Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родник творчества




 

[19]Рассказ о Сергеевой Антонине Павлиновне мы приводим от первого лица, вот он:

Сергеева (Нутрихина) Антонина Павлиновна (родилась 19 июля 1969 года в деревне Полдарса). В 1986 году закончила Полдарскую среднюю школу и поступила в Череповецкий государственный педагогический институт имени А. В. Луначарского на факультет педагогики и методики начального обучения. После его окончания в 1991 году работала в Полдарской средней школе. Было распределение в августе в РОНО. Тогда директором школы была Нутрихина Раиса Ивановна. Она предложила мне поработать два года не по специальности, так как не было места учителя начальных классов, а потом перейти по возможности на начальные классы.

 

Кружится тихонько листва,

Ветки качаются,

В школу педагогам пора.

Лето кончается.

 

Сделать вам, друзья, предстоит

Больше, чем сделано.

Кто же это там говорит:

Молодо – зелено?

 

Начинаете школьный свой путь

В школе вы Полдарской,

Опыт не обделит и вас.

Желанья исполнятся.

 

Ясно, будет трудно пока,

Вы не отчаивайтесь.

Мы вам всем поможем всегда,

Не надо печалиться.

 

Эту песню пели на вечере к Дню учителя, когда я начала работать. (1991 год) Сочиняла Наумова Т. А.

С 15 августа 1991 года я начала работу в Полдарской средней школе в качестве учителя русского языка и литературы. У меня были уроки русского языка и литературы в 2-х 5-х классах и литература в 6-ом и классное руководство в одном из 5-х классов (5б). Учились мы тогда в старой школе. Класс был трудным - в 5 классе пришли 5 мальчишек с Сухонского. С ними было трудно и в учебе, и с дисциплиной. Внеклассная работа тогда велась в виде КТД (коллективных творческих дел): определялась тема четверти, каждый класс всю четверть готовился к итоговому мероприятию. Была четверть, посвященная разным странам, - Робинзонада. Каждый класс выбирал страну (у нас была Франция), изучал ее в течение четверти и готовил ее представление. В конце четверти проходил общешкольный праздник в клубе. Вели праздник Робинзон и Пятница, ими были директор Каменский Н. Н. и завуч Рябков С. Ю. Каждый класс с 1-го по 11-й представлял свою страну. Аналогично проводились КТД по профессиям, по школьным предметам. Моим ребятам нравилось участвовать в КТД, а больше всего запомнился общешкольный праздник, ведь в этот день не было уроков. Ребята были легкими на подъем, много придумывали, готовились к разным мероприятиям с удовольствием, часто после уроков оставались, чтобы прорепетировать, нарисовать, оформить что- то.

Еще тогда сами ребята мыли пол в своем классе. Если не ошибаюсь, то с 6-го класса. Вот это был ужас! Доска не промывалась, на полу оставались разводы (сменной обуви не носили), далеко не каждый был мастером по мытью полов (это в 11-12 лет) в таких масштабах. Да еще и оценки ставили каждый день за уборку класса.

На уроках были популярны различные брейн – ринги, КВНы, клубы знатоков.

Очень активно готовились к Новому году не только дети, но и учителя. Они принимали участие в новогодних представлениях вместе с учениками: выступали в роли сказочных героев. И мы иногда проводили по три елки в день, выступая для каждой возрастной группы.

 

Новогодние представления (фото 1987 год) На елке (фото 1987 год)

 

В среднем звене я проработала два года. Потом перешла на начальные классы. Сначала доводила 3-ий класс после Наумовой Т. А. (она ушла в декрет) В 1992 году набрала свой 1-ый класс и учила полтора года, от них ушла в декрет. Вернулась к ним в 3-ем классе. Занимались в старом интернате. В столовую ходили в большую школу. Зимой в здании интерната было очень холодно. Иногда приходили на уроки и сами топили печь, чтоб не замерзнуть. Уроки шли в две смены, так как в большой школе места не хватало всем, а маленькие здания были снесены, потому что начали строить новую школу.

90-е годы отличались свободой для творчества на уроках. Появлялась множество разных методик, педагогов – новаторов. Очень свободно было с ведением журналов, тематическим планированием. Журналы проверяли один раз в четверть, жестких норм по записям не было. Не считали количество часов по темам, количество практических, лабораторных, контрольных работ, число стихов, выученных наизусть. В профессиональных журналах печаталось примерное тематическое планирование. Учитель мог сам взять на какую – то тему больше часов, где – то меньше. Это разрешалось.

Было много разных учебников в школьной библиотеке. Разрешалось учителю выбирать самому комплект учебников, можно было взять учебники других программ. У нас в школе преподавание велось только по традиционной системе, но в библиотеке были учебники и других программ: «Русский язык» Поляковой, учебник по чтению «Живое слово», и учителя пользовались этими учебниками. Содержание программ не менялось многие годы. И это давало возможность накапливать методические разработки, материал по темам и отдельным урокам.

О здоровьесберегающих технологиях тогда говорили мало. Они заключались в физминутках 1-ом классе. Но с середины 90-х уже включались развивающие задания, задания различной степени сложности, задания повышенной сложности на контрольных работах.

В то время проще относились к такому этапу урока как целеполагание. Тему урока объявлял сам учитель. Детей не привлекали к формулированию темы и целей урока. Цели урока учитель прописывал в конспекте урока.

На уроках активно использовались сказочные герои, игры, путешествия, сказочные сюжеты и различные «развлекалочки», что, несомненно, повышало интерес к знаниям, ребята хотели учиться. Очень быстро читали мои ребята.

Был в то время еще один предмет ОПТ: общественно – полезный труд. Каждый класс должен был на неделе отработать два часа ОПТ.

Школа топилась дровами. Каждую зиму к школе возили дрова. А школьники до лета потом занимались разделкой дров. Старшеклассники кололи и укладывали, младшие укладывали, носили, убирали территорию. Учителя летом тоже отрабатывали на дровах.

Следующий свой выпуск я набирала в период строительства новой школы. Старая школа была в аварийном состоянии, в ней учиться было нельзя, новая – была еще не достроена. Учиться было негде. В этот год 1 сентября у нас была линейка у школы и лесной урок в аллее памятника. Потом не учились две недели. В 1-ом классе учились в интернате, а со 2-ого класса перешли в детский сад. Там были оборудованы два класса. Хотя новую школу уже открыли, но нам там места не хватало

Ребята были разные: послушные и не очень, старательные и ленивые, способные и так себе. Сейчас плохое не вспоминается. Помню, что все были активные, любили выступать, готовить что–нибудь к праздникам, много пели, танцевали к мероприятиям. Каждый год весной ходили в поход. Я не боялась с ними идти одна, так как ни о каких вопросах дисциплины в походе речи не было. Все были вместе, рядом, никто не вредничал.

В конце 90-х серьезнее стали относиться к документации, журналам, выполнению программы. Последние два года я вела историю и граждановедение в 5-х, 6-х, 7-х классах и уроки труда в начальных классах. Была классным руководителем в 5б и 6б, т. е. у своих бывших учеников начальной школы.

Кроме уроков и внеклассной работы, учителя принимали активное участие в жизни поселка:

- участвовали в концерте ко Дню работников лесного хозяйства (помню, танцевали кадриль);

- хор учителей выступал в клубе к 9 Мая;

- команда учителей участвовала в КВНе (инициатива проведения КВНа шла от учителей).

Очень интересной была профсоюзная жизнь. Наверное, до середины 90-х с размахом отмечался день учителя: в школьной столовой, все с мужьями и женами, интересная программа.

Так же готовились к Новому году, 23 февраля, 8 Марта. Всегда от профкома поздравление и программа. Пересочиняли песни, переодевались. Было весело и интересно. И хотя были тяжелые времена (по несколько месяцев не платили зарплату или учились в разных концах поселка), мы собирались вечерами в школе, что – то сочиняли, придумывали.

 

Выступление группы «Унесенные ветром» (фото 1997 год) День учителя (фото 1997 год)

 

С размахом отмечали открытие новой школы. Была очень интересная программа, вспомнили весь путь от старой до новой школы: как строилась и все трудности, не забыли и строителей.

Помню, как поздравляли ветеранов – ходили к Андреевой Г. Д. и Марковой Г. М. домой, поздравляли с юбилеем. Ходили после уроков, сидели на кухне, как – то все было тепло и душевно, по – домашнему. Гранислава Дмитриевна угощала нас ватрушками с творогом и приговаривала: «Вы ешьте, девочки, ешьте, вы из профкома». Позднее стали красочно с фотографиями и подписями оформлять альбомы юбилярам – работникам школы. Люди были благодарны нам.

Каждый год организовывали профсоюзную елку для детей работников школы, старались придумать что-то новое, более увлекательное. Однажды, уже в новой школе, проводили елку в виде игры по станциям. В разных кабинетах сидели сказочные герои, а дети по группам обходили станции с маршрутными листами. А потом собирались в кабинете, где и встречали Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз и Снегурочка разносили подарки детям по домам.

В непростые 90-е годы сложился ансамбль «Унесенные ветром». Она помогала с юмором переживать тяжелые будни, сплотила, сдружила коллектив.

Я проработала в Полдарской школе 11 лет. Это все 90-е годы. Именно здесь я стала учителем. Всегда с удовольствием вспоминаю эти годы и людей, с которыми работала. Удивляюсь, сколько было в нас энергии, жизнелюбия, трудолюбия, ведь никто тогда не говорил: «За это мне не платят». Переехав в Великий Устюг, я осталась верна своему призванию, работаю учителем начальных классов в школе № 1 города.

(Мемуары о работе в Полдарской средней школе в 80-е, 90-е годы Сергеевой А.П.)

 

В архивных документах мы нашли список работников школы, где значатся 33 работающих учителя. За двадцатилетний период в школе проработало больше сотни учителей. К сожалению, не о каждом мы смогли рассказать здесь. В небольшом воспоминании выпускницы 1984 года Новинской (Буслаковой) Татьяны мы находим упоминания о Зеновской Неониль Павловне, учителе истории, и об учителе математики и руководителе танцевального кружка Пухове Владимире Юрьевиче, которые оставили заметный след в истории нашей школы.

[20]Новинская (Буслакова) Татьяна Геннадьевна. «Классный руководитель Неониль Павловна Зеновская(4-8 класс), учитель строгий, но всё - равно, очень нравилась, а с 9-10 кл. Татьяна Анатольевна Наумова, весёлый, жизнерадостный учитель. В классе было 23 человека, очень дружные. Часто участвовали в соревнованиях, спортивных играх. Были тимуровцами, помогали старичкам.... Принимали участие в субботниках, заготавливали дрова для школы. По путёвке (классом) ездили в г. Николаев, г. Каховка и г. Херсон. В школе был танцевальный кружок (7 кл.), вёл его Владимир Юрьевич Пухов. Один раз приготовили мальчикам подарок к 23 февраля, концерт, который провели на Прилуках в клубе. Запомнилась интересная сценка про службу в армии, девочки нарядились солдатами». (Запись воспоминаний Новинской (Буслаковой) Т.Г. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 12. 01.12)

 

Заключение

Выполняя исследовательскую работу, мы изучили материал по истории перестройки (80 годы) и 90-х годов XX века. Краткая характеристика этого времени содержится в начале исследования. У нас получился групповой портрет учителей Полдарской средней школы, которые работали тогда. Через интервью и мемуарные воспоминания перед нами предстали люди творческие, ищущие, с активной жизненной позицией, которые во все времена жили по закону внутри нас – это наша совесть. Обобщая педагогический опыт учителей, мы можем смело сказать, что они не только учили читать, считать, применяя новейшие методики, но и, отдавая детям свое сердце, воспитывали их настоящими гражданами и патриотами своей страны. Ни один урок одного учителя не похож на другой, и любой ученик получал здесь крепкие знания, путевку в жизнь, каждого научили работать, не останавливаться на достигнутом. Как много было проведено разнообразных внеклассных мероприятий, на которых гостями были и родители, и поселковая общественность. Школа бережно хранила свои традиции в учебно-воспитательной работе. Благодарные ученики с уважением отзываются об учителях, шлют им свои письма.

Мы, авторы исследования хотим сказать всем учителям, работавшим и работающим в нашей школе, слова благодарности: пусть никогда не покидает вас желание творить и побуждать к творчеству, пусть каждый день приносит нам, вашим ученикам, счастье познания. Пусть через учительское слово красота и доброта входят в ребячьи сердца.

Никакие перемены в политической жизни страны, никакие бытовые трудности не помешали и не могут помешать работе учителя. И этому яркий пример творчество наших учителей 80-е – 90-е годы XX века.

 

Ссылки:

 

1. Запись воспоминаний Костоломовой Д.П.., сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 30. 10. 11.

2. Запись воспоминаний Старковской Н.В. сделана Бычихиной О.В., Вопиловской А., Сырниковой Ю. 20. 11. 11.

3. Запись воспоминаний Сырниковой (Трудовой) Ларисы, Селяниной (Старковской) Натальи, Пожарищенской Светланы сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 25. 11. 11.

4. Запись воспоминаний Старковского В.А. сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 05. 11. 11

5. Запись воспоминаний Черемисиной Г.А.. сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А. 15. 11. 11.

6. Запись воспоминаний Поповой Н.М. сделана Вопиловской А., Бычихиной О.В. 15. 12. 11.

7. Запись воспоминаний Тетериной Л.В.. сделана Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А. 10. 11. 11.

8. Запись воспоминаний Наумовой Т.А.. сделана Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А., Бычихиной О.В.. Вопиловской А. 01. 11. 11.

9. Запись воспоминаний Тчанникова М.А.. сделана Сырниковой Ю., Бычихиной О.В., Некипеловой Е.А. 09. 12. 11.

10. Запись воспоминаний Худяковой О.Н. сделана Срниковой Ю. 19.01. 12.

11. Запись воспоминаний Рожиной Н.Г. сделана Сырниковой Ю., Бычихиной О.В., Вопиловской А. 09. 11. 11

12. Запись воспоминаний Тчанниковой А.А.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 19. 11. 11.

13. Запись воспоминаний Новинской (Ширяевой) А.В. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 19.01.12.

14. Запись воспоминаний Сырниковой Л.И.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 09. 11. 11.

15. Запись воспоминаний Андреевой Н.Л. сделана Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А., Бычихиной О.В.. Вопиловской А. 03. 11. 11.

16. Запись воспоминаний Каменского Н.Н.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 03. 11.11.

17. Запись воспоминаний Каменской Н.В. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 03. 01.12.

18. Запись воспоминаний Живаевой Т.А.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 10. 01.12.

19. Мемуары о работе в Полдарской средней школе в 80-е, 90-е годы Сергеевой А.П.

20. Запись воспоминаний Новинской (Буслаковой) Т.Г. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 12. 01.12.

 

Литература

1. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. / Сост. М.Е. Гловацкий. - М., 1995.

2. История России с древности до наших дней. / Под ред. М.Н. Зуева. - М., 1995.

3. История Росcии IX-XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - Санкт-Петербург: Нева, 1996. С. 604.

Альбом приложений:

Копии:

песни из репертуара группы «Унесенные ветром»:

· поздравление учителей-мужчин с праздником 23 февраля;

· московские частушки (1992 год), появились после поездки учителей в Москву;

· приветствие и выступление команды учителей на КВНе.

· Фотодокументы.

· Ксерокопии документов из архива Полдарской средней школы:

· Анализ воспитательной работы Полдарской школы 1997-1998 учебный год;

· Анализ работы Полдарской средней школы в 1998-99 учебном году;

· Ходатайство об установке в школе телефонов АТС;

· Обращение учителей и родителей Губернатору, Главе администрации г. Великий Устюг от учителей и родителей по вопросу строительства новой школы;

· Обращение родителей в народный суд г. Великий Устюг по вопросу строительства школы;

· Приказ о поощрении учащихся школы от11.05.99 г.;

· Список работников школы 1987 год;

· Копии трудовых книжек учителей Полдарской средней школы Каменского Н.Н., Наумовой Т.А.

4. Ксерокопии работ школьников о жизни классного коллектива из архива учителей начальных классов (1993 г.)

 


[1] Запись воспоминаний Костоломовой Д.П.., сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 30. 10. 11.)

[2] Запись воспоминаний Старковской Н.В., сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 20.11.11.

[3] Запись воспоминаний Сырниковой (Трудовой) Ларисы, Селяниной (Старковской) Натальи, Пожарищенской Светланы сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 25. 11. 11

[4]Запись воспоминаний Старковского В.А. сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 05.11.11.

[5] Запись воспоминаний Черемисиной Г.А.. сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А. 15. 11. 11.

[6] Запись воспоминаний Поповой Н.М.. сделана Вопиловской А, Бычихиной О.В. 15. 12. 11.

[7] Запись воспоминаний Тетериной Л.В.. сделана Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А. 10. 11. 11.

[8] Запись воспоминаний Наумовой Т.А.. сделана Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А., Бычихиной О.В.. Вопиловской А. 01. 11. 11.

[9] Запись воспоминаний Тчанникова М.А.. сделана Сырниковой Ю., Бычихиной О.В., Некипеловой Е.А. 09. 12. 11

[10] Запись воспоминаний Худяковой О.Н. сделана Сырниковой Ю. 19. 01. 12.

[11] Запись воспоминаний Рожиной Н.Г. сделана Сырниковой Ю., Бычихиной О.В., Вопиловской А. 09. 11. 11.

 

[12]Запись воспоминаний Тчанниковой А.А.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 19.11.11.

[13] Запись воспоминаний Новинской (Ширяевой) А.В. сделана Вопиловской А, Сырниковой Ю. 19.01 12.

[14]Запись воспоминаний Сырниковой Л.И.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 09.11.11.

[15] Запись воспоминаний Андреевой Н.Л. сделана Сырниковой Ю., Некипеловой Е.А., Бычихиной О.В.. Вопиловской А. 03. 11. 11.

 

[16] Запись воспоминаний Каменского Н.Н.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 03. 11.11.

[17] Запись воспоминаний Каменской Н.В... сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 03. 01.12.

 

[18] Запись воспоминаний Живаевой Т.А.. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 10. 01.12

[19] Мемуары о работе в Полдарской средней школе Сергеевой А.П.

[20] Запись воспоминаний Новинской (Буслаковой) Т.Г. сделана Сырниковой Ю., Вопиловской А. 12. 01.12

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.