КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Святитель Макарий Коринфский 37 страница
3) Итак радуйтесь о Господе. – Вы, несущие разные послушания, знаете, что в них для вас великая награда. Вы, занимающиеся учением, смотрите, не прогневайте тем Бога. Настал час работы? приступим к работе. Настал час учения? возьмемся за урок. Но если брат твой приступает к работе, а ты берешься за урок, то не путем любви шествуешь, но отчуждаешь себя от братства. Или не слышишь, что говорит Апостол: аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего (1 Кор. 8, 13)? А ты не только соблазняешь брата своего; но и когда зовут тебя, не являешься, притворяя себе оправдания и не помышляя о том, что, действуя так, собираешь себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2, 5). Но чтоб этого не случилось, послушаемся Апостола, который говорит: вся благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14, 40): во‑первых – дела, а потом и учение. Будем взаимно друг другу помогать, якоже подобает святым, и друг за друга души полагать, как искренние братья, да и Бог прославится в нас, и мы, действуя во славу Его, наследниками соделаемся Жизни Вечной.
1) Приближается последний час: не будем нерадеть. – 2) Взыщем Бога исполнением заповедей: ибо тогда другой защиты не будет, кроме добродетелей. – 3) Будем же помнить час смертный и тем умерщвлять уды яже на земли: плоть и все плотское тленно; одна добродетель вечно пребывающа. – 4) Указывается признак различия истинных знамений от кажущихся дивностей. [4, 119]
1) Когда несомненно предлежит нам смерть, сия общая всем епитимия, когда с одной стороны есть надежда получить Царствие Небесное, а с другой грозит геенна огненная; уместна ли леность мне говорить, а вам слушать? Никак. Напротив, по этому самому то и другое надлежит всегда делать; и это тем паче, чем более видим приближающимся день оный. Ибо непрестанно приближается последний день каждого человека, всякий час и всякую минуту, и страшное некое чаяние суда и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя (Евр. 10, 27), как говорит святой Апостол. Не будем же лениться и не дадим себе ни одного дня истратить без дела и неразумно; но будем всегда трезвиться и бодрствовать. 2) Взыщем Бога, говоря псаломски, и жива будет душа наша (Пс. 68, 33). Как же взыскать Бога? – Соблюдением заповедей Его по указанию блаженств Евангельских, т. е. смиренномудрием, плачем, кротостию, чистотою сердца, миром и святынею (Евр. 12, 14), до коих когда достигнет взыскавший Бога, обретает Его, – и обретши, без страха бывает во время исхода, не страшится демонов, не смущается от присутствия Ангелов, приступая к ним, как к своим, и с радостию отходя к Владыке своему, доброю спутницею имея благую совесть. Не приготовленный же таким образом впадет в неотвратимые крайности, не имея к кому обратить очи и от кого взыскать помощи. Здесь, скажем к примеру, когда впадет кто в руки людей злых, или в волны моря, или в беду от землетрясения, или в другую какую крайность, не теряет надежды избавиться от того; а там отъята всякая надежда спасения, и никого нет, кто бы избавил и помог, – ни Ангела, ни человека, ни отца, ни матери, ни брата, ни друга, совершенно никого; и бедная душа в потрясающем ужасании и раздирании сердца безутешном отходит отсюда и там встречает то, действительную истину чего даже образно никакое слово представить не может. Ибо как блага, уготованные от Бога любящим Его, так и противное тому, уготованное сынам противления, таковы, что ни око того не видало, ни ухо о том не слыхало, ни на сердце то не всходило. 3) Почему прошу незабвенную иметь память о смерти, и тою умерщвлять уды яже на земли (Кол. 3, 5), и исторгать любосластие из души. Что нам и в этом плотолюбии, от коего никакой не получаем мы пользы, а одну только болезненную муку? – Взглянем, если угодно, во гробы и испытаем, какое там зловоние. Такова всякая плоть: тлением зачинается, тлением и кончается. И всякая слава человеческая, как цвет травный. Одна только добродетель неразрушима и неотъемлема. Возлюбив ее, святые благоугодили Богу, чего ради духи их на небесах во славе, а телеса – прибежище нам на земле, в знамениях, чудесах и силах. 4) Как слово мое коснулось знамений, то помяну, что и ныне бывают знамения, как слышим. И не дивно: ибо благодать Духа как тогда действовала, так и ныне действует неоскудно. Однако ж не следует без разбора верить всему разносимому молвою; ибо написано: не всякому духу веруйте, – но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир (1 Ин. 4, 1). – И многим еретикам, и нарушителям заповедей Божественных, как древле, так и ныне, по видам, кои весть одно Божие промышление, попускалось и попускается творить похожие на знамения дивности. Так что не следует таковыми увлекаться, но надлежит испытывать, истинные ли они ученики Господни, по тем признакам, кои предал нам Господь. Какие же это признаки? – Вот: о сем, говорит, разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Словом же сим наученный, Апостол писал потом: аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи или кимвал звяцаяй: и аще имам пророчество, и вем тайны вся и весьразум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам и тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая ми польза есть (1 Кор. 13, 1–3). Видите, какова высота любви? Как царица какая есть она, стоящая выше всех даров Духа, и отпасть никогда не может; знамения же творящие иногда отпадают: ибо Господь говорит в Евангелии: мнози рекут Мне в день он: Господи, Господи! Не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене, делающие беззаконие (Мф. 7, 22, 23). Как страшен такой ответ! и как бедственно такое решение! – Устремимся же к стяжанию любви и союзниц ее – веры и надежды – паче дара знамений, да, добре поживши в духе их, признаны будем истинными учениками Господа и наследуем Царство Небесное.
Время бежит, смерть подходит: что всуе мятемся? – Следует обличение любостяжания среди монашествующих. [4, 120]
Дни наши как часы проходят, недели как дни, месяцы как недели, годы как месяцы. Так бежит время и с собою гонит всех к последнему дню явления Господа нашего Иисуса Христа, в который будут вся нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4, 13), как говорит Слово Божие. Что же человек всуе мятется? Что царь уповает на злато и войско свое? Что властелин хвалится стяжаниями и пастбищами? Что богач надеется на богатство неверное? Что сластолюбец погрязает в тине греховной? – Надлежит каждодневно плакать и горевать и, сколько сил есть, очищать себя, прежде чем настанет осуждение смерти, чтоб избежать гнева, грядущего на сынов противления. Сии же, говоря языком Писания, елика не ведят, хулят, елика же по естеству, яко безсловесная животная ведят, в сих растлеваются. Горе им, яко в путь каинов поидоша и в лесть валаамовы мзды устремишася, и в пререкании корреове погибоша (Иуд. 10, 1). Боюсь, как бы слово сие, охуждая тех, не коснулось и вас, мнящихся быти что (Гал. 2, 6). Ибо когда один, заботясь об отцовском наследстве, предпринимает дальние отлучки, другой, желая увеличить вметаемая, тревожится, производит хлопоты и большие употребляет усилия, иной, чтоб приобресть то или это, действует любостяжательно, не по‑монашески, то не заслуживают ли они такого же приговора, как и те? И те могут еще представить некое, хотя слабое, оправдание своего поведения, так как на них лежит забота о жене и детях. Вам же, распявшимся миру и в одном кресте имеющим все свое сокровище, какое остается извинение? Не тягчайших ли мук достойны вы, действуя таким образом? Ибо написано: сильнии сильне истязаны будут (Прем. 6, 6): и: суд жесточайший преимущим бывает (Прем. 6, 5); и опять: ему же предаша множайше, множайше истяжут от него (Лк. 12, 48). Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи (Пс. 4, 3), изобретая резоны в защиту своих страстей? Воззрите на древние роды, и видите, кто верова Господеви и постыдеся? Или кто пребысть в страхе Его и оставися? Или кто призва, и презре и? (Сир. 2, 10). Авраам патриарх не был ли пресельником из своей земли, по повелению Божию? И однако ж он сделался отцом многих народов. Патриарх Иаков не с одним ли жезлом сошел в Месопотамию? – И однако ж возвратился оттуда богатым. Иосиф не на продажу ли отведен был в Египет? И однако ж сделался там равным царю. Илия Пророк, гонимый Иезавелию, не убежал ли даже без сумы? Но однако ж был прокормлен враном. Блаженные апостолы не вышли ли на проповедь ни с чем и без оружия? Но однако ж покорили всю вселенную. Сами мы в прежние годы не потерпели ль гонений и расхищений? Однако ж и в отношении к нам вы должны признать обетования Божии неложными. Откуда же это зло? И что за суетность такая? Видно, забыли мы о благодеяниях Божиих, подобно древнему Израилю, и искушаем Бога, как некие из них искушали. Но что о них говорится? – Четыредесят лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих: яко кляхся во гневе моем, аще внидут в покой Мой (Пс. 94, 10, 11). Смотрите, как бы и к нам то же самое не сказано было, за то что оказываемся неблагодарными Благодетелю, не удовольствуясь тем, что есть у нас. От сего ноги наши не находят здесь покоя, и мы блуждаем туда и сюда; от сего у нас суды между собою и споры, как у мирян; от сего мы любим жить в одиночку, а не с братом, а если и с братом, то притворно: ибо как, имея спутницею себе сребролюбие, может кто жить с братом в искреннем единодушии? Никак. Горе таковым неразумным! Не о вас говорю сие, братие мои, и не о тех, кои здесь и там живут боголепно; но о тех, кои худо и не по заповеди данной им живут, коих прошу начать наконец право ходить и сделаться лучшими, да никто из нас не погибнет, но все да спасемся неразлучно.
1) Скончался старец высокой жизни. Похвалив его за подвижничество и терпение мук от иконоборцев, – 2) дает братиям урок – памятию о смерти отклонять себя от всего мирского и возбуждать ревность к стяжанию всех добродетелей. – 3) Побуждая к тому добрыми плодами такого действования и худыми противоположного. – 4) Поминает, что брат, который возвратился из Иерусалима, отправлен опять туда, да молится о нас. [4, 121]
1) Хотя много есть полезных сказаний, от коих душа приходит в умиление и сокрушение; но ни одно из них не имеет столько назидания, как весть о смерти. Ибо смерть есть для нас страшное таинство, и когда слышим о ней, и когда помышляем. Так как и ныне скончался честный старец, то необходимо сказать, хотя кратко, что‑либо в общее назидание. – То самое, что он от юношества до глубокой старости работал Господу в монашеском жительстве, достаточною служит старцу похвалою; потом то, что он был один из мужественных исповедников, взят был нечестивым Львом и мучен довольно: тридцатью ударами истерзали спину его и грудь, тычками и заушениями избили лицо его и выбили два зуба; после сего, спустя несколько лет, выпустили его из темницы и оставили свободным. Он же опять обратился к прежнему своему образу жительства, именно к столпничеству, и заключился в келлию свою, в коей и прожил в большой нужде и тесноте до конца жизни своей, и в мире предал дух свой Господу. Всуе беззаконовал нечестивый гонитель; доблестный же борец взошел на небеса украшенный венцом исповедничества. 2) Мы же, братие, что сотворим и что помыслим? Сколько еще проживем времени? – Много ли, или немного? – И кто весть, что породит находящий день? – Но пока приимем урок, внушаемый смертию старца. Ибо что видели мы в нем, то же не много спустя будет и с нами. Ибо никого нет, кто бы переступил за положенный ему предел смерти. Не будем же никогда забывать о смерти, чтоб не восхитила нас смерть вечная. Не станем любить нынешний век, чтоб не вступить во вражду к Богу. Ибо написано: кто хощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4). Или не знаете, что любовь к миру сему не дает душе с вожделением отнестись к исходу из тела? Ибо как Израиль стремился освободиться от рабства египетского и войти в землю обетованную, так и нам надобно усильно желать освободиться от работы тлению в теле сем и внити во внутреннейшее завесы, идеже предтеча о нас вниде Иисус (Евр. 6, 19, 20), т. е. в сокровищницу благ Вышнего Иерусалима. – Возненавидим же суетность мира, стяжем добродетели превожделенно, обогатимся божественными куплями, – молитвами, слезами, очищением, просвещением, бесстрастием, кои суть напутствия в Вечную жизнь. О ястии же и питии, об одежде и всем другом потребном для тела настолько будем пещись, сколько нужно, чтоб жить и работать по Заповедям Божиим. 3) Если так будем проводить время, то у нас всякий день будет праздник, всякий день торжество. И пусть неисчетное множество прискорбностей найдет на нас, ничто не возможет омрачить благой совести нашей. Если же напротив в злобе и зависти, в жестокосердии и всяком лукавстве будем жить, то, увы! – у нас каждодневно будет смерть, и прежде суда суд и осуждение. Потом придет смерть, как лев какой рыкающий; и как стерпит бедная душа вечную бедственность свою? – Ибо написано: время начати суд от дому Божия: аще же прежде от нас, кая кончина противящимся Божию Евангелию? И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? (1 Пет. 4, 17, 18). Будем же всегда опасливы и бодренны, всегда мужественны и непреложны, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд наш несть тощ пред Господом (1 Кор. 15, 58). 4) О брате же Сократе знаете, что он пришел с востока, исполняя послушание свое и извиняясь в замедлении. Его мы хотели оставить здесь, как брата искусного. Но поелику написано: блажен, кто имеет семя в Сионе и родных в Иерусалиме, то мы рассудили опять возвратить его туда же, чая чрез него милость получить. И радоваться должны мы, что один из нашего братства во святом Сионе, матери всех Церквей, поставлен во иереи тамошним святейшим Патриархом. Благий Бог и его, и нас да сохранит и исполнит всяко благоволение благости, и дело веры в силе; яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа (2 Фес. 1, 11, 12).
1) При нападении невидимых врагов прибегнем к Могущему спасти нас; и Он защитит. Только будем постоянны в служении Ему. – 2) Не дивись, что стужают худые помыслы и страсти. Это от падения Адамля. Во Христе Иисусе хотя и обновляемся мы; но при невнимании старое опять поднимает главу. – 3) Впрочем, святые Божий благодатию Божиею преодолевали всякие греховные восстания. Им и будем подражать. [4, 122]
1) Возмогайте во Господе, и в державе крепости Его: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавола (Еф. 6, 10, 11); потому что он не спит, но всегда бодренно стоит против нас, и тем настойчивее, когда видит души, мужественно подвизающиеся против него. Итак, когда он наступит на нас, – наступает же он и день и ночь, – станем против него бодренно, прибегши к Могущему спасти нас от смерти греховной с прилежною молитвою и теплыми слезами, и враг скоро убежит. Ибо в псалмах говорится: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). Уранил враг? Но Господь уврачует. Смутил тот? Но рекший морю: молчи, престани… и бысть тишина велия (Лк. 4, 39), утишит и волнующиеся в нас помыслы. – И сколь велика Божия благодетельность! Не успеем мы призвать Его, как Он, благий, уже близ есть с милостию и щедротами, – дает молитву молящемуся, рассеивает облако печали и чрез благие помыслы светом исполняет сердце. – И чего‑чего не делает Он для нас?! Впрочем, сему иначе и быть нельзя. Ибо если Он Себя Самого предал за нас даже до смерти, смерти же крестной, то как после сего и все нам не дарствует? Посему пребудем постоянны во вседушном работании Ему, будем скоро восставлять себя от случайных падений и усердно тещи на поприще подвижничества, зная, что в конце подвигов готовы венцы. Будем пользоваться наипаче исповеданием, потому что исповедание есть узда против грехопадений; будем хранить смиренномудрие, потому что им сокрушаются все стрелы лукавого разжженные; будем блюсти веру, потому что без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). 2) Дивится, может быть, иной и изумляется, как мы, несмотря на то что так усердно подвизаемся, уловляемы бываем неуместными помыслами? – Но это страждем мы по причине преступления во Адаме. Пали мы в нем, и естество наше крайне заболело сластолюбием. Но потом в силу пришествия Христова чрез воплощение, в бане пакибытия и обновления Святого Духа приемля крепость, паки востекает оно в первобытное состояние. Но поелику, заболев однажды, научилось оно болеть, то при невнимании легко посколзается оно на сласть греховную. 3) Впрочем, святые мужи так укрепляли себя страхом Божиим и любовию к Богу, что не только сами для себя были довольны к устоянию в непоколебимости, но и другим подавали руку помощи, – изгоняли бесов и множество других чудес совершали. – Им, хотя мы и далеко отстоим от их жительства, по силе нашей постараемся подражать; и благий Бог наш приимет малое сие наше приношение, как принимает великие тех добрые дела, и вмеете с ними удостоит нас Царствия Своего.
Подобно обычным путешественникам, и нам, странникам на земле, в небесное отечество стремящимся, не должно ни к чему здешнему привязываться, ничем себя не обременять и стремиться прямо к намеренному, воодушевляясь неописанностию тамошних благ и ужасами, какие ожидают нас, если не туда попадем. [4, 123]
Обычно путешествующим возбуждать друг друга и поощрять к продолжению пути, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, но царским шествуя путем; и не только это, но и чтоб умеренно есть и пить, и спать, чтобы соразмерностию диеты легчайшими соделать для себя трудности путешествия. – На что наводит этот пример, вы конечно и сами видите, – именно, что и мы – путешественники в этой жизни, совершающие течение ее, исполненное бесчисленных затруднений, – что и мы должны друг друга утешать и воодушевлять в подвигах, ступать незаблудно, воздержанны быть в пище, питии и сне, чтоб, обременяясь ими, не сделаться ленивейшими к дальнейшему шествию и не возвратиться к приятностям здешней жизни; так как и обыкновенные путешественники не возвращаются вспять и не уклоняются туда или сюда, но одного держатся направления, стремясь достигнуть назначенного для отдыха места. О коль прекрасно место нашего упокоения! И коль блаженно пребывание там! Оно не временно, а вечно, и полно не тленных, а нетленных благ, – где радование, мир и непрестанный праздник. Господь в Евангелии вот что говорит о сем: в дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам, иду уготовати место вам. И аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе; да идеже есмь Аз, и вы будете. И аможе Аз иду, весте, и путь весте (Ин. 14, 2–4). Видишь, какое неизреченное и недомыслимое обетование! Кто же не восстанет, кто не потечет, кто не возжелает достигнуть вечных оных обителей? – Их возжелав и блаженный Давид воспел: коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил! желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Пс. 83, 2, 3). Вот воистину вожделенные пребывалища. Здесь же мы как в ссылке; и пребывание наше тут не долго. Да и весь нынешний век сравнительно с будущим, как день один. Что же нам дружиться с миром? Что дивиться настоящему? Что обращать взор, не говорю, на ту или другую вещь, но на небо, землю и море, на солнце, луну и звезды, и на все другое видимое? ибо что спустя немного оставим, к тому для чего всуе прилепляться? – Едино просих, говорит св. Давид, от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Святый Его (Пс. 26, 4), в который кто сподобился вступить, тот избавился от дня оного тяжелого, о коем говорит некто из пророков: вскую вам сей день Господень? сей бо есть тма, а не свет (Ам. 5, 18). Но и блаженный Апостол назвал его днем гнева, сказав: собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия: иже воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2, 5, 6). Чтобы в примере каком от бывающего у нас представить хотя несколько подобие мучительности дня оного, вспомним, если хотите, о муже, незадолго пред сим заходившем сюда, который, поражен будучи демоном, душим был от него, жегомый по всему телу, как вопиял он день и ночь, ни в чем не находя отрады и облегчения. Легко, думаете, такое мучение мужа сего? – Конечно нет. Но оно сон есть сравнительно с будущим. Как же стерпим мы это последнее, – огнь неугасимый, червя неусыпающего и бесчисленное множество других вечных мук? Но по милости Твоей, Господи, молитвами святых Твоих и блаженного отца нашего, буди нам избавиться от всех их, и получить обетованные верующим блага.
Где убежище от уловлений вражеских? В удалении от всего грешного, от помыслов и влечений порочных. – И будем так делать, воодушевляясь блаженством мира сердечного и пагубностию страстных волнений. [4, 124]
Боясь, как бы не попасть в руки агарян, убежали мы с прежнего места и живем теперь здесь. Но сколь больший должны мы чувствовать страх, как бы не попасть в руки врагов невидимых? И сколь потому дальше, и в сколь безопаснейшее место должны мы бежать от них? В чем же состоит это убежание? – В удалении от греха, которым, как мечом, диавол всячески покушается убить душу. – Будем же избегать его наитщательнейше, и притом даже до помыслов: ибо грех помыслами начинается, потом от помыслов переходит в слова, а от слов в дела. Трудно не быть уловляему неуместными помыслами: и не заметишь, как это случится. – Но как только заметим, что увлечены ими, поспешим поскорее избавиться от них молитвами, слезами, сердечными болезнованиями, страхом Божиим порождаемыми; ибо если дадим им замедлить в нас, они могут причинить смерть душе, – и это каждое мгновение. Ибо в нас непрестанно идет война, – негласная; и поражения избежать мы иначе не можем, как неослабным и всегдашним противостоянием греху ума с помощию свыше. Не видим разве, какие в эти три дня волны бушевали в море? Таково же бывает и волнение страстей; только оно гораздо бедственнее, поколику и кораблекрушение души пагубнее. Но волнения морского виновник Бог, Который на пользу посылает на море ветры во время благопотребное; волнения же душевного виновники мы сами. И лучше нам, как в пристани какой, пребывая в покое, не отворять дверей страстям; ибо как только отворим, возвеют, как ветры бурные, духи злобы, и в нас подымется великое волнение; и не спастись нам, если не поспешим утишить сей мятеж. Какая же нужда допускать нам себе приходить в такой мятеж, подвергаться такому волнению и в страхе быть, как бы не потерпеть кораблекрушения? – Не лучше ли наслаждаться миром и спокойною тишиною, не навлекая на себя произвольно удобообстоятельной беды? – Не укоряем ли мы в неразумии тех, кои во время волнения морского выходят из пристани и подвергаются опасности быть потопленными от волн? Но несравненно более неразумными должны мы почитать себя, когда ввергаем себя в волнение страстей. Ибо не воздымает ли в нас страшного волнения похоть злая, дхнувши в сердце наше? Не носит ли туда и сюда, будто совсем потопляя и на дно погружая? Не выводит ли таким же образом из себя ума зависть, уязвляя и сердце и тело? Не омрачает ли так же души неверие, делая ее вялою и расслабленною? И каждая из прочих страстей не выводит ли человека из естественного ему состояния и не делает ли его неразумнейшим? Будем же избегать пагубных страстей, чтоб иначе и о нас не сказалось то же, что сказал Бог о допотопных: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Плотию же назвал их Бог не потому, что они имели тело плотяное, ибо в сем смысле и Бог – Слово плоть бысть (Ин. 1, 14); но по причине плотского их мудрования, погрязшего в непотребных похотях и не имеющего ни силы, ни расположения возноситься к Богу. – Мы же, Богу себя посвятив, по написанному: наше житие на небесех есть (Флп. 3, 20), да услышим паче: сии не суть от мира, якоже и Аз от мира несмь (Ин. 17, 14). Может ли что быть блаженнее не только в отношении к будущему веку, но и к настоящему, как быть чужду непотребных похотей, и не плотию управляему быть, а Духом водиму. Это блаженство, это сладость, это благобытие, это ангельское жительство. Кто таков, тот по‑видимости живет, как и все в мире, по духу же есть достойнее носящих диадиму, есть владыка мира, небесными украшенный отличиями, всегда готовый к исходу и смерти не боящийся. Будем подвизаться сделаться такими и мы, сколько сил есть: ибо это возможно, если всецело возжелаем. Соделавшись же такими, и здесь всю жизнь будем наслаждаться отрадным расположением духа, какие бы внешние прискорбности ни пришлось нам встретить; и в будущем веке Царствие Небесное наследуем со всеми святыми.
Убеждает к беспрекословному послушанию 1) примерами доказывая, коль благотворно послушание и как пагубно непослушание; – 2) уподобляя братство телу, в коем каждый член делает свое дело, – и тело оттого живет; и наводя отсюда: так делайте и вы, – и благо будет. [4, 125]
1) Боясь осуждения скрывшего талант свой в землю, коему сказал Господь: лукавый рабе и ленивый… подобаше тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою, я по необходимости говорю краткие вам поучения; вам же следует, как добрым торжникам, приводить говоримое в дело, что вы, благодатию Божиею и делаете чрез доброе ваше послушание. – Впрочем, есть между вами некие, которые не только данного не приумножают, но и своего чуть не погубляют. – Кто же бы это такие? – Это те, которые отказываются от послушания и в извинение того предлагают одно: прости. – Что ты говоришь, брате? Даже до смерти обещал ты послушание, а теперь отказываешься от дела, к которому способен по благодати Божией. Но что ты говоришь: «убоялся переплыть море», это от безверия, там убоялся ты страха, где нет страха (Пс. 13, 5). Ибо если б ты верен был послушанию, то не только на судне поплыл бы ты чрез море, но, сбросив платье, нагой переплыл бы по воде, подражая приснопамятному оному послушнику, который, на отеческую полагаясь заповедь, не убоялся бурную переплыть реку, и переплывши оказался ничего не пострадавшим, к изумлению видевших. Послушание и зверей укрощает. Доказательством чего служит по повелению старца своего связавший гиену. Послушание и в мертвых чудодействует: что подтверждает Акакий, возгласивший из гроба. Но что говорить то и другое? Сам Единородный Сын Божий, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, совершил домостроительство спасения мира. Таковы дивные дела и плоды послушания. Желаешь ли теперь узнать пагубные следствия непослушания? – Помяни об Адаме, который тем, что ослушался Бога, вкусив от запрещенного плода, ввел смерть в мир; помяни о Сауле, который ослушавшись святого Самуила, не только царство, но и жизнь потерял на горах Гелвуйских; помяни и об оном человеке Божием, который, обманут будучи лжепророком, впал в преслушание заповеди и за то предан на снедение льву. А Петр, блаженный апостол, по благоговению отказавшись от умовения ему ног Господом, не услышал ли: аще не умыю тя, не имаши части со Мною? (Ин. 13, 8). Также у св. Евфимия отказавшийся от послушания скотник по благословным, как ему казалось, причинам, не тотчас ли наследовал демона, пены теща? Таков суд над отказывающимся от даемого ему послушания, над прекословящим: прекословия бо воздвижет всяк злый послушник: Господь же ангела немилостива послет нань (Притч. 17, 11). 2) Обще сказать, мы мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди (Рим. 12, 5): один занимает место глаза, другой – уха; тот – носа, а этот – языка; иной – руки, а еще иной – ноги. Если все члены не будут делать каждый свое дело, а начнут спорить, требуя: глаз – слышать, ухо – обонять, нос – говорить, язык – осязать, рука – ходить, не расстроится ли и не сгибнет ли все тело? Если ж это так, то каждый свое послушание пусть исполняет, и какое приял от Бога дарование, тем пусть служит на общую пользу, содержа в мысли, что участь наша в руке Божией. Не потому, что плывет кто по морю, там ему и конец, и не потому, что иной остается на суше, там ему смерть; но как благий наш Бог от сложения мира определил каждому время, место и образ смерти, так наступит и конец каждого. Сие изложил я не столько для тех, о коих речь: ибо я уже принял их покорности ради, – но для всех слышащих, да внемлем себе тщательно, и какие пред Богом и избранными Его Ангелами дали обеты, будем исполнять деятельно, не уклоняясь, если повеленное представляет некую и смертную опасность. Так заповедают отцы, и прежде всех Великий Василий. Так живя, не подпадем смерти греховной, но правдою поживем и Царствия Небесного сподобимся.
1) по воплощенному домостроительству смерть христианам радостна, если они готовыми себя имеют к сретению ее. – 2) Уготовим же себя, как следует. [4, 126]
1) Занемог я немного в настоящее время: подвиглось сердце мое, и мне казалось, что я отойду от вас. – Сколько же еще времени придется пожить мне смиренному? Видите, что уж и старость моя подошла, и сверстники мои отошли; и по порядку мне предстоит конец. – Что же? Печалиться ли об этом? Да не будет. Пусть печалятся, если хотят, живущие по плоти, разлучаясь с женами, с детьми, с слугами, имуществом и всеми усладами жизни сей, коими и пленяются. Для нас же, коим мир распялся и коих обстоит один крест в силу отречения от мира и обречения себя на послушание, не печальным нечем, но радостотворным должно быть таинство успения. И что говорю я – для нас? И для всех христиан обязательно с радостию относиться к исходу своему.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |