КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Святитель Макарий Коринфский 24 страница
1) Прежде всего благодарить Бога надо – за бытие, за всыновление через св. крещение, за монашество, за исповедничество пред иконоборцами. – 2) и за веру, от которой все, и которая в разных степенях является, но для всех доступна, несмотря на худородие и невежество. [32/, 6]
1) Много добродетелей указал нам Бог, содействующих нам в деле спасения; одна из первейших среди них есть благодарение. Апостол Павел говорит: первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире (Рим. 1, 8). И везде является он за все благодарящим Бога. Но как сам благодарил за все, так и всем заповедал: о всем благодарите; и чтоб не подумал кто, что это есть только его собственный добрый совет, присовокупил: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе (1 Фес. 5, 18). Говорится и в Лествице, что в молитве всему должно предшествовать благодарение: «прежде всего изобразим, говорит, на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу». Сказав, что за сим должно следовать в молитве, св. Лествичник заключает: «сей образ молитвы одному из братий от Ангела Господня был показан» (Сл. 28, гл. 7). Возблагодарим же Бога, во‑первых, за то, что привел нас из небытия в бытие, создав нас на дела благая, яже прежде уготова, да в них ходим (Еф. 2, 10). Возблагодарим Его за то, что Он ввел нас в усыновление через Святое Крещение, как говорит Евангелие: Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1, 12. 13). Возблагодарим и за то, что даровал нам войти в монашескую совершеннейшую жизнь, предуказав ее в слове Своем некоему юноше: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим; и прииди (и) ходи вслед Мене, взем крест (Мф. 19, 21; Мк. 10, 21). Возблагодарим и за то, что ввел нас в предлежащее исповедничество (по случаю иконоборства), не дав нам прельститься и впасть в еретическое заблуждение: ибо мы ведали и исповедали, что Единородный Сын Божий, прияв плоть, является описуемым по плоти, и имеет образ, и в образе сем поклонение приемлет. Сколько людей находится вне Евангелия в заблуждении и неверии? Сколько других, в числе Евангелие приемлющих, есть таких, кои заблудились о вере и потерпели крушение, как и иконоборцы, не исповедующие, что Христос описуется по плоти и имеет образ, и что образу Его покланяться следует, и через то сами себя лишают спасительности Его воплощенного домостроительства? – Помышляя о сем, имеем мы, за что сердечно благодарить Господа, в благодарности в сокрушение приходить, в сокрушении слезы источать, в слезах просвещаться, в просвещении преуспевать в деле спасения нашего. 2) Возблагодарим Бога за веру и за ту меру веры, какую имеем. Ибо вера едина есть сама по себе, но, по мере нашего объятия ее, бывает то велика, то мала. Так Господь говорит Петру: маловере, почто усумнелся? (Мф.14, 31). В другом месте: о жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши (Мф. 15, 28). И опять: ни во Израили толики веры обретох (Мф. 8, 10). Так вера то великою, то малой является. Но никто не говори: я простец, как мне возможно постигнуть веру? Всеблагий Бог на всех простирает лучи благости Своей. – Что говорит Апостол? Видите звание ваше, братие, яко не мнози премудри по плоти, не мнози сильны, не мнози благородны: но буяя мира избра Бог, да мудрыя посрамит: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит (1 Кор. 1, 27, 28). Не видите ли, как и к вам приложимо сказанное? Не помните разве блаженного брата нашего Фаддея, не говоря о других? Не скиф ли был он? Не рабом ли служил у людей? И в монашество поступил не по освобождении ли от рабства? А между тем каким явил он себя и в предыдущем, и в настоящем исповедничестве? – Поелику он объял веру свою и объят был ею, и вместив ее достодолжно, мужем совершенным явился, то сподобился и венцом мученичества украситься, переселясь отсюда в другую жизнь три дня спустя после страдания. – Будем и мы таковыми же, не станем выставлять в предлог неучености своей, но будем искать познавать и увеличивать веру свою. И будет так, если добрая жизнь будет сопутствовать вере. Ибо вера, любовию споспешествуемая, совершает спасение наше. От обеих их – спасение души; и ни вера одна сама по себе, ни любовь одна сама по себе не спасают; но обе вместе, будучи соблюдаемы и сочетаваемы. Буди и нам так благонастроиться, да достигнем в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, и сподобимся со всеми святыми обетованных вечных благ.
Воодушевлением к подьятию тяготы поста да служат: благотворность его, – при хранении впрочем мирного и любительного настроения; и великие обетования несущим труды его. [32/, 7]
Хорош пост, если при нем сохраняется настроение духа мирное, кроткое, благостынное, благопослушное, смиренное, сострадательное и всякое другое доброе расположение. Но диавол всячески ухитряется вложить в постящихся противное тому, явить их дерзкими, гневливыми, яростными, надутыми и сделать, чтоб от поста было для них больше вреда, чем пользы… Но мы, не неразумевая умышлений его (2 Кор. 2, 11), будем вести себя мирно, тихо, кротко и благоустроенно, терпяще друг друга любовию. (Еф. 4, 2), ведая, что сие благоприятно Богу. Если же не будет в тебе таких расположений, то хотя бы ты в дугу сгибал выю твою, облекался во вретище и пеплом посыпал главу, не будешь благоугоден Ему. Пост конечно утесняет и иссушает тело; но душу расширяет и разращает; темже не стужаем си; аще внешний наш человек и тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам (2 Кор. 4, 16, 17): так что, взирая на воздаяние, мы можем благодушно переносить трудности добродетели, благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в прачастие наследия святых во свете: иже избави нас от власти темныя и престави в Царство Сына любве Своея (Кол. 1, 12, 13). – Не причащаемся ли мы часто пречистого Тела Его и Крови? А сего что может быть приятнее и усладительнее, когда в этом для причащающихся с чистою совестию Жизнь Вечная? Не беседуем ли мы каждодневно с божественным Давидом и с прочими святыми отцами чрез слушание чтений; а сего что утешительнее для души? Не расторгли ли мы всякое сношение с миром и с сродниками по плоти; а этого что опять блаженнее и выше? Наше бо житие на небесех есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его, по действу, еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая (Флп. 3, 20, 21). Посему будем радоваться и веселиться, презирая всякое плотское удовольствие: всяка бо плоть, яко трава, и всякая слава человеча, яко цвет травный: изше трава и цвет ея отпаде; дело же добродетели пребывает вовеки. Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет, как говорит брат Божий: благодушествует ли? да поет (Иак. 5, 13). Искушается ли кто злою страстию? (так как искуситель никогда не перестает искушать нас,) да терпит, слушаясь того, кто говорит: блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 12). Аще сия весте, блажени есте, аще творите я (Ин. 13, 17).
Наставление о мире и согласии; о любви к Богу горячей; о ретивом труде в содевании спасения; и вообще о подобающем иноческом житии. [3 2/, 8]
Радуюсь о вас, что в единомыслии шествуете, мирно живете и терпеливо переживаете время поста. Это во спасение вам и в утверждение упования вашего. Коль великое благо в братстве мир и единомыслие? – Таковые, по удалении зла бесчиния и непостоянства, противоречия и осуждения, непослушания и гордости и всякого другого лукавства, во‑первых сами себе доставляют благо, а потом другим, подавая им пример добродетели и чрез это стяжевая еще более того: ибо как виновники соблазнов наследуют «увы», так побуждающие к добродетели наследуют благословение. И да не будет нам когда‑либо отпасть от такого доброго настроения и от столь похвального поведения или престать от любления Бога. Ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим (Лк. 10, 27). Любящий таким образом не знает сытости, ни утомления, ни изнеможения; но паче огнь к огню прилагает, рвение рвением разгорячает, восхождение от добродетели к добродетели полагая в сердце своем и от силы в силу духовную приходя, – и это непрестанно. Не видите ли трудящихся по плоти, как трудятся они о преходящем и тленном? Не видите ли здесь пред очами вашими строящих судна, как они за этим проводят целые дни, и малого не давая себе отдыха? Из‑за чего? Чтоб заработать немного денег и домашним своим достать, что нужно для удовлетворения потреб их. Мы ли, ищущие обогатиться тем, что божественно, улучить Царствие Небесное, насладиться вечными благами и избегнуть вечных мук, – мы ли не восхощем подъять для сего все с готовностию и рвением, охотно жертвуя и кровию, если б неизбежно было пролить ее за Господа. Ей, братия мои, будем стоять бодренно, упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе, рукоделиям нашим внимающе, псалмопениям, стихословиям и чтениям, удерживая такими занятиями ум от скитания по предметам суетным: ибо безделие есть матерь зла, а делание – охрана ума. Не дадим себе выступить из своего благонастроения, предпочитая послушание, благочиние, упокоение ближнего и все другое, что способствует к нашему спасению, моляся всегда и о здесь пребывающих, и о рассеянных в разные места братиях наших: так как болит сердце мое и о них, не видя воочию, как каждый из них спасается.
Говорю поучения по долгу; но чтобы плод был, помогите мне вашим преуспеванием при содействии поучений. – Ваше преуспеяние и мое есть: ибо мы одно. – вы показали его исповедничеством пред иконоборцами и претерпением мук от них. Не посрамите же сей доблести своей. [3 2/, 9]
Иное требуется для содержания вас по плоти, и иное для содержания по духу: то дается экономом и состоит в пище, питии и одежде, а это мною смиренным, и состоит в слове и учении. И как то дается не по произволу, так и это исполняется по долгу: так что я ничего великого не делаю, говоря вам эти краткие и скудные поучения; напротив, боюсь и трепещу, имея дать отчет о душах ваших не царю, или игемону и архонду, но всех Судии и Богу, пред Коим поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповестся. Но помогите, прошу вас, и себе самим и мне, как братолюбивые: самим себе преуспеянием во всякой добродетели, а мне вашими молитвами. Впрочем, ваше преуспеяние и мое есть преуспеяние; и наоборот: так как мы дно тело есмы все, и уди отчасти (1 Кор. 12, 27); и аще страждет един уд, с ним страждут вси уди; аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор. 12, 26). И как я пекусь о вашем, так вам надлежит пещись о моем: ибо я в вас, и вы во мне, в силу взаимной нашей любви. Таков закон благоустроения истинного братства. Сохраните ко мне доброе послушание ваше неподдельным и неподложным, в коем вы родились для новой сей жизни, возросли, усовершились и достигли благодатию Христовою в меру исповедания Его. (– Это по случаю иконоборства). Не убоялись вы царей, не устрашились архондов, не отступили пред страданиями, ранами, изгнаниями, темницами, смертию и сделались чрез то именитыми, как известно всем. Не предайте же добродетели вашей, не постыдите похвалы вашей, и доброе имя да не преложится на худое прозвание, но на предыдущем похвальном наздавайте и последующее, всегда охраняя себя и внутри и совне, и ограждая соблюдением заповедей, всякое искушение препобеждая и всякую скорбь перенося терпеливо. Ведайте и то, что мы еще в подвиге и гонении состоим и не ведаем, что породит наступающий день. Впрочем, аще Бог по нас, кто на ны? Иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како не и с Ним вся нам дарствует? (Рим. 8, 31, 32). Так уповайте, так уверены будьте; и жительствуя в сем уповании и в сей уверенности, получите, уверяю вас, наследие и часть со всеми святыми.
Смерть близ: надо готовиться. Как? Все во славу Божию творить; быть единомудренными и взаимно‑почтительными; хранить чувства; мысли обуздывать; ревновать о всем добром в чаянии бесстрастия. [32/, 10]
День за днем жизнь наша сокращается, и мы приближаемся к смерти. Нам предлежит преселиться от здешних и приложиться к братиям и отцам нашим; почему требуется от нас большое трезвение, внимание и приготовление сердечное. Слышим библейское сказание о потопе и то, как Господь бывшее тогда применяет к имеющему быть в обстоятельствах Его Второго пришествия, говоря: как во дни Ноя ели, пили, женились, продавали, покупали, – и внезапно пришел потоп: так будет и в пришестие Сына Человеческаго (Мф. 24, 37–39; Лк. 17, 26–28). Дивимся, как тогдашние так безучастно и беззаботно относились к приближавшемуся потопу, а не паче пристрашны и притрепетны были. Но посмотрим лучше, не находимся ли сами мы в такой же беззаботности, в какой осуждаем тех. – У нас не приготовляется ковчег, строившийся сто лет; но мы каждодневно видим наполняемою усыпальницу, в которую сокроют и нас; почти каждодневно смерть похищает кого‑либо из братий наших, и он отходит. Но бывающее при сем у нас гораздо страшнее бывшего тогда (во время потопа). Почему надлежит быть внимательными. И я не говорю: не ешьте, не пейте, не одевайтесь, – не это говорю я, но аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите; безпреткновени бываете Иудеем и Еллинам и Церкви Божией, как учит Апостол (1 Кор.10, 31, 32). Ей, братие, – прошу и молю, исполните мою радость, как опять говорит блаженный Павел, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушии, единомудренни, ничтоже по рвению, или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще (Флп. 2, 2, 3). Оградим охраною чувства свои: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, чрез кои входит смерть; обуздаем ум, чтоб не заносился, куда не следует, не входил в неуместное, не живописал в себе образов худых, не зарождал пожеланий греховных, от которых ни пользы, ни удовольствия. Напротив, будем паче болезновать и сокрушаться, одно имея в виду и в одном находя утешение и удовольствие, чтоб очищать душу и преуспевать в бесстрастии. Не будем унывать, имея надежду вкусить бесстрастия и обрадования о стяжании ее; но поспешим, будем гнаться вслед ее усиленно и непрерывно; ибо ревность исправляет и восполняет недостающее, и Бог помощником ее бывает. Близ Господь терпящим Его, и душа ищущая Его обрящет Его. – Так проводя жизнь, мы несомненно улучим Царствие Небесное.
Помня о Боге, помни и о смерти. – Не привязывайся к жизни сей и ни к чему, что ценится в ней. Сие наипаче требуется от нас, отрекшихся от мира. [3 2/, 11]
Благотворно поучение, как спасительное напоминание, располагающее нас трезвиться и бодрствовать при совершении обязательных для нас дел, и никогда не переставать этого делать, и не отступать от помышления о Боге, ни от любления Его, ни от памяти о разрешении нашем от тела. Ибо вот‑вот отрешимся от него и умрем, как все отцы наши, и переселимся в другой мир, в другую вступим жизнь, конца не имеющую. Здешняя жизнь тени и сну подобна и ограничивается несколькими годами. Я разумею не время от сложения мира до конца века, но жизнь каждого человека, которая редко ныне доходит даже до Давидского предела, за сей же предел еще реже заходит, как необычайное нечто… Все святые всю жизнь помышляли о сем. По вере умроша, как свидетельствует Апостол, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришельцы суть на земли. Ибо таковая глаголющии, являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго. Темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их: уготова бо им град (Евр. 11, 13–16). Вот град наш! Вот отечество наше! В нем отцы и братия наши, и по плоти и по духу. Что же мы еще считаем достойною целования здешнюю привременную жизнь? Что привязываемся к обычаям ее? Что не желанным находим исход из нее? – Неразумно не желать возвращения с чужбины восвояси или от войны обратиться к миру. Мы же, братия возлюбленные, как разумные, как на это именно отрекшиеся от мира и всего, что в мире, и убегшие от них, будем всю жизнь держать помышление о смерти и помышлением сим отражать всякое похотение, всякое нерадение, всякое расслабление, всякое уныние, всякое зло, дабы, делая таким образом богоугодное Господу, соделаться нам наследниками небесных благ.
Мир дал нам Господь, обязующий нас внешно со всеми быть в мире, а внутренно мирствовать в себе от страстей и угрызений совести. [3 2/ 12]
День воскресный – день мира; ибо в него Господь, победив врага, сказал ученикам: мир вам! (Ин. 20, 20). Сказав же сие, Он не им только дал в наследие мир и не на один день; но всем всегда возглашает такой же мир, как и нам смиренным. Будем же иметь мир и мирствовать в себе. – По внешнему человеку, не дадим себе иметь неприязнь к кому‑либо из братий, но во всем любительно расположимся: ибо говорит Господь: о сем разумеют вси, яко Мои есте ученицы, аще любовь иматемежду собою (Ин. 13, 35); по внутренному же человеку, будем хранить мир и покой от пагубных страстей. Тогда и мы можем говорить с Апостолом: мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом. Имже и приведение обретохом во благодать сию, в ней же стоим: и хвалимся упованием Славы Божия (Рим. 5, 1, 2). Поелику же мы изменчивого есмы естества, то случается нам подвергаться бедственным и прискорбным колебаниям и волнениям. Тогда тотчас поспешим войти в прежнее наше состояние, мир имея к Богу: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею, закон заповедей ученьми упразднив: да оба созиждет во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом убив вражду на нем (Еф. 2, 14–15). Так говорит Апостол. И сие‑то есть то дело, которое совершил Господь, как говорит к Отцу Своему: Дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю (Ин. 17, 4). То есть Я примирил земное и небесное, – соделовая и нас сынами мира и любви. Если кто скажет: как же это; разве мы не в непрестанной войне? как говорит Апостол: несть наша брань к плоти и крови, но к началом, и властем, и миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 5, 12). Такому имеем сказать, что слова сии указывают на брань, какова и колика она есть, а не на то, что мы ведем ее: ибо он же говорит в другом месте: оружия воинства нашего сильна Богом на разорение твердем, помышления низлагающа, и всяко возношение взымающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово и в готовности имуще отмстити всяко преслушание (2 Кор. 10, 4, 5). В таком же находящийся настроении, явно, подавил брань, и мир водит.
Слушать надо поучения и, поверив им, исполнять то, что они внушают. [3 2/, 13]
Обязательное для меня предношу вам и ныне житомерие слова, краткое и скудное, но неотложное, чтоб и мне не быть осуждену за молчание, и вам не лишиться никоего назидания. Ибо хотя вы большею частию назидаемы бываете чрез чтение святых отцов, однако имеете нужду и в моем смиренном научении, – дерзаю даже сказать, что в нем более, чем в том: ибо там идут общие рассуждения, а здесь говорится нечто прямо к лицу относящееся, обличительное и исправительное. Обличу, говорит, тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21). И Господь: аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же извинения не имут о гресе своем (Ин. 15, 22). Да не будет, чтоб это можно было отнести и к вам: ибо я беседую с вами не как с непокорными и повинными в грехах, но как с сынами послушания, как с возлюбленными чадами, как с единодушными сотелесниками и споборцами, – да благодушествуете, да преуспеваете, да будете чисти и непреткновенни в день Христов, исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию (Флп. 1, 10, 11). И слово мое – для вас. Уповаю, что древле источивший воду из камня для Израиля и из моего каменного сердца источает краткое слово, коим бывая орошаемы, благодарим Господа, питающего, напояющего и направляющего жизнь нашу в настоящем жительстве, как в пустыне. Но как вспомнилась нам древняя история, то остановим немного внимание на случившемся тогда с непокорными, о коих Апостол говорит: Но не во множайших их благоволи Бог; поражены бо быша в пустыни. Сия же образы нам быша, яко не быти нам похотником злых, яко же и они похотеша. Ни идолослужители бывайте, якоже нецыи от них: якоже есть писано: седоша людие ясти и пити и восташа играти. Ниже соблудим, якоже нецыи от них соблудиша, и падоша во един день двадесять три тысящи. Ни да искушаим Христа, якоже нецыи от них искусиша, и от змий погибоша. Ни ропщите, якоже нецыи от нихропташа, и погибоша от всегубителя (1 Кор. 10, 5‑10). О сем помышляя, братие, будем бегать причин гнева Божия, будем бегать злой похоти, будем бегать ропота, будем остерегаться искушать Христа. – Но как можно Его искушать? – Впадая в помыслы неверия и говоря: достанет ли нам нужного для наших потреб? Снесем ли брань от врага? Перетерпим ли то и то? – Не так, братия мои, не так. Это слова неверия и сомнения, которым не следует давать место. Ибо уверовав твердою верою, мы все можем перенести. Так Ной уверовал и избег пагубы потопной; так Авраам сделался отцом многих народов; так :Моисей перешел чрез Чермное море, как по суху; так три отрока и Даниил пророк остались невредимыми; и одним словом сказать, – так все святые оправдались. Так и мы, веруя, все перенесем и со Христом победим, и венцов правды сподобимся.
1) Освободившись от уз житейских, мирских и греховных, не допустим себе опять возвратиться к ним. – 2) и никто не думай совместить работание богу с рабством греху и страстям. [3 2/, 14]
1) Нерадение наше отгоняя и ревность возбуждая, Апостол сказал: Господь близ; ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются Богу (Флп. 4, 5, 6). Не будем же нерадеть, но да крепимся и мужаемся на делание дела, к коему призвал нас Господь. Ибо это Он призвал нас из общенародного пребывания к монашеской жизни, это Он облек нас в ризу спасения и одеждою веселия одел; это Он искупил нас от клятвы законной, быв по нас клятва. В свободе убо, еюже Христос нас свободи, будем стоять и опять под иго работы не отдадим себя (Гал. 5, 1). Не допустим себя опять стать добровольными рабами страстей. Раб, златом искупленный, никак не согласится опять поступить в рабство; но куда‑нибудь подальше удалившись от места своего рабства, радуется там, что сподобился освободиться от рабского тиранства; хотя рабство не есть уже что‑либо особенно злое. Ибо Аностол говорит: раб ли призван был еси? да не печалишися; но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе. Призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть; такожде и призванный свободник, раб есть Христов (1 Кор. 7, 21, 22). И однако все же верно, что освободившемуся не желательно опять жить под игом рабства. – Кольми паче мы, освобождены будучи от греха, должны как можно дальше держать себя от него. Или не знаем, что он нам наделал? Не он ли изгнал нас из рая? Не сделал ли он нас смертными вместо бессмертных? Не ввел ли в эту многоплачевную жизнь? Не чрез него ли было и бывает всякое зло? Будем же избегать его как злейшего врага; возненавидим его как достойного ненависти. Возлюбим же паче добродетель как делающую людей ангелами, и даже более того, – богами, как написано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). 2) Но в чем существо добродетели? – В отвращении от мира и в прилеплении к Богу. Никто же может, говорит Господь, двема господинома работами… Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Не можем мы добродетели прилежать и греху: ибо кое общение свету ко тме? (2 Кор. 6, 14). К тому же заповеди Христовы легки и облегчающи; а грехи тяжелы и отяжеляющи. Тяжко же паче то, что мы напрягаемся совместить противоположности и полагаем возможным и к плотским похотениям благоволить, и духовными деланиями заниматься с успехом. Но обратимся к себе: если мы достигли в миру совершенства, благодарение Богу, от Коего всякое даяние благо и всяк дар совершен; и позаботимся пребыть твердыми, страхом Божиим себя соблюдая неизменными и непреложными в добрейшем благонастроении нашем; если же нет, и во многом недостаточны, то поспешим и напряжемся достигнуть совершенства, пока есть еще время для делания, – верою утверждаясь, надеждою окрыляясь, любовию связуясь, смиренномудрием украшаясь, послушанием обвеселяясь, терпением испытуясь, исповеданием просвещаясь и всеми другими деланиями свидетельствуя о себе, что есмы истинные монахи, неложные послушники и искусные во Христе рабы Господни.
1) Внимательно надо слушать Слово Божие: ибо отсюда всякие духовные расположения. – 2) Так поступали все святые и дали свидетельство о благих плодах сего. – 3) Будем и мы так поступать, помня, как облагодетельствовал нас Господь.[3 2/, 15]
1) Все люди имеют и очи, и уши, но не все слышат и видят, а только те, у коих есть ухо слышащее и око видящее. Почему и Господь сказал: имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 11, 15). О тугих на ухо и пророк говорит: даде им Бог дух умиления, очи еже не видети, и уши еже не слышати (Ис. 6, 9; Рим. 11, 8). Итак внимательно, а не просто как попало, будем слушать, что читается нам, чтоб не подпасть угрозе, но паче, чтоб мы могли сказать: наказание Господне отверзает уши мои (Ис. 50, 5). Так слушающий внимает, сокрушается, очищается, просвещается, радуется, все здешнее почитает тению, все уметы, да Христа приобрящет, когда слышит Его говорящим к ученикам: не оставлю вас сиры, прииду к вам (Ин. 14, 18). И опять: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам (Ин.15, 14). И опять: еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мене: яко Аз живу и вы живи будете (Ин. 14, 19). И опять: вы есте пребывше со Мною в напастех Моих: и Аз завещеваю вам, яко же завеща Мне Отец Мой, Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей в Царствии Моем (Лк. 22, 28–30). Такое и толикое слыша, боголюбец готов бывает каждый день охотно умирать за Христа. 2) Так жительствовали все святые и такими решимостями торжественно изъявляли любовь свою к Господу. Иеремия говорит: аз же не утрудихся, Тебе последуяй, и дне человеча не возжелах (Иер. 17, 16). Св. Давид говорит: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс.115, 3). Апостол говорит: яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Флп. 1, 29). Таким же образом и все апостолы радовались, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти, говорят Деяния (Деян. 5, 41). Словом, каждый из святых такими воззваниями изъявлял зельную любовь свою ко Христу Господу. 3) Будем же и мы, братие, внимательно слушать читаемое и любовию возлюбим возлюбленного Бога нашего, всегда благодаря Его за все содеянные Им для нас блага, – что избрал нас от начала во спасение во святыне настоящего звания нашего, – что даровал нам служить Ему в православной вере, – что нам предано, как некая трапеза обильная, учение святых. Благовременно убо нам апостольски сказать: аще Бог по нас, кто на ны? Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарству‑ет? Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй, кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим. 8, 31–34). Ходатайствует пред Богом и Отцом, Который и дарует нам вечное Царствие.
1) Будем поминовения совершать не внешно только, но и духовно; – 2) поминая при сем, что и мы отойдем; и – воодушевляясь тем, готовиться к отходу. [3 2/, 16]
1) Вчера совершали мы поминовение отца нашего и совершили достодолжно; ибо дети духовные должны воздавать должное отцу своему. Однако ж не должно думать, что в деле поминовения достаточно, совершив поминальные службы, утешиться телесно, но надлежит и духовные порождать утешения. Телесное утешение, приведши в движение чувства на короткое время, отлетает, а духовное ненасытимо и неотходно. Если кто из вас поплакал, если кто умилился, если кто сокрушился сердцем, тот сумел добре совершить память отца или брата. Вспомните прежние дни, когда мы имели отца присущим нам, беседующим и сообращающимся с нами, потом представим себе, где он ныне, с кем пребывает и с кем сообращается, – он и каждый из братий наших почивших. – Не это ли, и помышляемое и слышимое, приводит всегда душу в восхищение? 2) Обратимся после того и к себе самим и помыслим, не отойдем ли спустя немного времени и мы отсюда, и от других будем поминаемы, как теперь поминаем сами предшественников своих? Ей, так есть. Такова участь наша: человеки есмы смертные, не ведающие, что будет завтра. Ибо что есть жизнь наша? – Пар, на мало являющийся, потом исчезающий; цвет весенний, утром раскрывающийся, а к вечеру увядаюший. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет (Пс. 102, 15). Человек суетеуподобися: дние его яко сень преходят (Пс. 143, 4). Всяка плоть сено, и всяка слава человеча, яко цвет травный (Ис. 40, 6); возсия солнце со зноем, и изсуши траву, и цвет ея отпаде, и благолепие лица ея погибе (Иак. 1, 11). Так увянем, так прейдем отселе, как сказали святые. Это их уподобления, сказанные пред сим.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |