Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические принципы психодиагностики




Деятельность психодиагноста

Цель психодиагноста – постановка диагноза. Развитие, коррекция, чтобы дать некоторые рекомендации.

Сферы деятельности психодиагноста:

1. Когнитивная (знания психологических теорий, объясняющих структуру и динамику диагностируемого психологического свойства)

2. Эмоционально-коммуникативная (в процессе психодиагностики возникает взаимодействие между психодиагностом и клиентом и оно может влиять на результаты психодиагностики)

3. Практическая (включает в себя весь комплекс методик, которыми должен владеть психодиагност, а так же знания психодиагноста о технологиях проведения психодиагностического обследования)

Существуют универсальные психодиагностические методики, которые могут использоваться как по отношению к взрослым, так и к детям, однако технология проведения психодиагностики обследования со взрослыми и с детьми отличается.

Психодиагност должен уметь проводить психометрический анализ используемых методик для того, чтобы пересчитать нормы, индексы надежности и валидности на соответствие их местной выборки.

Основной проблемой психодиагностики является переход от внешне наблюдаемых диагностических признаков к психодиагностическим категориям или сущности, лежащей за внешне наблюдаемыми признаками. При диагностике особенностей памяти человека, а именно быстроты запоминания, легкости воспроизведения информации, психодиагност может приписывать причины данных внешних проявлений к особенностям концентрации человека. Для решения обозначенной проблемы психодиагносту необходимо в своей деятельности опираться на методологические принципы психодиагностики, разработанные в отечественной психологии Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Львом Семеновичем Выготским, Мясищевым и т.д.

 

 

Принципы психодиагностики:

1. Принцип отражения (психика – форма отражения внешней действительности. Осознание – наивысшая форма отражения)

2. Принцип целостности (человек является сложной многоуровневой самоорганизующейся системой, способной поддерживать себя в состоянии динамического равновесия, генерировать новые структуры и новые формы организации)

3. Принцип единства психического развития и обучения (учебная деятельность создает условия для развития психики, а психика управляет данной учебной деятельностью)

4. Принцип единства сознания и деятельности (наша психика в своем основании содержит процессы интериоризации и экстериоризации: ребенок изначально наблюдая за внешней деятельностью интериоризирует ее операции во внутренний план сознания, сознательно участвует в процессе выполнения этой деятельности во внешнем плане и этот перенос внутреннего плана во внешнюю деятельность – процесс экстериоризации)

5. Принцип диалектического взаимодействия между сущностью и явлением (означает, что разные факты поведения могут в своем основании иметь одну и ту же причину. Один и тот же факт поведения у разных людей может иметь разные причины)

 

В психологии выделяются специфические принципы, которые являются важными для психодиагностики:

1. Принцип жизненной детерминации психологии человека (особенности психологии конкретного человека связаны с уникальностью его жизненного опыта)

2. Парадоксальность психологии человека (человеческий младенец не способен выжить без родителей, так как у него отсутствуют инстинкты, помогающие выжить. Отсутствие инстинктивного поведения у младенца дает широкую возможность для формирования индивидуальных психологических свойств, качеств в процессе обучения)

3. Принцип взаимодействия человека с природной и социальной средой

4. Принцип трансформации свойств человека, качества его личности (некоторые конституциональные свойства человеческого организма имеют прямую связь с качествами его психики и личности)

Специфические принципы психодиагностики:

1. Принцип конкретности (свидетельствует об относительности поставленного психологического диагноза. Результаты психодиагностики могут быть ситуативными. Это зависит от физического состояния человека, от времени и условий проведения психодиагностики, от установок респондента, от внешнего облика психодиагноста и т.д. Так же подразумевает необходимость и достаточность выбранных конкретных психодиагностических методик для определения выраженности конкретных психологических признаков, влияющих на выполнение конкретной деятельности)

2. Принцип ориентации на выявление индивидуальности (свидетельствует об уникальности внутреннего мира человека, его жизненного пути, жизненных установок, предыстории и истории существования и развития, проблемы каждого из клиентов)

3. Принцип безоценочности (свидетельствует о недопустимости диагностического вывода в виде оценочного суждения, такого, как плохая/хорошая память, плохое/хорошее мышление, т.к. любое состояние конкретного психологического фактора или признака может быть целесообразным в контексте выживания человека в конкретной жизненной ситуации)

4. Принцип трансформации взаимодействия человека с реальным окружением (в настоящее время изменения, возникающие в контексте культуры и социальной жизни человека происходят настолько интенсивно, что человек не успевает адаптироваться к этим изменениям, и это может сказываться на особенностях его личности. Поэтому то, что 5 лет назад считалось нормой, в данный момент может не соответствовать настоящему положению дел, и это нужно учитывать в процессе психодиагностики)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.