Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О покаянии 5 страница




Да помолятся о мне, бедном, сонмы сынов света, потому что прогневал я Бога. Они пусть умилостивят Его, чтобы Господь наш любви их даровал единую душу; они пусть умолят, чтобы не был я исключен из сообщества их, но вместе с ними мог славословить Его.

Ты, Господи наш, взыщи и обрети меня, погибшего. Ибо Ты на раменах Своих понес утраченную овцу. Призови и меня, Господи, чтобы я пришел и был сопричтен к стаду Твоему и сопричислен к овцам Твоим и воспел Тебе хвалу со всеми кающимися.

 

Ученик, отрекшись, вышел вон. Там нашло его покаяние и сказало: «Куда ты бежишь, Симон (Петр), от Учителя своего? Где найдешь себе прибежище? В какой стране можешь укрыться?»

Когда же Симон сказал в ответ, что отречением своим от Господа своего удалил себя от Него и утратил любовь Его, тогда покаяние приблизилось к нему и тихо вещало ему: «Смотри, не закосневай во грехах своих, иначе утратишь друга — Христа. Уверяю тебя, что если возвратишься, снова примет тебя и обрадуется пришествию твоему. Пойдем же к Нему и с сокрушением скажем: ''Пастырь, взыскующий погибших, взыщи заблудшую и снова обретенную овцу Твою". У тебя открылась греховная язва, если замедлишь, она погубит тебя. Но у Тебя есть мудрый Врач, покажи Ему язву свою, плачь и воздыхай при дверях Его, подвигни щедроты Его, чтобы уврачевал Он».

Такими прекрасными мыслями уловляло, воспламеняло и возбуждало его покаяние. Тогда пролил он потоки слез, как дождь во время грома и, горько рыдая, сказал: «Увы, ненавистником стал я Христовым! Христос поставил меня первым между соучениками, дал мне ключи от неба, чтобы отверзать его, вязать и решить; и после всего этого отрекся я Его. Содрогнись земля! Сколько неправды в злом деле моем. Увы, оставил я Того, Кому нет другого подобного! Куда пойду, кто примет меня? Ты отверзи мне дверь Свою, о Прекраснейший, и войду, увижу Тебя и через Тебя получу снова жизнь. Сколько нужно времени, чтобы достаточно оплакать мне самого себя? Что сделалось со мной? Вчера был я апостолом, а сегодня стал вероломным; вчера поставлен домоправителем, а сегодня стал отступником, чужим в доме! Кто уврачует меня, немощного, когда оставил я Врача Христа? У кого есть столь же действенное врачевство, как у Него? О Ты, исцеливший кровоточивую, уврачуй и мою душу, которую погубил грех! Пусть буду Лазарем, которого воззвал Ты к жизни, воскреси и меня, Господи, как его. Он умер телом, а я мертв внутренне, душой. О Ты, воздвигший его словом Своим, и мне ныне даруй иное воскресение! У Лазаря предалось гниению только тело, а у меня вместе с телом растлилась и душа. Согнившее тело мое и растленную душу мою оживотвори, Господи, Твоими щедротами и оставлением грехов. Ты легко можешь соделать это одним словом Твоим. Утопая некогда в море, взывал я к Тебе и умолял Тебя из волн; и рука Твоя, Господи, простерлась в бездну и извлекла меня. Спаси меня и теперь; мое отречение поглощает меня и утопаю на суше. Куда уйду, где скроюсь, если затворится для меня дверь Твоя? Нет у меня другого Господа, подобного Тебе. Не отвергни меня от Себя, в Тебе все упование мое. Пощади меня».

Тогда покаяние принесло в дар Судие искренние слезы и сказало: «Слезы сии приносит Тебе грешник — Симон, соделай Его образом для кающихся, чтобы по примеру его плакали и обращались».

Симоновы слезы да будут для кающихся зеркалом, в которое могли бы смотреться они, и пусть каждый грешник научится плакать, как плакал Симон, и потом, подобно Симону, обновится в образец для кающихся грешников.

«Увы, увы! — взывал Симон всю ту ночь. — Путь жизни, пройденный мною от юности до старости, оканчивается бесплодно. Умилосердись надо мною, Господи, Господи наш!»

Плакал Симон Петр, со слезами умолял Бога и говорил: «О если бы не отрекаться мне от Тебя, Ведающий все сокровенное! Увы, отрекся я от Тебя, Учитель мой, и поступил, как изменник Иуда. Вслед за Собою, в Свой овчий двор влек Ты меня, заблудшую овцу в мире. Иду вслед за Тобой. Я изгибл (погибший), буду же обретен и восполню собой сторичественное (стократное) число. Гавриил со всеми сонмами Ангелов да возрадуется и возвеселится о Тебе, добрый Пастырь, потому что на раменах Своих принес Ты заблудшую овцу для восполнения сторичественного числа. Любовь Твоя паче вина (Песн. 1:1), благорасположение Твое лучше, нежели приязнь тысячи праведных. В вине Твоем изливается на нас благословение, потому что Чашею Крови Твоей приобрели мы новую жизнь. И праведники да восхвалят любовь Твою. Вот, обезображен я был грехами своими, но как скоро покаялся и обратился, опять стал прекрасен. Еще в Крещении совлек Ты с меня нечистую ризу, и из бани этой вышел я прекрасным и чистым. Покаяние увеличивает красоту одеяния моего. Облечен я был в сетование, и опять украшает меня светлая риза».

 

Как горек ты, мир, как непрочны твои блага! И увы, день Суда близок! От твоих выгод потерпел я вред, приобрел себе только несчастье. Увы, день Суда близок.

Прельстили меня радости твои, и иду теперь в муку. Увы, день Суда близок! Не заботился я о себе и потому подвергаюсь наказанию вместе с нечестивыми. Увы, день Суда близок!

Вот, все дни мои прошли в суете и исчезли. Увы, день Суда близок!

Горе ленивым, которые предстанут там без добрых дел. Увы, день Суда близок!

Ужас обымет там нечестивых, которые в мире прилагали беззаконие к беззаконию. Увы, день Суда близок!

Обременен я долгами, как знаю это; что же буду делать в то время? Увы, день Суда близок!

Велико блаженство праведных, велико бедствие нечестивых. Увы, день Суда близок! Дни мои утрачены, приходит же и приближается Суд. Увы, день Суда близок!

Поставлен уже престол Судии; праведники вводятся Им в Царство. Увы, день Суда близок!

Не знаю, каким бы образом оказаться мне невинным на Суде, Увы, день Суда близок!

Дни мои прекращаются, помилуй меня, грешника, по милосердию Твоему. Увы, день Суда близок!

Огонь геенский пылает уже для нечестивых. Увы, день Суда близок!

Спешно идет Судия и воздаст каждому по делам его. Увы, день Суда близок!

Ангелы Хранители уже посланы и не внимают ничьим просьбам. Увы, день Суда близок!

Презрел я заповеди Твои, посему при конце ожидает меня огонь. Увы, день Суда близок! Запустение и тьма ожидают там нечестивых. Увы, день Суда близок!

К Тебе взываю в нужде моей, услыши меня, виновного, и спаси. Увы, день Суда близок! Да воссияют щедроты Твои и да умолят Тебя, потому что я нечист и не могу умолять Тебя. Увы, день Суда близок!

Да возгорится снова светильник мой в непроницаемой тьме. Увы, день Суда близок!

Да помилует меня благость Твоя, когда откроется Царство Твое. Увы, день Суда близок!

 

Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но смотри, не питай ненависти к братьям своим, когда просишь оставления долгов.

За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют при себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Что соль для жертв твоих, то любовь для молитв твоих. Если пренебрежешь этим и не принесешь сих дополнений, то и жертва не будет принята, и молитва не будет услышана.

Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом твоим горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего.

Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай Его в лице алчущих.

В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою.

Он оказал уже тебе гораздо большую любовь, почерпнул воды, освятил её и омыл ею неправду твою; раздробил для тебя Тело Свое и Кровь Свою дал тебе в питие.

Сколь блаженны мы, грешники, потому что сама благодать восстает на помощь нам! Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов. Вот, с состраданием вопиет, с любовью взывает она: «Приносите ваши рукописания, а с ними и ваши слезы, и этого достаточно, чтобы долг ваш не предварил вас там».

Хвала Тебе, Боже мой! Благость и правда — это две руки у Тебя, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой доставить случай помиловать.

Тысячи лет проводил бы ты безрассудно, если бы продлилась жизнь твоя, а между тем сколь бы ты ни плакал, не мог бы удовлетворить за грехи одного года, потому что слишком велика твоя неправда, и ты лжец. Поэтому воздай хвалу Тому, Кто дал тебе преизбыточествующее обетование: если Он найдет тебя бдящим в пришествие Свое, посадит тебя выше рабов Своих, и Сам будет служить тебе. Несмысленный видит щедроты и дерзновеннее грешит. Поелику знает, что есть у него врачевство, которое исцеляет его даром, то не щадит своего тела и покрывает его ранами. Но хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что щедроты могут ходатайствовать за его безрассудство, однако же, при всей великой надежде, как будто не имеет надежды.

Хвала Тому, Кто упорным предложил и то и другое, — и кроткие щедроты и строгие наказания; и кто упорно противится щедротам, того вразумляет страшными казнями!

Какой ужас! Как болезненно это сердцу! При каждом из нас всегда невидимо стоит незримый писец и записывает слова и дела его на судный день.

Кто может устоять перед строгим правосудием, которое требует отчета даже и в мановении очей, не оставляет без исследования ни одного взгляда?

Но приступите, выслушайте и ободритесь! Как ни строго истязание правосудия, но если человек покается, одна капля слез изглаждает рукописание долгов его.

Приступите, выслушайте и содрогнитесь! Как ни преисполнено щедротами море благодати, непокаявшемуся, в день Суда, никто не источит даже и малой милости!

Благодарение благоволению Твоему, которое срастворило два прекрасных источника помощи! И правосудие Твое милостиво, и милость Твоя правосудна.

Да тронется же благость Твоя зрелищем сокровенной всякого рода проказы! На мне да исполнится, Господи, слово сие: «Прокаженный да очистится по закону» (Мф. 8:4). На мне же да исполнится и сие: Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20). Поелику грехи превозмогли во мне, Господи, то да возобладают надо мною щедроты.

 

Стал бы воспевать я Господа, если бы и непреподобные уста могли славословить и величать Его. Стал бы учить, если бы дозволено было стать истолкователем и недостойному говорить. Благословен Отверзающий уста грешным!

Уста наши — это путь и мост, по которым проходят часто непристойные речи; должны же они быть внешней дверью во святилище, внутри которого Святое-святых. Благословен Преклоняющийся с высоты величия Своего и Обитающий с нами!

Весьма великая милость человеку, что познает он Бога, и Бог приближается ко всякому, по мере сил человеческих. А между тем известно, что немощь наша не в состоянии приблизиться ведением своим к святилищу Божества. Благословен Он и за то, что грешники смеют приближаться к Нему и восхвалять Его!

Когда человек почтенный впадает в проступок, тогда не хочет он, чтобы видели его знакомые и те, кто знал его прежнюю безукоризненность, и ему желательно, чтобы все забыли прошедшее, и можно было ему не стыдиться своего проступка. С усердием, братия, просите милости у Судии и научитесь, что в мире все скоротечно, что богатство, красота и власть преходят (временны), как ничто.

Благословен Тот, Чье владычество никогда не преходит!

Ничего нет постоянного в мире этом. Для чего же мучим себя служением миру? Все блага его — сонная мечта, все богатство его для нас — одна тень.

Итак, трудимся мы для временной забавы, для сонной мечты, для тени: красота, обладание которой ненадежно, обольщает нас скорогибнущей своей прелестью.

Хотя знаем, что богатство не приносит истинной пользы его обладателям, которые непрестанно стараются о его приобретении, однако же, и сегодня так же хлопочем, как хлопотали вчера; и все дни проходят у нас без пользы. Отчего же никогда не можем насытиться? Мир приближается к концу и нас увлекает потоком своим. Да приидет в пособие нам помощь Твоя, Всеблагий, никогда не оставляющая нашего рода! Удели нам Твоей испытующей премудрости, чтобы познали мы скоротечность всего. Уврачуй язвы наши покаянием.

Посети нас, чтобы не закосневали мы долее во грехах своих. Ты, Многомилостивый к душам нашим, вложи в нас памятование доброго, потому что очень возлюбили мы зло. Отврати от нас, о Благий, все вредное!

Приими доброе изволение, сколько было его в нас, и пошли нам безмерную силу. Душа наша не в состоянии принести Тебе столь же великий дар, сколь велик Ты. Да умилостивит Тебя, Господи, чудная смерть Твоя!

Неправда наша гораздо сильнее нашей молитвы. Моление наше незначительно, а вина наша велика. Какую жертву могли бы принести мы для примирения своего с Тобой? Нечего нам дать Тебе. Поэтому Кровью Твоей примири нас, Всемилостивый.

Может ли кто радоваться в тебе, мир? Если терпим в тебе притеснения, — это мучительно. Если наслаждаемся в тебе спокойствием, — это вредно. Горек тот единственный узел (то есть временная жизнь), который связывает нас с тобой. Благословен силой Отрешающий нас от тебя! Когда смерть приближается к невоздержному, тогда болезнью замыкает ему уста, и каплями с конца перста начинают вливать воду в гортань винопийце. Как счастлив тогда ты, заранее отвыкший от вина!

Собранные нами сокровища остаются тогда другим, а грехи наши бременят (тяготят) выю. Вся кожа наша уподобляется тогда свитку, и здесь и там исписанному нашими долгами. Но блаженны тогда вы, монахи!

Предавались мы любви, и желание обладать, как бы хотелось, оставалось неутоленным. Грешили мы, и надежда избыть наказания не исполнилась. Богатство, которое любили мы, остается позади нас, а неправда предваряет нас у гроба. Блаженны вы, победители, мужественно воспротивившиеся ей!

Враг наш торжествует, видя, что богатство наше остается позади нас и, наконец, отказывается от нас, а грехи наши поспешают на Суд, чтобы признать нас там перед Господом нашим. Блажен, кто исповедует Тебя, Спаситель наш!

Кто столь долготерпелив к нам, как Ты, благой и милосердый Творец наш? Если бываем мы побеждены, то у нас ропот. А если побеждаем сами, то у нас гордость. Благословен Ты, Чья любовь терпит и нас, нестерпимых!

Да будет возвращена душа моя в овчий Твой двор, как погибшая овца. Сам Ты понеси и введи её вместе с обретенной овцой, да снова явится перед Господом та и другая. Благодарение Отцу Твоему, который благоволит к кающимся!

Благодарение Отцу, пославшему Тебя, Спаситель наш! Ибо Тобою оправдываемся мы, виновные. Ты отъял грехи наши Крестом Своим, отыми от нас вины наши и в пришествие Твое. Хвала пришествию Твоему, Всемилостивый!

 

Блаженны те, которые призваны и вошли с Женихом на брак. Ибо Жених стоит при трапезе и внимательно рассматривает возлежащих. Но горе тому, кто в нечистой одежде является на величественное пиршество! Ибо связанный по ногам будет он ввержен в нерассеивающуюся вечно тьму. О как блаженны будут целомудренные постники и девственники, победившие сатану, когда с Сыном Царевым войдут на брачный пир, не кончающийся вовек! Там уготованы Женихом радость и блаженство, там увеселяются они песнопениями и гласом благодарения. Но как жалок тот, кто не окажется там! Он не выпросит себе и капли воды на персте! Горе мне, бедному грешнику, если не допустят меня в эту славную обитель Царства! О если бы войти мне туда и увидеть, как милосердие Твое умоляет за меня правду Твою, и как правда, угрожающая грешникам гневом, приемлет ходатайство милосердия! Если щедроты Твои помилуют меня, недостойного, то блаженно могу обитать под сенью оной обители. Вот, проложены стези к горним, уготован путь в рай. Но с начала шествия и до конца теснятся вокруг все страсти и искушения, и даже при вратах Царствия всякие злострадания нападают на идущих твердо. Не скорби, невежда, что ум твой не подкреплен наукой; жизнь твоя может сделать тебя столь мудрым, что самая простота твоя в состоянии будет умудрить и разумных. Пусть своей ученостью останавливаешь ты солнце и можешь определить окружность моря, но ежели не имеешь дел, ты ещё не премудр и не достиг степени разумных. Оставайся в своей гостинице, странник, и не строй себе нового непрочного жилища, не строй себе высоковерхих домов, высоты которых не достать тебе и вполовину. Построй себе дом, соразмерный росту твоему! Довольствуйся своей землей и на ней ищи себе безопасности, а не трудись на земле чужой, чтобы трудом твоим не воспользовались чужие. Блаженны мудрые пять дев, которые с Женихом вошли на брак; горя пламенной любовью ко Христу, они пребыли бодрственными и светильники свои обильно снабдили елеем. Но горе юродивым девам, которые остались вне и не вошли на брак! Они спали и почивали, а светильники их угасли. Пробудившись, стали они ударять в двери, но никто не отверз им. Величественный чертог Царствия отверст, он обширен и вместителен для возлежащих. Тесна область геенны; нет в ней простора, вся она наполнена телами нечестивых. У одних нет недостатка в блаженстве, а у других в сетовании и воздыханиях, потому что Судия правосуден, и нет места щедротам для не сделавших ничего доброго.

Восстань, строитель Церкви Павел! Ибо вот, люди презирают ныне учение твое. Ты строго запрещал лихоимание (Кол. 3:5), а ныне найдешь его повсюду. Даже во святилище вкралось оно с иереями и многих до удавления и смерти довело лихвой. Священство, о котором дал Ты столько предписаний (Тит. 1:5–9), ныне стало предметом купли. Своевольно оставили мы путь, которым праведники шествуют в Царство, и кружимся по распутиям, покрытым сетями, идем по стезям, ведущим в геенну.

Приобретем же, возлюбленные мои, сердечное покаяние, потому что оно может загладить наши вины. Принесем покаяние, грешники, и слезами сотрем рукописание долгов своих. Не предавайся чтению до того, чтобы оставлять тебе упражнение в добродетели. Трудись и читай немного, с рассуждением, наипаче же упражняйся в добрых делах. Учитель, украшай учение свое доброй жизнью, которая бы соответствовала учености твоей. Не утруждай себя чтением, за которым не следует дело, потому что закон выполняется только делами.

Многие читают до утомления, однако же в поступках своих оказываются юродивыми. Другие много трудятся, а в мудрости превосходят мудрецов. Гораздо лучше делать, не занимаясь чтением, нежели прочитывать кучи книг, не выполняя прочитанного. Блаженны те, которые, не трудясь в чтении закона, исполняют закон.

Не предавайся учености, чтобы величаться своей мудростью. Не тот один мудр, кто берется изъяснить сокровенное. Заботься наипаче о том, чтобы на деле исполнить прочитанное, а не объяснить написанное. Тот один истинно мудр, кто жизнью своей умудряет неразумных.

Кто прилежно занимается чтением, тот должен прочитанное им приводить в исполнение, а не ограничиваться только усердным чтением и праздным глумлением, ибо не этого одного требует от нас Призвавший нас и Преподавший нам учение Свое. Мудрость истинно мудрых — достигнуть славного конца.

Прекрасное дело — знать заповеди и тщательно исполнять их; напротив, стыдно читать — и не выполнять, читать много — и не делать. Употребим же старание, братия мои, читать с благоразумием и поступать с разумением, потому что Судия наш, требующий отчета и в помышлениях, не оставит без исследования ни одной мысли.

Начало и первая степень — делать доброе по требованию природы; вторая, также не предосудительная степень, — знать, что должно делать, и что узнал, то исполнять; третья же, достойная строгого наказания, — многому учиться и пренебрегать тем, чему научился. Но до крайности глуп и неразумен тот, кто для того не учится, чтобы не делать.

Тем, братия мои, которые ленивы учиться и делать доброе, неприлично смеяться над теми, которые прилежно учатся, чтобы исполнять это на деле. Если и тот, кто делает всякое добро, всю заслугу свою теряет от гордости, то какого порицания достоин тот, кто презирает и порицает ближних?

Поэтому блажен тот один, кто внимательно слушает Писания, кто, читая Писание, этот источник спасения, старается вместе с тем соблюсти закон и побудить душу свою к исполнению должного. Но нечестив тот, кто своевольно преступает закон. Лучше ему сесть и постоянно оплакивать протекшие дни свои, потому что потеряны они в праздности.

 

Очисти меня благодатью Твоею, милосердый Отец; отри скверны мои всеочищающим иссопом Твоим и исцели язвы мои, чтобы возблагодарил я благодать Твою!

Я пал; восставь и укрепи меня, Господи. Ибо Ты восставляешь всех падших. Простри ко мне руку и снова оживотвори меня Твоими щедротами.

Противник обманул меня, совлек с меня и похитил все мое убранство, сделал, что остаюсь бесплодным, должен идти обнаженным от всего. Милость Твоя да будет мне ризой в день Суда!

Велик страх в этот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, в помыслах и даже в мановении очей. Ты оправдай меня тогда, Судия мой, потому что я виновен.

Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу.

Тогда горе тому, кто подобно мне сделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтобы не быть посрамленным здесь! Там, в день Суда, будут указывать на него перстами.

Все люди вострепещут в тот день, когда каждый из них будет судим за дела свои, каждый сам собою или оправдается, или осудится.

Беззакония мои весьма умножились, дни мои протекли и исчезли, приближается время конца, а покаяния нет у меня. Если не будет места щедротам, горе мне в день Суда!

Блажен человек, который потрудился немного в этом мире и наследует Царство в мире непреходящем. За малый труд приобретает он великое наследие.

День смерти — горький день, потому что разлучаются в оный друг с другом тело и душа, разлучаются с болезнью, печалью, слезами и воздыханиями. Все люди облекутся тогда в душевную скорбь, ибо увидят, как ничтожно все, что любим, как все наши удовольствия исчезают подобно сновидению.

На Суде Твоем, Господи наш, нет лицеприятия, потому что в день Суда Твоего каждому будет воздано по делам его; и у кого дела хороши, тому Царство, а у кого худы, тому мучение. Кто не придет тогда в ужас и содрогание, когда увидит, что стоящие на двух сторонах разлучены и восприемлют свой жребий: одни — Царство, другие — тьму!

Но мы славословим Твою благость, которая щадит грешников, поклоняемся Твоей правде, которая вразумляет мятежных, величаем ту и другую, чтобы по той и другой получить спасение. Отверзи мне дверь щедрот Твоих, Надежда кающихся, и простри ко мне руку Твою, исполненную врачевств, чтобы обвязала струпы мои и исцелила язвы мои.

Справедливо гневается на меня правда Твоя, Господи, ибо не воззрела она на сестру свою — благодать. Ты, Господь правды и благодати, спаси меня той и другой!

Сокровище Твое, Господи, отверсто для просящих, и кто хочет обогатиться, получает обилие благ. Поелику же я, по беспечности своей, умножил число пороков своих, то спаси меня, по благодати Твоей.

Воля моя отказывается следовать Твоей воле. Посему Ты покори меня воле Твоей, чтобы чрез это получил я спасение и прославил волю Твою, которая благоволит к кающимся.

Милостиво прими молитву мою о примирении с Тобой и, по благости Твоей, даруй мне жизнь в пришествие Твое; и посрамится лукавый, когда увидит, что помиловала меня правда Твоя.

Подлинно великая милость оказывается грешникам! Как только грешник кается, изглаждено бывает рукописание долгов его. Но у меня нет покаяния, поэтому да буду спасен по благодати Твоей!

Хвала Благому, Который снисшел ради нас, стал подобен нам и уврачевал язвы наши Своей всеосвящающей Плотью и Своей всеочищающей Кровью! Да воспевает хвалу Тебе все!

Благодарение Милосердому, Который постоянно несет бремя наше, хотя известна Ему злоба наша, Который сотворил, питает нас и велит сиять для нас солнцу Своему! Хвала Его благости!

Отверзи мне дверь милосердия, исполненный щедротами Господи наш; простри мне руку Твою, Благий и Милостивый, и возврати меня в овчий Твой двор, — да прославлю благость Твою.

В дверь Твою ударяем и имя Твое призываем, потому что всякий, о чем ни просит он, хотя только мысленно, все приемлет от Тебя, изыскивающего все средства, чтобы всем доставить пользу.

Грехи мои — это стена между мной и Твоей благостью. Разори её, чтобы мог я приступить к милосердию Твоему, излей на меня любовь Твою и восторгни (исторгни) меня до высоты Твоей.

Но стена грехов моих разоряется слезами и сокрушением; поэтому даруй мне все дни жизни своей прилежно оплакивать грехи свои и собрать для себя плоды, которые полезны мне будут в день Суда.

Блажен, кого по любви Своей вразумляешь Ты, Господи, потому что не отвращаешься от тех, кого любишь. Не отвратись и от меня, Господи, чтобы не погубил меня лукавый.

По благости Твоей пощади меня, немощного, и удостой меня прощения многих грехов моих, чтобы со всеми благоугодившими Тебе прославлял я благость Твою. Пощади, Господи, по благости Твоей, и помилуй всех нас, отринутых правдой за то, что не соблюли слова Твоего, соблюдя которое получили бы спасение.

И я отвержен со всеми, даже более всех. Итак, соделай меня достойным по благодати Твоей получить прощение грехов, а по силе сего прощения, и упование.

С любовью всякий день поучался я слову Твоему. Поэтому удостой меня вместе с праведными возглашать славословие: «Хвала Помиловавшему меня! Слава Простившему меня!»

Тебя благословляет высота, Тебя величает глубина, Тебе поклоняются всяческая, потому что все сотворено Тобой. Все песнословит Тебя, милосердый Господи наш.

Всякий должник, если благоразумен, старается всегда угождать своему заимодавцу. Поелику нечем ему заплатить, то употребляет ласки, чтобы побудить этим заимодавца простить ему долг.

Так и я, поелику не в состоянии уплатить долги свои делами воздержания, стараюсь преклонить Судию, чтобы в пришествие Свое, по благости Своей, сподобил меня щедрот Своих.

 

Господь — премудрый раздаятель. Он смотрит на пользу просящего; и как только видит, что просимое им вредно или, по крайней мере, бесполезно ему, — не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву; и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена.

Приходят ли к Благому нуждающийся и должник, — и первому дает, и последнему прощает. Поэтому оба от дверей Подателя отходят с дарами: нуждающийся получает избавление от нужды, а должник — оставление долга.

Всеми возможными способами Бог показывает, что Он — милостивый Податель. Дарит нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. А потому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и погибель. Однако же, и в этом случае, отказывая в просимом, не оставляет нас без весьма полезного дара: устраняет от нас вредное и этим отверзает нам дверь щедрот Своих.

В Подателе не находит себе места неразумие просящего. Немудрому, который по простоте своей, вопреки разуму, просит себе вредного, Бог подает премудро. Отказывает же в дарах тому, кто не исполняет повелений Его. Всякий другой образ действия был бы неразумием для всеведения Подателя. Поэтому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно вредно, а то прошение, которое услышано, полезно. Раздаятель праведен и благ, и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы, и в правде Его — зависти.

Если Податель медлит исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании; напротив того, хочет Он видеть терпение твое. Когда наступит полдень, в который труженики испытывают на себе тяжесть и зной, тогда громогласно можешь требовать себе награды, и вместо одного дара даст Он тебе два — упование и благодать.

Если ты, проситель, неотступно ударяешь в дверь Подателя, то, пока и ничего ещё не дал Он тебе, подает уже терпение, а оно выше всего, тобой просимого. О чудный Податель! Когда и отказывает в просьбе, и тогда дает такой дар, который дороже всего, желаемого просителем.

Он — премудрый раздаятель, рассмотрению подвергает и просьбу, и время. Как скоро признает просьбу вредной, медлит и не исполняет, отлагая до лучшего времени. И хотя прискорбно это просителю, который желает исполнения просьбы даже в такое время, когда это для него не было бы полезно, однако же Бог делает Свое, чтобы в большей мере исполнить просьбу впоследствии, в такое именно время, когда это будет для него полезнее.

 

О Судия, Которого Суд праведен и Которому ведомо все сокровенное, не осуди меня на праведном Суде Твоем, когда обнаружены будут все тайны!

Грешница слезами, какие принесла Тебе, уничтожила рукописание долгов своих. Вот и я приношу в дар Тебе слезы. Приими их и от меня, Господи, как принял от нее.

Лукавый обманул меня своими ласкательствами и пленил ум мой своими обольщениями. Отжени его, Господи наш, от меня, бедного, исхить из рук его, чтобы не растерзал меня. Суди меня, Господи, и рассуди прю мою с немилосердым врагом. Он поставил меня целью для стрел своих. По щедротам Твоим, да пронзят его самого эти стрелы.

Будь помощником мне, бедному, Господи, потому что нет у меня иного помощника; и не попусти врагу посмеяться надо мной, побежденным, как посмеялся он над нашей праматерью.

Горе мне, если все тайны мои будут открыты и подвергнуты испытанию там, где не уважится никакое оправдание, не будет выслушан ни один виновный. Содрогается дух мой, Господи, ибо слышу, что нечестивых огнь искусит (1 Кор. 3:13). А я — сено и солома. И если Ты, Господи, воззришь на вины мои, то я погиб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.