и объектные ассоциации. Первые связаны с коллективным опытом, вторые – с личным материалом субъекта. Первые дают онтогенетический или личный материал о пациенте (личные воспоминания, чувства и прочее), вторые связаны с коллективным опытом. Например, образ садового цветка в сновидении дал воспоминания о детстве, проведенном в деревне (субъективный уровень) и ассоциации на тему цветка жизни – лотоса (объектный уровень). Появление объектных или объективных ассоциаций это указание на символический характер образа. При этом важно, что в отличие от психоаналитической техники, здесь объектные ассоциации пациента выступают наравне с ассоциациями терапевта, которые также озвучиваются. Вместе они обогащают друг друга и в конечном счете, проясняют символический смысл переживаемого.

Бинарная семантика символов. Аналитическая психология любое явление рассматривает в двух аспектах, явном и теневом (ПА – в основном в теневом аспекте). Этот подход верен и для символов. Символ, представляет собой образование двойственной природы, с позитивным и негативным полюсами. Вернемся к тому же кресту. Отрицательная семантика креста: смерть, болезнь, запрет, жесткая мораль, символ кладбища. В положительном значении: плюс, прибавка; перекресток = альтернатива; новое начало; защита. В символе есть оба полюса, именно это и создает внутреннее напряжение; символ тоже содержит в себе конфликт.

 

 

Объект может использоваться в качестве символа вторичным процессом только в том случае, если он способен давать реальное удовлетворение. Так, чтение может символизировать оральную активность и стать ее сублимацией, только если из книг человек получает реальное новое знание или переживание и, следовательно, удовольствие.

Слова представляют собой специальный класс символов, которые, когда они выступают как слова, образуют часть вторичного процесса. Они формируются также как и другие символы – путем смещения катексиса с объекта на слово. В развитии субъекта постепенно устанавливается связь между словом и объектом через привычную ассоциацию (сопредельность во времени). Слова имеют три отличительные особенности от других символов: человек осознает их непосредственные символические связи, смещение катексиса всегда является частичным и слово всегда отделено от своего означаемого, слова являются символами по обычаю и обеспечивают передачу знаний, морали и т.д. от субъекта к субъекту. При определенных условиях слова могут утрачивать свои отличительные особенности от других символов, что имеет место в сновидениях или при шизофрении. В этих случаях они приобретают значения, о которых субъект может не знать, несут полный катексис с объекта, становятся заменителями друг друга. То обстоятельство, что слова могут символизировать инстинктные действия или объекты, делает возможной психоаналитическую психотерапию. В частности, метафоры в речи пациента можно анализировать также как и символы сновидений

Фрейд, шел от симптома к бессознательному через слово.

На самом деле Фрейд не говорит о слове, он говорит об ассоциации мыслей. Связывать бессознательное со словом и речью, значит иметь возможность отдавать себе отчет о его индивидуальном характере. … Говорящая природа бессознательного ставит свою печать на само сердце субъекта. Речь всегда содержит в себе всякого рода присутствие. Всегда говорят с кем-то, даже с отсутствующим, и всегда с определенным намерением. Это значит, что говорят для чего-то, даже когда думают, что болтают "чтобы ничего не говорить ". Свободная ассоциация это речь, но речь, трансформированная по правилу "говорить все ". … Итак, бессознательное работает. Это значит, что оно производит послания, законченные послания, а не бесформенное бормотание и не толчки темных сил, недоступных для разумного существа….. Тезис Фрейда категоричен: бессознательное субъекта говорит всегда одно и то же; и Фрейд это называет желанием бессознательного, отличительной чертой которого является такая устойчивость, какую невозможно найти ни в одной естественной потребности, и которая для каждого является средоточием всех продуктов бессознательного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.