КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение административных мер и психологических подходов при разрешении конфликта
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения конфликтов, профилактики конфликтов и "безболезненные" методы разрешения конфликтов. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.
Ниже приведена схема действия руководителя при разрешении конфликтов
Алгоритм управления конфликтом
В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления. В связи с этим выделяют две большие группы способов управления конфликтом: педагогические методы разрешения конфликтов и административные методы устранения конфликтов. Способы управления конфликтами можно подразделить на две группы:
1. Педагогические способы. К ним относят беседу, просьбу, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта;
2. Административные способы. Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.
Существует несколько методов определения причин конфликтного поведения с последующей разработкой способов- их устранения. Одним из них является метод картографии конфликта. Суть этого метода заключается в графическом отображении всех составляющих конфликта; в дальнейшем анализе поведения участников конфликта; в формулировке проблемы потребностей и опасений участников и, наконец, способов устранения причин конфликта. Работа в этом направлении состоит из нескольких этапов. На первом этапе в общих чертах описывается проблема, определяется причина конфликта. Например, проблема во взаимоотношениях начальника и подчиненного (начальник оказывает постоянное давление на подчиненного), причина конфликта — различия в их психологических особенностях. На втором этапе выявляются главные участники конфликта (например, два сотрудника организации — начальник и подчиненный, отдельные целые команды, отделы, группы, организации; смесь групповых и личных категорий, например начальник и группа подчиненных). На третьем этапе перечисляются основные потребности и опасения, связанные с этими потребностями, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Поступки людей определяются их потребностями, желаниями, мотивами, которые необходимо установить. Графическое отображение потребностей и опасений участников конфликта расширяет возможности и создает условия для принятия эффективных решений по управлению конфликтом. На рис. 11 приведены форма и пример заполнения «Карты конфликта», в котором участвуют 3 субъекта — начальник отдела, сотрудник и коллектив отдела. Представленная ситуация такова. В экономический отдел акционерного общества поступил на работу новый сотрудник. Отдел состоит из 9 человек — женщин. Руководит отделом Лопатенко Ж.Ф. — женщина предпенсионного возраста, давно и успешно работающая в организации. Новый сотрудник, Денисова Е.Н. — молодая, симпатичная женщина, закончившая экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно и, в первую очередь, начальником. Лопатенко Ж.Ф. некоторое время «по-матерински» опекала новую сотрудницу, которая усердно старалась проявить творческую инициативу, новые знания, самостоятельность; ее вскоре заприметило высшее начальство. И вдруг, по непонятным для Денисовой Е.Н. причинам, наступил резкий перелом в их взаимоотношениях. Лопатенко Ж.Ф. стала постоянно придираться к Денисовой Е.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Перед Денисовой Е.Н. встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение? Другие сотрудницы отдела внешне не реагировали на ситуацию. По своему характеру их начальник Лопатенко Ж.Ф. была достаточно властным человеком. Руководители в соответствии с ситуацией должны применять различные межличностные стили управления, но стиль «сотрудничество» должен быть основным, так как именно он дает решение проблемы, породившей конфликт. Методика разрешения конфликта через решение проблемы состоит в следующем: 1) определение проблемы конфликта как цели и стоящие за этой проблемой интересы; 2) определение решений, приемлемых для обеих сторон; 3) концентрация внимания на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
4) обеспечение атмосферы доверия, в которой возможен эффективный обмен информацией; 5) ведение переговоров в процессе выработки совместного решения при соблюдении принципов и правил делового общения. Следует отметить, что руководители, обладающие адекватным уровнем самоуважения, более успешно управляют конфликтами. 1. Кто: і начальник отдела Лопатенко Ж.Ф. Потребности: і уважение подчиненных (признание авторитета у подчиненных, их беспрекословное подчинение, лидерство) Опасения: і потеря контроля над подчиненными; і критика подчиненных; і ослабление авторитета; і ослабление позиций в высшем руководстве; бытьзамененной более молодым и энергичным сотрудником Проблема (взаимоотношения)
2.Кто: ■ сотрудник отдела Денисова Е. Н. Потребности: ■ самореализация; ■ интересная работа; ■ самостоятельность; Опасения: ■ ущемления достоинства; ■ неприятие творческой инициативы; ■ потеря самостоятельности 3. Кто: коллектив отдела Потребности: нормальные отношения в коллективе; Опасения: быть втянутым в конфликт
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |