КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологическая общность - матрица коллективного состояния людейПриоритетное направление деятельности руководителя. Менеджер, организующий людей на достижение каких-то деловых целей, выступает в статусе руководителя. Приоритетным направлением его управленческой деятельности является создание трудового коллектива. В качестве такового выступает объединение людей, основанное на общности деловых целей и задач, добровольном соблюдении трудовой дисциплины, психологической и нравственной совместимости, наличии органов общественного самоуправления. Продолжительное время в западной социально-психологической, социологической и этической литературе коллектив как социальный феномен рассматривался как одно из худших положений социалистических учений. В настоящее время данное понятие широко (позитивно) используется в названной литературе. В рыночной экономике усиливается тенденция к созданию коллективных деловых структур. Категорически возражая против какой-либо абсолютизации роли коллектива в жизни людей, например, что "коллектив всегда прав", следует признать мудрость слов А.С. Макаренко: участие в коллективном труде позволяет человеку выработать нравственное отношение к другим людям. Становление трудового коллектива - нередко продолжительный по времени процесс. Схематично его можно представить следующим образом: группа - общность - коллектив. Сначала из определенного количества работников на базе разделения и кооперации их трудовой деятельности создается социальное образование - рабочая группа. Ее структурно образующей являются воссозданные руководителем служебные (производственные) взаимоотношения работников или, как принято обозначать в социальной психологии, формальные отношения. Затем на базе сложившихся и отлаженных формальных отношений происходит образование и развитие сложной гаммы неформальных отношений работников. В основу их образования положены самые различные межличностные причины: совпадение характеров, вкусов, ценностных ориентации, семейных проблем, личных интересов... И, наконец, конструктивно совершенствуя формальные и неформальные отношения, возможно перейти к образованию общего "менталитетного пространства" и здорового нравственного состояния делового социума, переводя его на более высокий уровень социальной зрелости. Конкретно это проявляется в сплоченности людей, их высокой дисциплинированности, гибкой управляемости, в способности руководителя наиболее полно реализовывать свои лучшие личностно-деловые качества и управленческие амбиции. Организуя трудовой коллектив последовательно, объективно зная, на какой стадии социального вызревания находится деловая структура (подразделение), а потому прилагая соответствующие усилия, руководитель получает возможность уверенно заниматься созданием трудового коллектива, диагносцировать результативность своих профессиональных действий. Становление любого коллектива, особенно трудового, в качестве матричного условия предполагает придание особого значения направленному конструированию социально-психологической общности, которая позволяет осуществить переход от группы к коллективу. Она выступает тем связующим звеном, от крепости которого во многом зависят все последующие успехи руководителя в формировании трудового коллектива и наличие перспектив его морально-психологического совершенствования и повышения работоспособности. Такова социальная ценность неформальных отношений и образуемых на их основе специфических структурных образований. Механизмы неформальной структуры. Полнокровным является трудовой коллектив, в котором гармонично взаимодействуют формальная и неформальная структуры. Первая - это совокупность технико-экономических и социальных отношений работников. Вторая - это совокупность межличностных отношений работников по названным ранее причинам. Формальная (официальная) структура объективизирует возможности состояния неформальной (неофициальной) структуры. Вместе с тем развитие трудового коллектива во многом определяется и тем, насколько в нем упорядочены неофициальные отношения. Они имеют не только собственные причины образования, но и механизмы функционирования. В качестве таковых выступают социально-психологические процессы. К ним относятся: адаптация, коммуникация, идентификация и интеграция. На основе этих процессов формируются социально-психологические отношения: доверие (недоверие), симпатии (антипатии), общность настроения (разобщенность) и др. Какова семантика представленных понятий? Адаптация - это приспособление работника к социально-психологическим условиям коллектива. Коммуникация - это межличностные информационные связи, которые складываются в коллективе. Идентификация - освоение какой-либо официальной роли в коллективе, обретение его членом наиболее признаваемых в нем личностных качеств или соблюдение правил общения. Интеграция - формирование устойчивых и полнокровных неофициальных отношений, свидетельство достижения психологической совместимости работников. Самочувствие коллектива. Это морально-психологическая "окраска" обобщенной удовлетворенности членов коллектива своими основными статусами: оплатой труда, профессиональной самореализацией, отношениями с руководителями, психологической и нравственной совместимостью с коллегами, правовой защищенностью работников, соблюдением требований ортобиоза в служебном помещении. Мнение коллектива. Оно проявляется как оценочно-эмоциональное суждение большинства членов коллектива по конкретным проблемам производственной, социальной и бытовой жизни, затрагивающим их общие интересы и ценностные ориентации. Является своеобразным барометром актуализации людских интересов: по нему можно судить, что волнует членов коллектива как в его жизнедеятельности, так и в масштабах конкретного региона по месту жительства и общества в целом. Традиции коллектива. В переводе с латинского традиция - это передача, предание. Они - необходимое условие организации коллектива, формирования его социально-психологической общности. По мнению А.С. Макаренко, в каждом коллективе должна быть "сетка традиций", определяющая его развитие в виде движения от освоения одной коллективной традиции ("радости") к освоению другой. Наличие традиций активно (положительно или отрицательно) воздействует на процессы адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции в коллективе. Они оказывают большое влияние на формирование устойчивых межличностных отношений в коллективе. Морально-психологический климат. Его важнейшими компонентами являются оптимизм, как реальное проявление гражданского самочувствия членов коллектива, их нравственная и психологическая совместимость. Чем лучше эти показатели, тем более здоровым является морально-психологический климат. Он имеет огромное значение в повышении производительности труда и творческого отношения работников к своему делу, в преодолении ими своих житейских трудностей. В коллективе со здоровым морально-психологическим климатом отсутствуют конфликты-эксцессы, а имеющиеся противоречия разрешаются посредством взаимной доброжелательности, благодаря личному и служебному авторитету руководителя.
Субъекты социально-психологической помощи В управленческой практике нередко недооценивается такой феномен неформального образования в трудовом коллективе, каким являются субъекты его социально-психологической общности. Учет этого феномена позволяет руководителю:
Социально-психологические слои. Как феномен такие слои редко существуют в организованном виде. Они - плод гносеологического "конструирования", имеющего практическое значение. В каждом коллективе есть люди, обладающие одинаковыми индивидуальными качествами, возрастными особенностями, устойчивыми увлечениями. Мысленно группируемые по какому-то из психологических параметров, они составляют специфические социально-психологические слои. У них совпадают ценностные ориентации, характеры, они эмоционально совместимы и так далее. Например, в коллективе есть молодые и кадровые работники, одинокие и многодетные, лица, имеющие физический недостаток, "болельщики" футбольных команд и т. д. Хорошо известно подразделение людей на страты по такому психологическому свойству как устойчивость. Интернальные личности - уверены в себе, настойчивы, общительны, доброжелательны, склонны к самоанализу. Экстернальные личности - неуверены в себе, неуравновешенны, тревожны, агрессивны. Референтные группы. Это микрообъединения людей на межличностной основе. Они имеются во многих коллективах. Им присуща общность каких-то мировоззренческих взглядов и настроений. У них есть неформальный организатор. Охотно образуют такие группы женщины и молодые работники. Представители национальных меньшинств объединяются в землячества. Референтные группы выступают как организованные субъекты коллектива: от них может исходить какая-то инициатива, выдвигаться требования, формироваться локальное общественное мнение. "Звезды" коллектива. В коллективе есть люди, обладающие личным "эффектом притяжения". Как правило, таким людям свойственны коммуникабельность и эмпатия, они обладают незаурядным умом, умеют профессионально работать. Их подразделяют на вожаков, лидеров и аниматеров. Каковы их основные характеристики?
Социально-психологические субъекты представляют собой важную составляющую "живых колес управления". Они выполняют, при умелом патронировании со стороны "номенклатурных" руководителей трудового коллектива, созидательную социальную функцию - повышения "коэффициента его сплоченности". Данный коэффициент представляет собой дробь, в числителе которой "число межличностных контактов", а в знаменателе - "число членов коллектива". Чем больше дробное число приближается к единице, тем выше коэффициент сплоченности коллектива. В трудовом коллективе обычно мало "личностей-звезд". Однако руководителю следует помнить, что только при активном разведении их сфер влияния и загруженности соответствующей неофициальной деятельностью, можно избежать жесткой внутриколлективной конкуренции между ними.
Психологические аспекты стимулирования труда Успех управленческой деятельности состоит в умении руководителя настраивать людей на заинтересованное отношение к труду. Руководитель обязан выстроить такую систему побуждения к труду, при которой работники демонстрировали бы высокое самосознание, проявляющееся в технологичности, экономичности и этичности их профессиональной деятельности. Как утверждал Н.Г. Чернышевский, только добровольная деятельность человека приводит к хорошим результатам. Механизмы побуждения к труду. Стимулирование труда - это комплекс социально-экономических, этических и психолого-педагогических условий, форм и методов направленного воздействия на сознание людей, обеспечивающих формирование у них уважительного отношения к труду, стремление к достижению высоких его результатов. Стимулирование труда - это прежде всего проблема психологическая. Что обусловливает приоритетность психологического подхода при разработке ее экономических моделей. Таким образом, важнейшим фактором повышения эффективности стимулирования труда является умелое использование при его организации психологических рекомендаций. При разработке "технологии" стимулирования труда необходимо учитывать многообразие психологических механизмов, лежащих в основе сознательного отношения к труду. Обратим внимание на два психологических механизма побуждения к труду: механизм удовлетворения основных потребностей и интересов и механизм взаимодействия стимулов и мотивов.
Потребности и интересы побуждают людей к деятельности, обусловливают их поступки, придают им направленный характер. Человек может совершать поступки, но может оказаться и бездеятельным, не проявить воли к достижению конкретного интереса. Мостиком, соединяющим чувственно-рациональную готовность человека к деятельности с его волевым аппаратом, выступает механизм стимулов и мотивов. Он объясняет, как происходит взаимодействие потребностей и интересов людей с внешними условиями, с той реальной ситуацией, в которой они находятся в силу производственных или житейских обстоятельств. Таким образом, стимулы переводят воздействие потребностей и интересов в мотивы, т. е. в личностную смысловую причину поступков. Внешние причины действуют на поведение людей через внутренние условия их психики. Если актуализированные потребности выступают как изначальная причина ориентации личности на их удовлетворение, то мотивы являются внутренними условиями, которые обусловливают проявление ее воли. В качестве наиболее устойчивых мотивов в трудовой деятельности выступают: желание заработать деньги, самореализовать себя (честолюбие), альтруизм (помочь Отечеству), страх осуждения (правового или нравственного). Личная заинтересованность в труде. Она является психологической основой сознательного отношения человека к труду. Это "главный двигатель производства". Личная заинтересованность - это преследование целей, соответствующих потребностям и интересам человека, удовлетворяющих его ожидания-притязания. Чем полнее реализуется личная заинтересованность, тем основательнее человек расположен к труду и увлечен им. Личную заинтересованность можно представить в виде равностороннего треугольника, в вершинах которого находятся экономический (оплата труда), социальный (комфорт общения) и духовный (профессионально-познавательное обогащение) интересы. Удовлетворение названных интересов активно стимулирует деловую деятельность работников. Однако при педалировании названных интересов следует принимать во внимание возраст работников, их семейное положение, культурологический уровень и так далее. Психологические требования к стимулированию труда. Для разумной организации стимулирования труда полезно соблюдать следующие требования:
В настоящее время во многих государственных и предпринимательских структурах недооценивается роль моральных стимулов. Однако по данным исследователей, подавляющее большинство работников в них нуждаются. Например, популярным видом морального стимулирования является публичная аналитика профессионального успеха работника. Психолого-дидактические принципы стимулирования. Наряду с указанными требования по организации стимулирования полезно соблюдать ряд принципов. Среди них отметим: определенность - нравственная и экономическая его обоснованность; своевременность - оперативность поощрения и наказания; гласность - широкая информированность и сравнимость результатов труда и мер стимулирования; наглядность - визуальная выразительность системы стимулирования. Применение названных психолого-дидактических принципов требует строгой последовательности и умелого воплощения при организации стимулирования труда. В целом же их внедрение в практику способствует повышению эффективности труда, использованию внутренних резервов экономического роста производства, профессиональной самореализации его работников.
Управленческое общение Стиль работы руководителя. Со временем у каждого руководителя складывается свой управленческий стиль. Это - своеобразный стереотип умственных проявлений и реальных поступков, которые присущи данному руководителю. Стиль работы руководителя является наглядным проявлением тех принципов, форм и методов реализации управленческих задач, благодаря которым наглядно демонстрируются его личностно-деловые качества и антропологическая (в том числе и психологическая) подготовленность.
В работе руководителя важное место уделяется общению. Общение - взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, формируются настроения и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции. Общение - базовая категория психологии как личностной, так и социальной. Велика ее роль в управленческой психологии. С общения начинается становление личности как новообразовательного феномена рода человеческого. Обобщенная классификация общения такова: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. В управленческой деятельности ожидается предпочтение коммуникационному общению, в процессе которого происходит обмен знаниями и сведениями, поддержка или отрицание источников информации, распространение или пресечение слухов. Вполне понятно, что менеджер заинтересован в овладении разнообразными формами и методами информационного взаимодействия с людьми, в умелом использовании интерактивного и перцептивного общения в профессиональной практике. Многообразны формы общения. Специфической его формой является управленческое общение. Выделим следующие виды управленческого общения:
К сожалению, отечественные руководители нередко страдают абсолютизацией какого-то из названных видов управленческого общения. Например, превалирование дружеского общения в ущерб субординационного или негибкое использование служебно-товарищеского общения как общения между коллегами. Это провоцирует одних работников на разболтанность, других на подхалимство, а у третьих могут появиться профессиональные неврозы. Искусное использование указанных видов управленческого общения позволяет руководителю создать "комфорт общения" в трудовом коллективе и усилить "эффект личной самопрезентации". При этом наибольшего успеха добивается тот руководитель, который, воспитав прежде всего у подчиненных привычку к субординационному общению как обязательному условию выстраивания здоровых деловых отношений, в зависимости от конкретной личности и ситуации использует и другие виды управленческого общения. Небольшое исключение. Оно касается общения руководителя с женщинами-подчиненными. Надо иметь в виду, что они испытывают внутреннее отвращение к холодной беспристрастности, потому что, как утверждал автор книги "Психология женщин" С. Гейман, она не дает никакого удовлетворения их эмоциональной потребности, поэтому обращаться с ними необходимо корректно и дружелюбно. Авторитет. Это приоритетный субъективный фактор успешной деятельности руководителя. В совершенной организации слабый руководитель приносит меньше вреда, однако авторитетный руководитель любой организации сумеет достойно выполнять свои управленческие функции. Под авторитетом руководителя понимается то морально-психологическое влияние, которое он оказывает на людей, то доверие, которым он пользуется среди них. Авторитет - формальные и неформальные отношения, сложившиеся между руководителем и работниками. Обретение таких качеств, как личное влияние и доверие людей, можно представить схематично: репутация - лидерство - авторитет. Репутация (признание) складывается на основе впечатлений людей и их осведомленности о личностно-деловых качествах руководителя. Лидерство - показатель сложившихся неформальных отношений руководителей с людьми и их эмоционально позитивного его восприятия. Авторитет является осознанным признанием людьми ценности личностно-деловых качеств руководителя и проявления к нему своего доверия. Восприятие авторитета руководителя подчиненными психологически сопряжено с их оценкой престижа его должности. Схематично взаимосвязь "престижа должности" и "личного авторитета" можно представить в виде весов: на одной чаше - престиж должности, на другой - авторитет личности. Равновесие весов свидетельствует о соответствии личного авторитета престижу должности. Если престиж должности перетягивает личный авторитет, то налицо несоответствие руководителя занимаемой должности. Если личный авторитет перетягивает престиж должности, то это свидетельствует о наличии у руководителя управленческого запаса прочности, оправданности повышения его в должности. Уннверсальная полезность психологии Мнение разных специалистов. При знакомстве с деловой литературой убеждаешься в том, какое большое внимание психологии уделяют как теоретики, так и практики. По мнению первого теоретика аудита Л. Дикси, цель аудита в выявлении: подлогов, случайных ошибок, недостатков в организации учета. Другой специалист по аудиту А.Т. Ватсон считал, что из девяти условий, необходимых аудитору для обнаружения фальсификаций в бухгалтерском учете, шесть - психологического характера: содействие главы фирмы аудитору, анализ взаимоотношений между сотрудниками проверяемого предприятия, амбициозность, а потому психическая неустойчивость работников бухгалтерии, небрежность в записях и другие. Обращение к управленческой психологии помогает менеджеру и особенно административному руководителю (командору) создавать прочные коллективные состояния, выстраивать оптимальную систему стимулирования труда, обеспечивать индивидуальный подход в работе с персоналом. Нередко он сам может оказаться в положении "ситуации жертвы", когда на него оказывают мощное давление и подчиненные, и вышестоящие руководителя, и неблагоприятная деловая конъюнктура. И здесь опять полезно обратиться к управленческой психологии и таким ее составляющим как общая и социальная психология, медицинская и воинская психология, этнопсихология и ноосферная психология. Психология принятия решения. Существует психологическая процедура принятия управленческого решения, состоящая из нескольких фаз.
При принятии решения следует соблюдать предложенную последовательность психологических операций. Принимая во внимание исключительную важность в деятельности руководителя самого факта "принятия решения", еще раз обратим внимание на следующие позиции, объясняющие суть психологии выработки и принятия управленческого решения:
Кабинет руководителя. Его надо рассматривать как рабочее пространство, где происходят основные события в управленческой деятельности менеджера. Поэтому рабочий кабинет должен соответствовать основным функциональным требованиям: быть экологичным, эстетичным, эргономичным. В нем техническая оснащенность должна соответствовать самым современным требованиям. Кабинет руководителя - наглядная демонстрация его личного вкуса и культурных запросов, разумного, но достойного использования служебных средств. Для осуществления управленческого общения в нем должны быть три зоны: личной работы, коллегиальной деятельности, дружеского общения. Каковы психологические требования к оформлению этих зон?
Психологические приемы общения. Наличие трех зон в кабинете позволяет руководителю использовать три психологические приема управленческого общения.
Психология гомеостазиса руководителя. По мнению И.П. Павлова, люди являются самыми сильными раздражителями. И общение с ними всегда связано для руководителя с большой затратой эмоциональной и умственной энергии. Не случайно у многих руководителей в конце рабочего дня ощущается энергетическая опустошенность. По данным исследований, из-за группового давления поведение многих индивидов в малой группе (три - десять человек) имеет тенденцию к конформизму. Подобный психологический пресс испытывает и менеджер. Есть еще и другая проблема. Как утверждал К. Станиславский, любой великий режиссер с любой великой труппой должен работать не более шести - семи лет. Все это актуализирует значение поддержания самим руководителем своего гомеостазиса - телесного и душевного равновесия. И прежде всего постоянными упражнениями своей умственной воли, отладкой эмоций, четким владением самоменеджментом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |