КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура России 1991 – 2003 г
Происходящие в культуре и 90-е гг. изменения явились следствием отказа от государственного регулирования этой сферы общественной жизни. Положительными моментами этого процесса стал отказ от государственной идеологии, цензуры, обретение подлинной свободы творчества. Но одновременно резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично - театров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактически лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино. Наиболее драматичными для духовной жизни постсоветской России стали 1992- 1993 гг. В этот период сократились до минимума все сферы научной и интеллектуально-художественной деятельности: фактически прекратился выпуск научной и классической литературы, остановилось производство отечественных кинофильмов, замерла театральная жизнь из-за оттока зрителей, упала престижность высшего образования. Резкое сокращение государственных дотаций привело к уходу в коммерцию только за эти годы порядка 300 тыс. научных и технических работников в основном из оборонной сферы. Конверсия оборонной отрасли обернулась фактически разорением наиболее наукоемких отраслей военной промышленности, которые долгое время обеспечивали стратегический военный паритет нашей страны с США. 3а рубеж только в 1992 г. уехало около 3,5 тыс. научных работников, в основном физиков-ядерщиков. В течение всех 90-х гг. отток высококвалифицированных специалистов из России на 3апад не уменьшался, что резко ослабило интеллектуальный потенциал страны. Кроме того, российская интеллигенция оказалась расколотой на два противоположных лагеря по мировоззренческим позициям. Часть интеллигенции сохранила верность идеалам социализма, коллективизма и социальной справедливости, национальной самобытности и государственности. Другая часть отдала приоритет идеям антикоммунизма, незыблемости частной собственности, индивидуализма, западным стандартам культуры. В 90-е гг. происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство - искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей. Несмотря на все трудности, на достаточно высоком уровне находится российская система образования. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата диплома, лицензирование частной образовательной деятельности). Средняя и высшая школа, как могли, приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения (за исключением крупных промышленных центров, сырьевых регионов и столиц). Особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. В начале 1990-х гг. школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множества скоропалительно составленных учебников, программ, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталась только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровневую. Все эти действия являлись шагом назад по сравнению с ситуацией конца 1980-х гг. В середине 1990-к гг. потребовалось введение общеобразовательных государственных стандартов, включающих в себя обязательный федеральный и региональный минимумы учебных предметов в школьных программах. Новая редакция закона «Об образовании» в январе 1996 г. закрепила полное среднее образование в качестве общедоступного и бесплатного. Однако, вследствие крайне низкой оплаты труда учителям, которая и выплачивается не вовремя, в 1990-е гг, начался и продолжается массовый отток педагогических кадров из школ. В итоге российская школа в начале XXI в. испытывает огромный кадровый голод, который особенно ощутим в глубинке и регионах, где местные власти не могут доплачивать работникам образования. В бюджеты 1990-х гг. периодически закладывалось недофинансирование образовательных учреждений. Положительным моментом в системе среднего образования явилось проведение с начала 1990-х гг. всероссийского (и соответственно подобных на местах) конкурсов «Учитель года», победитель которых определяется по результатам открытых уроков. Несмотря на тяжелое положение в системе образования в конце 1990-х гг. возрос престиж высшего образования, увеличились конкурсы в вузы, старшие классы престижных школ. Во многих средних учебных заведениях появились профильные классы, с углубленным изучением отдельных дисциплин. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желающих получить второе высшее образование, аспирантура частично также стала платной. В вузах в качестве вступительных экзаменов проводится эксперимент с единым государственным экзаменом, который предусматривает засчитывать выпускные экзамены в школах в качестве вступительных в вузы. В этом случае потенциальный абитуриент может подавать свои документы сразу в несколько учебных заведений и быть зачисленным в тот, где его документы прошли конкурсную комиссию. В России в 1990-е гг. появилось большое количество частных учебных заведений, рассчитанных на достаточно состоятельных людей. Частные вузы в основном специализируются на экономических, юридических и психологических специальностях и привлекают, прежде всего, сокращенными сроками обучения. С августа 1996 г. для частных вузов предусмотрена система государственной аккредитации. В научно-техническом плане Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-хгг. обусловлен двумя причинами. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки -- примерно в 20 раз по сравнению с 80-ми гг. В среднем расходы на науку предусмотрены в размере 2,6-2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Очевидна тенденция к свертыванию инновационного потенциала. Конкурсы на получение грантов не выправляют положения, а подкармливают лишь часть одних и тех же научных работников, прежде всего из Москвы. Лишь очень немногие научные коллективы смогли приспособиться к рыночным условиям, организовав собственное производство технических новинок или находя покупателей за границей. Во - вторых, отсутствие государственной стратегии науки, что выразилось в сохраняющейся устаревшей системе ее организации. Появилась масса академий, в том числе и на общественных началах, которые присуждают звания академиков за установленный ими денежный взнос практически каждому желающему, а также деятелям высшей школы, которые не в состоянии получить звания академика своего отделения РАН (прежде всего это руководящий состав региональных вузов). Отсутствие государственного управления и контроля науки привело к тяжелой растрате научного потенциала «утечке мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры. Число работающих ученых в сфере науки сократилось за 1990-е гг. с 4,2% до 2,5% от общего числа занятых в национальной экономике. Исследовательская и приборная база российской науки, которая соответствует мировому уровню, составляет по оснащенности 26% от оснащения мировых научных учреждений. В итоге только примерно 10% российских научных работ являются конкурентно способными на мировом рынке научной продукции. В искусстве 1990-е гг. породили несколько новых тенденций. Во-первых, российская культура оказалась свободной для творчества, открыта для мира. Итогом стало включение в нее всех художественных форм и стилей. В театре продолжали работать старейшины советского театра О. Ефремов, В. Плучек, М. Захаров. Режиссерами новой волны можно назвать В. Фокина, П. Фоменко, К. Райкина, Р. Виктюка, в музыкальном театре - В. Гергиева. Мировую известность приобрели певцы Д. Хворостовский, Н. Басков, ансамбль «Виртуозы Москвы». На западный рынок стали проникать российские ленты Н. Михалкова, С. Бодрова, Е. Сокурова. В 1995 г. фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» получил премию «Оскар» американской академии киноискусства как лучший зарубежный фильм года. Во-вторых, распались творческие союзы (кроме Союза театральных деятелей). Творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществлялось в 1990-е гг. в ходе организованных на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок. Так, в литературе присуждается премия для молодых, талантливых авторов «Малый Букер», проводятся ежегодные кинофестивали «Кинотавр» и «Киношок», фестиваль телевизионных программ «Бархатный сезон» (с 1993), выставка-конкурс графического дизайна «Золотая пчела». С 1995 г. проводится всероссийский театральный конкурс «3олотая маска», определяющий победителей по 21 номинации и другие. В-третьих, непосредственно в сфере художественной культуры наиболее полно заработали рыночные механизмы регулирования. Процесс этот стал регулировать потребитель, что позволило преодолеть к середине 1990-х гг. излишнюю политизированность российской культуры. Одновременно это привело к коммерциализации искусства. Следуя за массовым потребителем, российское искусство резко снизило свой художественный уровень, переориентировавшись на наиболее низкие в эстетическом уровне западные стандарты: сериалы, разнообразные шоу, боевики, мистику, насилие, порнографию. Особенно в этом преуспело телевидение. Это также широкой. волной охватило и книжный рынок. В бедственном положении оказались музеи, особенно провинциальные, финансирование которых было прекращено. Государство поддерживает искусство в основном тогда, когда речь идет об организации массовых юбилейных торжеств (50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 300-летие города Санкт-Петербурга). Выделялись средства на восстановление храма Христа Спасителя, монументальную скульптуру. Можно выделить обелиск Победы и многофигурную композицию«Трагедия народов» на Поклонной горе в Москве, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади и монумент Николаю II в подмосковном селе Тайнинское (взорван 1 апреля 1997 г.. неизвестными). Однако художественные достоинства ряда скульптурных композиций в частности таких известных и финансируемых авторов как М. Шемякин и 3. Церетели вызывают у большинства ценителей скульптуры сомнения. Отрадным фактом в 1990-е гг. стала деятельность Русской православной церкви по восстановлению храмов и монастырей - оплотов духовности в стране. Особенно в небольших городах и селениях, где в целом больше потеряли, чем получили что-либо в годы реформ. С 1996 г. в администрации Президента работает инициативная специальная группа по разработке новой общенациональной идеологии, которая бы объединила всех россиян и культура играет здесь не последнюю роль.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 5489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |