Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды магистерской диссертации. Отличительные особенности магистерской диссертации




Отличительные особенности магистерской диссертации

Требования к магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу, выполняемую магистрантом самостоятельно под руководством научного руководителя. Магистерская диссертация должна содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно выявлять и формулировать актуальные проблемы, формировать программу научных исследований для решения этих проблем, проводить поиск, сбор, критическую оценку и обработку информации для осуществления научных исследований, проводить научные исследования с использованием современных инструментов (соответствующей области) исследований, использовать полученные результаты для решения конкретных проблем.

Магистерская диссертация выполняется магистрантом по материалам, собранным им лично за период обучения, выполнения научно-исследовательской работы в семестрах и прохождения научно-исследовательской практики.

Магистерская диссертация должна отличаться от выпускной квалификационной работы бакалавра глубокой теоретической проработкой проблемы, от дипломной работы специалиста - научной направленностью. При этом магистерская диссертация не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова. Степень магистра – это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника вуза и свидетельствующая об его углубленной фундаментальной подготовке, которая необходима для осуществления профессиональной деятельности, а также научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Вместе с тем, магистерская диссертация должна содержать элементы научной новизны. Ее научный уровень всегда должен соответствовать содержанию программы обучения. Выполнение такой работы должно не столько способствовать решению научной проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор способен самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и принимать адекватные методы в их решении.

и основные требования к ее содержанию

Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, содержать четкую постановку исследуемой проблемы, обоснование ее актуальности, формулировку программы исследований для решения этой проблемы, обзор работ по данной проблематике, анализ подходов разных авторов и изложение собственной точки зрения на изучаемые вопросы, выдвижение новых и оригинальных авторских положений, описание источников используемой информации и критическую их оценку, формулировку исследовательских гипотез, выбор и обоснование используемых методов анализа и моделирования, описание и интерпретацию полученных результатов, выводы и рекомендации, касающиеся практического применения полученных результатов, список используемой литературы.

В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач магистерские диссертации классифицируются по следующим видам и оцениваются с учетом соответствия ниже приведенным квалификационным признакам:

А. Научно-исследовательская магистерская диссертация ориентирована на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых явлений (процессов), или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, обоснование новых направлений исследований (особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных социально-экономических фактов и закономерностей. В таком исследовании разрабатываются фундаментальные теоретические проблемы и закономерности функционирования экономических субъектов. Конечными научными результатами таких работ являются конкретные предложения о путях развития экономических процессов, систем, совершенствование деятельности экономических субъектов и т.п.

Эмпирическое (практическое) исследование в таких работах должно носить вспомогательный характер, подкреплять теоретические положения. Объектами исследования могут выступать отдельные сферы экономики, группы отраслей, экономические сообщества, группы предприятий, организаций и учреждений и т.д.

Примеры результатов научно-исследовательских диссертаций:

- Выявление и описание закономерностей, тенденций, явлений;

- Постановка и обоснование научных гипотез, описание принципов, правил;

- Уточнение и конкретизация понятий, категорий;

- Разработка, совершенствование методики исследования объекта;

- Формализованное описание объекта исследования, построение математической модели и пр.

Квалификационные признаки:

а) постановка теоретической задачи с характеристикой преимуществ предлагаемого подхода или критический анализ проблемной ситуации в данной области знания, требующей переосмысления существующих концепций и подходов;

б) характеристика основных положений предлагаемой теоретической модели или концепции (включая вытекающую из такой концепции новую интерпретацию ключевых фактов и закономерностей, относящихся к соответствующей(-им) области(-ям) знаний);

в) четкая формулировка в терминах теоретической модели научной гипотезы, подлежащей эмпирической проверке, и ее содержательная интерпретация или четкая формулировка следствий, вытекающих из предложенной методологической (историографической) концепции, для дальнейших теоретических и/или прикладных исследований в соответствующих областях; изложение аргументов в пользу предложенной гипотезы или концепции.

Б. Научно-практическая магистерская диссертация ориентирована на проверку теоретических гипотез на практике путем сбора, обработки и обобщения данных (статистических, социологических), выявление и анализ документов и фактов, разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию социально-экономических, управленческих процессов и систем.

Данный вид диссертации ориентирован на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени. Таким образом, теория выступает базой (основой) для прикладных исследований. Объектами исследования могут быть предприятия и организации, учреждения различных форм собственности и отраслей экономики, органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления.

Примеры результатов научно-практических диссертаций:

- Разработка методики (расчета, анализа, синтеза и т.д.);

- Построение и описание модели (математические, имитационные, экспериментальные, описательные);

- Обоснование рекомендаций, основных направлений развития и перспективных планов развития (страны, регионов, отдельных отраслей, организаций);

- Описание предлагаемых технологий, процедур, а также инструкций, документации по управлению и пр.

Квалификационные признаки:

а) обоснование актуальной социально-экономической и управленческой проблемы, постановка конкретных целей и задач эмпирического исследования;

б) формирование и развитие теоретической, методологической базы для решения задач эмпирического исследования;

в) характеристика объекта исследования, используемой информации, методов ее сбора и обработки;

г) разработка и реализация собственной программы эмпирического исследования;

д) представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов, их значения для соответствующей отрасли знаний;

е) обоснование и глубокая проработка рекомендаций, направленных на решение актуальной социально-экономической и управленческой проблемы.

В. Научно-педагогическая магистерская диссертация ориентирована на самостоятельную разработку и обоснование учебно-методических материалов: учебно-методического пособия, курса лекций, цикла практических или семинарских занятий, методических указаний по самостоятельной работе студентов, комплекса педагогических аттестационно-измерительных средств контроля знаний студентов и пр. Данный вид диссертации предполагает использование магистрантом научных и прикладных знаний в целях создания учебно-методических инструментов образовательного процесса. Тематика учебно-методических разработок должна соответствовать профилю магистерской программы, а сама диссертация – вносить вклад в формирование и обновление научно-педагогической базы подготовки кадров по специализациям, входящим в предметную область конкретной магистерской программы.

По выбранному направлению магистрант обобщает, систематизирует и анализирует понятийный аппарат в рамках исследуемой темы, раскрывает другие теоретические аспекты: классификации, теоретические модели, различные подходы и школы, существующие методики и т.п. Приводится полная и подробная методика преподавания: составляется план занятий, раскрывается структура изложения вопросов, логика подачи материала, обосновывается выбор методов и форм обучения, разрабатываются конкретные инструменты обучения (конспекты лекций, методики деловых игр, сценарии ролевых упражнений, кейсы, рабочие тетради, сборники задач и пр.). Предлагаются мероприятия по входящему и последующему контролю с обеспечением их соответствующими средствами оценки знаний. Приводится полный библиографический список по теме исследования.

Примеры результатов научно-педагогических диссертаций:

- Разработка учебно-тренировочных, моделирующих и мультимедийных комплексов по дисциплинам направления бакалаврской или магистерской подготовки;

- Создание тестов, экзаменационных заданий, обоснование тематики курсовых и дипломных работ;

- Разработка учебных планов и программ, документации по отбору и обучению студентов;

- Разработка учебников, учебных пособий, курсов лекций, практикумов или разработка отдельных укрупненных разделов данных учебно-методических работ;

- Разработка или существенное обновление методических рекомендаций, указаний по самостоятельной работе студентов, написанию и защите курсовых работ, выполнению контрольных работ, прохождению практики и пр.

Классификационные признаки:

а) исследование теоретических аспектов: анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, проведение обзора литературы выбранного направления исследования, формирование и развитие теоретических основ по изучаемой теме и т.п.;

б) разработка и обоснование как учебно-методических материалов, так и педагогических инструментов, методических и организационных основ их реализации в учебном процессе;

в) предложение демонстрационной версии учебно-методических материалов.

Выбор вида диссертации зависит от индивидуальных целей обучения в магистратуре и карьерных планов магистранта. Научно-исследовательский вид диссертации представляет в большей степени интерес для тех студентов-магистрантов, которые в дальнейшем планируют подготовку и защиту кандидатской диссертации. В этом случае магистерская диссертация может стать проектом кандидатской диссертации или отдельных её частей. Научно-практический вид диссертации позволит магистранту на высоком квалификационном уровне провести научно-прикладное исследование по заказу предприятия, на котором ранее работал или планирует работать -магистрант. Выполнение данного вида диссертации поможет магистранту развить компетенции углубленного анализа и научно-обоснованного решения проблем с учетом специфики конкретного предприятия, групп предприятий или отраслей. Научно-педагогический вид диссертации предназначен для тех студентов-магистрантов, которые уже работают или планируют работать в системе высшего профессионального образования, в учреждениях, предоставляющих образовательные или обучающие услуги. Подготовка научно-педагогической диссертации позволит сформировать компетенции, связанные с самостоятельной разработкой и проведением занятий со студентами. Также данный вид диссертации может представлять интерес для студентов-магистрантов, связывающих свои карьерные планы с функцией обучения персонала компаний, подготовки различных внутрифирменных обучающих программ и мероприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.