Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письмо святителя Игнатия к художнику К.П. Брюллову 19 страница




Аминь![2123]

<1858-1861>.

 

№ 12

Любвеобильные строки Ваши, дражайший Авраам Сергеевич, принесли мне истинное утешение. Очень понимаю, что кончина Варвары Егоровны произвела на Вас сильное впечатление[2124]. Сужу по себе. В течение 24-летнего пребывания моего в Сергиевой Пустыне большая часть моих знакомых переселилась на кладбище. Это глубоко подействовало на меня и теперь продолжает действовать. Представляюсь сам себе находящимся на очереди. О! да даруется всем нам предстать в вечность сколько-нибудь достойно вечности.

Вы спрашиваете о других моих сочинениях. Скажу Вам, что теперь, по крайнему моему изнеможению, я уже не занимаюсь сочинениями; иногда просматриваю что-нибудь прежнее.

Будьте здоровы и благополучны. С чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть

Вашего Высокопревосходительства

покорнейшим слугою

Еп<ископ> Игнатий 4 апреля 1863 года.

№ 13

Примите, дорогой мой, от брата моего экземпляр «Собрания» моих сочинений, написанных в сане архимандрита, исправленных и пополненных в сане епископа во время пребывания моего на Кавказе и в Бабаевском монастыре. Книга, названа мною тем, что она есть: «Аскетическими Опытами»[2125]. Здесь Вы найдете и «Последование»[2126], которое думал я прежде изложить в отдельной книге. Не мог исполнить этого по разным причинам.

Труд мой — новость в нашей литературе. По этой причине естественно, что некоторые примут его с приятностию, а для некоторых он покажется более или менее странным. Вы, как дышавшие воздухом Востока, как запечатленные дивными впечатлениями православного, священного Востока, способны сочувствовать вновь вышедшей книге, написанной под влиянием духа святых пустынножителей Востока, из изучения их глубоких творений. Вы много беседовали со мною об этих предметах, много передали сведений, особливо по церковной архитектуре, сведений, которые приложить к делу я постарался по возможности моей. Примите на себя благой труд объяснить книгу, ясную для Вас, тем, которые понуждаются в объяснении. Передайте Митрополиту Исидору[2127], Ахматову[2128] и другим, принадлежащим к Св. Синоду, то, что Вы знаете о труде моем и как давно я был занят им. Точное понятие о моем направлении может иметь влияние на спокойствие мое, столько нужное для меня в моем болезненном положении. Почти никто не предполагал, что я занимаюсь такими предметами, что такие предметы изучены мною, — а потому сочинены для меня и приписаны мне намерения и направление, совершенно чуждые мне. Радуюсь, что дана мне возможность принести мою лепту к стопам современного христианства. Изнемог я под бременем долговременной болезненности и теперь уже не способен к труду писателя; не знаю, будет ли когда способность к нему. Лебединая песнь, по крайней мере, воспета.

Будьте здоровы и благополучны! Призывая на Вас обильное благословение Божие, с чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть

Вашего Высокопревосходительства

покорнейшим слугою

Епископ Игнатий 20-го февраля 1865 года.

P. S. Мой адрес: в Ярославль

Подготовка текста, публикация и примечания А. М. Любому дрова.

 

Письмо святителя Игнатия к А.П. Башуцкому

Любезнейший Александр Павлович!

Очень Вам благодарен за присланное Вами описание Сергиевой Пустыни, буду ожидать описания Зеленецкого монастыря. Что касается до Валаамского, то я насчет описания его имею ту же самую мысль, которую развиваете Вы в письме Вашем, для чего мною и сделано уже распоряжение.

С наступлением весны оживают пресмыкающиеся и выползают из нор своих, в которых зимою они пребывали в состоянии оцепенения; то же самое совершается и со мною. Каждое утро, при хорошей погоде, выезжаю на хутор, наиболее для моциона и для того, чтоб дохнуть свежим воздухом. Насажденные Вами деревца по большей части принялись и начинают распускаться, а нарезанные Вами параллелограммы газона начинают зеленеть. Каждый раз, выходя на монастырь, вижу труд Ваш и воспоминаю о Вас. Также и все братия часто воспоминают о Вас, в особенности Платон.

Проект перестройки северного фаса нашей обители, особливо проект Сергиевой Церкви, сделан Горностаевым очень удачно; впрочем, будет ли он выполнен, остается неизвестным[2129]. Храм, исполненный по такому проекту, будучи сам подражанием базилик, построенных Константином Великим, мог бы быть образцовым, по внутреннему расположению, для монастырских церквей, предназначенных для продолжительных богослужений.

Потрудитесь передать мое о Господе приветствие Марии Андреевне[2130]. Призывая на Вас и на сию сестру Вашу благословение Божие имею честь быть

Вашим покорнейшим слугой

Архимандрит Игнатий 13 мая <1853>.

Печатается по автографу, хранящемуся в РО ИРЛИ (Ф. 34 (С. О. Бурачок). Оп. 2. Ед. хр. 258. Л. 12). Публикуется впервые. Датируется по содержанию.

Исполняя предписание духовной Консистории от 12 февраля 1852 г., свт. Игнатий приступил к созданию труда, озаглавленного впоследствии как - «Археологическое описание древностей, найденных в 1853 г. в монастырях Санкт-Петербургской епархии» (опубликовано в настоящем собрании творении, т. 3).

Разбор архивов Сергиевой пустыни, а также посещение летом 1852 г. других монастырей для сбора материалов свт. Игнатий возложил на известного литератора, ставшего послушником Сергиевой пустыни, А. П. Башуцкого. Из письма видно, что Башуцкии успешно выполнял это поручение; результатом его работы стала и его собственная книга «Тихвинские монастыри», вышедшая в Петербурге в 1854 г. О неудачной командировке Башуцкого в Валаамский монастырь см. Настоящее издание, т. 3. с. 450-453.

Данное письмо, скорее всего, относится к 1853 г. — весной этого года Башуцкии оставил Сергиеву Пустынь, о чем свт. Игнатий, в частности, сообщал игумену Дамаскину 8 марта 1853 г. (см. Настоящее издание, т. 3, с. 453).

Из письма также следует, что Башуцкии во время пребывания в обители усердно исполнял послушание садовника. Причины его ухода неизвестны, но видно, что и сам свт. Игнатий, и братия с теплым чувством вспоминают послушника Александра.

Александр Павлович Башуцкии (1803-1876) — прозаик, публицист, журналист, издатель. Человек неординарной судьбы, он обладал разносторонними талантами и способностями. В историю литературы он вошел как основатель альманаха «Наши, списанные с натуры русскими» (1841-1842), к участию в котором привлек известных писателей-современников. В 1830-40-е гг. Башуцкии издавал ряд журналов, поставив перед собой цель «для отечества извлекать отовсюду только доброе, питательное». Он автор автобиографического романа «Мещанин» (СПб., 1840), герой которого порывает со своим кругом, стремясь к жизни по христианским заповедям.

В литературных и светских кругах Башуцкий славился как талантливый рассказчик. Блестящая служебная карьера его оборвалась в 1849 г., когда он по клеветническому обвинению в растрате был уволен со службы.

Выход из кризиса Башуцкий искал в монашестве: в 1850 г. он поступил послушником в Троице-Сергиеву пустынь; одновременно в Тихвинском монастыре приняла послушание его жена. Однако духовное самоопределение Александра Павловича проходило непросто: из Пустыни он перешел в Череменецкий монастырь, где провел всего неделю, есть сведения о недолгом пребывании его в Оптиной Пустыни, в Киево-Печерской Лавре, которую он покинул около 1854 г. Поняв, что монашество — не его путь, Башуцкий в течение последующих двух десятилетий подвизался в миру на самых разнообразных духовно-церковных поприщах. Он был учредителем и членом совета Первого миссионерского общества (1865-1869). Написал икону, названную им «Тысячелетие России». Составлял назидательные брошюры. Сотрудничая в журналах «Домашняя беседа», «Северная пчела» и др., Башуцкий стал одним из немногих светских журналистов, открыто выступавших в защиту Церкви и монашества. Современники запечатлели его облик: «в полумонашеском платье, в черной фуражке с козырьком, в очках и с длинной седой бородой». Похоронен в Петербурге на Волновом кладбище.

Подготовка текста, публикация и примечания А. М. Любомудрова.

 

Письмо святителя Игнатия к С. А. Танееву

Милостивый Государь! Сергей Александрович!

Когда имею счастие получать Ваши письма, подолгу любуюсь самым почерком Вашим, не говоря уже о том, какое чистое наслаждение приносят мне мысли и чувствования, которыми дышат Ваши письма. Как же было для меня огорчительно прочитать, при моем возвращении сегодня в монастырь, что Вы были у меня 1-го июня, в тот день, в который я был за триста верст от своей обители! Но я не теряю надежды видеть Вас в течение нынешнего лета в Сергиевой Пустыни. В июне месяце я должен сделать еще одну поездку; но июль и август, по крайней мере половину августа, надеюсь провести дома. Будьте так добры, посетите меня в течение этого времени. Я сочту себя совершенно счастливым, если увижу Вас и Анну Васильевну в Сергиевой Пустыни. Прошу Вас пожаловать откушать и подышать свежим воздухом, который у нас особенно хорош в июле и августе месяцах. Уведомьте меня Вашею прекраснейшею строчкою, исполнимо ли желание мое. В таком случае я постараюсь известить Вас о времени, наиболее удобном для приезда Вашего в обитель: потому что, полагаю я, дни праздников и многолюдного приезда могут показаться для Вас стеснительными — и по справедливости! Они отнимают у нашей пустыни то, чем она особенно приятна: ее сельскую тишину и непринужденность.

Призывая на Вас и на юное семейство Ваше обильное благословение Неба, с чувствами совершенного почтения и преданности имею честь быть

Ваш

покорнейший слуга и богомолец

Архимандрит Игнатий

1851-го года июня 1-го дня

Сергиева Пустынь.

Печатается по автографу, хранящемуся в РГИА (Ф. 1060. Оп. 1. Д. 34. Л. 1-2. Публикуется впервые.

Сергей Александрович Танеев (1821-1889) — действительный тайный советник, управляющий собственной Его Величества канцелярией, член Комитета призрения заслуженных государственных чиновников. С. А. Танеев увлекался музыкой, был автором ряда музыкальных произведений (сочинения для оркестра, хоры, романсы). Дальний родственник известного композитора С. И. Танеева.

Подготовка текста, публикация А. М. Любомудром.

Письмо святителя Игнатия к А. Ф. Львову

Милостивый Государь! Алексей Федорович!

Примите мою сердечную признательность за доставленные Ваши книги преложений Ваших: опыт в присутствии Вашем и дальнейшие опыты доказали, что изучение их вполне удобно, как дающее правильный ход каждому голосу по напеву уже известному. Братия мои вполне поняли это и с усердием принимаются за труд, очевидная цель которого — дать всему вообще Богослужению должную правильность и гармонию и тем умножить благолепие оного.

Всегда был ощутителен недостаток, который Вы ныне так удовлетворительно восполнили! По церковным обиходам всем голосам предлежала одна и та же нота: делать необходимые для гармонии отступления предоставлялось на произвол каждого поющего, и каждый делал сообразно способности и познаниям своим — иной хорош, иной худ. Последнее, по недостатку знаний и вкуса, случалось гораздо чаще первого. Теперь для каждого голоса указан верный путь! Это услуга, всю цену которой, всю важность могут понять особливо в монастырях, где Богослужение отправляется с преимущественным тщанием. Не мудрено ли, что я и все мое братство преисполнены признательности за труд, совершенный Вашим Превосходительством.

Призывая на Вас благословение Неба, с чувствами совершенного почтения и преданности имею честь быть

Вашего Превосходительства

покорнейшим слугою

Архимандрит Игнатий 1849, ноября 25 дня.

 

Печатается по автографу, хранящемуся в ОР РНБ (Ф. 446 (А. Ф. Львов). Оп. 1. Ед. хр. 47).

На листе приписка А. Ф. Львова: «Прилагаемый при сем ответ прошу Осипа Михайловича сыскать случай доставить Архимандриту Игнатию. Здесь должен быть кто-нибудь из Серг<иевой пустыни>».

Алексей Федорович Львов (1798-1870) — скрипач, композитор, дирижер. В течение 24 лет был директором Придворной певческой капеллы (1837-1861). Автор музыки гимна «Боже, Царя храни» (1833). А. Ф. Львов занимался обширной деятельностью в области церковного пения. Он переложил на ноты духовные музыкальные сочинения, которые пелись в придворных церквях в течение всего года. Занимался гармонизацией древних церковных распевов (знаменного, киевского, греческого).

Став настоятелем Сергиевой пустыни в 1833 г., архимандрит Игнатий заботился о восстановлении благочиния, уставного стройного богослужения, немало внимания уделяя церковному хоровому пению. К организации, обучению и повышению музыкальной культуры хора он привлек композиторов прот. Петра Турчанинова, М. И. Глинку, А. Ф. Львова. В данном письме свт. Игнатий благодарит последнего за 4-голосную гармонизацию крута церковных песнопений.

Подготовка текста, публикация и примечания А. М. Любому дрова.


Письмо

святителя Игнатия к художнику К. П. Брюллову

Дорогой мой Карл Павлович! С сердечным прискорбием услышал я о постигшей вас болезни. Так далеко я от вас и не могу посетить вас, чего бы так желала душа моя! Надеюсь к 1-му июня приехать в Петербург; после необходимых явок к начальству постараюсь непременно посетить вас. Я лечусь, очень слаб и до сих пор еще не выходил из комнаты. Сидя писать не могу, а пишу лежа на постели, и потому пишу карандашом. Всегда я принимал в вас сердечное участие. Душа ваша представлялась мне одиноко странствующею в мире. Так странствую и я, окруженный с младенчества бедствиями. Около меня сформировался круг друзей, искренне меня любящих, но еще не встречался я с душою, пред которою мог бы я вполне открыться. И это не от того, чтобы я был скрытен; нет, я очень откровенен, но душа, пред которою я мог бы открыться с истинною пользою, должна быть способна понять меня, исследовать меня, — должна постичь самое вдохновение мое, если есть во мне какое вдохновение. Без этого откровенность бесплодна. Мало этого, откровенность перед непонимающим только наносит новую язву душе. В моем земном странничестве и одиночестве нашел я пристань верную — истинное Богопоз-нание. Не живые человеки были моими наставниками, ими были почившие телом, живые духом святые Отцы. В их писаниях нашел я Евангелие, осуществленное исполнением; они удовлетворили душу мою. Оставил я мир, не как односторонний искатель уединения или чего другого, но как любитель высшей науки; и эта наука доставила мне все: спокойствие, хладность ко всем земным пустякам, утешение в скорбях, силу в борьбе с собою, — доставила друзей, доставила счастие на земле, какого почти не встречал. Вы знаете, как я живу в монастыре! Не как начальник, а как глава семейства. — Несколько лет, как расстроилось мое здоровье. По месяцам, по полугодам не выхожу из комнаты; но религия вместе с этим обратилась для меня в поэзию и держит в непрерывном чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении. Скуки не знаю; время сократилось, понеслось с чрезвычайною быстротою, — как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила. Тех, которых угнетает скорбь, пригоняет к моей пристани, приглашаю войти в мою пристань, в пристань Божественных помышлений и чувствований. Они входят, отдыхают, начинают вкушать спокойствие, утешение и делаются моими друзьями. Вашей душе надо войти в эту пристань! Она слышит по какому-то тайному предчувствию, что ей суждено найти успокоение в этой пристани; а сердце мое к вам отворено, давно отворено. Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины — это выражения сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истинного вдохновения. Всякая красота, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры. Поправляйтесь, дорогой мой Карл Павлович! Желаю по приезде моем увидеть вас здоровым, укрепившимся. Еще надо бы вам пожить, пожить для того, чтоб ближе ознакомиться с вечностию, чтоб пред вступлением в нее стяжать для души вашей красоту небесную; в душе вашей всегда было это высокое стремление. Объятия Отца Небесного всегда отверсты для принятия всякого, кто только захочет прибегнуть в эти святые, спасительные объятия. Прощайте; до свидания, которого жажду.

Архимандрит Игнатий 27-го апреля (1847).

Впервые опубликовано: Архив Брюлловых // Русская Старина. 1900. Т. 103. № 9. Приложение. С. 162-163. Печатается по первой публикации. Содержание письма святителя Игнатия к К. П. Брюллову (1799-1852) позволяет затронуть вопрос об отношении Святителя к светской живописи, а также поставить вопрос об иконографии, который в послании еще напрямую не ставится. Несмотря на дружеский характер письма, архимандрит Игнатий поднимает в нем важные и принципиальные проблемы. Карл Павлович Брюллов, протестант по вероисповеданию (в прошлом масон, до 1822 г.), не был, так же как и его брат, архитектор А. П. Брюллов (и как другие живописцы той поры), исключительно светским художником. Он выполнял многочисленные церковные заказы, писал образа. В Сергиевской пустыни (близ Петербурга), где архимандритом был святитель Игнатий, находился образ Пресвятой Троицы, выполненный Брюлловым. Как воспитанник Санкт-Петербургской Академии художеств, ориентированной в те годы на итальянскую живопись, Брюллов, однако, неизбежно и в исполнение иконописных сюжетов вносил навыки, полученные в alma mater. Оценка святителем Игнатием подобных работ в области религиозной живописи была в целом нелицеприятной. «Воспитанники русской Академии художеств, — писал Святитель, — получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон. Светский человек, насмотревшийся на все и имеющий обширную опытность, не может себе представить того действия, которое такие изображения оказывают на девственную природу» (Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Понятие о ереси и расколе. Неизданные творения святителя Игнатия (Брянчанинова)// Богословские труды. Сборник 32. М., 1996. С. 293; Настоящее издание. Т. 4. С. 468). Современный исследователь, богослов и иконописец Л. А. Успенский также оценивает опыты Брюллова в иконописи как произведения художника- «римокаголика» (см.: Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1996. С. 371). Один из современников Брюллова, друг Гоголя и А. А. Иванова славянофил Ф. В. Чижов в 1846 г. замечал: «В самом деле, неужели кто-нибудь может принять за образ картину Брюллова — Вознесения Божией Матери, празднуемого нашею Православною Церковию под именем и значением Успения Божией Матери... Пред образом мы молимся лику Владычицы... пред Вознесением Брюллова, простите, но согласитесь, что истинно думаем о полной, прекрасной женщине и... тем, что должно бы призывать к молитве, уничтожаем святую молитву» (<Чижов Ф. В.>

О иконопочитании. (С одобрения духовной цензуры) // Москвитянин. 1846. N° 7. С. 117-119).

Наибольшую известность и славу Карлу Брюллову принесла написанная в Италии большая картина «Гибель Помпеи» (1833), выставленная в августе 1834 г. для публичного обозрения в петербургской Академии художеств. «Всегда я принимал в вас сердечное участие», — замечает святитель Игнатий в публикуемом письме к Брюллову. Из дальнейших строк послания можно судить, что «Гибель Помпеи» произвела в свое время особое впечатление и на святителя Игнатия. Известно, с каким восторгом картина Брюллова была принята современниками. Оценке брюлловской картины — с центральным образом мертвой красавицы на переднем плане — посвящена, в частности, статья Гоголя «Последний день Помпеи», датированная августом 1834 г. В свою очередь, как позволяет судить творческая история повести Гоголя «Вий» (написанной в те же месяцы), образ мертвой роскошной красавицы помпеянки с картины Брюллова послужил Гоголю и прототипом для создания образа мертвой панночки-ведьмы. Несмотря на высокую оценку «Гибели Помпеи», Гоголь хорошо сознавал чувственный характер брюлловской живописи. В статье Гоголь противопоставлял ее религиозному искусству и прямо соотносил с языческой скульптурой. Точно так же и в «Вии» «страшная, сверкающая» красота «припустившей к себе сатану» панночки является, согласно замыслу Гоголя, прямым воплощением губительного «идеала Содомского». Подобным образом и святитель Игнатий, как можно предположить, в своем письме к Брюллову имеет прежде всего в виду тот же главенствующий образ «Гибели Помпеи», когда в заключении послания замечает: «Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты <...> Картина, которая бы решительно удовлетворила вас, должна бы быть картиною из вечности. <...> Всякая красота <...> должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, волимого истинным вдохновением. <...> Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры».

 


1 Преподобный Варсонофий Великий, ответы 210 и 264

[2] Преподобный Варсонофий Великий, ответ 210.

[3] Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом.

 

[4] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4.

[5] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

 

[6] ...вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26).

[7] Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964.

[8] Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6).

[9] Pag. 973

[10] ...как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1).

[11] Pag. 973

[12] ...непостижимы судьбы Его (Рим. 11.33).

[13] ...связав ему руки и ноги... во тьму внешнюю... плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13)

[14] ...богатый милостью (Еф. 2. 4).

[15] Pag. 963 и 964

[16] Ис. 26. 18

[17] Pag. 964.

[18] Pag. 964

[19] Pag. 965

[20] Pag. 965

[21] Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965).

[22] Pag. 1097

[23] Pag. 1084.

[24] Pag. 965

[25] Pag. 965

[26] Pag. 966

[27] Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям

[28] ...вы храм Бога живого (2 Кор. 6. 16).

[29] Pag. 967

[30] ...не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18).

[31] Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34).

[32] Pag. 1084

[33] Pag. 967

[34] Pag. 967

[35] Pag. 968

[36] Pag. 968

[37] Pag. 968

[38] Pag. 969

[39] Pag. 970

[40] Pag. 970

[41] Pag. 970

[42] Pag. 972

[43] Pag. 974

[44] Pag. 974.

[45]...сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974).

[46] Pag. 974

[47] Pag. 974

[48] Pag. 975

[49] Pag. 975

[50] Pag. 976

[51] Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17)

[52] Pag. 976

[53] Pag. 1084

[54] Pag. 1071

[55] Pag. 1069

[56] Pag. 1069

[57] Pag. 1069

[58] Pag. 1067

[59] Pag. 1071

[60] Pag. 1069.

 

[61] Pag. 1077

[62] Алфавитный патерик

[63] Pag. 1077

[64] Pag. 1077

[65] Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269

[66] Pag. 1073

[67] Pag. 1073

[68] Pag. 1073.

[69] Pag. 1073

[70] Pag. 1075

[71] Pag. 1075

[72] Pag. 1075

[73] Pag. 1075.

 

[74] Pag. 1075

[75] Pag. 1075

[76] Pag. 1075

[77] Pag. 1075

[78] Pag. 1075

[79] Pag. 1075

[80] Pag. 1075

[81] Pag. 1075

[82] Pag. 1076

[83] Pag. 1076

[84] Pag. 1076.

[85] Pag. 1076

[86] Алфавитный патерик

[87] Pag. 1076

[88] Алфавитный патерик

[89] Pag. 1076

[90] Pag. 1076

[91] Pag. 1076

[92] Pag. 1076

[93] Pag. 1076

[94] Pag. 1076

[95] Pag. 1076

[96] Pag. 1076

[97] Pag. 1076

[98] Pag. 1076

[99] Pag. 1077

[100] Pag. 1077

[101] Pag. 1077

[102] Pag. 1077

[103] Pag. 1077

[104] Pag. 1077

[105] Pag. 1077

[106] Pag. 1077

[107] Pag. 1077

[108] Pag. 1077

[109] Pag. 1077

[110] Pag. 1077

[111] Pag. 1077

[112] Pag. 1077

[113] Pag. 1078

[114] Pag. 1078

[115] ...все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16)

[116] Pag. 1078

[117] Pag. 1078

[118] Pag. 1078

[119] Pag. 1078

[120] Pag. 1078

[121] Pag. 1078

[122] Pag. 1080

[123] Pag. 1080

[124] Pag. 1080

[125] Лк. 12.35.

 

[126] Pag. 1080

[127] Pag. 1080

[128] Pag. 1080

[129] Pag. 1080

[130] Pag. 1080

[131] Pag. 1080

[132] Pag. 1080

[133] Pag. 1080

[134] Pag. 1080

[135] Pag. 1080

[136] Pag. 1080

[137] Pag. 1081

[138] Pag. 1081

[139] Pag. 1081

[140] Pag. 1081

[141] Pag. 1081

[142] Pag. 1081

[143] Pag. 1081

[144] Pag. 1081

[145] Pag. 1081

[146] Pag. 1081

[147] Pag. 1081

[148] Pag. 1081

[149] Pag. 1081

[150] Pag. 1081

[151] Pag. 1081

[152] Pag. 1081

[153] Pag. 1081

[154] Pag. 1081

[155] Pag. 1081

[156] Pag. 1082

[157] Pag. 1082

[158] Pag. 1082

[159] Pag. 1082

[160] Pag. 1082

[161] Pag. 1082

[162] Pag. 1082

[163] Pag. 1082

[164] ...спроси отца твоего, и он возвестит тебе (Втор. 32. 7. Достопамятные сказания, гл. 37).

[165] повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф. 5. 21).

[166] ...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5. 29).

[167] ...справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4. 19.)

[168] За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10. 5).

[169] Но если бы даже не мы, или Ангел с неба стал благовество-вать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1.8, 9).

[170] Pag. 1082 и 1083.

[171] 7 ...«хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25. 21).

[172] Ис.38.

 

[173] ...вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16. 20).

[174] Pag. 1095.

 

[175] Алфавитный патерик.

 

[176] Алфавитный патерик

[177] Pag. 1099 и 1100.

 

[178] Pag. 1100 и Алфавитный патерик

[179] Pag. 1097 и Алфавитный патерик.

 

[180] Слово 71

[181] ...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12. 36, 37).

[182] Горе вам, смеющиеся ныне: ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6. 25)

[183] Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4. 29).

[184] Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам] (Еф. 5. 4).

[185] Pag. 1100

[186] Алфавитный патерик

[187] Преподобный Марк Подвижник. О Законе Духовном, гл. 32.

[188] В начале Поучений преподобного аввы Дорофея

[189] Четьи-Минеи, 4 декабря.

 

[190] Делатель золотых и других драгоценных вешен

[191] Pag. 785, стр. 130.

[192] ...я Павлов, я Аполлосов (1 Кор. 1. 12).

[193] Кто мог погрешить — и не погрешил, сделать зло -~ и не сделал (Сир. 31. 11).

[194] Раg. 1095 и 1096.

[195] Pag. 1083 и 1084

[196] Раg. 1085

[197] Pag. 1089.

[198] Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.