Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 3 Введение Актуальность темы диссертационного исследования




3 Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из последних тенденций современной правовой науки является изучение проблемы разрешения земельных споров в Российской Федерации. Современная наука и действующее законодательство открыто рассматривают вопросы разрешения земельных споров, признавая земельные споры неотъемлемым элементом земельных отношений.
Подобная ситуация во многом объясняется качественно новым состоянием земельных отношений в России, являющимся показателем проведения глубоких политических, экономических и правовых преобразований в обществе. Земля выступает равнозначным объектом гражданского оборота, служит средством производства и приобретает высокую экономическую ценность. Отношения между правообладателями земельных участков строятся на основе равноправия и свободы осуществления своих субъективных прав в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и охраняемым законом интересам других лиц и не причиняет ущерба окружающей природной среде.
Действующее законодательство содержит гарантии защиты любых оспоренных или нарушенных прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и предусматривает механизмы их реализации. При этом судебная защита в современных условиях является наиболее приемлемой и эффективной формой защиты нарушенных или оспоренных прав, так как судебные органы отличаются самостоятельностью и независимостью по отношению к законодательной и исполнительной власти. Конституция Российской Федерации (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Конституционные гарантии судебной защиты в полной мере находят реализацию и в современном земельном законодательстве. Суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды, наделя-
4
ются особыми полномочиями по разрешению земельных споров и осуществляют деятельность, направленную на определение, восстановление и защиту прав землеобладателей.
Особый научный интерес к проблемам разрешения земельных споров и актуальность избранной темы обусловлены следующими основными причинами:
1. Обновление земельного законодательства, принятие в 2001 году Земельного кодекса РФ явились причинами коренного изменения правового регулирования многих институтов земельного права и, как следствие, изменения судебной практики. Увеличение количества земельных споров, возникновение новых категорий споров, усложнение механизмов их рассмотрения предопределяют необходимость научного изучения проблем в этой области и выработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства, направленных на устранение причин возникновения земельных споров и их эффективное разрешение.
2. С принятием ЗК РФ подход законодателя к проблеме разрешения земельных споров значительно изменился и получил новое содержание. Новый ЗК РФ окончательно закрепил тенденцию перехода от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебно-арбитражной процедуре, которая наметилась со времени принятия Конституции РФ 1993 года. В п. 1 ст. 64 ЗК РФ содержится норма: земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Тем самым ЗК РФ исключил функцию рассмотрения земельных споров из компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, что служит показателем стремления законодателя сформировать наиболее эффективные механизмы разрешения земельных споров.
3. Научное исследование проблем разрешения земельных споров на современном этапе является особенно актуальным в условиях отсутствия разъяснений и рекомендаций высших судебных органов по проблемам единообразного применения законодательства при разрешении земельных споров. Последние обобщения практики разрешения земельных споров, выраженные в постанов-
5
лениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, относятся к периоду до принятия Земельного кодекса РФ.
4. Специфика правового регулирования земельных отношений в России определяет комплексный характер вопросов разрешения земельных споров. Это означает, что при разрешении земельных споров применяются не только нормы земельного, но и гражданского, административного, финансового права и других его отраслей. В связи с этим исследование вопросов разрешения земельных споров позволяет выявить конкретные проблемы применения норм различных отраслей действующего законодательства, и прежде всего земельного. Состояние и работа механизмов разрешения земельных споров являются своеобразным индикатором качества действующего законодательства.
Таким образом, актуальность исследования проблем разрешения земельных споров по законодательству Российской Федерации обусловлена научными изысканиями перспектив дальнейшего совершенствования законодательства, необходимостью детального изучения некоторых аспектов рассмотрения земельных споров в судебных органах, имеющих теоретическое и практическое значение, а также особенностей рассмотрения отдельных категорий земельных споров, важных и одновременно проблемных на современном этапе.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих представителей науки земельного права, занимавшихся проблемами разрешения земельных споров в советский период (Б.В. Ерофеев, Ю.Г. Жариков, И.А. Ико-ницкая, Н.И. Краснов и др.). При подготовке диссертационного исследования использовались также работы известных ученых-юристов в сфере гражданского процессуального права, работы которых посвящены вопросам изучения природы, специфики и содержания споров о праве гражданском (М.А. Гурвич, П.Ф. Елисейкин, И.М. Зайцев, Н.Б. Зейдер, М.Д. Матиевский, Н.А. Чечина, Д.М. Че-чот и др.). Для настоящего диссертационного исследования имели значение и труды ученых дореволюционной России, рассматривавших общие проблемы земельного права (Л.А. Кассо, О.А. Хауке и др.).
6
Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблемы правового регулирования разрешения земельных споров в условиях современных земельных отношений остаются малоизученными. Имеются лишь отдельные исследования (В.М. Дикусар), комментарии по вопросам рассмотрения земельных споров, обзоры и выступления ученых-юристов по этим вопросам в печати (Ю. Андреев, В.М. Дикусар, Н.Н. Осокин, М. Попов, В.И. Романов и др.).
Краткое изложение содержания законодательства о порядке рассмотрения земельных споров традиционно присутствует во многих учебниках и учебных пособиях по земельному праву (С.А. Боголюбов, Н.Н. Веденин, Р.К. Гусев, Б.В. Ерофеев, Н.Д. Казанцев, В.В. Петров, Г.В. Чубуков и др.).
При написании диссертации использовались положения трудов по различным отраслям знаний: общей теории права, земельного, конституционного, гражданского, административного права, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, общей и юридической конфликтологии. Кроме того, были изучены произведения зарубежных ученых, наработки практикующих юристов, архивные и опубликованные материалы судебной практики.
Эмпирическая основа исследования - законодательство дореволюционной и советской России, современное российское и зарубежное законодательство.
Методологической основой диссертационного исследования послужили концептуальные положения общенаучного диалектического метода познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, статистический, комплексного анализа, сравнительного анализа, правового моделирования и правового прогнозирования, формальнологический метод толкования права и иные.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу разрешения земельных споров.
Предмет исследования - теоретические и практические вопросы разрешения земельных споров по законодательству Российской Федерации.
7
Цель исследования. Недостаточность теоретической разработки данной проблемы, практическое значение предмета исследования и необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в этой области определили цель исследования, которая заключается в комплексном и всестороннем анализе земельных споров и практики применения действующего законодательства при их разрешении.
Поставленная цель предопределяет решение следующих задач диссертации:
исследовать основные исторические этапы формирования законодательства Российской Федерации, посвященного механизмам разрешения земельных споров;
сформулировать понятие земельного спора, определить его содержание и специфику;
обобщить классифицирующие признаки земельных споров, провести их анализ;
выявить основные причины возникновения земельных споров на современном этапе и механизмы их устранения;
раскрыть содержание понятия разрешения земельных споров, обосновать преимущества судебной процедуры разрешения земельных споров;
на основе анализа практики применения действующего законодательства судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами при разрешении земельных споров определить основные категории земельных споров, наиболее распространенных в настоящее время на практике, отдельные процессуальные аспекты разрешения земельных споров, проблемы и правила применения норм материального и процессуального права при разрешении земельных споров;
проанализировать практику разрешения споров, связанных с переоформлением юридическими лицами прав на земельные участки в связи с введением в действие нового ЗК РФ, споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, а также споров с участием граждан - собственников земельных долей в
8
праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; выявить их причины и механизмы разрешения;
сформулировать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства, применяемого при разрешении земельных споров.
Научная новизна и достоверность исследования.
Данная диссертация является первым комплексным монографическим исследованием проблем разрешения земельных споров в условиях современных земельных отношений, сложившихся после принятия ЗК РФ 2001 года. Достоверность его результатов обусловлена проведенным анализом законодательства, перспектив его развития, достаточным количеством изученной монографической и специальной литературы.
Личное участие диссертанта в получении научных результатов подтверждается проведенным в рамках исследования обобщением опубликованной и архивной судебной практики по земельным спорам, выборочным изучением дел (в районных судах г. Саратова и Саратовской области) за 2000-2004 годы, а также выработанными предложениями по дополнению и изменению действующего законодательства.
Научная новизна работы находит свое непосредственное выражение в следующих, выносимых на защиту, основных положениях:
1. В результате анализа специфики, структуры, динамики и иных характеристик земельных споров, систематизации различных суждений представителей юридической науки по вопросу формирования определения земельного спора, автор предлагает следующее определение земельного спора.
Земельный спор представляет собой особое правоотношение, регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления при нарушении или оспаривании их субъективных прав на землю, интересов или обязанностей и имеющее своим
9
содержанием взаимные притязания сторон относительно этих субъективных прав, интересов или обязанностей. Указанное определение по своему содержанию является материально-правовым и в отличие от ранее выдвигаемых определений отражает одновременно специфику правового регулирования земельных споров, субъектный состав, специфический предмет спора и его содержание.
2. Понятие «разрешение земельных споров» предлагается определять как деятельность судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов, урегулированную нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, направленную на устранение разногласий между спорящими субъектами, препятствующих реализации субъективных земельных прав и интересов, а также на определение, восстановление нарушенных прав, либо уяснение прав и обязанностей сторонами спора.
3. Обосновывается необходимость внесения изменений в КоАП РФ. Предлагается включить в главу 3 статью 8.81 «Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по целевому назначению». Отсутствие указанного состава не только исключает привлечение к какой-либо ответственности недобросовестных собственников, но и делает невозможным применение специальной земельно-правовой ответственности в виде прекращения права на земельный участок путем его изъятия, закрепленной в ЗК РФ, ГК РФ, в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предлагается следующая формулировка состава: «Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по целевому назначению, причиняющее вред земле как природному объекту, в том числе приводящее к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на
10
должностных лиц - от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда».
4. Предлагается разработать и утвердить постановлением Правительства РФ порядок проведения общественных слушаний в связи с установлением публичных сервитутов на земельные участки. На практике отсутствие правового регулирования данного вопроса нередко выступает основанием игнорирования учета мнения общественности при установлении публичных сервитутов как со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, так и в судебных инстанциях. Устранение таким образом пробела правового регулирования будет способствовать точной реализации положений п. 2 ст. 23 ЗК РФ и выступать дополнительной гарантией законности процедуры установления публичных сервитутов.
5. В п. 2 ст. 64 ЗК РФ рекомендуется внести изменения, соответствующие ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» и изложить его в редакции: «До принятия решения по земельному спору судом общей юрисдикции или арбитражным судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд». В отличие от ныне действующей редакции статьи, предусматривающей возможность передачи земельного спора в третейский суд лишь до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом, предлагаемая формулировка предоставляет сторонам более широкие возможности по передаче дела на рассмотрение третейского суда.
6. Представляется, что на практике сложилась объективная необходимость создания постоянно действующих специализированных третейских судов, разрешающих споры именно в области земельных отношений, а не только в аграрной сфере с включением вопросов оборота земель сельскохозяйственного назначения, как это существует в современной действительности. В связи с этим важное значение имеют развитие законодательства о третейских судах, разработка и совершенствование положений и регламентов постоянно дейст-
11
вующих третейских судов по рассмотрению земельных споров, их научный анализ, создание и поддержка судов.
7. Закрепить в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», что расчет компенсации за земельную долю в составе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства с режимом общей совместной собственности при выходе одного из членов хозяйства, а также при получении компенсации за часть земельного участка хозяйства в порядке наследования производится с учетом рыночной оценки земельных участков. Данное предложение обусловлено различными показателями кадастровой и рыночной стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения в условиях современных земельных отношений. Рыночная стоимость отражает реальную стоимость земли, и на практике во избежание конфликтов в указанных ранее случаях должна применяться именно она.
8. Обосновывается необходимость усиления контроля за государственной регистрацией прав на земельные участки. Предлагается дополнить формулировку ст. 7.1 КоАП РФ положением, устанавливающим административную ответственность за использование земельного участка без правоудостоверяющих документов на землю, предоставив право составления протоколов об этих правонарушениях должностным лицам, осуществляющим контроль за использованием и охраной земель.
Практическая значимость проведенного диссертационного исследования предопределяется актуальностью и новизной рассматриваемых вопросов. Положения диссертационного исследования могут быть использованы в научно-педагогической деятельности: в дальнейших теоретических исследованиях, затрагивающих проблемы разрешения земельных споров; при написании курсовых и дипломных работ; при преподавании курсов «Земельное право Российской Федерации», «Гражданское процессуальное право Российской Федерации», «Арбитражное процессуальное право Российской Федерации»; при составлении комментариев к судебной практике, рекомендаций практикующим юристам. Положения, содержащиеся в работе, могут способствовать совершен-
12
ствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре земельного, сельскохозяйственно-кооперативного и трудового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права».
Основные выводы и положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, нашли отображение в опубликованных автором научных статьях и выступлениях на научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Конституция РФ и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития», посвященной 10-летию Конституции РФ (г. Саратов, 2003), общероссийской научно-практической конференции «Конституционное развитие Российской Федерации: проблемы истории, становления и современности» (г. Энгельс, 2003).
Теоретические положения диссертации используются автором при подготовке лекций и проведении практических занятий со студентами ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» по учебной дисциплине «Земельное право».
Структура диссертационного исследования соответствует поставленным целям и включает в себя: введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и библиографический список использованной литературы.
13 Глава 1. Понятие и виды земельных споров
§ 1. Развитие законодательства по вопросам разрешения земельных споров
Анализируя современное состояние законодательства по вопросу правового регулирования земельных споров, нельзя не обратиться к истории развития земельного законодательства России в этой области. Изучение специфики земельных отношений на различных исторических этапах развития нашего государства, источников права, выявление их позитивных и негативных сторон, позволит наиболее грамотно построить рекомендации по дальнейшему совершенствованию действующих правовых норм.
Историю развития законодательства по вопросу разрешения земельных споров в Российском государстве целесообразно рассматривать по трем важнейшим этапам: период до событий 17 года XX века; советский период; период современных земельных преобразований: с начала 90-х г.г. XX века - по настоящее время.
Земельным вопросам практически на всех этапах исторического развития Российского государства уделялось много внимания. Однако, лишь отдельные нормативные акты дореволюционного времени содержат нормы, каким-либо образом регламентирующие порядок разрешения земельных споров. Нормы, посвященные земельному процессу и процедуре разрешения земельных споров, можно выявить в одном из первых русских писаных источников - Новгородской Судной грамоте. В ст.24 грамоты определялась процедура отсрочки в процессе о земле. Могла быть дана лишь одна отсрочка (три недели), причем она оформлялась специальной срочной грамотой, утвержденной печатью посредника. Отсрочка могла быть взята по договору с другой стороны и с согласия су-
14
да, который выдавал срочную грамоту с печатью. Если же сторона не оформит эту грамоту, то дело должно быть рассмотрено без отсрочки1.
В Псковской Судной грамоте в ст. 106 рассматривался спор о земле или о пчелиных угодьях между сябрами и лицом, купившем участки земли или леса с пчелиными угодьями. Законодатель предписывал решать такие споры в присутствии всех сябров перед господью. Межники должны были разграничить участки сябров и купленный участок, и после присяги покупателя ему выдавалось судебное решение о праве собственности на купленный участок. Так разрешался спор и решение доводилось до сведения каждого заинтересованного лица2.
Судебник 1497 года содержал две статьи, относящиеся к вопросам разрешения земельных споров ст.62 «О межах» и ст. 63 «О землях суд»3. В первой предусматривалась ответственность за порчу межевых знаков, во второй - срок давности по земельным искам. Впервые устанавливалось два срока, чего не знал ни один прежний закон: трехлетний срок давности для частных лиц и шестилетний срок по земельным спорам, в которых иск направлен на изъятие у неправомочного владельца великокняжеской земли. В случае подачи иска срок исковой давности приостанавливался, а земли до разрешения спорного вопроса судом передавались под наблюдение пристава.
В Судебнике 1550 года сохранились установленные в ст. 63 Судебника 1497 года сроки давности по земельным искам, однако появились нормы, изменяющие порядок судопроизводства по земельным делам. Прежде суды для рассмотрения земельных тяжб состояли из доверенных с каждой стороны лиц и решали вопросы о границах владений. Свидетелями являлись старожильцы, которые приносили своеобразную форму присяги. В ст. 84 Судебника предлагалось приказным людям, боярам и даже государю, т.е. всем центральным судеб-
1 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков в девяти тома / Под общей ред. О.И. Чистякова. Т. 1. Законодательство Древней Руси / Под ред. В.Л. Янина. М., 1984. С. 316.
2 Там же. С. 382.
3 См.: Судебники Русского государства /Под ред. Н.М. Добротвора. Горький, 1939. С. 20-21.
15
ным органам, посылать не двух, а лишь одного судью, и не по желанию сторон, а по выбору судебных органов1.
В Соборном Уложении 1649 года указывалось, что свидетельские показания по земельным спорам (особенно в части доказательства права собственности) по степени приоритетности уступают документальной обоснованности права землевладения.
При этом документальное оформление прав на землю, представляло собой сложный комплекс юридических действий. Пожалование как одно из правовых оснований для владения землей заключалось в выдаче пожалованной грамоты, составлении справки, то есть записи в приказной книге определённых сведений о наделяемом лице, на которых обосновывалось его право на землю, обыске, проводимом по просьбе наделяемого землёй и заключавшемся в установлении факта действительной незанятости передаваемой земли, вводе во владение, заключавшемся в публичном отмере земли, проводимом в присутствии местных жителей и сторонних людей. Другими основаниями приобретения прав на землю выступали наследование и купля-продажа.
В Уложении Алексея Михайловича в ст. 213 гл. X закреплялось понятие права землевладения и указывалось, что носители этого права защищаются судом от насилия и захвата, если их правомочия могут быть доказаны установленным порядком2.
Значительные преобразования в области регулирования земельных отношений в России произошли в XVIII веке. Государство стремилось к установлению правильных вотчинных отношений, окончательному разграничению казенных от частных владений. С этой целью было принято решение о проведении государственного межевания - генерального, устанавливающего границы между государственными и частными владениями, и специального, определяющего границы частных участков в рамках округов. Особенно активно и успешно межевание развивалось в период царствования Екатерины II. Была раз-
1 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков в девяти томах / Под общей ред. О.И. Чистякова. Т. 2. Законодательство периода укрепления Русского централизованного государства / Под ред. А.Д. Горского. М., 1985. С. 165.
2 См.: Кассо Л.А. Русское поземельное право. М., 1906. С. 48.
16
работана целая система межевых законов: Манифест 1765 года, Межевая инструкция 1776 года и др., позднее был принят кодифицированный акт - Свод законов межевых.
Учреждался межевой суд по генеральному межеванию. Он принадлежал: Межевому департаменту Сената, как высшей ступени; Межевой канцелярии, второй ступени; и Межевым конторам, первой ступени. По специальному межеванию судебное разбирательство поручалось судебным установлениям, образованным и действующим на основании Судебных уставов и правил об обустройстве судебной части и производстве судебных дел в местностях, в которых введено Положение о Земских участковых начальниках1.
В Уставе о судопроизводстве и взысканиях межевых2 определялась процедура разрешения межевых споров, включая положения о «межевых обысках», сроках, доказательствах по межевым делам и спорам, процедуре рассмотрения отдельных видов споров, исполнении решений, порядке апеляцион-ного обжалования и т.д.
Учреждение о губерниях 1775 года наряду с исками о собственности, предъявляемыми в уездных судах, знало особое производство (ст. 243) «для ограждения всякого обладания от нарушения или отнятия». Насильственное завладение землей каралось уголовным правом, согласно Уставу благочиния 1782 года, но, кроме того, потерпевший имел право просить исправника, как первого заседателя Земского Суда, о восстановлении обладания, и лишь на том основании, что последнее было нарушено3.
Большое значение в сфере преобразований земельных отношений России имела реформа 19 февраля 1861 года. Она заключалась в отмене крепостной зависимости, поземельном устройстве владельческих крестьян и в устройстве особого крестьянского управления. Из состава помещичьих имений крестьянам были отведены постоянные наделы за определенные повинности. В целях управления и суда крестьяне были соединены в особые самоуправляющиеся
1 См.: Свод законов Российской Империи в 16 томах /Составитель A.M. Нюренберг. М., 1910. Книга третья. Т. 10. ч. 2. Свод законов межевых. Издание 1893 г. С. 2.
2 Там же. С. 75-110.
3 См.: Кассо Л.А. Русское поземельное право. М., 1906. С. 48.
17
общества, сельские и волостные. Управление земельными делами перешло в ведение особого «земельного, селенного» общества.
Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, от 19 февраля 1861 года учреждалось особое заведование крестьянскими делами, возложенное на мировых посредников, в качестве первой, участковой инстанции, уездные мировые съезды, в качестве уездной инстанции, и губернские по крестьянским делам присутствия, в качестве губернской инстанции. Задачей этого управления было поставлено: исполнение поземельного устройства крестьян, разбор притязаний, возникших из отношений временно-обязанных крестьян к помещикам, разрешение целого ряда крестьянских дел. Кроме того, на первых порах на мировых посредников было возложено и разрешение некоторых судебных дел, не вытекающих из временно-обязательных отношений1.
Другим источником права, содержащим положения, посвященные разрешению земельных споров, явился Указ П.А. Столыпина «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года. Проводимая П.А. Столыпиным аграрная реформа была направлена на переход от преимущественно права общей собственности на землю среди крестьян (общинное землевладение) к праву личной собственности главы хозяйства. Согласно реформе, крестьянин мог выйти из общины, получив участок земли в личную собственность и сохранив за собой право пользования общинными угодьями. Указом утверждалась процессуальная форма выделения крестьянина из общины: заявление о выделе земли доводилось через старосту до сельского общества, которое большинством голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину участок. Споры, связанные с нарезкой земли бывшим общинникам в частную собственность, разрешали уездные земельные комиссии во главе с земскими начальниками.
Устав гражданского судопроизводства 1892 года устанавливал нормы о защите права землевладения от таких нарушений как, например, скошение тра-
См.: Хауке О.А. Крестьянское земельное право. Труды общества межевых инженеров. М., 1914. Вып. 5. С. 13.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.