Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. Лири, М. Стюарт и ДР. Технологии изменения сознания в деструктивных культах 7 страница




 

ГЛАВА 14. ТЕХНОЛОГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

Из всех вещей, виденных в мире, один ум действует по собственному
усмотрению; схватывая формы в зависимости от истолкования, он впадает в
заблуждение, искажая действительность. Все философии в мире -- подделки
разума; не было никогда ни одного учения, сумевшего проникнуть в истинную
суть вещей.

"Сутра ожерелья", 10.
Господин Махавира сказал Гаутаме Будде: "Когда провидец не видит дхарму
непосредственно, он видит ее через сеть слов. Догадка -- сеть слов,
закрывающая окно. От этого косвенного наблюдения происходят секты и системы.
Путь, предложенный тебе, Гаутама, — прямой путь. Будь бдителен и будь
провидцем".

"Уттарадхьяяна-сутра", 10.31.
Условия тоталитарного режима, идет ли речь о религиозной секте или
идеологии государства, позволяют эффективно обрабатывать, менять и
контролировать индивидуальное (и массовое) сознание. Бытует мнение, что
психологическое воздействие на человека можно оказать лишь во время пыток и
допросов с пристрастием в темных мрачных подвалах, когда жертву ослепляет
свет яркой лампочки. Однако автор книги "Реформирование сознания и
психология тоталитаризма" Роберт Джей Лифтон в главе "Культы: религиозный
тоталитаризм и гражданские свободы" опровергает это ошибочное мнение. Изучая
методы обращения в коммунистичекую идеологию, применяемую в Китае в
пятидесятые годы, он подробно описал соответствующую технологию обработки
сознания.
Эта технология включала в себя специальные приемы воздействия (в том
числе и создание благоприятных условий для такого воздействия) для
насаждения нужных взглядов. В элементах данной технологии не было ничего
мистического -- просто хорошее знание человеческой психологии. Поэтому,
какой бы чудесной ни казалась группа во главе с ее харизматическим лидером,
если она использует технологию реформирования сознания, о которой говорил
Лифтон, значит, она представляет собой деструктивную секту и манипулирует
сознанием рядовых членов. Каковы же элементы такой технологии?
Коммуникационный контроль;
Манипуляция мистическими чувствами;
Борьба за чистоту души и рядов;
Культ исповеди;
"Научное обоснование" доктрины;
Лингвистическое моделирование реальности;
Доминирование доктрины над личностью;
Право на жизнь и право на смерть.
Рассмотрим подробно каждый из этих элементов. Как пишет Лифтон,
коммуникационный контроль, или контроль социальной среды, подразумевает
контроль всех контактов и связей членов секты с внешним миром. Когда
контроль становится слишком жестким, он перерастает в попытку контролировать
внутренние диалоги субъекта. Каждому члену группы внушается убеждение, что
реальность — это собственность, которая находится в исключительном ведении
группы. В такой обстановке любое стремление к личной независимости
пресекается, ибо угрожает стабильному осуществлению абсолютного контроля. В
сектах контроль социальной среды поддерживается и сохраняется при помощи
группового процесса, изоляции от других людей, психологического давления,
географической удаленности (или невозможности перемещения), и даже
физического прессинга. Контроль может насаждаться в процессе
последовательного чередования таких мероприятий, как семинары, лекции и
групповые встречи, которые становятся все более интенсивными и все больше
отрывают человека от привычной реальности. Такое физическое и
психологическое воздействие крайне мешает человеку трезво оценить обстановку
и уйти. Секты -- это островки тоталитаризма в огромном океане общества,
которое настроено антагонистично по отношению к тоталитарному режиму.
Поэтому для сохранения структуры секты лидер должен применять жесткий
пограничный контроль и методично усиливать контроль групповой среды.
Интенсивный контроль среды тесно связан с процессом изменения личности.
Это частично объясняет, почему у человека, который в течение определенного
периода времени находился в секте и внезапно стал объектом внешнего,
альтернативного влияния, на первый план выходит и доминирует сектантская
личность. Это особо заметно на молодых людях, у которых при погружении в
групповую систему убеждений и групповую структуру радикально меняется
"реальная" личность. Происходит что-то вроде дублирования: формируется
вторая, так называемая "сектантская личность", которая живет бок о бок с
"реальной" и отчасти от нее независима. Очевидно, существует некий связующий
элемент, позволяющий человеку интегрировать вторую личность — иначе он не
смог бы полноценно функционировать, -- но автономия каждой из личностей
впечатляет. Когда человек добровольно или принудительно выходит из-под
контроля тоталитарной социальной среды, в нем кое-что появляется от прежней,
досектантской личности. Оба "я" могут существовать одновременно и долгое
время заявлять о себе самым непредсказуемым образом. Такое раздвоение
личности существенно травмирует психику.
Вторым элементом технологии воздействия на сознание в условиях
тоталитарного окружения выступает мистическое манипулирование, или
запланированный экспромт. По мнению Лифтона, это систематический процесс,
который тщательно планируется и контролируется "сверху" (руководством), хотя
внешне кажется, что он происходит стихийно в рамках данной среды. Он не
должен восприниматься как "хорошо отрепетированный спектакль", иначе у
"зрителей" могут возникнуть сомнения. На протяжении столетий существуют
разные религиозные группы, в которых традиционно практикуются посты,
ограничения сна и чтение молитв, но феномен "избранности" характерен только
для сект. Только в сектах существует фигура "избранника", который
провозглашает себя "спасителем" или "мессией". Возможности мистического
манипулирования в сектах безгранично расширяются, поскольку лидеры объявляют
себя посредниками Бога. Только через "спасителя" "спускаются" (и
принудительно навязываются) принципы, "установленные Богом", поэтому секта с
ее верованиями воспринимается как единственный истинный путь к спасению. Это
усиливает возможности мистического манипулирования и оправдывает все
действия "спасителя", а иногда и его последователей.
В том, что функции "спасителя" (и, по совместительству, манипулятора)
исполняет реальный человек, есть преимущества и недостатки. С одной стороны,
он более реален, чем абстрактный бог, и поэтому более привлекателен для
последователей. С другой стороны, он может стать источником глубокого
разочарования, если, например, последователи узнают, что он уличен в связях
со спецслужбами (такое обвинение выдвигалось против Сан Мюн Муна, основателя
Церкви Объединения).
Вследствие мистической манипуляции у членов сект формируется психология
"пешек". Мало того, мистическая манипуляция оправдывает обман по отношению к
"чужакам" из "внешнего мира". Если "чужак" не видит Свет, то он пребывает в
царстве тьмы и зла, и поэтому его не грешно обмануть ради "высокой цели".
Например, когда члены некоторых сект занимаются сбором денежных
пожертвований, им велят отрицать их принадлежность к секте, то есть лгать.
Во многих учебных центрах от новобранцев долгое время скрывают
принадлежность к определенной секте или "церкви". Тоталитарная идеология
всегда оправдывает такую манипуляцию.
К следующим элементам технологии реформирования сознания относятся
требование чистоты и культ исповеди. С точки зрения Лифтона, требование
"чистоты" придает сектам, а также религиозным и политическим группам черты
манихейства, поскольку призывает к радикальному отделению чистого от
нечистого, добра от зла. Это призыв к чистоте рядов и чистоте души каждого
отдельного его члена. Абсолютное очищение — процесс непрерывный; зачастую
он регламентируется определенными правилами. Поскольку он стимулирует
чувство вины и стыда, то тесно связан с процессом исповеди. Идеологические
движения манипулируют механизмами индивидуальной вины и стыда для подавления
личности. Исповедь, во время которой человек признается в грехах и
занимается самокритикой, происходит в небольшой группе и сопровождается
критикой в его адрес со стороны членов группы с определенной целью: активно
и динамично способствовать изменению его личности.
По поводу сложного, весьма неоднозначного и небезобидного процесса
"признания в грехах" А. Камю как-то заметил, что "авторы признаний пишут их
главным образом для того, чтобы избежать признания и ничего не сказать о
том, что они в действительности знают". Возможно, Камю преувеличил, но он
прав, полагая, что исповедь — это хитроумная смесь откровения и утаивания.
Человек, который признается в разнообразных многочисленных грехах
досектантской жизни, может верить в эти "грехи", и в то же время скрывать
другие, которые либо не осознает, либо не хочет обсуждать. Чем чаще человек
кается в грехах, которые отождествляются с досектантской жизнью и ее
"распятием", тем больше превозносится его нынешняя жизнь в секте. Выходит,
что под маской явного унижения скрывается крайнее высокомерие.
И снова цитата из Камю: "Ныне я каюсь, дабы затем стать судьей... Чем
больше я обвиняю себя, тем больше у меня права судить других". Это
центральная тема нескончаемого процесса исповеди, особенно когда он
происходит в замкнутой группе.
Следующие элементы технологии воздействия на сознание -- это "научное
обоснование" доктрины, лингвистическое моделирование реальности и
доминирование доктрины над личностью.
Чтобы увлечь за собой людей в современном мире, любое "духовное" учение
должно быть "научно обосновано". Духовная наука кажется спасением для многих
людей, так как существенно упрощает мир. Например, секта мунистов уловила
эту современную потребность людей в научном обосновании свода догматических
духовных принципов и создала подобие науки о человеческом поведении и
человеческой психологии. Чтобы доказать справедливость претензии на
научность, эта секта проводит крупные симпозиумы, приглашая на них
выдающихся ученых (которым платит неслыханно высокие гонорары). Тем самым
демонстрируется "единство взглядов" мунистов и ученых, а сама доктрина
приобретает интеллектуально-правовой статус.
Все наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых
метафор, интерпретация которых определяется степенью интеграции в культуру и
владения языком. Таким образом, с помощью языка с его закономерностями в
назывании объектов реальности (номинациях) и в организации их значений
(семантике) можно воспроизвести, или заново создать, реальность. Под
лингвистическим моделированием следует понимать намеренное использование
процессов, которые неоправданно упрощают представления о реальности. Это
достигается с помощью искусной лингвистической манипуляции на основе
введения обобщений, искажений и игнорирования важных свойств явлений и
событий. Язык сводится к набору штампов, а каждой фразе придается статус
значимости и божественный смысл. Крайне упрощенная лингвистика таит в себе
очарование и способна оказывать колоссальное нейрологическое воздействие на
сознание: поскольку любую проблему в жизни человека легко свести к общему
набору внутренне согласованных принципов, человек считает, что познает и
ощущает истину. Ему все ясно и понятно, на все вопросы всегда есть ответы.
Лайонел Триллинг называет это "языком безмыслия", поскольку самые трудные
вопросы сводятся к готовым штампам и примитивным лозунгам. При этом человек
не осознает, каким образом он моделирует реальность, и считает свое
восприятие и представление о реальности объективными.
Элемент доминирования доктрины над личностью начинает работать в тот
момент, когда возникает конфликт между тем, что человек ощущает на
собственном опыте, и тем, что предписывает ему ощущать доктрина или догма. В
тоталитарном окружении истинна только догма, поэтому человек должен признать
ее и привести собственные ощущения в соответствие с догматической истиной.
Внутреннее ощущение несоответствия действительных и желаемых ощущений
порождает комплекс вины. Порой группа намеренно провоцирует у человека
комплекс вины, внушая ему, что все сомнения отражают его греховность.
Последний и самый важный элемент технологии воздействия на сознание --
это угроза лишиться жизни, хотя чаще всего это метафорическая угроза. Но
если "спаситель" обладает знанием абсолютной истины и видит свет, то все те,
кто этот свет не видит и живет во тьме неведения, связаны с тьмой и не имеют
права на существование. Принцип "бытие против небытия" позволяет делить
членов группы на людей первого и второго сорта. "Второсортники" живут под
угрозой смерти. Иногда смерть может стать реальностью, как это произошло с
членами "Народного храма": Джим Джонс, лидер этой секты, манипулируя
суицидальной мистикой, которую сделал частью групповой идеологии, принял
решение о необходимости добровольного ухода из жизни членов группы.
(Впрочем, в ходе судебно-медицинской экспертизы, проведенной после массового
суицида в Джонстауне, выяснилось, что не все члены группы ушли из жизни
"добровольно", многие из них были убиты.) Тоталитарное желание провести
четкую границу между теми, кто имеет право жить, и теми, кто такого права не
имеет, может стать страшным способом решения фундаментальных проблем
человечества. Такие тоталитарные, или фундаменталистские, подходы вдвойне
опасны в век ядерной угрозы и терроризма.
Однако описанные выше элементы технологии, позволяющей активно
манипулировать человеческим сознанием, не имеют отношения к промыванию
мозгов. Промывание мозгов -- это совершенно другой процесс, который
происходит принудительно, когда человек, например, военнопленный, с самого
начала знает, что находится в руках врага. Применение пыток и жестокое
обращение, сопровождающее четкое разделение ролей на "своих" и "врагов", не
оставляет жертве права выбора. Манипулируя инстинктом самосохранения жертвы,
промыватели мозгов могут заставить ее согласиться с определенными
требованиями, например, подписать ложные признания или выступить с
клеветническими заявлениями. При этом жертва пытается внутренне оправдать
свои действия. Но как только она выходит из этой среды и ее инстинкту
самосохранения ничего не угрожает, к ней возвращаются прежние убеждения.
Принудительный подход редко является успешным, о чем красноречиво
свидетельствует статистика. Как только люди возвращаются в привычную
атмосферу, эффект "промывания мозгов" потихоньку рассеивается.
Процесс непринудительного психологического программирования с помощью
технологии реформирования сознания осуществляется более тонко и изощренно. В
этом процессе жертва менее защищена и более подвержена постороннему влиянию,
поскольку считает "реформаторов" друзьями. Это дает "реформаторам"
карт-бланш, и они исподволь формируют новую структуру личности и новую
систему убеждений. Жертва добровольно идет на сотрудничество с
"реформаторами", сообщая им глубоко личную информацию, которая впоследствии
используется против нее. При этом явного физического принуждения нет! Чаще
всего реформирование сознания происходит на основе внушения новых установок.
Это внушение осуществляется в процессе применения гипнотических техник и
техник групповой динамики. Человек не ощущает угрозы, но становится жертвой
обмана и манипуляций, которые заставляют его сделать предписанный выбор и
положительно реагировать на все, что с ним происходит.

 

ГЛАВА 15. ТРИ ЭТАПА УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Чтобы установить психологический контроль над человеком, нужно изменить
его сознание и создать ему новую личность. Мы уже знаем, что для этого
необходимо контролировать его поведение, эмоции, мысли и поступающую к нему
информацию. Существуют техники, позволяющие воздействовать на психику
человека: гипнотический транс или введение человека в любое другое
измененное состояние сознания, внушение, лингвистическое моделирование
реальности на основе загрузочного языка, ритуалы остановки мыслей,
культивирование фобий, прививание зависимостей, депривации и т. д. Но как на
практике устанавливается психологический контроль и реализуются описанные
техники?
Оказывается, существует модель, описывающая поэтапный процесс обретения
психологического контроля над человеком. Эта модель была разработана в конце
сороковых годов на основе работ Курта Левина и описана в книге Эдгара Шейна
"Навязанное убеждение". Шейн, как и Лифтон, занимался изучением программ по
промыванию мозгов, успешно применявшихся в конце пятидесятых годов в Китае
режимом Мао Цзэдуна. Его книга, основанная на опросах бывших американских
военнопленных, целиком посвящена исследованию этого процесса. Шейн понял,
что промывание мозгов происходило в три этапа с применением тактики
постепенного повышения требований со стороны китайцев и постепенных уступок
со стороны военнопленных (кстати, тактика постепенных уступок широко
применяется в мире при подготовке киллеров и террористов). Этот метод может
применяться и при установлении непринудительного психологического контроля,
позволяя реформировать личность и сознание человека.
Три этапа состоят из размораживания прежней личности, ее замены новой и
замораживания новой личности. По мнению Шейна, размораживание состояло в
разрушении личности, замена подразумевала процесс индоктринации, а
замораживание означало процесс построения и укрепления новой личности.
Как же эта трехэтапная программа создает дисциплинированного члена
деструктивной секты?

 

ЭТАП ПЕРВЫЙ: РАЗМОРАЖИВАНИЕ

Чтобы подготовить личность к радикальному изменению, нужно взорвать
туннель реальности, в котором привык жить человек. Лишившись системы
отсчета, в которой он традиционно воспринимал себя и познавал окружающий
мир, человек утрачивает все жизненные ориентиры. Когда разрушаются
представления человека о реальности, перестают работать его защитные
механизмы, которые прежде не впускали в его сознание концепции, ставившие
под сомнение истинность его туннеля реальности.
Размораживание может происходить по-разному. Например, личность можно
разрушить, если человека дезориентировать физиологически. Для этого нужно
лишить его сна, а также изменить рацион и распорядок питания. (В некоторых
группах последователей переводят на питание с низким содержанием белков и
высоким содержанием Сахаров или принуждают к длительным постам и постоянному
недоеданию. Наряду с недосыпанием это разрушает стабильность личности.)
Эффекту размораживания способствует и изоляция человека. Поэтому обычно этап
размораживания происходит в уединенной и полностью контролируемой
обстановке, например, в загородном "учебном центре".
Можно разморозить личность и обойти ее защитные механизмы, искусно
применяя техники гипноза. Например, человек может войти в состояние транса,
когда его специально сбивают с толку: если намеренно бомбардировать нас
противоречивой информацией, мы испытываем растерянность и утрачиваем
привычные ориентиры. Например, гипнотизер авторитетно говорит: "Чем больше
вы пытаетесь понять, что я говорю, тем меньше вы понимаете. Это понятно?". В
попытке понять смысл этой фразы человек на какое-то время запутывается и не
понимает, как реагировать на сказанные слова. Читая эту фразу в книге, у вас
есть возможность перечитать ее несколько раз и попытаться понять смысл. Но
когда человек находится в контролируемой обстановке и его постоянно
дезориентируют, используя парадоксальные утверждения и сообщая
противоречивую информацию, его критические способности снижаются. Ощущая
растерянность, он начинает сомневаться в себе и ищет опору в группе.
Поскольку ему кажется, что остальные члены группы нормально реагируют на
происходящее, он стремится как можно быстрее адаптироваться к ситуации. Чем
меньше человек уверен в своих взглядах, тем восприимчивее он становится к
влиянию окружения. Полагаясь на группу и ее мнение, он проявляет групповой
конформизм, который диктует ему подчиниться навязанным правилам игры.
Кроме того, человека можно вывести из состояния равновесия и повысить
его внушаемость, используя сенсорную депривацию, о которой рассказывалось в
главе 8, или, наоборот, сенсорную перегрузку. Его с огромной скоростью
бомбардируют потоками эмоционально насыщенной информации, которую он не в
состоянии переварить. Ощущая, что он "тонет" в потоках этой информации,
человек отключается и перестает ее анализировать. Доверчивый новичок
считает, что это произошло спонтанно, хотя в действительности это
структурируется группой.
Для размораживания человеческого чувства реальности широко применяются
и другие гипнотические техники, например, двойной капкан. Двойной капкан
заставляет человека подчиниться правилам игры, навязанной ведущим, хотя у
него остается иллюзия, что он сохраняет свободу выбора. Например, лидер
секты говорит: "Тем, кто испытывает сомнения в истинности моих слов, следует
знать, что эти сомнения ввожу в ваше сознание именно я с тем, чтобы вы
осознали, что я — истинный учитель". Человек может верить лидеру или
сомневаться в нем, но в обоих случаях проверить истинность этих утверждений
невозможно, так как концы заранее спрятаны в воду. Руководитель семинара
может сказать: "Если вы сознаете, что в вашей жизни что-то не складывается,
то, отказываясь от участия в семинаре, вы позволяете этому разладу управлять
вашей жизнью". Другими словами, сам факт вашего участия в семинаре
неоспоримо доказывает, что вы не обладаете достаточными знаниями, чтобы
самостоятельно решить, уходить ли вам отсюда.
Размораживанию весьма способствуют такие техники, как управляемые
медитации, групповые инсайты, персональные исповеди, сеансы групповых
молитв, танцевальные техники, например, суфийские вращения, психодрама,
психогимнастика, ритмичная музыка и даже хоровое пение. Как правило, эти
виды активности начинаются "спонтанно" и кажутся вполне безобидными, но по
мере продолжения семинара, тренинга или "обучающих лекций" они постепенно
становятся все более интенсивными и идут по заранее разработанному сценарию.
Они практически всегда проводятся с группами и активно "прессуют" людей,
усиливая в них групповой конформизм и лишая возможности уединиться и
поразмышлять.
На этапе размораживания, когда люди слабеют, ведущие начинают им
внушать мысль об их порочности, некомпетентности, больной психике и духовном
падении. Все проблемы, которые возникают у человека, будь то плохая
успеваемость в университете или неудачи на работе, избыточный вес или
неприятности в семейной жизни, лишний раз доказывают, насколько он слаб и
порочен. Его бомбардируют установками, согласно которым он сам виноват в
том, что запутался в клубке собственных противоречий, и без помощи группы
ему самостоятельно не выпутаться. Есть группы, которые используют тактики
агрессивного воздействия на личность, в том числе публичного унижения перед
лицом группы.
Как только человек сломлен, он готов к следующему этапу.

 

ЭТАП ВТОРОЙ: ЗАМЕНА

Замена состоит в навязывании человеку новой личности, обладающей новым
набором поведенческих схем, эмоциональных реакций и мыслей, которая должна
заполнить пустоту, образовавшуюся в результате разрушения старой личности с
ее прежней системой представлений. "Надевание" новой личности происходит не
только во время семинаров и отправления ритуалов, которые призваны
заниматься формальной индоктринацией, но и в процессе неформального общения
с членами группы, чтения, прослушивания компакт-дисков и просмотра
видеокассет. На этапе замены успешно используются те же техники, которые
применялись на первом этапе размораживания.
Формальная индоктринация обычно происходит в специально созданной
обстановке, где используются гипнотические приемы воздействия на
человеческую психику, эффективно отключающие сознание и позволяющие
проводить внушение: монотонность, убаюкивающий тихий голос, бесконечное
повторение ключевых фраз, замедление темпа речи и подача материала по
замкнутому циклу. Суть послания все время остается одинаковой, но "интерес"
слушателей подогревается по-разному.
На этапе замены внимание слушателей фокусируют на определенных темах, к
которым постоянно возвращаются. Вербуемым рассказывают, что мир ужасен и
обычные невежественные люди даже не представляют, что его можно сделать
прекрасным. Их невежество связано с тем, что они не знают нового "учения",
которое принес с собой лидер. Это "учение" — единственная надежда на вечное
блаженство. Вербуемым внушают, что они могут познать "новую истину", но им
мешает "прежняя" личность, "рациональный" ум и система устаревших
представлений, которые не дают им возможности совершить фантастический
прорыв в будущее. Их призывают сдаться, прекратить сопротивление,
освободиться, поверить.
Поначалу эти призывы звучат сдержанно и ненавязчиво, затем становятся
все откровеннее и настойчивее. В них появляется пафос и убедительность.
Материал, на основе которого формируется новая личность, выдается
постепенно, с той скоростью, с какой он может быть усвоен. Людям
рассказывают только то, что они в состоянии воспринимать на данном этапе.
Как грудного ребенка нельзя кормить сосисками, потому что он их не в
состоянии переварить, так и духовного неофита нельзя кормить идеологическим
продуктом, который он пока не может усвоить.
На установочных сессиях формальной индоктринации курс вводных лекций
читается очень монотонно и ритмично, что позволяет эффективно усыплять людей
и вводить их в состояние гипнотического транса. Хотя лекторы сурово
"критикуют" людей, которые уснули, и заставляют их чувствовать себя
виноватыми, в действительности они применяют к ним гипнотические техники
воздействия. В состоянии легкой дремы человек продолжает слышать и
воспринимать лекционный материал, но работа его обычных защитных механизмов
ухудшается, критичность снижается и он становится более внушаемым.
Эффективной техникой, стимулирующей замену личности, служит искусно
организованная демонстрация "духовного знания", которая перекликается с
мистической манипуляцией, или запланированным экспромтом. Например,
"приятели" вербуемого подспудно выуживают у него сведения личного характера
и передают эту информацию руководству секты, а в нужный момент эта
информация внезапно "всплывает" в ментальном поле лидера, символизируя его
"духовное озарение". Новообращенный невольно начинает верить, что
руководитель либо читает его мысли, либо получает информацию по духовным
каналам. Это только укрепляет его решимость остаться в группе, которую
возглавляет такой духовно продвинутый человек.
Имитацией "мистических прозрений" занимаются не только в деструктивных
религиозных сектах. Один инструктор по каратэ, возомнивший себя великим
гуру, решил создать собственную секту. Он платил бандитам, чтобы они
периодически избивали на улице его учеников. Таким способом он хотел усилить
в учениках страх перед "внешним миром", желание стать сильнее, тренироваться
еще активнее и больше зависеть от него.
В религиозных сектах последователей инструктируют спрашивать у Бога,
что они должны для Него сделать. Чтобы узнать Божью волю, они вынуждены
постоянно слушать проповеди лидеров и молиться. Вступление в группу всегда
считается выполнением Божьей воли, а уход из группы -- предательством и
неисполнением Божьей воли.
Но самым большим искусством убеждения обладают сами члены группы. Если
вам когда-нибудь доведется беседовать с психологически обработанным членом
секты, это произведет на вас неизгладимое впечатление. Вы выясните, что он
не сомневается в том, что знает лучше вас, что вам нужно. Он абсолютно
убежден в собственной правоте и не признает ответа "нет", так как ему
внушили, что в провале вербовки виноват всегда он. Стараясь избежать
наказания, он жаждет преуспеть, поэтому использует все приемы, чтобы
заманить вас в ловушку. Зачастую за словами о духовном развитии проступает
фанатичная вера и нетерпимость к инакомыслию.
Когда вы полностью окружены такими людьми, главную роль в процессе
замены начинает играть групповая психология. Людей специально разделяют на
маленькие группы (или ячейки), "отделяя овец от козлищ". Тех, кто задает
слишком много вопросов, быстро изолируют от остальных. К "овцам" причисляют
"духовно подготовленных" людей, а "козлищами" считают упрямых
индивидуалистов, из которых вряд ли удастся сделать послушных членов секты.
Сначала "козлищам" пытаются "обломать рога", а если это не удается, их
просят покинуть группу.
Процесс замены включает в себя не только подчинение авторитетам в
секте, но и групповые сессии, на которых происходят исповеди в прошлых
грехах и рассказываются истории о нынешних успехах, что способствует
единству и сплоченности группы. Эти сессии эффективно обучают групповому
конформизму, так как группа, активно используя метод кнута и пряника,
осуждает или закрепляет определенные мысли, эмоции и поведение
последователей. Как только личность "заменена", начинается этап ее
замораживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.