Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочинения 13 страница




[1234] Акафист сладчайшему Иисусу. Икос 7

[1235] Канон Пасхи, песнь 6

[1236] Воскресный тропарь, глас 2, Богородичен

[1237] Воскресный тропарь, глас 7, Богородичен

[1238] Последование в Неделю Православия

[1239] Святой Киприан Карфагенский по ссылке святителя Димитрия Ростовского. Четьи-Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово

[1240] и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7)

[1241] Ин. 14. 6

[1242] 2 Пет. 1. 4

[1243] Ин. 14. 23

[1244] Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его Святейшим Патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись

[1245] Икос канона Предтечи

[1246] ...величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спаси теле Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1. 46-48)

[1247] Лк. 2. 49, 50

[1248] Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. «Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, — выказала Богоматерь: Она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, Она прерывает Его, вызывает к Себе, желая от Него, как от сына, почтения и повиновения Себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль Ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть бр тия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая Ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку»

[1249] Деян. 1.14

[1250] Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 11, 12

[1251] Откр. 20. 6

[1252] Ин. 7. 39

[1253] Bergier. Dictionnaire de Theologie. Marie

[1254] Article: Marie

[1255] Там же.

[1256] Лк. 1. 43

[1257] ...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1. 28)

[1258] ...заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22. 29)

[1259] Быт. гл. 1. 2. 3

[1260] Алфавит духовный. Книга 1, гл. 7 и 8

[1261] ...жизнь вечная (Рим. 6. 22)

[1262] ...не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф. 19. 11)

[1263] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского

[1264] Преподобного Григория Сннаита, гл. 110 и 114. Доброю л юбие. Ч. 1

[1265] Слово 15, гл. 3

[1266] Канон акафиста Божией Матери, песнь 1, тропарь 1

[1267] ...не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца (Мф. 1. 25)

[1268] Гл. 1. ст. 18-25

[1269] Лк. 1. 27

[1270] Лк. 2. 7

[1271] Благовестник. Точное изложение Православной Веры. Четьи-Минеи и проч

[1272] Мф. 28. 20

[1273] ...и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4. 17)

[1274] ...ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5. 26)

[1275] ...который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт. 8. 7)

[1276] Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109. 1)

[1277] ...Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5. 18)

[1278] Ис. 29. 11

[1279] Точное изложение. Книга 4, гл. 14

[1280] Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьих-Миней, в которых изложено подробное церковное предание о Божией Матери, то есть приведены о Ней повествования и рассуждения весьма многих святых Отцов

[1281] ...пришла Матерь Господа моего ко мне (Лк. 1. 43)

[1282] ...Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою (Мф. 1 20)

[1283] Мф. 2. 13, 19

[1284] Ин. 7. 2

[1285] Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2. 48; Сличи: Лк. 4. 22; Ин. 6. 42)

[1286] Лк. 3. 23

[1287] Так воскликнули Апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по Ее успении. Четьи-Минеи 15 августа

[1288] 1 Кор. 2. 14

[1289] ...суть дух и хизнъ (Ин. 6. 63)

[1290] Пс. 118. 105

[1291] Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя....Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2. 48, 49)

[1292] Лк. 2. 51

[1293] Ин. 2.

[1294] Ин. 12. 27

[1295] кто Матерь Моя? и кто братья Мои?...Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12. 46-49). Смотри объяснение сего обстоятельства в Благовестнике

[1296] ...блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!...Блаженны слышащие слово Божие и соблюдаю Щие его (Лк. 11. 27, 28)

[1297]...Я сошел с неба не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6. 38)

[1298] Лк. 2. 19

[1299] И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2. 51)

[1300] ...я же желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (Пс. 39. 9). По объяснению святого Иоанна Лествичника

[1301] ...что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2. 5)

[1302] Лк. 2. 35

[1303] Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский

[1304] А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17)

[1305] -..в молитве и молении (Деян. 1. 14)

[1306] Четьи-Минеи, 15 августа, повествование о Успении Пресвятой Богородицы

[1307] Деян. 5. 15

[1308] Блаженному Серафиму Саровскому

[1309] Заимствовано ил акафиста Божией Матери

[1310] ОР РГБ. Ф. 425 (П.П.Яковлев). К. II. Ед. хр. № 9. Л. 16 об

[1311] Мф. 6. 24

[1312] Мф. 18. 20

[1313] Ин. 14. 21-23

[1314] Ин. 14. 27

[1315] Ин. 13. 35

[1316] Старец Софроний в весьма трогательном письме, носящем печать духовного помазания, советует Нямецким воспитанникам в России уклоняться всячески распрей о уставе и сохранять любовь и согласие

[1317] По индиктиону в 1822 году Пасха 2 апреля, следовательно, кончина 7 апреля

[1318] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 2

[1319] 2 Пет 1. 20, 21

[1320] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 17

[1321] Деян. 28. 22

[1322] Апок. 22. 18, 19

[1323] Святой Иоанн Лествичник

[1324] ...если законом оправдание, то Хрис тос напрасно умер (Гал. 2, 21); ...если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 2, 4)

[1325]... невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небес ного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших бла гого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произра-щающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение (Евр. 6, 4-8)

[1326] Liber de Pracscriptionibus, cap. VII. Hue sunt doctrinae hominum et ducmoniorum etc

[1327] Мф. 13. 52

[1328] Четьи-Минеи. Житие преподобных Симеона и Иоанна, спостника его. 21 июля

[1329] 1 Ин. 14. 21

[1330] Ин. 5. 36-37

[1331] Мк. 1. 22

[1332] Пс. 75. 2

[1333] Иуд. 1. 19.

[1334] Ис. 5. 21

[1335] Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч. 26. 12)

[1336] ...не мечтайте о себе (Рим. 12. 16)

[1337] не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2 Кор. 3. 5)

[1338] 2 Кор. 12. 19

[1339] Добротолюбие. Ч. 1. Святой Григорий Синаит. Главы зело полезные, гл. 128. Память сего святого празднуется Церковью 8 августа

[1340] 2 Пет. 3. 16

[1341] 2 Пет. 1. 20, 21

[1342] 1 Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2. 11-13)

[1343] Деян. 22. 3., сличи Флп. 3. 5-8

[1344] 1 Кор. 2. 14

[1345] Мф. гл. 25

[1346] Флп. 3. 6

[1347] Рим. 8. 7

[1348] Рим. 8. 7

[1349] 1 Кор. 2. 14

[1350] Ин. 3. 4

[1351] Ин. 6. 60

[1352] Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63)

[1353] ...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия....Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3-4.)

[1354] 2 Кор. 10. 5

[1355] Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь

[1356] Гал. 5. 24

[1357] ...разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.)

[1358] «встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14)

[1359] Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9)

[1360] См.: ...язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1.6)

[1361] мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9)

[1362] ...неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6)

[1363] Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5)

[1364] 2 Кор. 5. 12

[1365] ...мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19)

[1366] Иак. 1. 17

[1367] ...в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4)

[1368] 1 Кор. 1. 17

[1369] ...Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27-29)

[1370] Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбен

[1371] По Иннокентию: Низибий Чудотворец

[1372] 2 Пет. 1.4

[1373] 1 Ин. 2. 23

[1374] Мф. 1. 18

[1375] Ин. 1. 14

[1376] Лк. 1.31

[1377] См. житие Григория Акрагантийского

[1378] Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству, обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания

[1379] Ин. 3. 20

[1380] 2Пет. 1. 21

[1381] Мф. 7. 21, 23

[1382] Иак. 2. 26

[1383] Иак. 3. 11, 15

[1384] «Слово о Законе Духовном» преподобного Марка Подвижника, гл. 2

[1385] Слово 56

[1386] Не подавайте соблазна... (1 Кор. 10. 32)

[1387] ...на земле чужой (Пс. 136. 4).

[1388] ОР РНБ. Ф. 550. Q1. 1520. Л. 239-242

[1389] ОР РНБ. Ф. 550. О 1. 1520. Л. 222-228

[1390] ОР РНБ. О- 1- 1520. Л. 274-279

[1391] Быт. 3. 5

[1392] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 18. Л. 1 об.- 2

[1393] Ср.. Т. 1.С. 283. «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы».

[1394] ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285

[1395] Евр. 12. 6

[1396] ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об

[1397] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 13

[1398] Мф. 7. 7

[1399] ОР РНБ. Ф. 550 Q. 1, 1520. Л. 280

[1400] Печатается по: Сергей Нилус. Полное собр. соч. Т. 3. Святыня под спудом. М., «Паломникъ», 2000. С. 23-24. - Ред.

[1401] ОР РНБ. Ф. 550. О 1, 1520. Л. 280-282

[1402] ОР РНБ. Ф. 550. О 1, 1520. Л. 87-88.

[1403] ОР РГБ. Ф. 213 (Опт. Пуст.). К. 106. Ед. хр. 15. Л. 5 об

[1404] 1 В ряду наиболее важных предметов, которыми должен заняться, по мысли епископа Игнатия, проектируемый им Собор Российской Православной Церкви, значится и преобразование духовно-учебных заведений с приспособлением их к задачам духовного воспитания и богословского образования. Преосвященный Игнатий проектирует в пункте 8 составление учебников для духовно-учебных заведений, с изъятием из них всего языческого и безнравственного. Печатаемые нами впервые «Уроки словесности», полагаем, иллюстрируют мысль владыки Игнатия о должном направлении преподавания этого предмета. — Примеч. Л. Соколова. [Текст печатается по: Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. II. Приложение. Киев, 1915. С. 70-82.]

[1405] Подробное учение о предложении, о подлежащем, сказуемом и связи смотри в «Грамматике» Востокова о словосочинении

[1406] Смотри о них в «Грамматике» Востокова, о словосочинении

[1407] О союзах смотри: «Грамматика» Востокова, о словосочинении.

[1408] ОР РНБ. Ф. 1000. 1924, 171. Л. 147 об. - 153. В продолжительных собеседованиях о духе и характере православно-церковно-русского пения архимандрит Игнатий передал М. И. Глинке свои духовно-опытные воззрения по этому предмету. Глинка, сознавая истинность наблюдений и замечаний Архимандрита, просил его изложить эти мысли на бумаге, что Архимандрит и исполнил, написав статью, озаглавленную им: «Христианский пастырь и христианин художник», в которой изложил все, что предварительно передал устно Глинке. — Примеч. иеромонаха Марка (Лозинского).

[1409] Книга «Подражание» есть ни что иное, как роман, подыгрывающийся под тон Евангелия и ставимый наряду с Евангелием умами темными и не отличавшими утонченного сладострастия от Божественной благодати

[1410] Пс. 33. 9

[1411] Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его! (Пс. 138. 6.)

[1412] Авторизованная копия письма святителя Игнатия (Брянчанинова) по поводу « Выбранных мест из переписки с друзьями», высланная Гоголю П. А. Плетневым в Неаполь 4/16 апреля 1847 г. и хранящаяся ныне в рукописном фонде Гоголя РГБ (Ф. 74. К. 11. Ед. хр. 28. Л. 1 об. -2). Копия (без заглавия и даты) была собственноручно исправлена святителем Игнатием (в ту пору архимандритом, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга) (были заменены три слова; см. подстрочные примечания) и передана его духовной дочери, бывшей ученице Гоголя, М. П. Вагнер (рожд. Балабиной), которая передала письмо Плетневу. Письмо датируется февралем-мартом 1847 г. Позднейшая (исправленная) редакция письма была впервые напечатана (без указания авторства) начальником Оптинского скита иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным) в статье «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. <Н.> Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни» (М., 1897/ Отд. оттиск из журнала «Душеполезное Чтение». 1898. 4.1. С. 157-162; см. также: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Ч. 2. Приложения. С. 120-122).

Получив отзыв святителя Игнатия, Гоголь 9 мая н. ст. 1847 г. отвечал Плетневу: «Что касается до письма Брянчанинова, то надобно отдать справедливость нашему духовенству за твердое познание догматов. Это познание слышно во всякой строке его письма. Все сказано справедливо и все верно. Но, чтобы произнести полный суд моей книге, нужно быть глубокому душе-ведцу, нужно почувствовать и услышать страданье той половины современного человечества, с которою даже не имеет и случаев сойтись монах; нужно знать не свою жизнь, но жизнь многих. Поэтому никак для меня не удивительно, что им видится в моей книге смешение света со тьмой. Свет для них та сторона, которая им знакома; тьма та сторона, которая им незнакома...»

Смысл последней фразы Гоголя («... тьма та сторона, которая им незнакома...»), болью которого было «страданье той половины современного человечества, с которой не имеет и случаев сойтись монах», объясняется вполне из отправленного им в тот же день, 9 мая н. ст., письма к отцу Матфею Константиновскому, где писатель, говоря о «Выбранных местах...», что в них есть «душевное дело, исповедь человека, который почувствовал сильно, что воспитанье наше начинается с тех только пор, когда кажется, что оно уже кончилось», замечал, что «там изложен отчасти и процесс такого дела, понятный даже и не для христианина, несмотря на неточность моих слов и выражений, непонятных для не страдавшего теми недугами, какими страждут неверующие люди нынешнего времени». Словом, речь у Гоголя идет о всех тех, которые, пребывая во «тьме», «не ходят в церковь»: «Книга моя подействовала <...> на тех, которые не ходят в цер ковь и которые не захотели бы даже выслушать слов, если бы вышел сказать им поп в рясе», — с ними-то и «не имеет случая сойтись монах».

Проблема расхождения между мирянином и монахом виделась Гоголю и в несколько ином освещении. В статье «Что такое губернаторша» он, например, писал, что часто священник, не искушенный в современных злоупотреблениях — в тех «видах и проделках, о которых не говорит вовсе на исповеди нынешний человек <...> оттого что не видит грехов своих» (статья «Нужно проездиться по России»), — «не знает, как ему быть с прихожанами и слушателями, изъясняется общими местами, не обращенными никакой стороной собственно к предмету». «Сказать: "Не крадьте, не роскошничайте, не берите взяток, молитесь и давайте милостыню неимущим" — теперь ничто и ничего не сделает», — полагал Гоголь. «Жизнь нужно показать человеку, жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних...» Как кажется, Гоголь прямо руководствовался здесь апостольскими словами: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали <...> А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1 Кор. 14. 4-5, 13). 28 августа н. ст. 1847 г. Гоголь, в частности, писал Шевыреву: «Не снизойдя к другим, нельзя их возвести к себе...»

Не следует преувеличивать степень расхождения Гоголя со святителем Игнатием. Забота о христианском просвещении России была у них общая. Совпадая в критике европейской цивилизации и одинаково признавая превосходство перед ней в религиозном отношении древнего патриархального быта, Гоголь и святитель Игнатий расходились лишь в представлениях о самом характере пастырского влияния на народную жизнь (см. об этом комментарии в изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч. в 9 тт. Т. 6. С. 412-413; Т. 8. Характерно, например, что развернутая двенадцать лет спустя А. И. Герценом полемика со святителем по вопросу крепостного права и европейской цивилизации в судьбе России во многом повторяла спор Белинского с Гоголем.

Текст письма печатается по списку, авторизованному святителем Игнатием и прочитанному Гоголем

[1413] Так в рукописи

[1414] Так в рукописи. Далее не оговаривается

[1415] Ин. 8. 32

[1416] Ин. 17. 17

[1417] Вы очищены через слово, которое Я проповедовал вам (Ин. 15. 3)

[1418] В рукописи ошибочно: По.

[1419] Предлог: из — вписан святителем Игнатием вместо: для

[1420] Так в рукописи

[1421] Мф. 12. 34

[1422] Так в рукописи

[1423] Слово: Гоголя — вписано святителем Игнатием вместо ошибочного: тьмы

[1424] Слово: сначала — вписано святителем Игнатием вместо ошибочного: сказано

[1425] Письмо архимандрита Игнатия К.П.Брюллову от 27 апр. 1847г.// Собрание писем Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.; СПб., 1995. С. 473. (Далее — Собрание писем...)

[1426] Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 386, 395, 447

[1427] Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 180-182, 186, 192

[1428] Старец Силуан: Жизнь и поучения. М., 1991. С. 140, 141, 153

[1429] Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. С. 27; ср. с. 550-551 настоящего издания. (В дальнейшем — «Письма... к Антонию Бочкову».)

[1430] Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 321

[1431] Игнатий (Брянчанинов), сет. Христианский пастырь и христианин художник. С. 505 настоящего издания

[1432] Письма... к Антонию Бочкову. С. 29; ср. с. 552 настоящего издания

[1433] Собрание писем... С. 324-325

[1434] Игнатий(Бряннанинов), сет. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001. С. 156, 161

[1435] Собрание писем... С. 322-324

[1436] Игнатий (Брянчанинов), сет. Христианский пастырь и христианин-художник. С. 506 настоящего издания

[1437] Письма... к Антонию Бочкову. С. 28; ср. с. 551 настоящего издания

[1438] Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. М., 1993. Т. 7. Письма. С. 327, 413, 437; Письма... к Антонию Бочкову. С. 29; ср. с. 552-553 настоящего издания

[1439] Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. М., 1993. Т. 7. С. 426-427, 435, 436

[1440] Письмо к Ф. П. Опочинину от 30 марта 1848 г. // Собрание писем.. С. 615-616. «Слово из вечности» вошло в первый том «Аскетических опытов» под названием «Голос из вечности»

[1441] Игнатий (Брянчанинов), сет. Полное собрание творений. Т. 1. С. 600

[1442] ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. И. Л. 1-2 об., 3

[1443] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Дело № 16. Л. 1 а - 61 об

[1444] РГИА. Ф. 1660. Оп. 1. Дело № 16. Л. 5 - боб.

[1445] Ср.: Скрывши их в тайне Лица Твоего от мятежа человеческа, по крыеми их в крове от пререкания язык (Пс. 30. 21). — Ред

[1446] Высокопреосвященнейшему — Ред

[1447] Потемкина Т. Б. — Ред

[1448] Все это подтверждается великими клятвами. Надобно сказать, что и Настоятельница своими поступками и нелюбовию и к церкви и к монашескому сущему житию подает повод к заключению о ее бесновании

[1449] Бывшая коровница Никольская

[1450] Речь идет о старшем сыне Императора Александра II Николае Александровиче (1843-1865), наследнике престола, умершем при жизни отца. — Ред

[1451] Том 1, стр. 275, 272, 252 и проч. [Ссылка на прижизненное издание.]

[1452] Сергей Геннадьевич Исаков (1931-2000), доктор филологических наук, профессор Тартуского университета

[1453] Из последних работ см. цикл статей: Котельников В. А. Оптина Пустынь и русская литература// Русская литература. 1989, № 1. С. 61-86; № 3. С. 3-31; № 4. С. 3-27

[1454] Первый биографический очерк А. П. Бочкова появился в 1874 г. в качестве предисловия к изданию его книги «Русские поклонники в Иерусалиме» (Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. I—VIII) и принадлежал хорошему знакомому о. Антония (имя Бочкова в монашестве), иноку Николо-Угрешского монастыря, скрывающемуся под астронимом * * * (у И. Ф Масанова не раскрыт). Хотя автор очерка имел возможность воспользоваться позже утерянным дневником Бочкова и его монашеским послужным списком, тем не менее, в его труде много ошибок и неточностей, которые мы можем выявить лишь при сопоставлении приводимых им данных с достоверными архивными или книжными источниками. Дополнительные биографические сведения о Бочкове можно найти в посвященных ему заметках А. А. Ивановского, А. А. Чумикова, князя Н. С. Голицына, архимандрита Пимена (точные библиографические данные их приведены в последующих примечаниях). К сожалению, они не освещают всех этапов жизни Бочкова, к тому же многие из этих сведений противоречат друг другу. Последний краткий биографический очерк А. И. Рейтблата (в кн.: Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 322-323) тоже не лишен неточностей, не говоря уже о вполне объяснимой и извинительной в данном случае неполноте материала

[1455] ' См.: Исаков С. Г. О ливонской теме в русской литературе 1820-1830-х годов// Ученые зап. Тартуского ун-та. 1960. Вып. 98. С. 158-170. См. также: Русская повесть XIX века. Л., 1973. С. 112, 117, 118, 131

[1456] О «Записках» о. Антония см.: Чумиков А. А. Алексей Поликарпович Бочков, в монашестве о. Антоний // Русская старина. 1889. №2. С. 380

[1457] Прежде всего по письмам к матери Марии (Е. Н. Шаховой), см.: РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25

[1458] См.: Стихотворения о. Антония Бочкова. - РО ИРЛИ. 3577. XIX 6. 15. Л. 1-102 об.; Стихотворения игумена Антония. — РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 1-113.

[1459] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 2

[1460] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. II

[1461] РО ИРЛИ. 3582. XIX б. 20 (8 рисунков, главным образом с вилами Череменецкого монастыря); РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 14 (16 рисунков, также в основном с видами Череменецкого монастыря)

[1462] РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 93 об

[1463] Об этом кружке см.: Вациро В. Э. Из истории литературного быта Пушкинской поры. М., 1989

[1464] См.: Бочков А. П. Знакомый незнакомец, или Слова, сказанные кстати и некстати: Истинный анекдот. — РО ИРЛИ. Ф. 357. Оп. 2. N° 37. Л. 3-4 об., 10 об

[1465] См. об этом в комментариях И. С. Зильберштейна//Литературное наследство. М., 1952. Т. 58. С. 57

[1466] Четыре письма опубликованы в «Русской старине» (1889, №887. С. 113-125), одно — в «Литературном наследстве» (Т. 58. С. 53-57)

[1467] См. об этом: Ивановский А. А. Александр Сергеевич Пушкин. 21-го и 23-го апреля 1828 г. // Русская старина. 1874, N° 2. С. 399

[1468] Русская старина. 1889, № 7. С. 113

[1469] Литературное наследство. Т. 58. С. 53-57

[1470] См. письмо к Е. Н. Шаховой от 8 апреля 1864 г. (РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25. Л. 1 об.). См. также другое письмо, относящееся к 1860-м гг. (РО ИРЛИ. 3577. XIX 6. 15. Л. 79 об.)

[1471] См.: Исаков С. Г. Указ соч. С. 163-170

[1472] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 1-22 об

[1473] Русская старина. 1874, № 2. С. 395

[1474] Православное Волковское кладбище. СПб., 1847. С. 29

[1475] РО ИРЛИ. Ф. 357. Оп. 2. № 37. Л. 2

[1476] Чумиков А. А. А. П. Бочков // Русская старина. 1874, № 3. С. 566

[1477] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С III

[1478] Ясская старина. 1889, № 2. С. 378

[1479] Ивановский А. А. Указ. соч. С. 395

[1480] Русская старина. 1889, № 2. С. 378

[1481] РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 8

[1482] Судьба единственного сына, Петра, еще одна трагическая страница в жизни Бочкова, за которую его осуждали некоторые из современников, в частности А. А. Чумиков. Петр Бочков, оставленный на попечении тестя, материально прекрасно обеспеченный, стал вести беспутную жизнь, транжирить деньги в Париже, позже тяжело заболел и умер после 8-летних тяжких страданий (см. письмо Бочкова Е. Н. Шаховой от 25. II. 1869. - РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 14).

[1483] Русская старина. 1889, № 2. С. 378

[1484] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. III

[1485] Там же. С. III-IV

[1486] Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. III

[1487] РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25. Л. 1 об. Ср.: РО ИРЛИ. 3577. XIX 6. 15. Л. 79об

[1488] См о нем: Домашняя беседа. 1867, № 24. С. 654-665, № 25. С. 678-693; Здравомыслов К. Игнатий// Православная Богословская энциклопедия. СПб., 1904. Т. V. С. 797-799

[1489] См. письмо Бочкова Новгородскому и Петербургскому митрополиту Исидору от 13.III. 1861 // Письма Игнатия Брянчанинова <...> к Антонию Бочкову. С. 4

[1490] РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 8

[1491] РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 78-79. См. также: РО ИРЛИ. 3589. XIX 6. 25. Л. 8-11 об

[1492] См.: Письма Игнатия Брянчанинова... к Антонию Бочкову. С. П-Ш; Домашняя беседа. 1867, М» 24. С. 661-663. О пребывании Брянчанинова в Оптиной Пустыни см.: РО РГБ, Ф. 214. № 360. Л. 20-20об

[1493] Игнатий Брянчанинов, епископ. Соч. Т. 1: Аскетические опыты. СПб., 1865. С. 535-536, 542-543, 545. Правда, в частной переписке 1860-х гг. отношение Игнатия к Оптиной Пустыни и к царящим там порядкам более критическое (см.: Письма Игнатия Брянчанинова <...> к Антонию Бочкову. С. 24)

[1494] К этому месту в «Летописи» сделано примечание: «Старец Лев (Леонид), по поступлении в Тихонову пустынь ученика его, иеромонаха Геронтия, строителем, ежегодно посещал его с учениками для утверждения в духовных подвигах и, побыв около месяца, возвращался в Оптину»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.