Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. Лири, М. Стюарт и ДР. Технологии изменения сознания в деструктивных культах 9 страница




 

ГЛАВА 19. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПУЗЫРЯХ РЕАЛЬНОСТИ В АРМИИ, ТЮРЬМЕ И СЕКТЕ

(Отрывок из книги Т. Лири "Нейрополитика", глава написана Т. Лири
совместно с Р.А. Уилсоном.)

Для закрепления любого нового импринта реальности нужно постоянно
проводить дополнительные мероприятия. По иронии судьбы, наша концепция
реальности столь хрупка, что может развалиться за пару дней, если назойливая
"реклама" на протяжении всего дня не будет нам постоянно напоминать, кто мы
такие и что наша реальность по-прежнему здесь.
Точно так же армия конструирует для военнослужащих остров военной
реальности. Каждый преуспевающий промыватель мозгов, будь то Синанон, культ
Иисуса, движение индийских свами, "Семья" Мэнсона или
военно-террористическая группа, создает подобный остров реальности. Как
только человек туда попадает, он находится в этой реальности постоянно,
двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Точно также революционные
правительства вводят строжайшую цензуру и запрещают людям свободно общаться,
чтобы "стереть" старые импринты и закрепить новые. Вот почему они так
нетерпимы к любым чуждым для них сигналам инакомыслия.
Зная об острове реальности, мы можем оценить ту виртуозную легкость, с
какой Армия промыла мозги Келли.
Растерянный, ничего не умеющий делать юноша попадает в армию; при
прохождении основного курса боевой подготовки его изолируют от гражданского
общества и от всех "закрепителей" стадных импринтов; армия дает ему пищу,
одежду и кров; новые влиятельные фигуры заставляют его почувствовать себя
ничтожным пигмеем. Вернув Келли в младенческое состояние и сделав его
полностью зависимым от новых отцовских фигур, ему разрешили осваиваться в
новой иерархии и становиться одним из избранных. Через несколько недель его
отправили в увольнение для исследования новой солдатской морали с ее
непринужденным духом товарищества и социально одобряемыми случайными
половыми связями. День за днем третий контур Келли программировался военным
жаргоном, военными концепциями, военной реальностью. Когда во время
воскресных увольнений он встречал на улице гражданских людей в штатской
одежде, они казались ему инопланетянами.
Армейский пузырь реальности полностью поглотил Келли.
Когда старший по званию офицер, скажем, Медина, закричит: "Пли!", Келли
не спросит его о военном кодексе США, о нюрнбергских прецедентах, об этике
воскресной школы, ибо теперь считает это атрибутами островов иной
реальности. Он убивает. В сущности, переимпринтирование при прохождении
"курса молодого бойца" направлено на то, чтобы заставить Келли подчиняться
приказам в любых нестандартных экстремальных ситуациях.
Виновен ли Келли, флоридский мальчишка, в убийстве? Нет. Преступления
были совершены лейтенантом Келли, идеологически обработанным роботом,
которого Армия запрограммировало убивать по приказу.
С такой же легкостью Чарльз Мэнсон роботизировал Линетт Фромм, хотя
никто до конца не понял, почему у Мэнсона была такая власть над "семьей".
Виновна ли Линетт Элис Фромм в покушении на убийство? Нет. Автомат держала
"Пискля" Фромм, робот из зомбированного отряда Чарльза Мэнсона.
Нельзя не признать, что движение хиппи, к которому примкнуло тридцать
пять миллионов курильщиков марихуаны, представляло собой крупномасштабный
любительский эксперимент по сознательному стимулированию изменения мозга.
Если люди обмениваются информацией с помощью слов (символов), то нейроны
(нервные клетки) обмениваются информацией при помощи медиаторов, которые
выбрасываются в синапс между нейронами. Наркотики-медиаторы, ослабляя или
приостанавливая действие старых импринтов, выполняли такую же функцию, как
изоляция. Хиппи невольно экспериментировали с перестройкой сознания,
изменением эго, метаморфозами психики и рулеткой половых ролей.
Если бы армия инициировала применение марихуаны для активизации
процесса военного импринтирования, то самые ярые консерваторы начали бы
прагматично отстаивать право на употребление марихуаны, а радикально
настроенные диссиденты считали бы марихуану диверсией наподобие
правительственных "жучков".
Ошибочно считать Мэнсона с его властью над членами "семьи" продуктом
наркокультуры, так как целью наркокультуры было вовсе не промывание мозгов.
Мэнсон применял наркотики, чтобы ввести "семье" импринты фашизма, расизма и
сексизма. Мэнсон мог бы стать хорошим сержантом взвода "зеленых беретов".
В книге "Вверх тормашками: Правдивая история мэнсоновских убийств"
прокурор Бульози перечисляет программы, которые "загружал" вместе с
наркотиками "сержант" Мэнсон в мозги "семьи". Первый контур: страх и
изоляция от нормального общества. Второй контур: статус в общине и
механическое повторение эмоционально значимых фраз из всегда подходящей для
таких случаев Библии. Третий контур: оккультные учения. Четвертый контур:
свободный от чувства вины секс. В книге "Семья" Эд Сандерс приводит
дополнительные подробности. Прием женщин в секту обычно сопровождался
психоделическим сеансом, во время которого Мэнсон практиковал с ними
оральный секс.
Не вызывает сомнений, что причина гипнотической власти Мэнсона крылась
в том душещипательном факте, что он был самым большим роботом в "Семье", а
его мозги были промыты больше всех. Мэнсон не только придерживался, но
искренне верил в кровопролитный сценарий Откровения Иоанна Богослова — в
зверя, в войну между добром и злом, в страшный суд. Грядущий апокалипсис
сформировал пузырь третьеконтурной реальности Мэнсона; тюрьма научила его,
как этот пузырь укреплять.
Из своих тридцати двух лет семнадцать Мэнсон провел в тюрьме; изоляция
за стенами и решетками вернула его выживательный мозг в состояние
младенчества; конкурирующие банды заключенных и тюремщиков обучили его
эмоциональный мозг ожесточенной политике млекопитающих; дикая мешанина из
идеологий фундаментализма и расизма вскормила его символьный мозг; а его
эротический мозг был запрограммирован всем чем угодно, но только не сексом с
целью продолжения рода. Пузырь реальности, который позднее создал Мэнсон на
ранчо Спан-Муви около Лос-Анджелеса, был стереофонической трехмерной мечтой
каждого заключенного подростка-наркомана.
Симбионская Армия Освобождения стала убежищем для "фельдмаршала" Синка,
точнее, беглого заключенного Дональда Дефриза, назвавшего себя Синком в
честь знаменитого мятежного раба. Для этого выходца из калифорнийского
тюремного архипелага САО была марксистской версией мечты заключенного:
оружие, украденные машины, девочки, беспрекословное повиновение,
бессмысленные убийства. Похитители из САО применили к Патти Херст
стандартные техники промывания мозгов, которым Синк научился в тюрьмах
Калифорнии: во-первых, физический шок похищения, дезориентация во время
пребывания в багажнике автомобиля, заключение в шкафу с завязанными глазами,
а потом в крохотном темном чулане. Затем начинаются визиты Синка в эту
"одиночную камеру" и трансформация его роли из похитителя в источник
биологического выживания Патти. Синк, словно мать, приносил ей еду и питье;
словно отец, он сурово говорил, что только от него зависит, жить ей или не
жить. Патти довели до состояния сосунка-младенца, лилипута среди великанов.
Когда первый мозг сигнализирует об опасности, все остальные виды
психической деятельности прекращаются.

Как только Патти импринтировала Синка вместо находившихся в отдалении
родителей и возлюбленного, он познакомил ее с новой символьной системой,
новым пузырем реальности. Сильные мышцы его гортани оглашали крошечную
комнату радикальной риторикой гетто, тюрем и подполья, подкрепленной
апокалиптической теологией марксизма. Такому же промыванию мозгов
подверглись тысячи сбежавших из дома ребят, попавшие в прошлом десятилетии в
переполненные темные курильни опиума в Хэйт-Эшбери или Ист-Виллидже. В
момент импринтной уязвимости они с готовностью приняли новую, "хипповскую"
версию древней символьной системы анархии и беззакония. Здесь надо сказать о
роли запаха дыма. Мозг грудного ребенка, а также взрослого человека,
возвращенного в состояние грудного ребенка, страстно жаждет материнского
тепла, запаха материнской кожи и влажно-хлюпающего контакта с матерью во
время сосания. Как новорожденный младенец правильно отождествляет
материнский запах и вонь экскрементов с выживанием, так длинноволосый хиппи
связывает выживание с запахом дымящихся благовоний, дымящихся курительных
палочек и свечек, вонью спальных мешков и ночлежек. Одомашненные моралисты,
которые осуждают такой отвратительный образ жизни, не понимают, что мозг,
возвращенный в состояние младенчества, отождествляет запах дыма с
блаженством выживания.
Кульминацией перепрограммирования Патти Херст стала новая сексуальная
реальность, импринтированная ее четвертому мозгу. В поразительно наивном
отчете о пребывании Патти в неволе анонимный член САО невольно описал
процедуру промывания мозгов:
"Многие люди не понимают, каким образом обеспеченная буржуа
стремительно переродилась в борца за свободу по имени Таня. Мы хотим
положить конец домыслам о том, что ей промывали мозги и сексуально
использовали".
После этой оговорки рассказ члена САО продолжается описанием
классических техник промывания мозгов. "С самого начала мы удовлетворяли
основные потребности Тани: у нее было жилье, питание, одежда, лекарства, и к
ней поступала информация из внешнего мира. Мы договорились не использовать
ее сексуально. Хотя секс — это одна из основных человеческих потребностей,
Таня была все-таки пленной, поэтому мы решили ей отказать в праве на секс.
Но со временем,... когда она привыкла к жизни в камере, мы начали считать
ее равной. Вполне естественно, что, чем теснее становились наши личные
контакты, тем более сексуальный характер приобретали наши отношения."
Судя по всему, импринты САО, которые двадцать четыре часа в сутки
закреплялись погружением в новую племенную реальность, оставались сильными
вплоть до знаменитой перестрелки в Лос-Анджелесе. В мае 1974 года шесть
членов группы, включая Синка, оказались в полицейской ловушке в одном из
домов Лос-Анджелеса. Полицейские изрешетили пулями стены дома, а затем
забросали его гранатами. Дом загорелся, и все шестеро погибли. После смерти
Синка САО практически распалась. Те, кто видел Таню в последующие месяцы,
характеризовали ее как раздражительную, нервную и неуравновешенную особу.
"Главный программист" Синк погиб, и Патти-Таня, руководствуясь инстинктами
мигрирующей птицы, в конце концов вернулась в Сан-Франциско, город, в
котором "рождалась дважды".
Виновна ли Патти Херст в совершении преступления? Нет. Таня была
продуктом нейротехнологии изменения сознания, которую применял к ней
тренер-инструктор Синк.
После ареста перепрограммированием Тани занялись агенты ФБР. И вновь
биовыживательные потребности девушки удовлетворялись тюремщиками; ее
эго-статус зависел от того, насколько она сможет им угодить. Предпринимались
неустанные попытки вернуть Таню в туннель символьной реальности ее
родителей. А освобожденные сексуальные инстинкты Тани -- и это вполне
предсказуемо — привели к тому, что она вышла замуж за своего охранника!

 

ГЛАВА 20. ЖИЗНЬ В СЕКТЕ

ДОКТРИНА — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

В условиях секты тотальный информационный, эмоциональный, мыслительный
и поведенческий контроль направлен в основном на то, чтобы заставить людей
считать учение, доктрину или систему представлений группы не абстрактной
теорией, позволяющей интерпретировать реальность, а истинной реальностью. Им
внушают, что доктрина — это и есть реальность. Весь материальный мир — это
иллюзия, и поэтому все мысли, желания и действия (за исключением
предписанных сектой) в реальности не существуют.
По словам Эрика Хоффера, эффективнее и убедительнее кажутся те
доктрины, которые нельзя ни оценить, ни проверить. Они могут быть настолько
запутанны, что на их распутывание уйдут многие годы. Но к тому времени
последователей отвлекут от изучения доктрины и нацелят на выполнение более
прозаической работы, например, в сфере вербовки или сбора денежных средств в
фонд секты. Доктрина создается не для того, что ее понимали. Ее нужно
принять. В нее нужно поверить. Она должна быть расплывчатой, всеобъемлющей,
но в то же время достаточно последовательной, чтобы казаться содержательной.
Ее убедительность зависит от того, насколько авторитетно она заявляет, что
содержит в себе единственную универсальную истину.
Поскольку в секте человеку создают новую личность, доктрина секты
всегда требует, чтобы человек не доверял собственному "я". Доктрина
становится управляющей программой всех мыслей, эмоций и действий. Поскольку
доктрина преподносится как совершенная и абсолютная истина, то любой
обнаруженный в ней недостаток выдается за отражение несовершенства
последователей этой доктрины. Им велят руководствоваться доктриной, даже
если они в действительности ее не понимают. А чтобы приблизиться к
пониманию, они должны еще больше верить и еще усерднее работать.

 

ЧЕРНО-БЕЛАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ДОБРО ПРОТИВ ЗЛА

Даже самые сложные доктрины в конце концов сводят реальность к двум
полюсам: черное и белое, добро и зло, духовный мир и физический мир, мы и
они.
Плюрализма нет и быть не может. Согласно доктрине, ни одна другая
группа не может считаться истинной (хорошей, религиозной, реальной), ибо это
угрожает монополии секты на истину. Вольные интерпретации и отклонения от
общего курса доктрины недопустимы. Если доктрина не отвечает на вопрос
прямо, последователь должен обратиться за разъяснением к лидеру. Если лидер
не в состоянии ответить на вопрос, он всегда может его отклонить как
несущественный и неуместный.
У каждой группы есть свои "враги", большие и малые, открытые и
законспирированные. Врагами могут быть психиатры и психотерапевты,
политические и экономические системы вместе с их представителями, например,
коммунизм и коммунисты, капитализм и капиталисты, метафизические сущности
вроде Сатаны, злых духов и инопланетян, а также жестокие законы природы. К
врагам причисляют родителей, друзей, бывших членов секты, представителей
прессы, социологов, психологов и всех, кто критикует группу. Существует
"всемирный заговор" против группы, который стремится помешать ее
деятельности. Это лишний раз доказывает, насколько важна ее миссия.
В некоторых группах последователи начинают страдать фобиями и даже
становятся параноиками, ибо им постоянно внушают, что духи за ними наблюдают
и даже завладевают ими, если они чувствуют и думают не так, как положено в
секте.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЗБРАННОСТИ

Членам секты внушают, что они входят в элитные бригады человечества.
Ощущение особенности, причастности к спасению мира, принадлежности к
передовому отряду истинных верующих, которые направляют историю
человечества, служит сильным эмоциональным стимулом для самопожертвования и
тяжелой работы.
Как сообщество, сектанты чувствуют, что избраны Богом, или неведомой
силой, чтобы вывести человечество из тьмы неведения в новую эру
просветления. У членов секты активно формируют представление, что на них
возложена великая миссия и они призваны сыграть особую роль в истории,
которую по достоинству оценят потомки.
По иронии судьбы, члены одной секты быстро распознают принадлежность
человека к "другой" и считают последователей другой секты людьми "с
промытыми мозгами", но при этом не способны объективно посмотреть на себя со
стороны и оценить собственные действия.
Ощущение избранности сопровождается чувством огромной ответственности.
Членам сект внушают, что их нерадивость ставит под удар все человечество.
Им внушают, что они лучше, умнее и могущественнее тех, кто не входит в
группу. В результате они ощущают больше ответственности, чем когда-либо
прежде. Им кажется, что на их плечах покоится весь мир. Поэтому они не
понимают, когда люди на улице им говорят, что, уйдя в секту, они прячутся от
реальности и избегают ответственности.

 

ДОМИНИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ВОЛИ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

Во всех деструктивных сектах личность подчиняется группе. Главное --
это "коллективная цель", все "личные цели" должны ей подчиниться. Думать о
себе и думать самому нельзя. На первом месте всегда интересы группы.
Индивидуализм — плохо, групповой конформизм -- хорошо. Существует
непреложное требование абсолютного повиновения руководству.
Ощущение реальности искажается: член секты учится игнорировать
внутреннее "я" и доверять внешним авторитетам, которые олицетворяют власть.
Он привыкает искать указаний и разъяснений не в себе, а в других. Он
отвыкает самостоятельно принимать решения. В таком состоянии крайней
зависимости последователям секты просто необходим лидер, указывающий, что им
думать, чувствовать и делать.
Существуют приемы, которыми активно пользуются лидеры сект, чтобы
укреплять эту зависимость. Они часто переводят людей в новые незнакомые
места, переключают с одних видов деятельности на другие, повышают и понижают
их статус в группе, не позволяя им расслабиться. Кроме того, широко
применяется еще одна техника: перед последователями ставятся недостижимые
цели, но их убеждают, что если они будут "чисты", то могут этих целей
достичь. Когда цели не достигаются, людей принуждают публично признаваться в
"пороках".

 

СТРОГОЕ ПОВИНОВЕНИЕ И ПОДРАЖАНИЕ ЛИДЕРУ

Образцом для подражания всех членов секты служит лидер. Ему следует
подражать во всем, в манере разговаривать, одеваться, причесываться. Для
этого создаются специальные условия. Когда новичок попадает в группу, за ним
закрепляют "ветерана", которому он обязан во всем подражать. Он должен стать
точной копией напарника. Все члены секты должны быть точной копией друг
друга и личности лидера как модели.

 

СЧАСТЬЕ В ИСПОЛНЕНИИ МИССИИ

Одним из самых привлекательных аспектов жизни в секте непосвященному
кажется возникающее там чувство общности. Поначалу новичков бомбардируют
безусловной и неограниченной любовью, и они наслаждаются вниманием,
похвалами, лестью и одобрением. Но через несколько месяцев, когда они уже
застревают в сетях секты, их лишают внимания и переключаются на очередную
партию новичков. Так новоиспеченные члены секты узнают, что любовь не
безусловна, но ее можно заслужить хорошим поведением и добросовестным
выполнением обязанностей.
Для активизации деятельности последователей широко используется
политика кнута и пряника. Если дела идут плохо, например, не набрана
вербовочная квота или к группе привлечено внимание СМИ, это считается
персональной виной последователя. Пока ситуация не улучшится и проблема не
будет решена, его "порция счастья" урезается. В некоторых группах
последователей заставляют признаваться в "грехах", гарантируя в обмен
бесплатную "раздачу счастья" из общей кормушки. Если человек не может
припомнить грехи, он должен их придумать, а затем в них поверить.
Настоящая дружба в секте не поощряется, так как дружеские отношения
между членами секты (горизонталь) служат препятствием для проявления
эмоциональной преданности лидеру (вертикаль). Друзья опасны: если один из
друзей покинет группу, он может увести за собой и остальных. Когда человек
уходит из секты, "любовь" к нему перерастает в ненависть и презрение.
В сектах отношения между людьми, как правило, очень поверхностны,
поскольку глубокие личные чувства, особенно негативные, не одобряются. Даже
если человек ощущает эмоциональную близость к товарищам по группе, он не
должен это показывать. Когда члены секты проходят через испытания, собирая
денежные средства на лютом морозе, под проливным дождем или в дикую жару,
когда они подвергаются преследованиям, когда их арестовывают за нарушение
закона или когда над ними издеваются прохожие, у них развивается
исключительно глубокое чувство товарищества и коллективного мученичества. Но
поскольку единственная реальная привязанность должна быть адресована лидеру,
эти товарищеские узы в действительности поверхностны и даже порой
воображаемы.

 

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ВИНОЙ И СТРАХОМ

Человек приходит в секту, надеясь обрести там свободу. Но в
действительности он начинает жить в узком туннеле страха, вины и стыда. Во
всех проблемах всегда виноват он, его слабая вера, его скудные знания, его
плохая наследственность, его прошлые грехи. Он постоянно живет в напряжении,
ощущая глубокую вину за то, что не соответствует стандартам. Он начинает
верить, что находится во власти злых духов, с которыми должен самоотверженно
бороться.
Во всех деструктивных сектах главной движущей силой является страх. В
каждой группе есть свой дьявол, который жаждет захватить, соблазнить,
растлить, убить или свести с ума последователя. Чем сложнее и образнее
"дьявол", тем сплоченнее становится группа, объединяясь против "общего
врага".

 

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИЯМИ

Эмоциональная жизнь в секте напоминает участие в аттракционе
"американские горки". Последователя бросает из состояния невыразимого
счастья познания "истины" среди "избранных" в состояние, где он испытывает
невыносимое бремя вины, страха и позора. Причины всех проблем коренятся в
его, а не в групповой, несостоятельности. Всегда и во всем он может винить
только себя. Если он начинает выражать несогласие, группа либо объявляет ему
бойкот, либо его переводят в другой филиал группы.
Последователь постоянно переживает сильные эмоции, и это сказывается не
только на его психике, но и на работоспособности. Когда он "в пике", то
весьма продуктивен и убедителен в деле вербовки, но в моменты "упадка" его
деятельность становится не эффективной.
В большинстве групп следят, чтобы периоды упадка не затягивались.
Обычно члена группы отзывают и отправляют на повторную индоктринацию, где он
эмоционально "подзаряжается". Некоторые последователи каждый год проходят по
нескольку формальных индоктринаций.

 

ИЗМЕНЕНИЕ ОРИЕНТАЦИИ ВО ВРЕМЕНИ

В некоторых сектах специально практикуются многосуточные медитации,
которые полностью лишают человека представления о реальном времени.
Известно, что в деструктивной секте "Аум Сенрике" новичков в течение двух
месяцев не выпускали на улицу и держали в помещении с задраенными окнами,
что создавало иллюзию пребывания в бункере. Круглосуточно воздействуя на
психику людей с помощью яркого освещения, рева громкой музыки, гудения и
мерцания экранов постоянно включенных в сеть компьютеров, а также
прокручивания одной и той же видеокассеты с проповедью Асахары, сокращения
продолжительности сна и бесконечных "ночных" подъемов для прослушивания
лекций, удавалось эффективно изменить ориентацию людей во времени.
В динамике сект прослеживается любопытная тенденция изменять отношение
людей к их прошлому, настоящему и будущему. Личная история члена секты
стирается и переписывается заново. Его воспоминания о прежней жизни вне
секты искажаются и видятся в темном свете. Даже приятные воспоминания
рассматриваются сквозь призму негатива.
Манипуляции подвергается и восприятие членом секты нынешних событий.
Ему хронически не хватает времени жить в свете важности и неотложности
возложенных на него обязанностей. Его неотступно преследует тиканье часового
механизма бомбы, которая в любой момент может взорваться, превратив мир в
рай или ад в зависимости от качества его служения. Во многих сектах говорят
о приближении апокалипсиса, но в одних сектах ставится задача его
предотвратить, а в других — спастись после наступления конца света. Когда
члены секты все время — целыми днями, неделями и месяцами — крайне заняты
выполнением великой миссии и участием в великих проектах, их критические
способности снижаются, а представление о мире становится расплывчатым и
искаженным.
Для члена секты будущее представляется временем воздаяния: именно в
будущем произойдут великие перемены, которые покроют его имя славой или
позором. Во многих группах лидеры заявляют, что могут контролировать
будущее, или, по крайней мере, обладают уникальным знанием о нем, и умело
рисуют картины грядущего "рая" или "ада", манипулируя чувствами
последователей. Иногда назначается точная дата конца света, который обычно
должен наступить не ранее, чем через пять лет. Пять лет — это срок, который
позволяет лидеру не беспокоиться о быстром разоблачении, но в то же время он
достаточно короткий, чтобы поддерживать эмоциональный заряд у
последователей, побудить их полностью "выложиться" и хорошо исполнить
миссию. По мере приближения великой даты предсказания "забываются", "не
оправдываются" или "откладываются"
Тогда лидер составляет новое расписание, которое отодвигает великое
событие еще на несколько лет. Если он поступает так несколько раз,
"ветераны" настраиваются скептически. Но к тому времени в секте появляется
когорта новоиспеченных последователей, которые не знают о смене расписания.
И потом, тот факт, что лидер сумел "отложить" конец света, трактуется как
свидетельство его мессианства!

 

БЕЗЫСХОДНОСТЬ

В отличие от обычных организаций, где у каждого человека есть выбор
уйти или остаться, в деструктивной секте законных оснований для выхода нет.
Членам секты внушают, что на уход из секты толкает только слабость духа,
незрелость, глупость, невменяемость, искушение, промывание мозгов, гордыня,
нетерпимость, греховность и так далее.
В процессе индоктринации им внушают фобии и заставляют поверить в то,
что если они покинут секту, с ними, с их семьями и всем человечеством
произойдет беда. Хотя члены сект часто говорят: "Покажи мне путь лучше
моего, и я по нему пойду", — в действительности у них нет ни времени, ни
способности логически рассуждать, чтобы доказать это утверждение самим себе.
Они заперты в психологической тюрьме.
Глава 21. Нейрополитика страха и бесстрашия: неожиданная встреча с
Чарльзом Мэнсоном

Прокурор Бульози: Обращаю ваше внимание на стих 15, в котором сказано:
"И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и
год, для того, чтобы умертвить третью часть людей". Мэнсон объяснял, что это
значит?
Помощник Мэнсона Уоткинс: Он говорил, что эта треть людей — люди белой
расы.
В 1969 году секта Мэнсона совершила ритуальное убийство актрисы Шарон
Тейт, беременной жены режиссера Романа Поланского, и ее гостей, измазав их
кровью стены голливудского особняка.
"Голливудскую колонию" охватил дикий страх. Ворота "звездных" особняков
оборудовались автоматическим запорами с дистанционным управлением. Прежде
чем отпирались ворота, гости должны были представиться по интеркому. Хотя
эти современные устройства немного приглушали страх у кинозвезд, они,
безусловно, не могли бы сорвать планы жутких мэнсонистов, которые никогда не
пользовались воротами, опасаясь сигнализации и высокого напряжения. Поэтому
ни один из человеческих страхов, которые Мэнсон систематически
эксплуатировал, нельзя было нейтрализовать с помощью внешней защиты. Страх
— это нейрологическая реакция человека. О Мэнсоне говорили, что он вызывал
у людей страх, чтобы приобрести над ними власть. Если мы хотим понять
Мэнсона, давайте сначала разберемся в нейрологии человеческого страха.
В книге "Вверх тормашками: Правдивая история мэнсоновских убийств"
Винсент Бульози пишет: "Один аспект мэнсоновской философии меня особенно
ставил в тупик: он боготворил страх. Он не только проповедовал красоту
страха, но и внушал "семье", что надо жить в постоянном страхе. Для него
страх был синонимом осознания. Он считал, что, чем больше у тебя страха, тем
больше осознания, а значит, больше любви. Когда тебе по-настоящему страшно,
ты весь сосредоточен на моменте "сейчас". А когда ты понимаешь глубину
момента "сейчас", твое осознание полностью включается".
Давайте называть вещи своими именами. Причиной того, что Мэнсон сумел
манипулировать массами при помощи страха, была паранойя, тайно охватившая
умы тех, кто вверг страну в состояние холодной войны, проводил пугающие
кампании "борьбы" с наркотиками, постоянно показывал по телевидению зверские
боевики и фильмы ужасов, бюрократизировал правоохранительные органы и
исправительные учреждения.
Прежде чем мы сможем понять Мэнсона, мы должны осознать, что тюремная
система — это микрокосм культуры. Американская тюремная система построена
на страхе и насилии. Уильям Блейк говорил, что дурак и мудрец видят одно
дерево по-разному. Перефразируя, можно сказать, что свободный человек видит
совсем не то дерево, что заключенный.
Роботам, принадлежащим к среднему классу, неведомо переживание страха,
власти и политики страха, за них эти проигрывают герои боевиков на
телеэкранах. Лишь полицейский, тюремный заключенный и ветеран геттс знают,
что такое ежеминутная готовность к экстремальной ситуации. Всегда быть
начеку -- ради выживания. Это политика реальности. Голая дипломатия
адреналина.
Почти каждый бандит признается, что в момент ограбления испытывал
возбуждение не от того, что завладевал деньгами, а от наблюдения за жертвой
ограбления, охваченной животным страхом. "Эти козлы мочатся прямо в портки,
когда ты приставляешь ствол к их рожам." Но любой преступник, вызывающий
ужас у жертвы, втайне жаждет подчиняться кому-то другому, более всесильному.
Самый авторитарный человек чувствует себя увереннее, ощущая поддержку более
могущественных сил. Мэнсон в зените своей власти над семьей чувствовал себя
заблудшей растерянной овцой, потому что никто ему не подсказывал, что
делать. После суда Мэнсон дал интервью Бульози. Он сказал: "Тюрьма всегда
была моим домом; в последний раз мне так не хотелось выходить из тюрьмы.
Наконец-то вы снова возвращаете меня домой".
Тюрьма — это классический полигон, учебно-прикладная школа страха и
бесстрашия. Представители среднего класса ужасаются тюремной реальности
диких джунглей. Но если ты, находясь в тюрьме, проявляешь страх, то
становишься жертвой постоянного физического насилия.
Поскольку Чарльз Мэнсон провел большую часть свой взрослой жизни в
тюрьме, очевидно, он получил хорошую выучку по части использования следующих
тактик: страха физических угроз ("я опасный"), эмоционального доминирования
("я сильный") и символьного манипулирования ("я умнее тебя").
В обществе страха нет места разуму. Самые опасные и самые сильные особи
автоматически считаются более разумными. В тоталитарном обществе тонкость
аргументации, проницательность, интуиция, чувствительность, сложность,
толерантность при обмене информацией находятся под запретом. Пахан никогда
не признается в невежестве и не согласится с очевидным фактом. Выстраивается
информацонная иерархия. Никто не думает. Все выполняют.
Когда в марте 1967 года Мэнсон вышел из тюрьмы, он принес в свободную,
открытую, счастливую и доверчивую культуру "детей цветов" три умения. Это
были умения вызывать страх, которым он обучился в школе преступлений:
физическая угроза, эмоциональное доминирование и догматическое повторение
символов. Однако к этим примитивным методам он добавил четвертый и самый
эффективный способ манипуляции людьми, за которым скрывалась истинная
природа его власти: моральное подавление. Он угрожающе размахивал книгой,
которая, со ссылкой на волю высшего этического авторитета, оправдывает
ритуальное убийство. Устаревший не на две, а на все три тысячи лет, этот
текст напичкан предписаниями и манифестами, которые призваны нагонять страх
на неверующих. Эта книга называется "Откровение Иоанна Богослова".
Когда Т. Лири бросили в тюрьму Фолсом, он узнал, что в соседней камере
сидит Мэнсон. Если Фолсом считался дном тюремной системы, то карцер 4А,
расположенный в нижнем ярусе тюрьмы, был дном Фолсома. Кругами дантовского
ада. Смертная казнь была отменена, и узкая темная камера без окон, с
расколотым грязным унитазом без сиденья, ржавым металлическим тазом для
умывания, вонючим матрасом в пятнах, становилась его местом жительства на
долгие годы. В камере было темно, только через наружную дверь проникала
полоска света.
Через десять минут темноты и тишины наружная дверь открывается и входит
молодой светловолосый заключенный. Он опирается на решетку внутренней двери,
дружелюбно улыбаясь.

"Жаль, что ты попал сюда, парень. Но все равно добро пожаловать. Я
дежурный по первому этажу. Ты куришь?"

"Да. А здесь есть что-нибудь почитать?"
"Конечно. Что ты любишь? Я принесу тебе что-нибудь хорошее".
Парнишка выскальзывает за наружную дверь, оставляя ее приоткрытой.
Отраженный свет закатного солнца прогревает камеру. Через пару минут парень
возвращается. Он приносит большой пакет табака, рулон туалетной бумаги и
четыре книги в твердом переплете.

"Это передал Чарли. Он сидит в соседней камере". А, значит, это тот
самый человек, который сидит с улыбкой в позе лотоса. "Он попросил узнать,
пьешь ли ты кофе с сахаром и со сливками. И любишь ли ты мед".

Чарли передал "Учения Будды о сострадании", "В поисках чудесного" П.
Успенского, "Учения дона Хуана" Кастанеды, "Мастера и Маргариту" М.
Булгакова.

Парнишка снова возвращается. На этот раз он приносит пакеты с сахарными
кубиками и сухими сливками, картонный стаканчик натурального меда и пачку
крекеров.

"Это тебе от Чарли. Теперь мне пора. Забегу позже".
Методичное изучение высших уровней сознания не только помогает понять,
как создаются реальности, как они впоследствии навязываются другим людям и
как можно регистрировать вторжения чужой реальности, но и неизбежно наводит
на размышления о сатанинских ритуалах черной магии. Если черная магия — это
использование нейрологических техник для обретения власти над людьми, то
белая магия — это применение нейро-логических техник с целью познания и
управления собственной нервной системой.

Понимание этих процессов позволило Т. Лири выстоять в первой и
единственной схватке с реальностью Чарльза Мэнсона. В этой реальности Чарли
Мэнсон выступал библейским пророком.

В состоянии изоляции и беспомощности биовыживателъный контур и
эмоционально-гормональные системы действуют примитивно, в режиме аварийной
ситуации. Опытный нейролог сканирует всю схему, отключает рефлекс
капитулировать/ спастись/умереть, настраивается на каналы успеха/блаженства/
терпения и безмятежно ждет, когда прошлое сойдется с будущим.

Нейролог Лири сидит на полу, снова осматривает камеру.
И тут он слышит голос.
"Вот и ты здесь. Долгие годы я следил за твоим падением. Ты знаешь, где
мы?"

Голос самоуверенный, даже покровительственный. Это тот персонаж: в позе
лотоса из соседней камеры, который передавал ему книги и кофейные "радости".
Чарли.

"Ты действительно понимаешь, где мы?" — повторяет он вопрос.
"И где оке мы?"
"В вечности, брат. Это конец. Если ты попадаешь сюда, это навсегда.
Отсюда никто не выбирается".

Нейролог слушает с жалостью и раздражением. Он понимает, что Чарли
говорит субъективную истину. Такова истина с точки зрения смирившегося
человека. Истина Чарли. Нейролог не хочет, чтобы его втягивали в эту
реальность. Он хочет отразить эту реальность. Но любой заключенный
заслуживает сострадания. Кроме того, Нейролог понимает, как создавалась эта
реальность. Страх -- это сила, которая питает энергией и выстраивает наши
социальные "замки", а Чарли — типичный человек из замка, кафкианский символ
нашей технико-моральной системы с милитаристским сознанием.

"Это ты передал мне табак и сладости? Спасибо".
"Пожалуйста. Я всех люблю и стараюсь поделиться всем, что у меня есть.
Много лет я ждал разговора с тобой. За стенами тюрьмы наши жизни никогда не
пересеклись бы. Но сейчас у нас масса времени. Знаешь, ведь все мы были
твоими учениками".

"В каком смысле?"
"Ты же знаешь, как это бывает. Я провел в тюрьме всю свою жизнь, и
когда я освободился в середине шестидесятых, то оказался совсем в другом
мире. Миллионы ребят отвергли старую ложь, освободились от прежних
комплексов и начали ждать указаний, что делать дальше". -- В голосе
появляется легкий оттенок укоризны. — "Но ты не сказал им, что делать. И я
никак не могу понять, почему. Ты показывал всем и каждому, как создать новое
сознание, но ты не дал им это новое сознание. Почему?"

"В этом вся суть, — отвечает Нейролог. — Я не хотел навязывать им мои
реальности. Смысл как раз и состоит в том, что каждый человек берет на себя
ответственность за собственную нервную систему, создает собственную
реальность. Это конец монотеизма. Ты можешь стать кем угодно. Все остальное
— промывание мозгов".

"В этом была твоя ошибка", — слышится призрачный шепот. — "Никто не
хочет брать на себя ответственность. Они хотят, чтобы им говорили, что
делать, во что верить, что истинно и что реально".

"И ты знаешь, что им ответить?"
"Все ответы содержатся в Библии. Это одна из привилегий, которую ты
получаешь в тюрьме. У тебя есть время читать Библию. Я проштудировал ее от
начала и до конца. Знаешь, почему все пошло не так? Из-за женщин. Они
боятся. Они навязывают мужчинам законы и мораль. Читай об этом в Библии. Что
в Библии сказано о женщинах? Что они -- исчадие зла. Верно? Разве ты не
понимаешь? Читай, пока сидишь здесь. Истина жестока и беспощадна. Зло должно
быть уничтожено. Спасутся лишь единицы. Я единственный человек, который
воспринимает Библию всерьез, и именно поэтому я здесь".

Нейролог тихо спрашивает: "Как ты, Чарли?"
Пауза. Затем голос возвращается, но теперь это уже не голос мессии, а
голос заключенного.

"Плохо".
Вслед за признанием прорывается плотина: "Со мной поступили жестоко и
несправедливо. За последние две тысячи лет ни с кем не обходились столь
сурово. Мне не разрешено писать письма. Мне запрещены посещения. Меня
полностью отрезали от внешнего мира. Меня по-настоящему хотят уничтожить. Я
нутром это чую. В глубине души они вынашивают планы убийства. Суд надо мной
превратили в фарс. Какая глупость. Я разыгрывал их сценарий, действовал по
их Библии, взял всю ответственность на себя — все их представления о зле и
убийстве, все грехи человечества. Я взошел ради них на крест. Но никто не
понял. Никто даже не заметил, на что я пошел ради них. Даже ты".

Нейролог отвечает, тщательно подбирая слова: "Я понимаю, что мы живем в
очень христианской стране, где каждый заключенный вынужден разыгрывать из
себя Христа. Но сказать тебе по правде, я не имею к этому никакого
отношения. Я ирландско-кельтский язычник".

Нейролог испытывал к нему жалость и меньше всего хотел причинить ему
зло.

Позже, во дворе Фолсома, он вступил в разговор с Бобом Хайдом,
ветераном тюремной системы, атлетически сложенным, мудрым и суровым.

"Почему Мэнсона держат в изоляции?"
"Если он выйдет в тюремный двор, его будут бить. И не из-за того, что
он сделал на воле. Здесь это никого не волнует. Заключенные друг друга не
судят. Мы смотрим на человека здесь, когда он приходит сюда. Он пудрит
мозги: пришел сюда со своими библейскими разговорами. Может, на воле это
кого-то пугает, но здесь этот номер не проходит. Уж больно парнишка
заигрался, даже сам поверил в свои библейские испытания".

Вновь слышится голос Чарли.
"Эй, я снова хочу тебя кое-что спросить. Ты там? Ты меня слушаешь?"
"Да, слушаю".
"Насчет "кислоты". Когда принимаешь кислоту. И весь мир, и все твое
тело превращается в вибрации. И пространство становится временем и остается
лишь чистая энергия, не за что уцепиться. Ты знаешь, о чем я говорю?"

"Да".
"Это ведь момент истины, верно? Но что это такое? Как ты это
называешь?"

Поставлен высший космологический вопрос. В карцерном блоке тюрьмы особо
строгого режима воцарилась тишина, прерываемая лишь жужжанием генератора,
гудением воды в трубах, шумом сливаемой воды в унитазах и отдаленным
звяканьем ключей.

"Чарли?"
"Да?"
"А что тебе открывается в этот момент?"
"Ничего. Похоже на смерть. Верно? А разве у тебя по-другому?"
"Смерти нет. Тебя обманули, и ты купился. В этот момент
приостанавливается действие биохимических импринтов. Ты можешь взлететь с
того места и отправиться куда хочешь. Туда, где миром правит не страх, а
любовь".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.