Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематическая Ошибка в ответах




Систематическая Ошибка В Ответах - (response bias) Под С о в о подразумевается любой способ или паттерн реагирования на пункты теста, выражающийся в том, что тестируемые отвечают на них иначе, чем если бы они отвечали на эти пункты при предъявлении их к-л др способом Этот отличный паттерн реагирования м б обусловлен либо содержанием и словесной формулировкой пункта, либо форматом пункта или ответа Интерес к проблеме С о в о начался с исслед Ли Кронбахом тестов достижений Кронбах полагал, что студенты, к-рые не выбирают ответ в пунктах "истинно-ложно", когда они не уверены в его правильности, будут получать более низкие оценки, чем студенты, к-рые пытаются отвечать на каждый пункт Кроме того, даже после проведения корректировки оценок с учетом возможной догадки, при наличии неравного (как это обычно бывает) соотношения числа пунктов, в к-рых в соответствии с ключом требуется выбирать "истинно" и "ложно", студенты будут по-разному штрафоваться в зависимости от того, выбирают ли они в ситуации сомнения ответы "истинно" или "ложно" В серии исслед Кронбах обнаружил индивидуальные различия в прослеживающейся от теста к тесту тенденции выбирать ответы "истинно" (т е автоматически соглашаться) Эта тенденция, в сочетании с тем фактом, что слабые студенты, в отличие от более сильных, чаще прибегают к догадкам, приводила к следующему: оценки по пунктам, в к-рых в соответствии с ключом требовалось выбирать "ложно", оказывались более изменчивыми, надежными и валидными, чем по пунктам, в к-рых в соответствии с ключом требовалось выбирать "истинно" Эти оригинальные исслед повлекли за собой сотни др исслед С о в о Подавляющее большинство таких исслед использовало личностные опросники типа самоотчетов и фокусировалось на автоматическом согласии (тенденции отвечать "истинно" или "да") и соц желательности (тенденции одобрять пункты, расцениваемые как выражающие социально желательное поведение) Основные проблемы С о в о важно учитывать на трех уровнях анализа Первым яв-ся интерпретация индивидуальных показателей тестируемых В той степени, в какой С о в о влияет на индивидуальные показатели, интерпретация этих показателей будет вызывать сомнения Во-вторых, когда рассматриваются групп показатели, С о в о может влиять на характеристики распределения показателей (напр, на среднее и дисперсию), а тж на надежность и валидность теста В-третьих, если С о в о проявляется постоянно от теста к тесту, она будет репрезентировать измерение индивидуальных различий, к-рое может представлять самостоятельную ценность для изучения Кроме того, если С о в о яв-ся источниками устойчивых индивидуальных различий, приобретает важное значение вопрос о том, как изолировать эффекты С о в о от эффектов измеряемой черты или характеристики Типы систематических ошибок в ответах С о в о могут возникать в любого типа измерительных инструментах Л Рорер провел полезное различие между установками на ответ и стилями ответов Установка на ответ зависит от содержания и возникает, когда тестируемые хотят представить себя в определенном свете В противоположность этому, стили ответов относительно независимы от содержания и проявляются, когда стимулы или задания носят неоднозначный характер или когда тестируемый испытывает неуверенность или колеблется в выборе правильного ответа Выявление и контроль систематических ошибок в ответах Учитывая факт существования С о в о, конструкторы тестов должны разраб методы, к-рые бы позволяли выявлять и контролировать их эффекты Одна группа таких методов фокусируется на структуре задания Нек-рые стили ответов могут сводиться к минимуму путем уравновешивания форматов пунктов, напр, включением в тест равного количества истинных и ложных пунктов, сменой полюсов оценочных шкал и использованием как положительных, так и отрицательных формулировок пунктов в опросниках аттитюдов В проективных методах использование стимулов неопределенного содержания минимизирует установки на ответ, но не устраняет стилей ответов Напротив, высокоструктурированные процедуры, включающие описания скорее специфических форм поведения, нежели более общих личностных черт, могут снижать влияние эффектов как установок на ответ, так и стилей ответов Др подход состоит в использовании формата вынужденного выбора Этот подход вынуждает тестируемого давать ответы, руководствуясь содержанием пункта, а не его соц желательностью Форматы вынужденного выбора тж используются в оценочных шкалах Вторая группа методов предполагает разраб специальных инструментов для обнаружения С о в о Самый простой подход заключается в подсчете числа пропущенных пунктов Др подходами яв-ся включение повторяющихся пунктов и подсчет числа выборов нетипичных ответов Оба этих метода позволяют выявлять людей, к-рые не следуют инструкциям, а последний может тж идентифицировать тех, кто пытается фальсифицировать ответы в целях симуляции Наиболее распростр подход состоит в разраб зависимых от содержания шкал для выявления установок на ответ Был разраб целый ряд шкал соц желательности Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) содержит неск "шкал валидности", предназначенных для обнаружения С о в о L-шкала содержит пункты, к-рые отражают социально желательные действия, демонстрируемые лишь очень немногими людьми; поэтому высокие оценки по L-шкале выдают попытку произвести благоприятное впечатление F-шкала содержит пункты, на к-рые редко реагируют в специфическом засчитываемом направлении Высокие оценки по этой шкале (т е много нетипичных, или редких реакций) выявляют людей, к-рые или фальсифицируют ответы, или не следуют указаниям, или демонстрируют много аномальных чувств и действий K-шкала позволяет измерять более тонкие оборонительные реакции тестируемого Оценки по K-шкале используются в качестве фактора коррекции по ряду диагностических шкал для повышения их валидности Др методом яв-ся анализ ответов на пункты с неочевидным и очевидным ключом Сравнивая ответы на пункты с неочевидным и очевидным ключом, часто можно выявить людей, к-рые пытаются произвести благоприятное впечатление или фальсифицировать ответы При доступности оценочных данных из неск источников, о С о в о может свидетельствовать несогласованность этих полученных различными способами оценок Подводя итог, нужно признать, что С о в о могут возникать и действительно возникают при работе с психол тестами, особенно с типичными мерами выполнения, и поэтому должны учитываться при интерпретации оценок Их влияние на валидность

 

ПРИРОДА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые счимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, чго способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий
«проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности.
Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.

В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотива-ционные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например, некоторые клиницисты используют таким образом тесты интеллекта.

 

Существует несколько методик рисования:

· Рисование с натуры

· Тематическое рисование

· Декоративное рисование

Теперь рассмотрим каждый метод рисования отдельно.

Рисование с натуры.

Рисование с натуры - основа учебного процесса по освоению техники рисунка. Вы должны научиться рисовать с натуры объекты окружающего мира с точной передачей их пропорций, строения, характера очертаний, пространственных и тоновых отношений, уметь сравнивать натуру с рисунком.

Метод рисования с натуры включает в себя задания по изображению самых разнообразных объектов быта, портреты, пейзажи, зарисовки животных и птиц, растений. Все рисунки с натуры выполняются простым карандашом, тушью, углем или сангиной.

Теперь немного о таком способе рисования как тематическое рисование.

Тематическое рисование ведется по памяти и по воображению. Как правило, последовательность работы над тематическим рисунком предполагает предварительные наблюдения (если это возможно), составление предварительного рабочего эскиза, выполнения набросков с натуры, детальное выполнение линейного рисунка темы и завершение рисунка.

Такой метод рисования как тематическое рисование призвано научиь рисовальщика выразительно выполнять рисунки, широко и творчески использовать художественно-выразительные средства (линию, тон, контрасты и др.). Художник должен выразить в рисунке образную характеристику персонажей и событий, показать их смысловую взаимосвязь.

И теперь опишем методику рисования - декоративное рисование.

Такой способ рисования как декоративное рисование знакомит будущих художников с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. В содержание декоративно-оформительских работ входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов, оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток, выставочных стендов, элементов книжной графики и др.

Этот способ рисования - декоративное рисование должно научить вас искусству стилизации образа, применению тесной связи практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Число имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. В этой главе мы рассмотрим основные типы подобных методик и проиллюстрируем их некоторыми хорошо известными примерами. За исключением спорных моментов, присущих конкретным методикам, никакой критической оценки индивидуальным тестам даваться не будет. Вместо этою общая оценка проективных методов с точки зрения основных методологических проблем.будет дана в специальном разделе. Проективные методики являют пример любопытного расхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые как психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка тем не менее никак не сказывается на их популярности в клиническом использовании. Природа и суть этого несоответствия будут рассмотрены в последнем разделе главы.

ПРИРОДА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые счимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, чго способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или "структур" ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.
Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.
Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.
Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.
В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотива-ционные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например, некоторые клиницисты используют таким образом тесты интеллекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.