Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Мировоззрение и эстетическое своеобразие культуры и литературы XVII века




Практическое занятие № 8.

Практическое занятие № 7.

Тема: «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник литературы Древней Руси.

Практическое занятие № 5-6.

План занятия.

I. Время создания и историческая основа «Слова».

II. Жанровое своеобразие «Слова». Концепции Д. С. Лихачева и И. П. Еремина.

III. Композиция и идейно-стилевое своеобразие.

  1. Художественное содержание и роль авторского вступления.
  2. Художественные принципы и стилевые приемы изображения героев и событий в аспекте взаимовлияния фольклорной и литературной традиции. Изобразительно-выразительные средства, система символов и их функционально-смысловая нагрузка на примере анализа основных эпизодов сюжетного повествования:

а) выступление Игоря в поход и первая битва;

б) вторая битва;

в) сон и "золотое" слово Святослава;

г) плач Ярославны;

д) возвращение Игоря из плена.

IV. Сравнительный анализ поэтических переводов «Слова» В.А. Жуковского, Н.А. Заболоцкого – индивидуальное сообщение.

V. Значение «Слова» для истории развития русской литературы – индивидуальное сообщение.

Литература.

1. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. – Л., 1987. Т. 2. – С. 154-227, 263-273, Т. 3 – С. 165-221.

2. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – М., 1978.

3. «Слово о полку Игореве». Комплексные исследования / Под ред. А.Н. Робинсона. – М., 1988.

4. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М.,2000.

5. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1-5. – СПб.,1995.

6. Учебники, тексты, хрестоматии по списку литературы к курсу.

Тема: Культура и литература Древней Руси эпохи второго «южнославянского влияния».

План.

I. Возрождение национальной культуры в постмонгольский период.

II. Эмоционально-экспрессивный стиль в литературе и иконописи.

  1. Художественное своеобразие стиля «плетения словес» в творчестве Епифания Премудрого. Анализ идейно-стилевого содержания «Жития Стефана Пермского» или «Жития Сергия Радонежского» на примере одного из эпизодов агиографического повествования (по выбору студента): 1) рождение и детство Сергия; 2) постриг и начало служения; 3) деяния Сергия, создание монастыря.
  2. Жизнь и творчество Феофана Грека – индивидуальное сообщение.
  3. Принципы русской иконописи в творчестве А. Рублева – индивидуальное сообщение.

Литература.

1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: В 2-х томах. – М.-СПб., 1999. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. – С. 72-91, 356-394.

2. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. – Л., 1987. Т. 2. – С. 273-277; Т. 3 – С. 77-108, 130-141.

3. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.-Л., 1962.

4. Учебники, тексты, хрестоматии по списку литературы к курсу.

План.

I. Общая характеристика эпохи: секуляризация сознание, эволюция средневекового хронотопа, демократизация литературы.

II. Жанровое и идейно-стилевое своеобразие бытовой повести. Анализ одной из них в контексте взаимовлияния фольклорной и литературной традиции: проблематика, особенности героя, композиция, художественно-изобразительные средства («Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне»).

III. Раскол и творчество протопопа Аввакума.

1. Мировоззренческие основания раскола, судьба старообрядчества – инд. сообщение.

2. Жанровое и идейно-стилевое своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Литературное новаторство в области жанра и стиля, система образов и символов.

Литература.

1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: В 2-х томах. – М.-СПб., 1999. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. – С. 116-196.

2. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. – Л., 1987. Т. 1. – С. 171-258, 568-588; Т. 2. – С. 308-342; Т. 3. – С. 141-157.

3. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в литературе Древней Руси. Л., 1984. – С. 59-71.

4. Учебники, тексты, хрестоматии по списку литературы к курсу.

Основные понятия (тезаурус):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.