Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика опросников черт личности




Характеристика основных малоформализованных методов диагностики.

Билет № 6

К малоформализованным методам относятся проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Положительными сторонами данных методов выступают:
- гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;
- возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
- высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;
- стремление к всестороннему описанию личности.
В качестве недостатков необходимо отметить следующее:
- субъективизм диагностических суждений;
- сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;
- значительные временные затраты на их проведение;
- непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).
Экспертные методы должны удовлетворять следующим требованиям:
а) инструкция по применению конкретного метода (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.);
в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту;
г) пользователи - разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

Согласно формулировке, указанной в Словаре-справочнике по психодиагностике Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова: опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов. Среди опросников можно выделить опросники-анкеты, к которым относят группу опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека называется биографическими опросниками. Наиболее типичные вопросы биографических опросников относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Известны биографические опросники, которые содержат вопросы из опросников интересов.

Личностные опросники – разновидность разработанных в рамках субъективного диагностического подхода опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных личностных опросников обычно считают разработанный Ф. Вудвортсом (1919) “Бланк данных о личности”, предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшее время личностные опросники получили широчайшее распространение в психодиагностических исследованиях. Эти опросники могут быть подразделены на несколько видов:

1. Опросники черт личности - группа опросников, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности в этом случае выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования опросников типологических, такой подход требует группировки личностных признаков, а не самих обследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется по степени выраженности черт. Примером данного вида опросников является “Шестнадцатифакторный личностный опросник” Р. Кэттелла (1950). Факторами, измеряемыми этим опросником, являются (положительный полюс - отрицательный полюс):

аффектотимия (сердечность, доброта) - сизотимия (обособленность, отчуждённость);

высокий интеллект (умный) - низкий интеллект (глупый);

сила “Я” (эмоциональная устойчивость) - слабость “Я” (эмоциональная неустойчивость);

пармия (смелость) - тректия (робость);

премсия (мягкосердечность, нежность) - харрия (суровость, жестокость);

протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость);

аутия (мечтательность) - праксерния (практичность);

искусственность (проницательность, расчётливость) - безыскусственность (наивность, простота);

гипотемия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность);

радикализм (гибкость) - консерватизм (ригидность);

самодостаточность (самостоятельность) - социабельность (зависимость от группы);

контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) - импульсивность (низкий самоконтроль поведения);

фрустрированность (напряжённость) - нефрустрированность (расслабленность).

Вышеперечисленные факторы являются факторами первого порядка. Помимо первичных, в итоге их дальнейшей факторизации были выделены более общие факторы второго порядка. В разных работах представлено от 4 до 8 вторичных факторов. Наиболее важными из них являются “эксвия – инвия” и “тревожность – приспособленность”.

2. Опросники типологические – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Данный подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В данном случае диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усреднённым) типом личности. Примером таких опросников являются личностные опросники Айзенка.

3. Опросники мотивов – группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, которая позволяет установить, на что направлена активность индивидуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения). Помимо этого, существенное значение имеет вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения. В этом случае нередко прибегают к измерению установок. Разработка опросников мотивов в психодиагностике во многом связана с необходимостью оценки влияния фактора “социальной желательности”, имеющего установочную природу и снижающего достоверность данных, получаемых с помощью личностных опросников. К наиболее известным опросникам мотивов относится разработанный А. Эдвардсом “Список личностных предпочтений” (1954), который предназначен для измерения “силы” потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тематической апперцепции тесту. К числу этих потребностей относятся, например, потребности в достижении успеха, уважении, лидерстве и др. “Сила” каждой потребности выражается не в абсолютных величинах, а относительно “силы” других потребностей, т.е. используются личностные показатели. Для изучения роли фактора “социальной желательности” А. Эдвардсом (1957) предложен специальный опросник. Достаточно широко применяются и другие опросники мотивов, например, “Форма по изучению личности” Д. Джексона (1967), опросники А. Мехрабяна (1970) и др.

4. Опросники интересов - группа опросников, предназначенных для измерения интересов. Разработка первых опросников интересов была связана преимущественно с решением достаточно узкой задачи – согласится ли обследуемый на какой-либо конкретный вид деятельности или откажется от него. В дальнейшем данные, полученные с помощью опросников интересов, рассматриваются во взаимосвязи с различными личностными особенностями, более того, в них вводятся личностные шкалы. Одним из наиболее популярных за рубежом опросников интересов является разработанный Э. Стронгом “Бланк профессиональных интересов” (1938 г.). Автором было составлено 400 заданий, сгруппированных в восем рубрик, таких как “профессии”, “школьные предметы”, “развлечения” и др. “Бланк” Э. Стронга выявляет четыре параметра интересов: 1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определённой профессии (той, что касается задания); 2) сходство интересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими; 3) степень зрелости интересов (путём сравнения результатов лиц разного возраста, но с одинаковыми интересами); 4) степень профессиональной подготовки. Теоретической посылкой Э. Стронга явилось предположение о том, что представители отдельных профессиональных групп обладают сходными интересами, пристрастиями, навыками и т.д. Различия можно обнаружить при сравнении ответов на одни и те же вопросы (задания) представителей определённой профессиональной группы с ответами “людей вообще”. Не менее распространены в зарубежных исследованиях опросники интересов, предложенные Г. Кьюдером (1963, 1966). Из них наиболее известны четыре формы А, В, С, Д. В отличие от Стронга, стремившегося установить специфику интересов представителей различных профессиональных групп, Г. Кьюдер прежде всего изучал интересы вообще. Основная задача специалиста, использующего опросники интересов Кьюдера, заключается в установлении интереса обследуемого к достаточно широким областям деятельности, а не к конкретным профессиям. Только форма Д, подобно опроснику Стронга, измеряет степень интереса к определённым профессиям. В 1974 г. опросник был существенно переработан Д. Кемпбеллом и описан под названием “Стронга-Кемпбелла интересов опросник”.

5. Опросники ценностей – группа опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Поэтому опросники ценностей близки опросникам интересов, опросникам установок и опросникам мотивов. К наиболее известным опросникам ценностей относятся опросник Олпорта-Вернона-Линдсея, разработанный на основе теории Э. Шпрангера, и опросник ценности специальностей Д. Сугера, позволяющий получить сведения о том, насколько важна для обследуемого каждая из 45 таких ценностей специальностей, как, например, помощь другим – для психолога, возможность продвижения по службе – для администратора и т.д.

6. Опросники установок – группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки индивидуума в одномерном континууме установок. Начало разработки опросников установок было положено работой Л. Тэрстоуна и Е. Чейва “Измерение установок”, опубликованной в 1929 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.