Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрейд о сущности психоаналитического подхода к произведениям литературы и искусства




 

Попытавшись рассмотреть с позиций психоанализа феномены культуры, Фрейд пришел к заключению, что в самых ее высоких формах бессознательные механизмы представлены так же явно, как в индивидуальной психике. Это в полной мере относится и к художественному творчеству. По мнению Фрейда у художника, так же, как и у невротика сильны бессознательные инфантильные влечения, и это обусловлено высокой степенью травматизма детских переживаний. Художник – это человек, плохо справившийся с инфантильными травмами. Но, если взрослый человек формирует совокупность зрелых защит, а невротик страдает от внутреннего конфликта, то художник находит свой путь отреагировать – сублимацию. Художественное творчество Фрейд считал не вариантом невротичности, а последней чертой перед входом в невроз. Художник открывает возможность компенсировать неудовлетворенность внешней средой. Вынося свои бессознательные содержания вовне в художественном творчестве, он, таким образом, избавляется от внутреннего конфликта. Художник проецирует свои фантазии в более или менее реалистические образы. Он «социализирует» свой невроз. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Как и невротик, художник бежит от реальности, так как не находит в ней удовлетворения своим бессознательным влечениям, но он способен возвращаться из мира фантазий, воплощая их в произведения искусства. Технические художественные приемы Фрейд понимает как средства разрушения барьеров между «Я», Оно и Сверх-Я. Для обычного человека прорыв влечений Оно в сферу Я – есть невроз. Для писателя, художника – это процесс творчества. Художественная выразительность достигается тем, что художник материализует инстинктивные порывы в эстетических образах, восприятие которых позволяет «потребителям» его творчества освобождаться от внутреннего напряжения, переживая катарсис.

Сам Фрейд посвятил анализу художественного творчества две работы: «Мания и сновидения в «Градиве» Йенсена» (1907 г.) и «Детские воспоминания Леонардо да Винчи» (1910). Основная его мысль заключалась в следующем: благодаря удивительной способности художника к сублимации, либидо переходит из области сексуального в более возвышенную область, в желание исследовать и постигать. Оно реализуется через сознание эстетических композиций и интеллектуальных построений. Подходы:

1) Анализ личности автора.

2) Анализ самого произведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.