Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святитель Макарий Коринфский 30 страница




3) Вот что есть обновление! Что же ветхость? – Сласть греховная, коею быв уловлен праотец наш Адам, сделался изгнанником из Рая и подпал под иго настоящей многоплачевной жизни нашей, – зависть, коею возгордевшись, Каин убил брата своего Авеля, за предпочтение даров его, после чего стенящим и трясущимся был он всю жизнь свою. От сих двух страстей неисчетное число зол вошло в мир: отсюда потоп, истребивший все живое на земле; отсюда горькая участь Содома и Гоморры, огнем и жупелом (серою) в пепел обращенных в показание нечестия их. Видите, что наделал грех и похоть очес с гордостию житейскою?

4) Но как сказано уже, милостию Божиею мы воззваны, улучили свободу, востекли к всыновлению. Будем же стоять в свободе, к коей освободил нас Христос, и в славе, коею Он прославил нас, сохраним себя, от всего суетного отвращаясь и все ради Христа ни во что вменяя, – бесчестие почитая честию, скорбь радостию, раны наслаждением, гонение блаженством, смерть жизнию, как почитали и ныне поминаемые святые отцы наши и братия, коих имена в книге живых. Так жительствуя, и мы здесь явимся, яко светила в мире слово животное придержаще (Флп. 2, 15), в будущем же веке Царствия Божия наследниками быть сподобимся.

 

 

1) Указав, как обозрение житий святых отцов оживляет в нас все доброе и отревает от всего недоброго, – 2) приглашает подражать им всякого по роду послушания своего, – 3) да не будет у нас непослушания, лености и ропотливости. [4, 41]

 

1) В дни сии, когда прочитываются жития святых отцов наших, какую великую почерпаем мы от того пользу и какого радования причастны бываем, и сказать нельзя. Ибо что, скажи мне, сладчае, как обозревать бессмертные их деяния, чудеса и победы над бесами! Мне кажется, что даже камни чувствуют эту пользу, а не только разумный человек. От этого просвещается ум человека, отлагая омрачительное мудрование плоти; от этого душа умиляется, воспаряя к Божественной любви. Истиннейше можно сказать, что это (т. е. собор святых) Божий рай Едемский, не вещественными растениями, а духовными разнообразными плодами наполненный и красящийся, где благоухает дыхание жизни, где змий не уязвляет, а язвы получает, не изгоняет, а изгнан бывает, как и подобает. И если Царствие Божие внутри нас есть, то не погрешит, думаю, кто назовет Царством Небесным святых, на коих почив, Всеблагий Бог, как какой царь щедролюбивый, раздает дары рабам Своим. Что мне после сего царства земные? Что суетная славишка и чрево, обреченное на упразднение? Что злато и сребро, и светлые одеяния, и всякая другая суетность? – И сравнения никакого не стоит все сие, как сопоставление света со тьмою, жизни со смертию, истины со сном.

2) Если же все сие так есть, будем радоваться радостию неизглаголанною и прославленною (1 Пет. 1, 8), что улучили лучшую часть и что стали принадлежать к роду избранному, сияющему небесным благородством; и не только радоваться будем сему, но и поревнуем подражать их добродетелям, насколько сил достанет, чтоб явно было, что не пустое имя носим, образ только благочестия имея, силы же его отвергаяся (2 Тим. 3, 5). Как в аптеку приходя, всякий по своей болезни избирает врачевство; таким же образом и мы, желая добре подражать святым, будем избирать примеры, какие каждому сродны по его жизни, и таким образом почерпать из их жития пользу себе. Я недостойный буду смотреть на достойно пастырствовавших; эконом – на верно и разумно экономствовавших; келарь – на рассудительно и добросовестно келарствовавших. То же самое пусть думает канонарх, гостинник, повар, трапезарь и все прочие, к какому бы послушанию кто ни был приставлен. Примеры добрые на всех найдутся, если захотим видеть их и подражать им.

3) Да не будет же ни у кого никакого непослушания. Как только позван, тотчас являйся. А говорить: немного подожди – и явлюсь, особенно эконому, небезгрешное и не недостойное осуждения дело. Никто также не отказывайся от своего послушания, но благопокорно исполняй его, хоть бы смерть: это будет настоящее монашеское совершенство. И ропотлив никто не будь, осуждая наше место, яко не имеющее того и этого. Таковой повинен суду возроптавших в пустыне, коих пагуба изумительна (Чис. гл. 16‑я). – Но кто это такие? – Невежды, нетерпеливые, младенцы умом, – недостойные даже того, чтоб дышать воздухом, а не только получить столько утешений. – Впрочем, Всеблагой Бог наш неразумных да вразумит, разумных да умудрит паче и всех да спасет в Царствии Своем, во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

 

1) Все желаемое по духу мира непрочно; одна добродетель вечно блаженна. – 2) Она ублажается даже и здесь, как видим из каждодневного воспоминания в церкви святых. – 3) Что ж будет там? Там святые будут, как солнце, и будут со Христом. – 4) Сего сподобиться поревнуем, как и избежать противоположного сему. [4, 42]

 

1) Из людей одни ублажают богатство, другие – власть, те – успехи, эти – наслаждения. Но из этого ничто не достойно ублажения, потому что ничто не пребывает навсегда, но гибнет вместе с настоящим веком. Но и здесь это многих не долго утешает; но лишь показывается и тотчас исчезает, как сон. Одна добродетель достойна ублажения, как вечно пребывающее обладание, соделовающее обладателей своих блаженными. – Вспомним, сколько от века было властителей и утешников, – и ни единого из них память не есть с похвалою; а добродетельных слава неугасима.

2) И это видно из того, что мы делаем. Вчера мы ублажали святого Златоуста, ныне ублажаем приснопамятного Ефрема, завтра будем ублажать другого святого. Таким образом они, как светила, в продолжение года один за другим воссиявают на тверди Церкви, в памятях о них отверзают уста наши к прославлению их и освещают наши по Богу стопы. Верно потому священное слово: ихже предуведе, тех и предустави, сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва; а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8, 29, 30). Что скажем на это? Мы разве не причастны такого звания и славы? Конечно причастны. И нам смиренным не чужды и жизнь крестоносная, и цена блаженства; так как мы до нынешнего часа терпим гонение, кроме предшествовавших подвигов доброго исповедания. И о, коль дивна сила добродетели! И что дарует она тем, кои строго держатся ее!

3) Но это здесь; что же в будущем веке? О, кто может изобразить оное блаженство и славу оную! Господь так говорит о сем: тогда праведницы просветятся, яко солнце (Мф. 13, 43). Как Он Сам есть Солнце Правды, то обетовал, что и праведники, как сообразные с Ним, возблистают солнцевидно, как утверждает Апостол: понеже с Ним страждем, то с Ним и прославимся (Рим. 8, 17). И как вымолил у Отца Сам Господь: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (Ин. 17, 24). Видите, куда мы отыдем? – Идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1), где радость и веселие, где хоростояние Ангелов и Церковь первородных на небесех написанных, – где одного с нами чина сущие братия и отцы, туда отыдем мы спустя немного, и там начнем веселиться с Тем, Кто владычеством Своим владычествует над веком, как поет блаженный Давид (Пс. 65, 7), – не над веком в тысячу или десять тысяч лет, но над веком нестареющимся и конца не имеющим.

4) И к сим кто доволен? – Тот, кто столько ревностен, что весь день и всяк час трезвится и бодрствует, чтоб не воздремать душою: ибо, при таком дремании, страсти, как звери, нападают на нас и овладевают душою. Пока же мы пребываем на страже и бдим над собою, дотоле не окрадет хищник, не похитит змий. – Итак, бдеть надобно и обозревать умом сказанное пред сим, равно как и противоположное сему, – муки, кои угрожают противящимся воле Божией: огнь неугасимый, тьму кромешнюю, червя неусыпающего и все другие; чтобы, бывая исполнены и объяты такими помышлениями, могли мы миновать сети вражеские и безукоризненными прейти отсюда и улучить Царство Небесное.

 

 

1) Много благодеяний от Господа было нам при переходе из пустыни сюда: благодарить должны не словами только, но и делом. – 2) Что же воздадим? – Будем жить во славу Божию, – будем благоуханием Христовым, взыдем на гору, да видят. – 3) Для сего оставим дольнее и горним благоукрасимся. – 4) Что не далеко от нас; ибо в нас есть. [4, 43]

 

1) Всегда наслаждаясь благодеяниями Божиими, всегда и благодарить Его должны мы от сердца теплого в молитве напряженной.

Ибо посмотрите, какое и ныне благодеяние! Когда вынуждены были мы убежать, боясь агарян, не препитал ли Он нас, как в пустыне, в том месте, куда мы были отброшены; и это в продолжение многих дней? Не отверз ли Он нам потом дверь упокоения здесь, где и храм прекрасный, и обиталища благоприличны; тот же, кто приял нас – единодушный наш брат? – Сколь велико попечение о нас Божие! Что бы надлежало сделать, и Он не сделал? – В продолжение самого бегства нашего доставил Он нам хлеба, вина, рыбы и прочего потребного, сколько требовалось, и даже более, чем требовалось, так что изумлялись видящие то. За все такое не просто благодарить, но и души свои до крови положить долженствуем мы бедные. Почему прошу, возжжем в себе любовь к Нему крепчайшую, прилепимся к Нему всецело и воздадим любезнейшее Ему воздаяние.

2) Какое же воздадим Ему воздаяние? – Будем жить и здесь во славу поклоняемого имени Его, чтоб и на нас исполнилось сказанное Им: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16). Негде говорит и Апостол: Богу благодарение всегда победители нас творящему о ХристеИисусе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих. (2 Кор. 14, 15). Видишь, что добродетельный есть благоухание Христово, где бы он ни жил? Добродетель и по естеству своему не такова, чтоб укрываться; но проходящий ее всем делается явен: так как и написано: не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5, 14). Град есть душа человеческая, гора – высота добродетелей, на которую востекшие сияют, яко светила в мире, слово животно придержаще в похвалу себе самим в день Христов (Флп. 2, 15). Взойдем же, братие, и мы на святую гору сию.

3) Но взойти туда мы не можем, если наперед не оставим дольнего, – т. е. пожеланий плоти и помышлений и погибельные удовольствия здешней жизни, от коих удаление есть восхождение к добродетели. Итак, да очистится сердце от скверных помышлений, да уцеломудрится око смотреть право, да затворится ухо от слышания злого, – да запретится языку говорить суетное, да удерживается рука от прикосновений неподобающих, да направится нога на путь мирен, все члены да обучаются соответственному добру и да освящаются благообразием Христовым. Царь земной благосклонно приветствует того, кто прекрасен и украшен телесно; Царь же Небесный благоволит к тому, кто благоукрашен в духе, хотя по‑видимости он нищ, слеп, хром и другие имеет видимые недостатки, почитающиеся у людей презренными. В сем разуме неблагородные бывают благородны, бесславные славны, нищие богаты; по сей же причине блаженные апостолы из рыбарей явились лицами начальственными по всей земле; отсюда св. Антоний, не проходивши наук, был премудрее мудрецов; отсюда, – заимствую пример ближе к нам, – наш Фаддей, скиф и раб, как знаете, востек на высоту исповедания Христа и славным сделался в мире.

4) И о, неизреченное к нам человеколюбие благого Бога нашего! Какой удобный даровал Он нам вход к Себе! Ибо для сего не требуется ни посредник, ни деньги, ни ожидание благоприятного какого‑либо случая; но только восхотеть надобно, – и все сделано. – Итак желаешь ли быть великим на небесах? Избери здесь быть последним. Желаешь ли сыном Божиим нарещися? Умиротвори душу от страстей. Желаешь ли очами Божиими быть зримым? Емлись за правду. – Но к сим кто доволен? – Охотно приемлющий учение, любящий делать правду, стремящийся обогатиться небесными благами. – Но буди и нам, исполняя в таком настроении животворные заповеди, улучить Царствие Небесное со всеми святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

 

1) Всякий исполняй свое послушание всеусердно, как пред Богом. – 2) Я свое, вы свое: и будем друг другу удове, общее устрояя благобытие. [4, 44]

 

1) Как исполняющие послушание, так и распоряжающиеся послушаниями должны со всем вниманием и усердием, – подвижнически, – исправлять свое дело, – и эконом и подэконом, и келарь, и повар, и трапезарь, и всякий другое какое делающий дело, – чтобы не подпасть грозной клятве, гласящей: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10); а напротив, чтоб наипаче достойными соделаться благоволения Господа, Который сказал: кто есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим? Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (Мф. 24, 45–47). Видишь, какую и коликую честь дает Он добре служащему? Явно же, что недобре служащему противоположный сему выпадает жребий. Почему прошу вас, исполняй каждый добросовестно вверенное ему послушание, и тем прославляй Бога и стяжевай свое спасение. Эконом экономски удовлетворяй телесные потребы, давая каждому подобающее не по лицеприятию и не по пристрастию делая что‑либо, но все по благорасположению и братской любви. Келарь, смотри, как удовлять братство пищею, делая свое дело искренно с одним желанием упокоить их, и в келарне ничего не держа попорченного. Повар, блюди совесть в варении пищи и в приправе ее, как бы Самому Богу принося служение свое. Трапезарь, содержи чистою трапезу и все потребные в ней сосуды, служа братиям, как Господу. Так же пусть действуют и другие в своих им послушаниях.

2) Говорю же сие не затем, чтобы одних из вас восстановить против других, но чтоб каждый, в чем призван, тем и старался удовлетворить своему долгу служить другим, имея пред умными очами своими Бога, от Коего и мздовоздаяние все ожидать надлежит. – И мне, смиренному, разве не вверено свое домостроение? – Да, и еще самое большое. – Итак, как на мне лежит пещись и бдеть о душах ваших, умолять и вразумлять каждого, и наедине и обще со всеми возвещать вам правду Божию и грядущий меч: так и вам без лености следует исполнять свои послушания. – И будем таким образом одно тело и один дух, как и призваны в едином уповании звания нашего – друг друга любя, как члены одни относительно других, друг друга терпя, друг о друге заботясь, друг друга тяготы нося; чтоб во время исхода поздно не пожалеть о напрасно потраченном времени в нерадении; но да будем всегда добре приготовлены к сему исходу и искренно благонадежны, прешедши отселе с доброю совестию, улучить Царствие Небесное.

 

 

1) Подрались: обличает. – 2) Указывает причину в гордости, которая наперед научает: тронь‑ка; я ему, – а потом и делом то являет. – 3) Средство против сего – укоренять в сердце благие преднамерения. [4, 45]

 

1) Не надолго я отлучался от вас; но воротившись, нашел среди вас бесчиние, о котором нахожу нужным объявить всем, и такое бесчиние, что некие, руки простерши, схватили друг друга неистово, с гневом и криком. – Что касается до одного из них, это не совсем странно, потому что он еще мирянин и не принят в число братства; что же касается до другого, то это крайне странно, потому что он сделал это, будучи уже монахом, который должен быть распявшимся миру и плоть иметь пригвожденною ко кресту. Как же это ты, брат, сошел со креста, как, освободясь от гвоздей, возложил руки свои по‑иудейски на Христа Иисуса: ибо Он Сам сказал: сотворивший единому сих братий Моих меньших Мне сотвори (Мф. 25, 40). И ты не убоялся от лица сказавшего сие? Не устыдился Ангела, хранителя жизни твоей? Не устрашился смотрящих на тебя братий и сторонних лиц? Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваши, и прославят Отца вашего, Иже на небесех, заповедал Господь (Мф. 5, 16). Тебя же твое худое дело таким напротив покрыло мраком, что тобою имя Божие похулилось. Увы мне грешному! На какую высоту жизни позваны мы, и куда низверглись, срамничая подобно злонравным мирянам. Ты говоришь, что тот начал брань; но разве ты не слыхал, как кротко Господь сказал слуге, ударившему Его в ланиту: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши? (Ин. 18, 23). И опять на Кресте: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят? (Лк. 23, 34). Ведая сие, тебе должно было и, когда укоряют, благословлять, и, когда бьют, молиться о них и, когда хулят, молчать (1 Кор. 4, 12, 13). Ты же, не подражая благому, чьим подражателем сделался? Смотри, какова заповедь, заповеданная апостолом: всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич и хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4, 31); а вы дошли до рукопашной, дрались за волосы, друг друга душили? – Так презрен Закон Божий. Всуе ковач сребро кует, говоря пророческим словом (Иер. 6, 29). Напрасно и я, смиренный, тружусь до утомления. Впрочем и при этом я не перестану делать свое дело, тем паче, что иной раз имею много внимательных слушателей.

2) Но где же причина такого бесчестия? Ибо должно не обличить только грех, но указать и врачевство. Злая совесть изобрела эту злую новость, гордостное о себе мудрование, злого сердца замысл. «Если он мне скажет то‑то, говорит в сердце своем задорный, я отвечу ему вот что; если он меня хватит так‑то, я отплачу ему тем же». – Потом когда случится раздражение по какому‑либо поводу, тогда, что гадали в сокровенности, выносим мы и наружу. Ибо неложен Рекший: от избытка сердца уста глаголют. Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая (Мф. 12, 34, 35).

3) Сделаем же сердце наше сокровищем благих преднамерений. И тогда не только не изнесем мы ничего лукавого и не станем драться; но и если кто ударит вас в десную ланиту, мы обратим к нему и другую (Мф. 5, 39), и что бы другое ни случилось, поступим по Евангельской заповеди. – И вскую умираете, доме Израилев? (Иез. 33, 11). Прилично здесь сказать и нам. Вскую день изо дня попусту и всуе иждиваем жизнь свою, в яствах и винопитиях знатоками являясь, а в деланиях Заповедей Божиих бывая невеждами? Не лучше ли будет укрепиться нам в себе чтоб вперед: не огорчаться, не серчать, не яриться и не кричать, от чего, как некие стрелы, вырываются оскорбительные слова, а то и этого еще что‑нибудь худшее. – Се завещаваю вам пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти вам заповедь нескверну и незазорну (1 Тим. 6, 13, 14), чтоб не принудить меня подвергнуть вас тягчайшим епитимиям, но чтоб паче действуя всегда и во всем благообразно и по чину, и меня грешного успокоить, и Богу благоугодить, и вечных благ сподобиться.

 

 

1) Еще обличает подравшихся; и – 2) приглашает всех к миру, заимствуя побуждение к тому из св. причащения. – 3) к сему незаметно прицепляет слово о девстве, которое хвалит, и – 4) для коего средством ставит раскаяние в огне страха божия и закаление в слезах. [4, 46]

 

1) Ни я не должен чувствовать насыщения спасительным беседованием, ни вы – душеполезным слушанием. Но оба мы того и другого должны иметь ненасытимое вожделение, как жаждущие почерпнуть воды. И это есть признак преуспеяния, условие и действо спасения. Ибо слова путеводят к делам – добрые к добрым и противные тому к противным. Поелику же мы желаем делать доброе, то должны пользоваться добрыми поучениями и благими собеседованиями, чтоб не погрешить в должном. Сему самому научая, Апостол вот что говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления. И далее: всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возмется от вас, со всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4, 29–32). Видите, что заповедует Он? Какова точность в определении заповеди? – Вот что у него говорится еще строже в другом месте: иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), т. е. как бы неподвижными пребывают к греховному действованию. Если же это так, то рассуди, какого осуждения достойны подравшиеся наши? Они не только побранились, но и руки возложили друг на друга. И ты, мирянин еще, только причисленный к нам, простираешь руки на монашествующего? – А ты, монах, дерзаешь палкою бить приготовляемого к обетам послушания? – Нет; ты уже не монах, а мономах (единоборец), не аскет, а разбойник, не сын мира, а чадо гнева. Не от бранных ли слов пошли удары, за ударами же не следуют ли иной раз смертоубийства? – Почему поступившие так подвержены будут подобающей епитимии, чтоб не дошли до чего худшего.

2) Вы же, возлюбленные, как ученики кроткого и миротворного Владыки, кротко и мирно между собою живите, – мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14). Устыждайтесь Владычнего Тела и Крови, коих причащаться сподобляемся. Душа, приемлющая Пречистые Дары, не должна допускать в себе смятения, неистовства и неуместных пожеланий. Уста, черплющие из бессмертного источника, не должны произносить нечистых смрадных слов. Очи, освященные Честною Кровию, не должны смотреть зверски и позволять печатлеться в себе блудническим видам. Рука, принимавшая божественное сокровище, не должна касаться ничего неподобающего.

3) Но и все члены, как уды Христовы, должны быть содержимы и блюдомы в чистоте. Конечно, и всякая добродетель велика и вожделенна, но не столько, сколько девство. Девство первейше воссияло в раю, прежде чем змий обманул прародителей своими софизмами; девство сподобилось быть Материю Христа; девство людей соделовает ангелами; девство возводит мир к нетлению.

4) При сем спросит кто, как же нам стяжать его? – Как иначе, как не бесчисленными трудами и потами? – Ибо где предлежит великое дело, там должно быть и тщание велико, и труды немалы. Как меч острый добре рубит нападающих, так и душа, в страхе Божием, как в огне выкованная и в слезной воде закаленная, должна рубить демонские помыслы, ловя их, как добычу. Если затупится, опять надо оттачивать ее, чтоб побивала не тысячами, а тьмами, как поется о Давиде; потому что много борющих нас с высоты (Пс. 55, 3), и бесчисленны духи злобы, против нас воинствующие, сопротивление коим до конца показывает истинного воина Христова и соделовает его венценосцем.

Буди же милостию Божиею согрешившим прощение, вам же, добре текущим, усиление рвения, чтоб еще и еще совершать всякую Заповедь Божию и за то улучить Царствие Небесное.

 

 

1) Ревностный не от дел только худых воздерживается, но и от помыслов: чрез что стяжевает мир Божий, в коем упоевается божественными созерцаниями. – 2) будем же внимать себе и не дадим помыслам замедлять в душе, – особенно блудным и гневливым. [4, 47]

 

1) Нерадивые и обеспечившиеся почитают грехом самым делом совершать беззакония, как то: прелюбодеяние, блуд, студодеяние, нечистоту и всякое другое дело злое, против которых и закон тяжел. Но ревностный и желающий во всей точности сообразоваться с заповедями не считает неповинными и неподобных мечтаний мысленных, от коих происходят в теле непотребные движения, и всячески старается и это все уничтожить в себе, и пребывать в покое от пагубных страстей: что и есть мир иметь к Богу чрез Господа нашего Иисуса Христа, как говорит Апостол (Рим. 5, 1), в коем установившись, душа радуется радостию великою и услаждается сладостию ненасытимою, любя входить в помышления о Боге и углубляться в созерцания неизреченных Его величий до забвения себя самой. Когда же случится ей выйти из такого состояния и быть тронутой бессловесными похотениями; тогда она возмущается и волнуется, как корабль бедствующий от взволновавшегося моря; и если Господь не придет на помощь, бывает в опасности потерпеть и кораблекрушение.

2) Посему внимать надлежит, не позволяя порочным помыслам замедлять в нас, но тотчас с корнем исторгая их. Ибо если змий найдет место проникнуть внутрь и мало‑помалу протесниться туда, то уже не отстанет, пока не породит смерти. Почему Писание говорит, что змий будет блюсти пяту человека, т. е. конец действия, а человек будет блюсти главу змия, т. е. первое ввержение в душу помысла греховного (Быт. 3, 15). Будем же стоять доблестно против приражения помыслов, уничтожая их прежде возгорения от них похоти и тем пресекая сланое море греха, чтоб и нам можно было говорить с св. Давидом: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (65,12). – Впрочем, не эта одна страсть (т. е. похоть) возмущает и изменяет душу; но и еще более гнев; ибо говорится: смятеся от ярости око мое (Пс. 6, 8), еще: ярость их по подобию змиину (Пс. 57, 5); и еще: ярость в недре безумных почиет (Еккл. 7, 10); наконец: устремление ярости падение ему (Сир. 1, 22). От чего же рождается такая страсть? От горделивого о себе и презрительного о других мудрования, мнящее себе быти нечто (Гал. 6, 3), высящееся над низшим. Поелику смиренный сердцем, подражая Господу, кроток есть и тих, неспорлив и некриклив; и если случится, то скорее терпит обиду, чем причиняет, – принимает удар, но не воздает ударом.

 

 

1) Послушания связаны одно с другим; почему надо друг другу помогать и всегда, не отрицаясь и не медля, слушаться распорядителей послушаниями. – 2) Не поддавайтесь возмутительным помыслам: ибо они от лукавого. – 3) Для сего восприимите терпение, во всем потребное. [4, 48]

 

1) О чем ныне поговорить? Поговорю о внешнем образе нашей жизни, или жизни по уставу: ибо хотя мы в изгнании, но живем, как в киновии, не один или два, а многие вместе. И хотя довольства киновийного не имеем, но необходимое достаем, хотя с трудом, – и не только для себя, но и для других. Ибо непрестанно заходят к нам братия и отцы, а также странники и бедные. Всех принять и удовлить немалого требует духа и немалого труда. Почему эконому надлежит быть рассудительну и бдительну, как приставнику Божию. Но это ни к чему не послужит, если эконом не будет иметь согласного с ним и подобно ему бдительного подэконома. Но и подэконом также ни в чем не успеет, если не будет иметь келаря, во всем ему последующего. Но и у келаря дело не будет идти, как бы желалось, если не будет иметь хорошего помощника в поваре. Но и у повара, а за ним у прочих, за сими прочими у всех остальных дело не будет спориться, если каждый из них не будет иметь в других сотрудников себе. Как в едином теле много членов; все же члены пекутся друг о друге, так что если страждет один член, с ним страждут все члены, и если славится один член, в ним радуются все члены: так и в братстве, если не будет соблюдаться такой же порядок, то в нем не будет общежития, не будет мира и единомыслия, но будут партии, разделения и разложения. – Если же это так есть, то как смеет кто делать что‑либо по своему частному желанию или, когда уже ободнялось, заниматься своим частным делом или рукодельем, а не выходить на общее и общеполезное дело? Или как смеет кто, зовомый на какое‑либо дело, отказываться и не подчиняться имеющим власть над ним? Такой уже не послушник, а ослушник, не брат, а чужой. Но если так и бывало, вперед остерегайтесь этого, чтоб попавшемуся в такой вине не пришлось нести положенной за бесчиние епитимии. – Не слышите разве, что повелевает Апостол? Бывайте друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4, 32). Будем же и мы таковы друг ко другу, друг друга тяготы нося и тако исполняя Закон Христов, как написано (Гал. 6,2).

2) Просил я вас прежде и теперь прошу, не дадим себе изнемогать под тяжестию помыслов, но с радостию Духа Святого будем совершать предлежащий нам подвиг борения, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Который дает молитву молящемуся и победу желающему победить. Не помните ли, как недавно вдруг поднялась непогода, а потом тотчас опять воздух очистился? Так бывает и с помыслами: немного потревожат, а потом опять отходят. О, когда бы они совсем не беспокоили нас? И почему бы нам не иметь всегда мира в душах своих? Но это невозможно, потому что мы превратны и даже одного дня не пребываем одинаковыми, тем паче нельзя сему быть всегда. Но ты посмотри мне, какая упорная злоба у диавола, что и отгоняемый опять пристает, и будучи тьма в Ангела светла преобразуется, покушаясь взять нас обманом. Но да отступит от нас змий и да глаголем всегда: не отречемся от Тебя, Христе, и не сделаем ложным исповедания своего. Или не знаете, из какого состояния в какое перешли мы? Не из невидного ли в видное? Не из невежества ли в знание? Не из бесчестия ли в честь? И слово у нас есть, и знание, и хвала; и вы сыны есте, яко воистину честные, облеченные в злато, по златому вашему послушанию.

3) Чего же еще недостает? – Терпения, терпения бо, говорит Апостол, имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование (Евр. 10, 36). Какое же это обетование? – Сам Господь сказал: иду уготовити место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду, и пойму вы к Себе; да идеже есмь Аз, и вы будете. И аможе Аз иду, весте, и путь весте (Ин. 14, 2–4). И радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22). Помышляя о сем и имеющую открыться во святых славу неизреченную и недомыслимую прозревая, будем все переносить великодушно: придется ли голодать, будем голодать; придется вдоволь всего иметь, будем довольствовать себя; умирать ли будет необходимо, умрем, чтоб Жизнь Вечную наследовать во Христе Иисусе, Господе нашем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.