КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определяющее качество живой материи и духовное бессмертие
Вопроса о смысле жизни. Анализ причин возникновения
Теперь, понимая практическую значимость вопроса о смысле жизни, перейду к необходимому для поисков ответа анализу некоторых причин его возникновения. Если • по форме появление жизни на земле означало возникновение из хаоса неорганического мира первых органических белковых тел, то • по сущности оно ознаменовало выявление нового качества развивающейся материи: способности к активному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению. Утрата этих способностей для живого означает гибель, возвращение в неживой мир, утрату своей специфики. Тогда сваренное куриное яйцо, оставаясь белковым телом, перестает быть живым, а лишившийся этих способностей человек становится трупом человека. Таким образом, определяющей спецификой живого в отличие от неживого, качественным отличием живой материи от неживой является способность к активному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению. У животных эта специфика живого проявляется ведущими врожденными потребностями или, как мы говорим, инстинктами. Инстинктом самосохранения, инстинктом продления рода, инстинктом развития, движущим приспособление животного к среде и побуждающим его приспосабливать среду к себе. Этой спецификой живого, фундаментальными потребностями в самосохранении, в самовоспроизведении и в приспособлении себя к среде и среды к себе (последнее есть потребность в развитии) определяются все отношения животного: к пространству, времени, к прошлому, настоящему и будущему, к неорганическому миру, к природе, к другим животным, к самому себе. На базе этих инстинктов формируются все другие, приобретаемые в процессе фило- и онтогенеза потребности животных. Они, а впоследствии и эти приобретенные на их основе потребности являются движущими пружинами внутренней (телесной, нервной, гуморальной и т.д.) активности организма животного. Ими движется поведение - внешняя активность животного. Движущей силе все усложняющихся потребностей обязаны животные всем совершенством развившихся у них на протяжении миллионов лет развития видов и развивающихся при жизни способностей, свойств, навыков. Движущей сим потребностей обязаны мы, люди, тем совершенством, которое сделало возможным переход обезьяны к общественным формам существования, к использованию орудий, к труду, сделало реальным фактом превращение лапы в человеческую руку, а обезьяны в человека. Таким образом, не только богатейшее развитие эмоциональности, но и вся многосложность мышления, вся изощренность интеллекта, то есть и сам человеческий разум, само сознание и его высшая форма - самосознание человека, способные поставить вопрос о смысле жизни, обязаны своим происхождением, в конечном счете, тому же фундаментальному, определяющему специфику живого свойству - способности к активному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению. У человека как «животного, обособляющегося в обществе» (К. Маркс) на самом высоком личностном уровне это определяющее специфику живого свойство проявляется уже не только стремлением к биологическому самосохранению (стремлением выжить), продолжению рода и развитию физических возможностей приспособления. У человека, специфической, «своей» средой которого является человеческое общество, это фундаментальное свойство живого проявляется потребностью в самоактуализации, самореализации и сохранении себя в общественном, человеческом, историческом будущем, то есть в духовном бессмертии [38].
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |