Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святитель Макарий Коринфский 31 страница




 

 

1) На масленице разгул чувственных удовольствий противен духу Христианства. – 2) Возблагодарим Господа, что вывел нас из мира и ввел в наше тихое жительство, из коего просияло столько святых, коим подражаем и мы. – 3) Будем же верны Ему, готовясь и к предлежащим подвигам исповедания. [4, 49]

 

1) Наступающие дни (масленицы) обыкновенно считаются у людей какими‑то праздничными по причине бывающих тут пиров и гуляний, не разумея, что дни сии чрез воздержание от мясоястия возвещают об общем воздержании, а не о пресыщении и пьянстве. Ибо это принадлежность еллинского празднества. Христианам же хотя всего можно употреблять вдоволь, но попечения о плоти никак не творить в похоти, как учит Апостол (Рим. 13, 14). Зло однако ж, перешедши в житейский закон, ведет мир, куда хочет. Мы же будем избегать невоздержания даже и в том, употребление чего разрешено нам, зная, что невоздержание есть мать греха. Так праотец наш Адам, пока воздерживался от вкушения того, что было запрещено, в раю радовался и веселился, исполняясь божественными озарениями и наитиями. Когда же нарушил воздержание и вкусил от древа преслушания, тотчас изгнан был из рая сладости. И соделалось для него невоздержание родительницею смерти. Так содомиты, от пресыщения хлебами неистовствуя срамными страстями, навлекли на себя гнев Божий и поглощены огнем и жупелом. Так Исав ненавистный, жадными увлеченный очами, за одно яство отдал первородство свое. Так и народ Божий…. седоша людие ясти и пити и восташа играти (Исх. 32, 6). То же дается и в настоящие дни: пиры и пьянство, вопли и демонские пляски, не только днем, но и до поздней ночи. Так зло невоздержание; чрез него и смерть вошла в мир.

2) Мы же благодарить должны Бога, что Он избавил нас от таких суетностей и ввел в жизнь блаженную, где не невоздержание, а умеренность, не пьянство, а трезвенность, не буйство, а мир, не шумность, а безмолвие, не срамословие, а благодарение, не непотребство, а чистота, святыня и целомудрие. Из сей‑то жизни воссияли все божественные отцы наши, которые с Божиею помощию попрали страсти, прогнали демонов, сделались равноангельными, содевали чудеса, улучили славу небесную, стали предметом удивления в мире – из коих одним был и блаженный Антоний, которого жизнь читали мы ныне и видели, как Бог прославил его в поднебесной, – так, что цари земные за великое почитали писать к нему и от него написанное прочитать слово. Сих блаженных жизнь проходим и мы смиренные; а что и делом соревнуем ей, о том свидетельствует совершенство наших монахов, отречение от мира, отчуждение от родины, от рода своего и всех знаемых, покорность, послушание, – сие предлежащее нам исповедание, за которое и в гонении состоим.

3) Будем же радоваться и сорадоваться друг другу, что Бог даровал нам все такое, и что мы проводим жизнь духовную, в которой, если хотим, можно нам праздновать каждый день и радоваться радостию неувядаемою. Почему прошу, еще крепче емлемся за подвиг наш и предстоящее нам исповедание: ибо уже и слух прошел, что державный рассматривает дело наше, и как бы скоро не явился и посол царский. Но не убоимся ходящих речей: аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8, 31). Если Он помог нам в предыдущих обстоятельствах, то поможет конечно и вперед: только будем стоять мужественно, только себе да внемлем, и Он даст нам силу во всем благоугодно Ему пожить до конца и улучить Царство Небесное.

 

 

1) Гонение при дверях: встретим его благодушно, уповая на помощь божию и воодушевляясь обетованиями за претерпение гонений за веру. – 2) с еретиками не надо общение иметь и особенно бегать тех, кои на словах верны, а в сердце еретики. – 3) Иконоборство воюет против догмата о воплощении бога слова и против заповеди – чтить Бога и поклоняться Ему. [4, 51]

 

1) Ныне предлежало бы нам беседовать о воздержании: так как при дверях Святая Четыредесятница. Но распространяющиеся везде слухи не дают нам это сделать и на другое переносят и мысль нашу, и слово. Я уже прежде сказал вам, что державный рассматривает дело наше; и ныне, как говорят, угрожает угрозами чрез Никомидийского, – на которые если мы ответим боголепно, он этого не снесет и поспешит сделать, что задумал. На это нечего сказать, но приготовиться к новому гонению в уверенности, что где умножаются страдания, там умножаются и утешения Святого Духа, как говорит Апостол: зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше. Аще ли же скорбим о вашем утешении и спасении, действующемся в терпении техже страданий, яже и мы страждем: и упование наше известно о вас: аще ли утешаемся о вашем утешении и спасении: ведяще, зане якоже общницы есте страстем нашим, такожде и утешению (2 Кор. 1, 5–7). В этих словах Апостол показал нам, что мы взаимно друг с другом общимся в страданиях и утешениях, как сущие одно тело и один дух, якоже и призваны во едином уповании звания нашего (Еф. 4, 4). Не падем же духом и не возмалодушествуем, но решимся крепко стоять за дело Божие все вместе, как добрые воины Христовы, нося оружия свои, не плотская, но сильна Богом на разорение твердем (2 Кор. 10, 4), т. е. рассудительность, мужество, целомудрие, правду – и тем исполняя сказанное Господом: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10, 23) – и туда отходя, не будем пещись, что ямы, или что пием, или чим одеждемся (Мф. 6, 31). Ибо Он Сам сказал: не оставлю тебе, ниже презрю тя (Нав. 1, 5): так что Он и там отворит нам двери милости и во всем помощником нам будет. Как же нам не радоваться, имея такие обетования? Как не веселиться, что состоим учениками Господа? Так гнали и свв. апостолов, к коим говорил Господь: блажене есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 11, 12). Итак, настоящее радостно и обвеселительно: ибо доставляет нам радость неизглаголанную, Жизнь Вечную и Царствие нескончаемое.

2) На путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите (Мф. 10, 5). Нам это надо понимать в отношении к еретикам: итак не войдем в церкви их, ни в жилища их. Но где будет сын мира, семя благочестивое, там и пристанем, там и пищу принимать будем, как и в предыдущие годы. Будем беречься от притворяющихся держащими истину, которые говорят, что они правые руководители, но не суть таковы, а заблуждаются, прельщающе и прельщаеми (2 Тим. 3, 13), ихже суд праведен есть (Рим. 3, 8). Будем хранить веру неуклонною и жизнь непорочною, не умаляя и не оскорбляя одной другою, но в той и другой пребывая целыми и совершенными.

3) Предмет предлежащего исповедания есть догмат о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти: ибо быть видиму во плоти и быть предметом доступным и для иконного изображения есть одно и то же. Далее, – кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу. Ибо для того, что изображено на иконе, есть первообраз, и смотрящий на икону видит пред собою первообраз. Почему почитание или непочитание иконного изображения, поклонение или непоклонение образу падает и на первообраз и, если иконою изображен Господь, на Господа. Таким образом, кто чтит икону Господа и поклоняется образу Его, тот Господа чтит и Ему поклоняется, а кто не чтит сей иконы и не кланяется образу, тот Господа не чтит и не поклоняется Ему. – Иконоборцы хотя и говорят, что поклоняются Господу, но лгут. К ним можно отнести слова Писания: Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся Его (Тим. 1, 16). Мы же поклоняемся Христу и иконе Его, – поклоняемся Богородице и иконе Ее, – святым и иконам их. И это есть апостольское учение, которое прияли мы от святых отцов наших. Сей‑то залог веры предлагаю я вам, чада и братия, чрез Духа Святого, живущего в нас, сохранить целым и неповрежденным. – Молитесь же о нас смиренных, да даст нам Господь слово во отверзение уст наших (Еф. 6, 19) с дерзновением сказать истину, чтоб не посрамить упования нашего, и вместе с вами безукоризненно совершить предлежащий нам подвиг, и всем нам улучить Царствие Небесное.

 

 

1) Опять укор разгулу масличному, и вообще мирской жизни, и благодарение, что Бог избавил от сего иночествующих. – 2) Скорбеть надо о мирянах, по духу мира живущих, подражая апостолам, пророкам и всем святым. [4, 52]

 

1) Часто ублажаю жизнь вашу; но делаю это не из лести, а поистине, жаление о живущих по‑мирски выразить желая, а вас сделать еще более ревностными в виду имея. Что там ныне деется, вы и сами знаете: пиры и пьянства, песни и пляски и все другие такие изобретения вражьего в мире действа, – ихже суд праведен, как написано. Наше же жительство не таково: день и ночь хвалим мы Господа, по преданному нам от святых отцов законоположению; псалмопение сдедует у нас за псалмопением, чтение за чтением, молитва за молитвою; затем – в мыслях бдение над помыслами, в сердце поучение в божественных словесах, также безмолвие благовременное, беседа приличная; еще – друг другу служение, все у нас весом и мерою узаконяется, хотя в праздник обычно некое предлагается утешение. Ибо послушай, что говорит Господь к Иуде: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник: или нищим да нечто даст. Видишь, что у них и о празднике, и о нищих была забота? Что и мы смиренные, как видите, стараемся исполнять. Но благословен Бог, сподобивший нас приобщиться такой жизни; не от дел праведных, ихже сотворихом мы, – ибо мы ничего доброго не сотворили на земле, – но по Своей милости (Тит. 3, 5), призвал Он нас к ней. Почему каждый из нас с сокрушенным сердцем должен всегда говорить: что есть аз, Господи, Господи, и что дом отца моего, что Ты так возлюбил меня.

2) И наше дело таково; в мире же редко найдешь ты что такое. Ибо там за ночью день следует в заботах и делах века сего, в самообольщении богатством и в других хлопотах; так что человеку и вздохнуть некогда: то сговариваются один с другим, то сталкиваются неприязненно; клятва и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяниеразлияся по земле, говоря пророческим словом (Ос. 4, 2), и многое другое, что и пересказать нелегко. Что все приведши на память, блаженный Златоуст сказал, что едва ли и какая‑нибудь частичка спасется из мира. Слово страшное, однако ж истинное. И человеку, доброе чувство имеющему, нельзя об этом не печалиться и не скорбеть. Ибо разве не братья все мы друг другу? Не одной ли все крови? Не из одной ли персти? – Если, видя скотину, по стремнине несущуюся в пропасть, невольно всякий чувствует жалость к ней; не тем ли паче жалостно видеть погибель братий и единоверных? По сей причине блаженный Апостол оплакивал врагов Креста Христова, с непрестающею болезнию сердца моляся о них (Рим. 9, 2, 3). Пророк Иеремия плакал об Израиле, и плач свой оставил описанным всесторонне в Писании. Великий Моисей вопиял к Богу: и ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея (Исх. 32, 32); да и каждый из святых, таким же объят будучи состраданием, не забывая молиться о людях, в подобном же состоянии находящихся. – Так и мы, если хотим вслед их шествовать, не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте (Флп. 2, 4), но и о мире молиться, жалея и сердцем боля о живущих развратною жизнию, об одержимых ересию, об омраченных язычеством, и кратко: за вся человеки творити молитвы и моления, как повелено нам от Апостола (1 Тим. 2, 1). Так действуя, мы прежде других самим себе принесем пользу, сокрушаясь и очищаясь от страстных навыков, от коих избавившись, сподобимся улучить Жизнь Вечную о Христе Иисусе, Господе нашем.

 

 

1) Четыредесятница пресекла шум и молву и мирян призвала к порядку благочестному. – 2) Пост обновляет душу и делает ее жилищем божиим; надо сретить его с радостию, и держать. – 3) но постясь телесно, надо поститься и душевно, от страстей и похотей, кои враг представляет привлекательными по видимости, тогда как на деле они и безобразны и горьки. – 4) будем притом прилежать постническим порядкам и церковным, и внецерковным. [4, 54]

 

1) Время Четыредесятницы, в сравнении со временем всего года, подобно никоему пристанищу неволненному, в которое стекаясь, все люди получают тишину духовную. Ибо не для монахов только, но и для мирян, для малых и великих, для начальников и подначальных, для царей и иереев, для всякого рода и всякого возраста спасительно предлежащее время. Города и села успокоиваются от шума и молвы; вместо того всюду возглашаются псалмопения и славословия, молитвы и моления, коими умилостивляемый благий наш Бог умиротворяет дух наш, если от искреннего сердца со страхом и трепетом припадаем и плачемся пред Ним, обещая впредь исправление и улучшение. – Но к мирянам пусть простирают беседы предстоятели церковные; я же, как над вами честнейшими поставленный главою, к вам обращу речь, чтоб высказать коротко подобающее.

2) Пост обновление есть души; ибо Апостол говорит: сколько внешний наш человек тлеет, столько внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Если же обновляется, то и благообразие приемлет по образцу первозданной красоты; благообразясь же, привлекает к себе любительно Того, Кто сказал: Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Если таково обычно благотворное действие поста, что он соделовает нас жилищем Божиим; то нам надлежит приять его с радостию, не тяготясь простотою и малостию диеты: ибо видим, что Господь, сильный доставить разнообразную и богатую пищу, одним хлебом и водою напитал тысячи людей в пустыне; к тому же непривычность к такой диете, облегченная ревностию, перестанет быть неприятною.

3) Впрочем пост не ограничивается одною скудостию питания, но требует воздержания и от всего худого, как изрекли святые отцы наши. Будем же воздерживаться от уныния, беспечности, лености, зависти, рвения, злонравия, самоугодия, своенравия; воздержимся и от похоти плотской, потому что и на постящихся нападает этот многообразный змий. Красен был для видения и добр для вкушения умертвивший меня плод, как слышим о нем из Писания. Но обрати внимание, что он красным назван по виду, а не по естеству. Как если бы кто, взяв гранат наружно приятного красного цвета, нашел его гнилым внутри, такова и сласть похотная: притворно обещает она сладость неслыханную, а быв удовлетворена, оказывается горчайшею желчию, – изощренною паче меча обоюдоострого, поедающего уловленную душу: что пострадал прародитель наш Адам, прельщенный змием, который, коснувшись запрещенной пищи, вместо жизни нашел смерть. То же пострадали и все, с того времени доныне подобным же образом прельщенные. Ибо как он сам, сущи тьма, преобразуется в Ангела светла, так умеет преображать и зло в добро, горькое в сладкое, безобразное в благообразное, смертоносное в живительное, – и сим способом всезлобный он не перестает всегда прельщать мир. Мы же не дадим себе прельститься такими его приманками и не допустим себя пострадать ничто подобное тому, что страждут пернатые, кои, бросясь с жадностию на видимую пищу, попадают в сети ловца; но снимем рассуждением прелестные покровы со зла, будем воззревать на него голое, как есть, и таким образом удобно избегать его.

4) Будем при том бодренны на псалмопениях, усердны к песнословиям, внимательны к чтениям; будем преклонять колена в определенной на каждый час мере и работать своими руками, потому что работать хорошо, и не работающий сочтен недостойным вкушения пищи; будем друг друга тяготы носить, наипаче же постараемся быть друг ко другу блази, милосерди, кротки, благопокорливы, исполнены милости и плодов благих (Еф. 4, 32; Иак. 3, 17). И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп. 4, 7); и здесь да сподобитесь безукоризненно достигнуть светлого дня воскресения Господа, в будущем же веке, по воскресении мертвых, улучить Царствие Небесное.

 

 

1) дом души созидать должно с большим рачением, чем житейский. – 2) Материалы для дома душевного – добродетели – страх Божий и другие, между коими значительно и воздержание. – 3) постническое вкушение пищи каждодневное лучше двух– и трехдневного, как свидетельствуют и Божеские указания, и примеры отцов. [4, 55]

 

1) Житейские мужи, когда воздвигают себе дом дорогой, не дают себе покоя ни днем, ни ночью, работая, соображая, заботясь, пока не доведут до конца желанного дела; и такое у них к этому рвение, что ум их весь там (на постройках) и живет, и все придумывает, как бы получше устроить потолок и кровлю, как бы разукрасить пол разными мраморами и как придать подобающее благолепие всему прочему, чтоб все представляло приятный вид любителям таких вещей; и если б кто захотел отвлечь их от таких хлопот и занятий, они встретили бы то с неудовольствием, как великую какую обиду. – Мы же, устрояющие жилище не тленное, а нетленное, и не из камней и дерев слагаемое, но из духовных совершенств и благодатей искусно сочетаваемое, ужели будем разлениваться и в рвении к делу сему останемся далеко позади тех? Не будет ли это из всех неправостей самою большою? То здание, по принимании стольких и стольких плотолюбивых людей и по переменении стольких господ, наконец, быв оставлено, запустеет и разорится; а это странноприемлет Духа Святого, так как если мы есмы храм Бога жива и Дух Божий живет в нас, как говорит божественный Апостол (1 Кор. 3, 16; 2 Кор. 6, 16); и, когда имеющие Его вземлются отселе, Он сшествует им и пребывает неразлучно с ними вовеки.

2) Но из какого материала устрояется такое здание? – Из добродетелей, восприемлемых и водружаемых в сердце. – Возьми ты мне, во‑первых, страх Божий, положив его, как некое основание, так как начало премудрости страх Божий есть (Пс. 110, 10); потом благоразумие, мужество, целомудрие и правду, кои, держась одна другой и союзом любви будучи составляемы и счиневаемы приличне (Еф. 4, 16,) растут в Церковь святую о Господе (Еф. 2, 21), как написано. Таковой‑то храм будем всегда созидать в себе, братие, и всякою красотою добродетелей украшать его не перестанем, чтоб сподобиться иметь обитателем его Духа Святого и обратить на себя очи Ангелов и святых привлекательною красотою жизни. – Но как одна из добродетелей есть и воздержание, и в ней мы теперь более других упражняемся; то дадим славу Богу, что одно поприще Его мы уже совершили. Пусть при сем лица наши изменились против прежнего; но это – благим изменением, сияя бледностию от воздержания. Пусть уста наши наполнились горечию от желчи по причине позднего вкушения пищи; зато дух наш богато услажден, окрылен будучи упованием. Итак будем радоваться, избрав лучшее и расположившись к нему.

3) Скажет, может быть, кто, что каждодневное приятие пищи есть ущерб для совершенства поста. – Никак; ибо если б было так, то Господь не повелел бы нам каждодневно просить себе хлеба насущного; то пророк Илия не был бы каждодневно питаем враном в пустыне; то св. Павел, прежде божественного Антония начавший жить в пустыне, не получал бы каждодневно хлеба свыше; то и сам Антоний Великий не предпочел бы каждодневного вкушения пищи посту более одного дня или недельному. И мне думается, что это вот по какой причине. – Так как тело наше, трудясь в продолжение целого дня, утомляется и изнемогает, и требует отдыха и подкрепления; то Создатель так и устроил, чтоб оно подкрепляемо было каждодневным приятием пищи, и было опять способно к дальнейшему труду, – а не изможденно и расслабленно, как бывает у тех, кои по два, по три и более дней не принимают пищи, – отчего они ни поклонов класть бывают не в силах наряду с другими, ни петь громко, как следует, ни других исполнять дел послушания. Итак, каждодневное вкушение пищи не немощным только допускается, но дается и для совершенных, по преданному нам правилу отеческому. Видите теперь, что у нас все установлено отечески. И да даруется нам еще и еще и здравие тела и крепость духа, чтоб поработать Богу живому и истинному, в ожидании последнего дня, в который да воссияете вы со всеми святыми, как солнце, и да наследуете Царство Небесное.

 

 

1) Неделя поста прошла. Смирив плоть, душе придали мы добротности, да благоугодна будет жениху христу. – 2) Душа – невеста Христова: будем же блюсти ее чистою для Жениха ее. – 3) А для сего утеснять плоть. – 4) Скорбно сие, но воздаяние велико. [4, 57]

 

1) Попостившись первую неделю, мы теперь другими несколько кажемся друг другу, чем были прежде, потонели, побледнели. Но аще и внешний наш человек тлеет, как говорит Апостол, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Ибо каким обычно видится тело, пространно питаемое, – цветущим и полным: таковою духовно делается душа чрез воздержание, так что, смирив тело, мы придали красоту душе, – ту красоту, которой желая, святой Давид молился: Господи волею Твоею подаждь доброте, (καλλει – добротности, красоте) моей силу (Пс. 29, 8). Сею же красотою и блаженный Павел утверждает, что обручил нас Христу: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови: боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваша от простоты, яже о Христе (2 Кор, 11, 2, 3). Видишь величие дара, что мы сподобились иметь Христа Женихом? Видишь, как обручатель боится за нашу твердость?

2) Итак, душа наша походит на обрученную девицу. Почему, как такая девица воздерживается от видения мужей, все старание употребляя сохранить себя чистою, пока придет время обвенчания: так и душа со всем тщанием должна хранить себя чистою от тлетворных страстей греха до самого исхода своего, в который она, из невестнической храмины тела своего исшедши, если благообразна будет, сияя благими деяниями, обрадует свв. Ангелов; если же будет обезображена грехами, порадует демонов в оскорбление Христа, – о чем и думать, и говорить жалостно.

3) По сей причине мы утесняем свое тело и строго до жестокости к нему относимся, чем, как уздою какою, сдерживаем порыв плоти, чтоб она не свергла долу правчего – ум, не в настоящее только постное время, но и во всю жизнь. Ибо что есть подвижническая жизнь как не обуздание страстей, властвование над помыслами и непрестанная борьба с невидимыми врагами.

4) Прискорбно это для плоти; но еже ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам, не смотряющим нам видимых, но невидимых (2 Кор. 4, 17, 18). Итак невидимых ради благ, в няже желают Ангели приникнути (1 Пет. 1, 12), ради Жениха Христа, Коему обручены мы, прошу и молю, сохраним чистою душу свою от злых дел и от нечистых помыслов, оскверняющих нас, как сказал Господь, отнюдь не помышляя ни о чем худом: ибо от помышлений, как огнь, возгорается похоть. Но далее будем держать себя от страстей, при самом начале приражения их отревая искусителя, благими же делами осиявать душу, всеусердно емлясь предлежащего нам воздержания, чтоб, чистыми преселясь отселе, в неизреченной радости взыти на небеса и там сподобиться насладиться радостями Брачного Небесного Чертога Христова.

 

 

1) Был натиск от иконоборцев. Устояли. Ободряет, уверяя, что Бог сию готовность все потерпеть примет как самое дело. – 2) О посте. Продолжим охотно, но не по своей воле. – 3) Хвалит постнические труды, и – 4) приглашает всякое дело делать в свое ему время. [4, 61]

 

1) Вчера бурность, ныне тишина; вчера волнение, ныне покой. Но благословен Бог, и искушение отгнавший, и нас укрепивший пребыть непреложными даже при ожидании того, чем нам угрожали. Таковы истинные христиане! Таковы неложные монахи! Всегда готовыми они себя имеют к бедствиям за добродетель и ничего не предпочитают Заповеди Божией. Ее (враги‑гонители), пришедши, сказали, что сказали, – и ушли, не столько нас поразивши страхом, сколько сами устыдившись своего поступка. Вам же Господь за то, что вы избрали быть за Него гонимыми, полную воздаст награду. Ибо, богат будучи в милости, Он обычно венчает избравшего благое и за одно решительное намерение. Искушение еще не рассеялось, но все еще грозит; потому что повсюду – повеления от державных, чтоб никто не оставался непричастным еретического мудрования. Потому послушаем, что говорит Апостол: в премудрости ходите ко внешним, время искупующе. Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати (Кол. 4, 5, 6). Здесь он поучает нас и в искушения не ввергать себя, как ни попало, ни опять Слова Божия не умалчивать; ибо аще обинется, говорит Господь, не благоволит душа Моя о нем (Евр. 10, 38). Но об этом довольно.

2) Пост уже достаточно подвинулся вперед и побуждает нас все с большим и большим усердием стремиться далее, как кто произволяет, ни от скорби, ни от нужды, доброхотна бо постника любит Бог (2 Кор. 9, 7). Впрочем, общежительский закон не позволяет каждому вести себя, как хочешь; но вот общий предел воздержания послушливым – отсечение своей воли.

3) Добр убо пост, потому что укрощает страсти и плоть подчиняет духу; добры слезы, потому что омывают сердце от грехов и чистым его представляют Богу; добра молитва, потому что окрыляет ум и соделовает его собеседником с Богом; добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего; добра ревность, потому что облегчает труды и юным делает дух, и старца располагает с юношескою быстротою действовать.

4) Будем же благодушны и ревностны: когда время псалмопения, усердно поспешим на него; когда время работы, будем работать усильно; когда время молчания, помолчим разумно; когда время беседования, поговорим в меру; одним словом, будем все делать благообразно и по чину, как нам заповедано, удерживая себя от всякой смуты и задора. Поклонов столько да творится, и обычное стихословие да исполняется, как и сколько силы дозволят, с сохранением и здоровья телесного. – И Бог мира да доведет вас до царицы дней, Светлого Воскресения Христова, и да сподобит Царствия Небесного, где не брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), коими и да обогатит нас Бог о Христе Иисусе, Господе нашем.

 

 

1) Не надо общиться с еретиками. Хоть за это теснят нас; но переносим с помощию Божиею. – 2) Блаженно сделаться общниками христовых страстей. – 3) воодушевимся же. [4, 62]

 

1) Находясь вне монастыря, мы здесь устроились как могли и как позволили обстоятельства. Ныне же, когда гонители не продолжают гонения за Христа, нам надлежит пророческого послушаться слова: изыдите из среды их и отлучитеся, глаголет Господь (Ис. 52, 11; 2 Кор. 6, 17). Если иные иначе действуют в сем отношении, они сами за себя и ответ дадут Господу в День Суда. Мне же кажется, что идти вместе с ними есть то же, что безразличничать в отношениях своих к еретикам. Видите, как непоследование за ними отдаляет нас от мира и вместе с тем ведет к скорби, к тесноте, к голоду, к тюрьме, к смерти. Но во всех сих препобеждаем за возлюбльшаго ны Бога (Рим. 8, 37), Который, когда увидит душу, жаждущую Его, подает ей силу, чтоб она могла перенести за Него страдания, как свидетельствуют вместе с другими и сорок мучеников, коих память совершаем мы ныне: ибо не можем сказать, чтоб они имели другое естество, чем мы; но поелику возлюбили Бога от истинного сердца, то облечены стали силою в своей немощной плоти победить невидимого врага и совершить такой и толикий подвиг, который воспевают все христиане.

2) И воистину блажен, кто сподобился сделаться общником Христовых страстей, хоть сколько‑нибудь: гонимый, как Он был гоним; ятый, как и Он ят был; бичевание потерпевши, как и Он потерпел; поруганный, как и Он был поруган; в темницу заключенный, как и Он заключен был. Смотри теперь, почему написано: аще с Ним умрохом, с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может (2 Тим. 2, 11–13). Видите, каковы и колики обетования и угрозы.

3) Воодушевимся же и подвигнемся – не посрамить претерпенного уже нами благодатию Христовою: изгнания, темницы, бича; и что говорить? Не все ли мы сидели в темнице? Но такое общение жизни бывает общением и страданий. Ибо аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор. 12, 26). Будем же и навсегда едино тело и един дух, якоже и звани во едином уповании звания нашего (Еф. 4, 4), главою имея Христа, чтоб угодить Богу и улучить Царствие Небесное.

 

 

Передает сказание, как в Болгарии верные христиане скорее согласились смерть претерпеть, чем во Св. четыредесятницу есть мясо; и отсюда берет урок – стоять до смерти против иконоборства. [4, 63]

 

В настоящем поучении неким сказанием хочу расположить вас к утешению. Сказание сие таково. В Болгарии, как сказывают верно то знающие, вышло злое повеление от державствующего там, чтоб находящиеся в плену христиане и братия наши во дни Святой Четыредесятницы ели мясо, затем, – которые покорятся сему, тех оставлять жить, а которые не покорятся, тех убивать. Слово нечестивого взяло силу; собрался народ с женами и детьми; плач и вопль мног: здесь в защиту христианского закона, там от страха смерти телесной; наконец – увы! жалостная весть! – побеждены, – и преклонились пред нечестивым повелением. – Но четырнадцать из них, отделившись от них, стали напротив них и начали убеждать их не уступать и не покоряться, – и в противность христианскому закону не соглашаться есть мясо. При сих словах пошли возгласы и убеждения от народа уступить необходимости и потом покаянием загладить сию вину, но не отдавать себя на смерть так просто. Но тех это нимало не убедило и не умягчило: они стояли на своем, взирая на Бога и на обетованное блаженство. Скиф, видя непоколебимую твердость сих мужей, вздумал чрез одного поколебать и преклонить на свою сторону прочих. И убив одного, жену его и детей раздал скифам в рабство, надеясь, что другие, видя это, поколеблются и уступят… Но те еще более стали непреклонными, взывая: христиане есмы и держимся части умершего брата нашего. В сем исповедании они перебиты все и скончались в Господе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.