Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святитель Макарий Коринфский 22 страница




 

 

Все вместе стройно будем тещи, преуспевая всякий в своей добродетели, не ища однако ж своего и не отказываясь ни от каких трудов, в уверенности, что за сие несомненно получим Царствие Небесное [31/, 15]

 

Придите, потечем вместе; потечем же так: кто нерассуждающим послушанием, кто неколеблющимся терпением, кто Христоподражательным смирением, кто хранением помыслов, кто болезненным сокрушением, кто очистительными слезами, кто независтливым братолюбием, кто по дару благодати от Бога учительным словом или назидательным псалмопением или показанием, как что делать. Делай всяк, кто что может: могущий учиться, учись, – стихословить, стихословь, – молиться, молись, – класть поклоны, клади, – только все благоговейно и с терпением. Никто не ищи своего си точию и не следуй только своему расположению; ибо таким образом он отчуждит себя от добрейшего послушания. Да не слышится между нами: не могу, не по душе, не здоровится, хоть бы и вправду мог кто сказать сие. Даю вам слово верное, пред невидимым Богом и избранными Его Ангелами, что, нудя себя, – по слову Господа, что Царствие Божие нудится, – нудя себя и утесняя во всем, как вы себя утесняете по причине тесноты и прискорбности пути вашего, перейдете вы от смерти в живот, от тления в нетление, от тьмы во свет, от рабства к всыновлению Богу, из юдоли плача в Царство Небесное пресветлое и всерадостное.

 

 

Как праотца нашего прельстил враг: так и нас прельщает, обманно представляя благом, что зло. послушав его, праотец обманулся; обманемся и мы, если послушаем его. Не станем же слушать, но от всякого внушения его будем затыкать уши. [31/, 16]

 

О первом ли нашем пребывании в раю и изгнании оттуда воспомянем, – или о возустроении всего в будущем веке: то и другое – важнейшие суть для нас предметы ведения. Как изгнан праотец наш Адам, не безызвестно вам. Но какая тому причина? Гордость и дерзостная непокорность пред Богом, давшим ему самое бытие и жизнь. Не пребыл он верен данной заповеди, обуморен будучи в душе вожделевшими чувственного удовольствия очами и помышляя только о том, что плод добр в снедь и красен на вид, по наущению жены, паче же по обольщению змия вкусил от запрещенного и чрез то низпал от света во тьму. Итак, горькое вкушение сладкого по‑видимости преслушания изгнало его из рая и низвело его в жизнь, полную трудов и прискорбий.

Но что он пострадал, того позаботимся избегнуть мы, внимая, да не попадемся в те же сети. – Не позволим себе увлечься влекущими к чувственному удовольствию прелестями и красотами, ни внутренно мысленными воображениями, ни внешно случайными впечатлениями на тело и чувства. Ибо хотя увиденное иной раз кажется прекрасным и добрым, но на деле оно не таково; и если вкушаем того, то оно, что произвело в Адаме, то же порождает и в нас – смерть, тление, осуждение. Тот поверил шептавшему ему змию: в онь же аще день снесте от древа познания добра и зла, отверзутся очи ваши и будете яко бози (Быт. 3, 5). То же и нам нашептывает дракон, – что если такое и такое похотение исполним, то получим безмерное обрадование и полную свободу от всего тяготящего. Но тот, послушав его, не только обманулся в ожидаемом, но потерял совсем и то, что было у него, бедственно отпадши от Бога. Нам же как? Ужели послушать его? – Или не разумеем умышлений его (2 Кор. 2, 11) и обманных приманок?

Потому сколько бы ни манил он нас, сколько бы ни звал, сколько бы ни производил движений в душах наших, да будет он далеко отталкиваем от нас. Ибо он покушается лишить нас божественного и блаженнейшего девства, изгнать из рая заповедей Господних и совлечь с нас Богом данную ангельскую схиму, чтоб потом засадить в преисподняя земли. Заградим же затворы помышлений наших, запрем им двери и разговоров с ними заводить не станем. Но внегда возстати грешному диаволу пред нами, онемеем и смиримся (Пс. 38, 2, 3) пред Богом и не помышляя даже, что враг подступил, запечатлеем себя непобедимым оружием креста и словесами Богодухновенных Писаний укрепим себя в содевании спасения своего.

Постараемся преуспевать каждодневно, сытости не зная в доброделании и подвижничестве, не успокаиваясь тем, что успеваем сделать, не почитая того значущим что‑либо и не думая, что превосходим в чем‑либо того‑то и того‑то; но все Заповеди Божия поревнуем исполнить в совершенстве, по всякому образу. Вот в чем добрый подвиг наш. Вот в чем блаженное восхождение наше, похвальная купля, негиблющее сокровище, залог будущего наследования вечных благ.

 

 

1) Если опыты худых последствий от удовлетворения пожеланий самоугодия не научают нас воздержанию от сего, – 2) то да научит память о смерти всегда готовой: она, воодушевляя мучеников, и преподобных отцов укрепляла в строгостях самоумерщвления. [31/, 17]

 

1) Радуйтесь и веселитесь; теките добре и будьте выше обманчивых приманок мира, держа горе к небесам стремящуюся мысль и тамошнюю зря неизреченную славу. Ведомо вам, что весь наш в подвижничестве труд ничто есть сравнительно с Царствием Небесным, что скорбь и нужда здешняя пред вечным упокоением подобны неприятному сонному мечтанию. Добре убо рассудили мы и добре сделали, что вышли из мира силою позвавшего нас в Свое Небесное Царствие. Но будем и жить добре, мало‑помалу преуспевая в доброделании и из того, что испытываем, научаясь не допускать, чтобы преодолевали нас суетности. – Сколько раз предавались мы удовольствиям? и ничего из того не осталось. Сколько раз насыщали мы чрево? – Но пожелание чревное удовлетворяли, а ничего из насыщения в запас не отложили, кроме отяжеления тела. Если поблажали срамным помыслам, то потом проклинали себя, пожиная скорбь вместо отрады; если насыщались сном, то потом окаявали себя как бессловесных; если оказали грубость, то потом упрекали себя; если предавались смеху, то потом оплакивали то; и вообще никакого добра нет человеку от удовольствий чувственных. Если желаем всегда вкушать утешение и отраду, будем соблюдать заповеди: это будет для нас неистощимым удовольствием, принося обильный плод правды со свидетельством совести.

2) Послушайте, братие, – не будем предаваться сну и нерадению и тратить понапрасну время свое. Грядет час преставления; или не пришел ли уже? – и Ангел посылается за нами от Бога, который тотчас возьмет душу нашу и отведет. – Но куда? – Не ужасаемся ли, слыша сие? Не трепещем ли, помышляя о сем? Помня сие, свв. мученики радуясь предавали тело свое на терзание, на отсечение членов, на сокрушение костей, воистину позор бывше миру, Ангелам и человекам (1 Кор. 4, 9); но за то потом увенчаны были. Преподобные же отцы наши, монахи святые, подвизались так, как бы тело было враг их, – голодая, услаждались, терпя холод, находились как в тепле, терпя лишения, были как имеющие всего вдоволь; не вязала их любовь родителей; не отклоняла от намерения привязанность детей; не отвлекало расположение братьев; ни золото, ни сребро не было им вожделенно, ни хорошие одеяния, ни пища, тело разгорячающая, но и ели, и одевались они, чтобы только жить, и всякие лишения переносили, как бесплотные. Возревнуем подражать им и мы, злопостраждем всячески, перенося и голод, и холод, и поношения, и посмеяния, и всякие другие прискорбности, только бы не лишиться нам Царствия Небесного.

 

 

1) Трудно нам: враг всюду строит козни на прельщение нас; но зная сие, будем внимать себе и противодействовать. – 2) Воодушевляясь тем, что еще немного, – и внидем в покой. – 3) и вразумление почерпая из слова божия и отеческих писаний. [31/, 19]

 

1) Велик у нас подвиг, трудно одолим враг наш, сильна его против нас злоба, ни ночью не спит он, ни днем не дремлет и никакими сторонними заботами не развлекается, только все рыщет вокруг Богом собранного стада нашего, чтоб похитить какую неосторожную и неутвержденную душу и поглотить ее. Вам ведомы козни его; блюдитесь убо. – Он возбудитель греха: вбрасывает помысл, как удицу, прикрытую приманкою сласти. Вы же не будьте несмысленны, как рыбы. По Апостольски сказать, не неразумея умышлений его (2 Кор. 2, 11), не прельщайтесь наружным видом, и обличив его коварство, отгоните его; и он, лишась успеха, с горечью возвратится во своя. Вот его искусительные внушения: одному он так подлагает зависть, другому леность; тому перехождение в другое место, этому гордость, или то и другое одному и тому же, всяким образом влеча в сеть смерти. Будем же внимать себе, и – Господа имея одесную души, Единого возлюбленного и вожделенного избежим его уловления. Да не тиранит вас гнев, данный только против врага – змия; и огнь похоти да не имеет у вас свободы разжигать сердца ваши на срамные и неподобные дела; но кротостию украсившись и облекшись в прекрасное бесстрастие, любите друг друга.

2) Еще немного понудьте себя и блаженными наречетесь; еще мало елико‑елико напрягитесь скоро тещи, – и достигнете града оного небесного, пресветлого и преукрашенного, где неописанный брачный храм девственных душ, где лоно Авраамово, божественный рай, Царство Небесное. Сей град содержа в мысли, будем воодушевлять себя к скорейшему течению по пути к нему, не обращая внимания на труд и утомление.

3) Внимайте богодухновенным глаголам Евангелий, апостолов, пророков и душеспасительным писаниям отцов и ими питайте и насыщайте души ваши. В делах же и трудах, кои каждому даны, благодушно пребывайте с терпением, братолюбием, взаимным помоганием и состраданием, да во всех и всем славится имя Бога нашего, Ему же служим и покланяемся.

 

 

1) Терпением победим врага и сподобимся неизреченных благ, ради коих мученики предавали себя на муки, а преподобные на всякие строгости самоумерщвления. – 2) будем подражать им, удаляясь от всего худого и ревнуя о всем добром и тем восходя к совершенству. [31/, 24]

 

1) В борьбе непрестанной состоите вы на поприще послушания, принимаете удары в лишениях и бичевания в приражениях прискорбностей, проливаете кровь в отсечениях воли своей. – Но мужайтесь, потому что этим вы уготовляете себе венцы, почести и награды за добрую победу. Противьтесь же диаволу, и бежит от вас; приближитесь к Богу, и приближится к вам (Иак. 4, 7, 8,); облецитеся, как повелевает великий вселенной учитель Павел, во всеоружие Духа Святого, яко возмощи вам стати неподвижно противу козней диавола (Еф. 6, 11). Терпением вашим он и отражается, и побеждается, и долу повергается яко бессильный, и ногами вашими попирается: так что на вас исполняется обетование: наступати на змию и скорпию и на всю силу вражию. Ей, ей чада мои! Если еще немного поподвизаемся, то какие блага улучим, какую славу, какое радование? – Уста не могут изрещи сие, и ум постигнуть. Ради сего мученики, как овцы, предавали себя на заклание; ради сего преподобные облекались в строжайшие подвиги и совершили их.

2) Будем подражать им и мы, друг друга возбуждая на сие и друга другу помогая. Да не будет среди нас, прошу вас смиренно, преслушания изгнавшего Адама из рая, ни возгордения пред вседержителем Богом, низвергшего с неба денницу, воссиявающую утром, ни чревоугодия, заставившего Исава продать свое первородство, ни сластолюбия, чрез лукавую Далиду сделавшего непобедимого Сампсона посмешищем пред инородными, ни зависти, сделавшей Каина братоубийцею. Восприимем же паче добродетели, заимствуя примеры – у одного – кротости, у другого – рвения, у того – терпения, у этого – непобедимости, у иного – братолюбия, у другого смирения, послушания и боголюбия, да будете сынами света и дня и сонаследниками тех, коих жизни соревновали. Восходите, братия мои, восходите на высокую гору добродетелей, полагайте в сердцах своих восхождения Духа, будьте лествицами небесными, высьтесь, как кедры ливанские, вышних ища, горняя мудрствуя и там собирая ум свой, чтоб, застигши вас в таком настроении, конец здешней жизни прямо перевел вас в блаженный рай на жизнь нескончаемую.

 

 

1) Воззовем, и Господь избавит нас от рабства греху и врагам. – 2) Но избавлен быв, держись; – иначе опять попадешь в рабство: чего чтобы не пострадать, страх Божий имей и любовь к Господу, поддерживая их созерцанием дивных дел божиих, творения, промышления и искупления. – 3) Если живо напечатлеешь, что пострадал Господь нас ради, то никакие прискорбности и лишения не поколеблют тебя и не отклонят от пути Божия. [31/, 25]

 

1) Еще и еще взыщем Бога, и жива будет душа наша (Ис. 68, 33). Прилежно воззовем к Нему, и Он призрит на нас, как на древнего Израиля, и услышит вопль и стенание душ наших скорбящих. И хотя Моисея не пошлет, но Сам Собою всеконечно измет нас из рук мысленного фараона и горькой работы страстям его. Пока мы состоим под греховным Египтом, дотоле неизбежно гонят нас и преследуют работные ему помыслы. Когда же призрит на терпение наше благий Бог знамениями и чудесами Своего в нас присутствия, тогда иными нашими десяточисленными язвами изводит нас в землю бесстрастия: и мы во вседовольном радовании поем Ему тогда победную песнь о своем освобождении.

2) Но ведайте и то, что иной опять предается врагам его, если вознерадит и не удержится твердо в первом благонастроении, господствовавшем в нем во время и после обращения: чего да не случится ни с кем из вас. – Начало и производитель внутреннего доброго изменения и твердости в нем есть вселение страха Божия в сердца, от познания и созерцания дивных дел и судеб Божиих, – именно того, как Он из несущих все привел в бытие, и притом единым словом, как свет устроил, как простер небо, яко свод, как собрал яко мех воды морския, по написанному (Пс. 32, 7), как разлил воздух для дыхания всего живущего, как солнце и луну, как два некие ока светлые, со множеством разнообразных звезд установил на тверди небесной, как извел из земли всякое древо плодовое, всякую траву и цвет, как повелел из земли явиться всем зверям, а из моря всем рыбам и птицам, как собственными руками сотворил праотца нашего Адама и поместил его в раю сладости, как определил восходить и заходить солнцу, – отчего у нас день и ночь, коими измеряется течение жизни нашей, – особенно от созерцания того, каково величие его и какова бездна премудрости Его! Его Единого да боимся и пред Ним Единым да трепещем. Но и возлюбим Его за то, что ради нас соделался Он человеком и во всем уподобился нам, кроме греха, за нас предан был и отведен в судилище, за нас потерпел заушение, оплевание, осмеяние, бичевание, наконец распятие и смерть. Все сие потерпел Он, как человек, но и воскрес, как Бог, победив душегубца диавола и спасши Свое любимое создание.

3) Кто после сего, помышляя, что Бог был поругаем, не приимет всякое поругание не только без смущения, но и с радостию? Кто, поминая, как поносим и оклеветаем был Господь, не стерпит охотно всякое злословие? Кто, видя Господа ударяемым в ланиту, не пожелает и сам с радостию потерпеть то же и, приняв удар в правую ланиту, не обратит для удара и левой? Кто, мысленно представляя Бога распинаемым, копием прободаемым, желчи и оцта вкушающим, не будет держать себя готовым на всякую смерть? – Ей, чада мои! Ей, молю вас, распнем себя миру и страстям, и если нужда будет належать, предадим себя и на биение, а если не то, перенесем кротко хоть раны, словами причиняемые, прободения от нареканий и напраслин и кровеизлияние от отсечения своих волей; и будем подобно Христу пострадавшими по человеколюбию Его. Возбудитесь все к неленостному исполнению послужений своих; окрылитесь к молитвам, воспламеняясь в них огнем Духа, с излиянием слез и со стенаниями смирения.

 

 

1) Помня, чем кончится жизнь наша, будем ревновать об угождении богу, подражая отцам нашим. – 2) хоть на деле сие мало в ком видно; но мы общим советом, при взаимном содействии, не отстанем от них, хоть не в полной мере. – 3) к чему, если хотите, нет непреодолимых препятствий, потому что зависит от нашего произволения. [31/, 28]

 

1) Познаем, чада, что есть жизнь наша, кому служим во плоти сей и к чему приводит таинство разрешения нашего с телом. Содержа же сие в уме, тщаливы будем в исполнении Заповедей Божиих и в содевании спасения своего неутомимы. Явим себя в роде сем беспечном ревнителями богоугодной жизни, как в древние времена отцы наши, кои цвели здесь, как крин сельный, и как рай богонасажденный, орошаемы будучи водами Духа, приносили плоды всяких добродетелей и друзьями Господними именоваться сподобились. Они угодили Богу, и чистыми пребывая в жизни и высокими питаясь созерцаниями, стяжали небо, и мудро пользуясь пришельствием своим на земле, с Ангелами составили единый хор и с Богом соводворились.

2) Кто ныне так шествует? Кто восходит на гору Господню, как написано? (Пс. 23, 3). Кто, взяв криле, яко голубине, летит Духом и почивает на горе совершенства? (Пс. 54, 7). Кто таков, что возсиявает во днех его правда? (Пс.71, 7). – Но мы, общим советом и общим взаимным увещанием, восприимем труд и не отстанем от них.

Не допустим, чтоб и нас называли родом строптивым и преогорчевающим (Пс. 77, 8), родом, который не управил сердце свое; но напротив, родом правых благословенным (Пс. 101, 2). Покажем в себе достойные воздаяния добродетели, пойдем святым путем отцов наших, по ступеням их будем шагать, стадии их течения измеривать и житие их исслеживать, делам их соревновать и образу действования их подражать, хотя мало некако и малоподобно, на столько однако ж, сколько достаточно ученику являть опыты подражания учителю своему. Они живописцы богоподобного образа, художники добродетелей, мы же хотя тень их отобразим; они странники, станем странниками и мы; отечество их небо, – да будет и нашим отечеством Вышний Иерусалим; стяжания их – заповеди Господни, то же взыщем и мы; не связаны они были любовию к плоти и крови (родственною), не услаждались сластями века сего, того же пожелаем и мы. Они постарались и стали таковыми, употребим труд, и мы сделаемся такими же; чтобы, как в древние времена о том или другом разглашалось всюду по причине дивной их жизни и до нас дошло, возбуждая нас на то же, так и наше имя стало известно последующим родам для порождения благого соревнования. А этого что блаженнее и что утешительнее?

3) И если хотите, никакого нет препятствия к тому. Тогдашний Бог и ныне Тойжде есть: и Евангелие не устарело, и заповеди не изменились, и время не переделалось. Промышлявший тогда и ныне печется о всех. Ночь и день, сеятва и жатва не те же ли и ныне? – Сей ог наш неизменный и непреложный, всегда такожде сый, как от начала, так и ныне хранит создание Свое, теми же лучами любви осиявая всех людей и не хотя смерти грешника вовеки. – Не одинаковость же и изменчивость имеют причиною наше произволение; т. е. от нас зависит, – и это как в добрую сторону, так и не в добрую. Потому что препятствует и нам, ревностию к подражанию отцам возревновав, восприять их подвиги и просиять их жизнию? Можно и нам, общежительно живущим, возблистать сим образом, если вместе с другими и мы явим жизнь нашу одинаковою с жизнию отцов. И будет сие, если паче всего понудим себя всяким хранением блюсти свои сердца от малейшего уклонения от заповедей Господних.

 

 

1) вы, как сад добрый, произращаете разные плоды добродетелей: смотрите же, не дайте себе завянуть. – Теперь дни святые (пост), и все способствует к оживлению вашему духовному: и воздержание, и службы, и чтения, и соревнование. – 3) Пользуйтесь всем; паче же мирны будьте.[31/, 29]

 

1) Для доброй земли весьма полезно благовременное орошение дождем, способствуя ей принести обильные плоды, потребные для питания живых тварей. Когда бы и наши недельные поучения, из смиренных уст моих исходящие, так же были полезны для умножения и возращения хранящих честные души ваши добродетелей, как там дождь для произращения питательных плодов. Вы и в самом деле кажетесь мне похожими на рай, исполненный разнообразными произрастениями: один услаждает меня смирением и послушанием, другой питает меня прилежанием к делам своим; тот облагоухавает благоговейным нравом, этот восхищает высокими добродетелями, как кипарис, горе в высоту поднимая ветви свои; словом, каждый из вас отличается какою‑либо добродетелию, производя и соответственные ей дела. Смотрите же, чада, никто не оставайся ничего не произращающим, не давай себе заглохнуть от жжения похоти, не будь и бесплодным от гордости, съедающей всякий плод. Возревнуем и, друг друга согревая, единодушно устроим себе столп от земли до неба или стяжем небодосягающую добродетель.

2) Теперь дни святые, – и вы освящаетесь; пост и малоястие, – и вы очищаетесь и в душах и телесах; псалмопения стройные и чтения, – и вы бываете лирою благозвучною, ударяемою Духом; собираетесь скоро на службы, – и хор ангельский составляете; любовию объемлетесь, вон извергая зависть, и единым желанием движетесь всем совокупно записанными быть на небесах; не воюя друг с другом и искренно мирствуя между собою, вы подражаете единомыслию бесплотных; об одном у вас забота и в одном боретесь с другими, чтоб наилучше исполнить повеленное, – и есте потому сыны послушания; не стяжанием вещественного добра богатитесь, все имея и ничего не имея, как владыки мира и Царствия Небесного наследники.

3) Главное же то, что делами являете верность пророческого приговора: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Почему я называю вас и миром благовонным, сходящим на браду Аароню, и росою Аермонскою, сходящею на горы Сионския (Пс. 132, 1, 2, 3). Видите, какими именами украшаетесь и какими похвалами увенчаваетесь. Смотрите же, покажите, что не чужие имена носите и жительствуете не недостойно похвал. И ныне получаете это от меня на словах, а тогда, – в будущем веке, – получите делом праведное воздаяние от праведного Судии и всещедрого Воздаятеля.

 

 

1) Именоваться вам должно по имени духовных отцов ваших и жить в едином духе иноческом по установленным правилам. – 2) Помните обеты при постриге; и будьте таковы и внешне и внутренно: и это единое да будет отличием вашим от мирян. – 3) За сие Бог упокоит вас в Своих селениях дивных. [31/, 30]

 

1) Оставив родителей, братьев, родных и весь мир, пришли вы сюда и соделались мне духовно чадами, преображая себя по богоугодной жизни. Почему не следует уже называться и вам по имени того‑то и того‑то, родившего вас телесно, но по имени духовных отцов и праотцов наших, показывая тем, что вы совсем отделились от естества и иное приняли рождение – духовное, – по произволению. Потому здесь никто своей воли по своему мудрованию не имеет, но обще все мы едино мудрствуем, все единодушно к Богу устремляясь.

И исполняется ныне и в нас повествуемое в Деяниях, что народу веровавшу бе сердце и душа едина: и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян. 4, 32). Понятно для вас, что слышите? – Испытайте же себя, тверды ли вы и непоступны (1 Кор. 15, 58). Говорю это затем, чтоб внушить, что вам и мысли не следует допускать об отступлении в чем‑либо от порядков иноческих: это вражеское нашептывание. Напомню вам и еще одно: аще и подвизается кто, не венчается, аще незаконно подвизатися будет (2 Тим. 2, 5). И монах не достигнет совершенства и венца не получит, если будет поднимать подвиги не по установленным правилам.

2) Вы знаете и слышали часто, как оглашаются братия, приемлющие схиму. Смысл всего таков, что тут обет дается и завет полагается между Богом и человеком – алкать, жаждать, наготствовать, терпеть напраслины, поношения и оскорбления, а если потребуется, то и кровь пролить за Христа. Потому не чуждитесь, когда придется потерпеть что подобное, потому что подвергаетесь лишь тому, что терпеть обет дали. Разве детская шутка было то, что тогда говорилось? Да не будет. То священные слова, коим Бог свидетель и избранные Его Ангелы. Напротив, встречая то, радоваться должны мы, что представился случай исполнить частичку обещанного. Как для внешних красны похвалы, удовольствия и довольство: так для нас желательно и радостно противное тому. Это и схима нам показывает. Они о мирском радуются, а мы о Божеском; они о плотском, а мы о духовном; они о наслаждениях, а мы о воздержании. Что разделяет и отличает нас от них? Ужели вы думаете, что черная ряса и длинная борода делают монахом? – Никак. – Но вот кто есть настоящий монах, – тот, у кого со внешним видом согласуется внутреннее настроение и расположение, так что может говорить: я есть именно это, и не изменяюсь. Ей, ей, прошу вас, так мудрствуйте, – и восприимите воздержание, безмолвие, стихословие, взаимно друг друга почитание, исповедание, трудолюбие и всякое другое похвальное качество. Таковые черты умножим в себе, – и будет, что принесем добрые плоды. Всякий соревнуй брату в добром и подражай ему без зависти. И – живу Аз, – говорит Господь, – что прославляющих Меня прославлю, – и уготовлю им место упокоения, страну живых, место селения дивна (Пс. 41, 5). Буди вам услышать сие и увидеть свет мира, – и узреть Солнце Правды, и насладиться неизреченною радостию Его: ибо Он весь есть сладость и желание.

Помолимся же молитвою, и ревность к ревности приложим, да достигнем дня оного светлого на радость. Блаженна душа, стяжавшая Господа добрым житием своим и благоволительного благодетеля в Нем возымевшая, ибо Он примет и ее в вечные обители.

 

 

1) Поучения говорят о главнейшем деле – спасении души; потому слушать их должно со всем вниманием и желанием. – 2) Иначе внушения их не подействуют на душу; а если и подействуют, то на короткое время; потом совсем улетучиваются. – 3) Будем же и слушать, и хранить, и исполнять; и пожнем благие плоды и здесь и паче в будущем веке. [31/, 32]

 

1) Слово Божие проповедуемое, если войдет в душу трезвенствующую и бодренно заботящуюся о спасении, тотчас согревает ее и возбуждает к большему и совершеннейшему тщанию об исполнении заповедей; если же войдет в душу, как у меня, спящую, беспечно в зле пребывающую, то остается бесплодным, бездейственно в воздухе разливающимся. Почему, прошу вас, не смотрите на меня ничтожного, но на досточестность поучения церковного, потому что оно предлагает общеполезные напоминания не о чем‑либо малом, но о главнейшем деле, – деле нашего спасения. Как спастися нам? Как идти путем Божиим? Как избежать сетей вражиих? Как очистить себя от страстей? Как преуспеть в добродетелях, чтобы чрез то востещи на верх совершенства? Какие и сколькие добрые дела должно сделать, чтобы улучить Царствие Небесное? Такие содержа предметы, поучение наше должно быть желательно для вас и чтимо вами.

2) К тому же, и так относясь к нему, едва возможете вы как‑нибудь найти в таких беседах наших искомую пользу и получить ее. Ибо есть супостат, противодействующий нам во всем и отвлекающий нас от должного, если не к добру прислушиваемся к его худым внушениям. От сего бывает, что поползновенное на недолжное естество наше не сохраняет поучений в одинаком к ним расположении или дорожении ими. Но выслушав какое‑либо назидательное сказание или размышление об исходе отсюда вратами смерти в другую жизнь, или о предстании на суд, или о выслушании окончательного решения участи на вечные веки, как воздаяния за всю жизнь, тотчас приходит в сокрушение, воздыхает, плачет и стенает, а потом, лишь пройдет немного времени, как опять все забыто, и оно вместо сокрушения является ожестелым, вместо пролития слез предается смеху, вместо стенания рассеивается, вращая лицом и очами туда и сюда. И остается только взывать с Апостолом: окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 24).

3) О, не так, братия мои, не так. Но и слушать будем, и сокрушаться, и устремляться на лучшее, и огнь к огню прилагая, воспламенять души свои любовию к Богу и друг к другу, взаимно друг друга возбуждая и поощряя к послушанию, смирению, трудолюбию и ко всякому другому доброму деланию ангельского нашего жительства. Теперь мы только сеем и вследствие того трудимся, утомляемся и плачем; но спустя немного станем радоваться, потому что с радостию пожнем посеянное со слезами и сцарствовати начнем Владыке всяческих и Богу, если только усердно спостраждем в нашем самоотверженном послушничестве. – Почему я не престану взывать к вам: будем подвизаться, пока есть время, потрудимся еще немного, потерпим елико‑елико, пока прейдет эта сну подобная жизнь. И я дерзаю уверить вас именем Бога, что вы увенчаны будете, вступите в хоры небожителей и там начнете веселиться и радоваться в бесконечные веки.

 

 

1) Во время войны воины покоя не имеют, воюя; и успокоиваются, когда уже домой воротятся. и у нас война духовная, война на всю жизнь: покой от нее в другой жизни. – 2) Будем же воевать бодренно, ни в чем не уступая врагу и не боясь его призрачных страхований. [31/, 33]

 

1) Для воюющих во все время, как ведется война, никакого почти не бывает отдыха, кроме схваток с врагами больших и малых: они то орудия приготовляют к делу, то сторожевые посты отбывают, то на разведки отправляются, а между тем мало спят, мало едят, всегда наготове, всегда под страхом внезапного нападения. Когда же, по окончании войны, воротятся восвояси, тогда только настанет для них время покоя, мира и радости, тогда и награды им за воинские доблести и дары царские раздаются.

То же самое и у нас видеть можно: ибо разве мы не состоим в постоянной войне и не держим воинских порядков? – Ей, говорю вам, и еще паче, чем те; ибо у нас все особенное: и оружия особенные, – не плотская, но сильна Богом, на разорение твердем (2 Кор. 10, 4); и враг особый – падший дух – диавол, коего воинство составляют все отпадшие вместе с ним и чрез него и с неба низверженные силы. Итак, не время покоя и беззаботной беспечности настоящее время наше, но время борьбы. Надлежит потому нам оградить себя всеоружием мысленным и, восприяв меч духовный, вести бой. Когда потом пройдет определенное время борения, более или менее успешного, тогда Подвигоположник наш и Бог полагает конец брани и воззывает нас из здешнего странствия и пришельствия в истинное наше местопребывание и отечество. О сем Закон, о сем пророки, апостолы и учители пишут и сие описывают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.