КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое сознание: уровни, функции, формы 2 страница
14.2. Место и роль идеологий в политике XX век не случайно называют «веком идеологий». Никогда прежде в истории преобразовательные идеи и теории не оказывали такого огромного влияния на общественное сознание прежде всего в сфере политики, приучая воспринимать ее сквозь призму мыслительных стереотипов. Апогея эта тенденция достигла в тоталитарных диктатурах первой половины минувшего столетия. Но следует иметь в виду, что тоталитаризм был порожден особенным идеологическим характером современной политики, который впервые заявил о себе в период французской революции. Полтора столетия спустя человечество столкнулось с феноменом тоталитаризма, важнейшим отличительным признаком которого стала такая степень идеологизации политики, когда сама идеология превращается в политическую религию по своему всеохватывающему проникновению и мил-ленаристскому обоснованию. Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться как своеобразная форма интеграции политического сознания на уровне групповых, классовых, национальных и межнациональных интересов, т.е. как форма специализированного, интегрированного сознания или как «надстройка» над общественной психологией. Резкое усиление идеологической конфронтации в период «холодной войны» между СССР и странами Запада в 1940—1980-е гг. вызвало вполне естественное стремление более глубоко понять особенности идеологии, выявить и сформулировать основные механизмы воздействия идеологических систем на общественное сознание. Понятие «идеология» введено в научный оборот в 1796 г. А. Д. де Траси — лидером группы философов, названных в дальнейшем в докладе «Проект идеологии» идеологами. И в этом докладе, и в более позднем четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей нового времени — Ф. Бэкона, Д. Локка, • Кондильяка, К. Гельвеция и создать общую «теорию идей», или Щку об идеологии. Успех подобной затеи оказался кратковременным. Пришедший к власти Наполеон назвал представителей этой Фуппы демагогами и болтунами, придав самому термину резко от-'ИЦательное значение пустой идейной спекуляции, не имеющей под собой ничего конкретного. аналогичным предубеждением относился к идеологии К. Маркс, рактуя в своих ранних работах это понятие в противоположном наполеоновскому (но столь же негативном) смысле как обозначение различного рода идей, существующих не в пустом пространстве а коренящихся в классовых интересах. Последователи Маркса (Ленин в том числе) хотя и признавали значение социалистической идеологии как фактора мобилизации массового пролетарского движения, вместе с тем сохраняли и отрицательный смысл самого понятия в применении к буржуазной идеологии. В XX в. эта изначальная двойственность по-прежнему имела место. Например, гитлеровская пропагандистская машина, раскручивая в массовом сознании миф об исторической миссии «арийской расы», противопоставляла его капиталистической, демократической и большевистской идеологии. Большое влияние на формирование различных подходов к идеологии в современной науке имела концепция немецкого социолога К. Маннгейма, разработанная им в книге «Идеология и утопия» с близких к марксизму позиций. Идеология, по Маннгейму, — это разновидность ложного, «апологетического» сознания, которое, будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Напротив, утопия, по Маннгейму, является «трансцендентной ориентацией» сознания, переходящей в действие и стремящейся взорвать существующий в данный момент порядок вещей. Такое противопоставление «консервативной идеологии» и «революционной утопии» оказалось в конечном итоге несостоятельным. В дальнейшем сам Маннгейм был вынужден говорить о невозможности заранее' предвидеть, какую идею «следует рассматривать в качестве истинной (т.е. реализуемой также в будущем) утопии восстающих классов» и какую — «в качестве чистой идеологии господствующих (но также и восстающих) классов». Литература XX в., посвященная идеологии, способствовала тому, что этим понятием стали называть различные системы философии, социальные теории, учения, различные типы верований, социальных мифов, придав ему тем самым чрезвычайно неясный, запутанный смысл. Разумный методологический подход к конституированию точного смысла и структуры идеологии как социального явления в разное время предлагали А. Грамши, Д. Белл, К. Фридрих, Р. Леин, Д. Сартори, А.А. Зиновьев и др. Для правильного определения необходимо прежде всего установить, что не является идеологией, постепенно приводя саму концепцию в соответствие с элементарными, прошедшими эмпирическую проверку утверждениями. 1 пример, термин «идеология» нельзя заменить термином «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обозначения «превращения идей в рычаги социального действия» (Д. Белл). Точно так же идеология не может отождествляться с философией, отражая, скорее, процесс популяризации философских концепций или «философских вульгаризации, подводящих массы к конкретному действию, к преобразованию действительности» (А. Грамши). Идеологии отличаются от различных идей, теорий и философских систем тем, что они всегда ориентированы на действие, на соединение с практикой, тяготея таким образом к сфере политики. Нельзя вместе с тем утверждать, как это делают некоторые ученые, что идеология и политика вообще неразделимы. Такое представление, сложившееся в XX в. под влиянием ожесточенной идеологической конфронтации разных социальных систем, ставит под сомнение возможность существования вполне прагматической, идеологически не ангажированной политики. Например, М. Дюверже в своем классическом исследовании «Политические партии» (1951), описывая природу партийной борьбы и партийных конфликтов, выделяет три различных типа: конфликт без принципов, конфликт по второстепенным принципам и конфликт вокруг основополагающих принципов. Первый тип конфликтов присущ политике в США. Две основные политические партии — республиканская и демократическая — представляют собой команды соперников, борющихся за места в конгрессе и президентский пост. Политическая борьба никогда не приобретает фанатического характера, не порождает глубоких расколов в стране. «Провинциализм» американской политики является прежде всего следствием отсутствия у соперничающих партий каких-либо доктринальных принципов, поэтому на выборах в конгресс преобладают местные интересы. На президентских выборах на передний план выступают деловые и личные качества самих претендентов. Великобритания и страны Северной Европы относятся ко второй категории. Различия между консервативной и лейбористской партиями в Англии, отражая социальное неравенство и конфликты, имеют доктринальный характер, связанный со способом производства и принципом распределения общественного богатства. Тем не менее партии постоянно приходят к согласию в отношении основополагающих принципов существующего политического режима: они не ставят под сомнение демократическую систему, гражданские права и сам принцип многопартийности. Напротив, в 1950—1970-е гг. политическая борьба в Италии и ранции затрагивала основания государственного устройства и природу демократического политического режима. Коммунистические партии не принимали до конца ценности политического плюрализма и свободы, рассматривая другие политические партии в качестве своих классовых противников. В свою очередь партии, не разделявшие взглядов коммунистов, отвергали тоталитарный подход к государству и подавление политических свобод, поэтому борьба между партийными группировками носила крайне ожесточенный характер. Разумеется, не существует социально-политических систем, в которых идеология и политика представлены в чистом виде и политический процесс лишен каких-либо мировоззренческих оснований. В связи с этим вполне последовательным выглядит стремление современных ученых найти ясные критерии для различения понятия «идеология», с одной стороны, и понятий «наука» и «мировоззрение» — с другой. «Если мы взглянем, — отмечает Л. фон Мизес в работе «Человеческое действие», — на все теоремы и теории, руководящие поведением определенных индивидов и групп как на связный комплекс и попытаемся сорганизовать их, насколько это возможно, в систему, то есть во внятную структуру знания, мы можем говорить о ней как о мировоззрении. Мировоззрение как теория является интерпретацией всех вещей. Как руководство к действию, оно является мнением относительно наилучших средств для устранения по возможности любого неудобства. Мировоззрение, с одной стороны, представляет собой объяснение всех явлений, а с другой— оно является технологией... Религия, метафизика, философия стремятся обеспечить мировоззрение. Они интерпретируют мир, и они дают людям совет как им действовать. Понятие "идеология" является более узким, чем мировоззрение. Говоря об идеологии, мы имеем в виду только человеческое действие и общественное сотрудничество и не обращаем внимание на проблемы метафизики, религиозные догмы, естественные науки и выводимые из них технологии. Идеология — это целостность наших учений об индивидуальном поведении и социальных отношениях И мировоззрение, и идеология выходят за пределы, которые навязывает чисто нейтральное и академическое исследование вещей такими, как они есть. Они являются учениями о высших целях, к которым человек, озабоченный земным, должен стремиться». У науки и идеологии разные мировоззренческие и практические цели. Наука имеет целью достижение достоверных знаний о мире, идеология — формирование сознания людей и манипулирование их поведением путем воздействия на сознание (А.А. Зиновьев), этом смысле цели идеологии и политического действия воспринимаются как тождественные, поскольку они определяются эффективностью. Разумеется, манипулятивная техника идеологического воздействия должна опираться на определенную интеллектуальную базу, систему теоретических построений, которые могут даже претендовать на некий ценностный статус, включая в себя и научные истины. Тем не менее главное отличие политической идеологии от сугубо научных построений и даже от ценностно окрашенных политических теорий (с которыми у нее есть множество точек соприкосновения) — используемые ею языковые конструкции, состоящие из расплывчатых, нарочито туманных, как правило, не поддающихся научной проверке терминов типа «пролетарский интернационализм», «свободный рынок», «народный дух», «арийская раса» и т.п. Данные социальной психологии свидетельствуют о том, что тенденциозность и расплывчатость идеологического языка являются фактором усиления воздействия, отвечая свойственной массовым движениям потребности в стереотипных лозунгах, облеченной в яркую словесную форму догматической символики. В конечном итоге «различие ориентации (целей, установок, заданий) науки и идеологии имеет... противоположные результаты. Наука создает понимание реальности, а идеология — принципиальное непонимание, лишь принимающее видимость понимания» (А.А. Зиновьев). Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистски-просветительный) и актуализированный (житейский). На первом уровне научные открытия синтезируются с идеологическими догмами, разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических групп, партий и движений. На втором уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой: проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу. Третий уровень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, вторгаясь в общественное и индивидуаль-'е сознание, выражается в различных формах политического уча-стия. Именно на этом уровне развертывается идеологическое про-странство (дискурс) с такими его элементами, как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Па- уэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая такими побочными явлениями как «идеологические диверсии» или «идеологические инсинуации» (И.А. Ильин), и т.п. Идеологической политической культурой специалисты называют специфическую структуру индивидуальных и групповых ориентации вырабатываемых в процессе перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественным формам, в рамках которых политика постепенно становится результатом переговоров и рационально обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах. Идеологии выполняют на этой стадии функцию квазирелигиозных регуляторов социального поведения, создающих четко фиксированные образы политической жизни и предлагающих целый ряд альтернативных «поведенческих кодов». XX в. дал множество образцов идеологических культур: от радикальных — коммунизма и нацизма — до вполне умеренных, таких как культура клерикального типа в Италии, голлизм во Франции и др. Постоянное взаимодействие трех уровней политической идеологии — важнейшая составная часть «стиля агрегации интересов» (Алмонд и Пауэлл). Этим понятием обычно обозначают специфический характер, способ функционирования политической системы, определяющие внешние ее проявления в политических культурах. Алмонд и Пауэлл выделяют три основных стиля агрегации интересов, строго соответствующих степени прогрессирующей секуляризации различных политических субкультур: прагматически-компромиссный, ориентированный на абсолютные ценности и традиционалистский. Каждому стилю присущи собственные идеологические стереотипы, но только второй из них может быть с полным основанием отнесен к «идеологическому стилю». Например, в политических системах Великобритании и США агрегация политических интересов при всем их многообразии осуществляется в рамках строго ограниченных (конституционно закрепленных) типов политического участия и действия. Идеологическая перспектива политической деятельности определяется весьма общими положениями, не препятствующими созданию «атмосферы рыночной площади», на кото рой политические партии, законодатели и правительственные чиновники заключают выгодные сделки. Традиционалистский стиль политики ориентируется на прошло с целью выявления альтернатив для будущего. Главное место 1 артикуляции интересов больших социальных групп принадлеЖ небольшим (нередко замкнутым) элитам, опирающимся на освященные стариной представления о смысле существования, в которых религия играет ведущую роль. Ориентированный на абсолютные ценности стиль политической жизни и сознания отвергает принцип компромисса, имеющий целью согласование многообразных интересов. Данный стиль отличает система жестких, рационально выверенных принципов, в соответствии с которыми правители регулируют нормы политической жизни. То, что представляется им совершенным решением, закрепляется соответствующими предписаниями. Такой тип агрегации интересов невозможен вне конкретной политической культуры с господствующей идеологией в качестве ядра. Эта идеология обычно рисует дихотомическую, контрастную картину мира, разделенного на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». Врагами могут стать «бывшие», «иностранные интервенты» (эпоха якобинской диктатуры), «капиталисты-эксплуататоры» и «империалисты», «красно-коричневые», «жидо-масоны» и т.п. Коммунистическая и фашистская идеологии являются наиболее контрастным выражением политической системы, внутри которой правящая элита стремится к реализации своих целей, используя прямое насилие и подвергая систематической идеологической обработке основную массу населения. Такой режим ученые нередко называют идеократией. Специфический тип идеократии наблюдается в тоталитарных государствах, где обществу навязывается при помощи насилия и манипулирования сознанием система воспитания, основанная на официальной идеологии при строгом запрете любых других альтернативных идеологий. Понятие «идеократия» в этом смысле выступает как синоним «политического режима», при котором идеология является важнейшим средством легитимизации государственной власти. Воздействие этой традиции может быть довольно продолжительным. Нередко она доминирует в сознании некоторых социальных групп и индивидов даже после распада «большого тоталитарного порядка». Понятие «идеократия» иногда используется в более общем смысле, Для того чтобы показать, какое значение приобрел идеологический стиль политики для формирования современных политических систем вообще и современной демократии в частности (Д. Сартори). Действительно, только с эпохи европейского Ренессанса складывается тот особенный духовный климат, когда человеческие судьбы во ногом начинают зависеть от искусственно надуманных идей и, следовательно, от способности людей производить такие идеи, создавая симво- лический мир, который, как показало время, обладает мощной способностью воздействовать на мир политических отношений. В научной литературе до сих пор не прекращается дискуссия о том, является ли идеология исключительной, характерной приметой нового времени, т.е. рождающегося индустриального общества, массовых революционных движений, или же она извечно свойственна любой цивилизации, включая самые древние. Как уже отмечалось, одним из главных признаков цивилизации является государство. С его возникновением мы связываем существование особых общественных групп (слоев, классов, страт), монополизирующих не только право на легитимное насилие, но и на производство идей, которым в древнейших цивилизациях обычно занимались «религиозные эксперты» — жрецы. Зародыши «официальной идеологии» отчетливо просматриваются в мифах, рисующих стереотипные для большинства древних обществ образы вечного космического порядка, порождением которого выступают царская власть, справедливость, правосудие и закон. Возникнув в русле традиционных древних религий, эти идеи получили огромный преобразовательный импульс в I тыс. до н.э. (период «осевого времени»). В философских школах Индии, Китая и Греции создаются теории, призванные объяснить, как наилучшим образом устроить совместную жизнь людей и управлять ими. Именно в данный период можно различить ростки тех представлений, из которых тысячелетия спустя вырастут различные идеологические системы. Так, отвечая на вопрос: какое средство следует изобрести для того, чтобы обеспечить продолжительность идеального правления и внушить гражданам необходимость повиноваться, Платон в «Государстве», в частности, утверждал: «Я попытаюсь внушить сперва самим правителям и воинам, а затем и остальным гражданам, что все то, в чем мы их воспитали, представилось им во сне как пережитое, а на самом то деле они тогда находились под землей и вылепливались и взращивались в ее недрах... Хотя все члены государства братья (так скажем мы им, продолжая этот миф), но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников. Все вы родственны, но большей частью рождаете сео< подобных...» Придуманный Платоном миф, который должен был навечно крепить установленный философами-правителями порядок, сопс тавим с современными идеологическими конструкциями перв< уровня. Отличительной чертой древних и средневековых протоидеологий является отсутствие возможностей воздействия на массовое сознание в силу того, что еще не существовало соответствующих материальных предпосылок, например разветвленного пропагандистского аппарата и т.д. Без этих предпосылок идеологии первого уровня обречены на вымирание или на прозябание в качестве так называемых «кабинетных теорий». Важнейшим историческим водоразделом следует признать грандиозные социальные сдвиги XVI—XVII вв., вызванные европейской Реформацией, революциями в Нидерландах и Англии и Тридцатилетней войной. Развернутая памфлетами Лютера и его сторонников пропаганда, взрастившая в Германии Крестьянскую войну 1525 г., и «контрпропаганда» католиков напоминают идеологические баталии последующих веков. Уже в этот период наблюдается тенденция к универсализму. Эта особенность уходит корнями в универсальную христианскую традицию, распад которой в Новое время, собственно, и породил многочисленные прототипы современных идеологий. Анализ универсалистских тенденций в сфере идеологии хорошо представлен в работах американского футуролога Э. Тоффлера, прежде всего в книге «Третья волна». Характеризуя столкновение возникшей в XIX в. новой промышленной цивилизации с ценностями традиционного, основанного на аграрной экономике общества, он подробно описывает происшедший во всех сферах жизни переворот, который затронул основополагающие представления о времени, пространстве, материи и причинности. В духовной сфере каждой втянутой в процесс индустриализации европейской страны на передний план выдвигаются два мощных идеологических течения, вступивших между собой в противоборство, — либерализм с его защитой индивидуализма и свободного предпринимательства и социализм, выдвигавший коллективистские Ценности. Эта борьба идеологий, первоначально ограниченная промышленными государствами, вскоре распространилась по всему земному шару. Революция 1917 г. в России, создавшая гигантскую пропагандистскую машину, придала борьбе социалистических и либеральных принципов новый импульс. После окончания Второй мировой воины мир оказался разделенным на две противоположные системы, возглавляемые СССР и США, расходовавших в своем стремлении к экспансии и интеграции мирового рынка огромные средства На пропаганду своих целей в отсталых странах. Столкновение просоветских режимов с западными либеральны-1И Демократиями напоминало своей ожесточенностью борьбу проте- стантов и католиков. Но при всех внешних различиях сторонники марксизма и антимарксисты были выразителями вполне однотипной суперидеологии индустриализма, в основе которой лежали три фундаментальные цели: ^ оба направления, решительно расходясь во взглядах на способы производства и распределения материальных ресурсов и благ рассматривали природу как объект безудержной эксплуатации, отравляя окружающую среду и приближая экологический кризис; ^ обе идеологии в различных формах разделяли социал-дарвинистские теории, оправдывающие идею превосходства сильных, про-мышленно развитых наций над слаборазвитыми народами, которая лежала в основе политики гегемонизма и империализма; ^ и либералы, и социалисты в равной мере были ревностными сторонниками утопической идеи неудержимого прогресса цивилизации, развивающейся от низшего, примитивного состояния общества ко всеобщему расцвету. Весьма характерно, что многие теоретики и пропагандисты либерального и социалистического направления были склонны в 1950— 1960-е гг. считать приближение этого «завершенного состояния» цивилизации «концом идеологии». Сам термин «конец идеологии» впервые был сформулирован Ф. Энгельсом, полагавшим, что идеология отомрет вместе с порождающими ее материальными интересами. В начале XX в. М. Ве-бер указывал на упадок «тотальных идеологий» как на следствие постепенного разрыва европейского общественного сознания с ценностными ориентациями и его эволюции в направлении целевой, или «функциональной», рациональности, основанной на непредвзятом поиске наиболее эффективных средств для достижения поставленных целей. Концепция М. Вебера была систематически разработана К. Ман-нгеймом в книге «Идеология и утопия», в которой «упадок идеологии» также связывался с преобладанием «функциональной рациональности», свойственным бюрократическому индустриальному обществу. Расцвет этой теории наступил после Второй мировой войны, вызвавшей в умах западной либеральной интеллигенции эйфори-ческие, почти эсхатологические ожидания. Тема «конца идеологии» в этот период становится важнейшим элементом теорий «нового индустриального общества», «конвергенции» и др. Еще в 1944 г. П.А. Сорокин выдвинул в книге «Россия и Соед] ненные Штаты» прогноз, в соответствии с которым «американский капитализм и русский коммунизм в настоящее время являются не более чем призраками своего недавнего прошлого», постепенно превращаясь в «общество интегрального типа». Предложенные в конце 1950-х— начале 1960-х гг. концепции Р. Арона, Д. Белла, С. М. Липсета, К. Поппера и многих других ученых, предвещая наступление эпохи деидеологизации, основывались прежде всего на крахе идеологий нацизма и фашизма, разоблачении сталинских преступлений Н.С. Хрущевым и стремительном распространении ревизионистских версий марксизма в Западной Европе. Утверждая, что западным либеральным демократиям удалось решить наиболее фундаментальные проблемы промышленной революции со свойственным ей социальным неравенством и, в частности, включить организации рабочих в систему гражданского общества, заставить консерваторов принять принципы «государства благоденствия», а социалистов отказаться от идеи всеобъемлющего государственного вмешательства, сторонники «конца идеологии» разработали теоретические основы нового варианта интегральной идеологии, которую А.А. Зиновьев называет «идеологией западни-зма». Последующие десятилетия свидетельствовали, что возникший на основе этой новой идеологической конструкции пропагандистский аппарат оказался способным не только смягчить и абсорбировать внезапный взрыв левых экстремистских идеологий на Западе в 1960—1970-е гг., но и успешно бороться с пропагандистскими машинами, созданными в этот период в СССР и маоистском Китае. Опыт второй половины XX в. укрепил уже неоднократно высказывавшуюся в научной литературе мысль о том, что развитие идеологий в различных цивилизациях подчиняется общим закономерностям: периоды формирования суперидеологий сменяются периодами их фрагментации, раскола на ряд сложных систем, внутри которых происходит напряженная борьба многочисленных идеологических течений, направлений, фракций и сект, продолжающаяся До наступления новой стадии кристаллизации, в результате чего образуются новые макроидеологические структуры. Так, на протяжении XIX и XX вв. становление основных политических идеологии — социализма, либерализма и консерватизма — сопровождалось многочисленными расколами внутри каждого из этих течений, сопровождавшимися конфликтами между различными партиями и политическими группировками, которые продолжались до тех пор, юка очередные мировые кризисы и войны не порождали тенден-№и к слиянию идеологических потоков, казавшихся прежде несоединимыми. Один из теоретиков «конца идеологии» С. М. Липсет, предвещая в 1963 г. в работе «Революция и контрреволюция» наступление нового периода идеологической интеграции, в частности, отмечал: «Примирение фундаментальных принципов, идеологический консенсус западного общества в настоящее время постепенно приводит к взаимопроникновению позиций по вопросам, которые когда-то резко отделяли "левых" от "правых". Это идеологическое соглашение, которое, возможно, лучше всего назвать "консервативным социализмом", стало идеологией ведущих партий в развитых государствах Европы и Америки». Последующие стадии идеологического цикла — студенческие выступления 1960-х гг., экономический кризис 1974 г., похоронивший либеральные и социал-демократические теории «государства всеобщего благоденствия» и способствовавший подъему «консервативной волны» конца 1970-х— начала 1980-х гг., показали, что подобные пророчества являются только моментом постоянного изменения мирового идеологического пространства. На рубеже XX—XXI вв. события, приведшие к распаду СССР, рост напряженности в Центральной и Восточной Европе и странах СНГ, сопровождающий период экономических и политических реформ, взрыв исламского фундаментализма, бросающего вызов «благополучному Западу», стремительное развитие коммунистического Китая создают принципиально новую политическую и идеологическую ситуацию в мире. Анализ новых процессов должен осуществляться с постоянной опорой на предшествующий опыт эволюции идеологических процессов и циклов. К числу политических идеологий макроуровня обычно относят идеологические образования, имеющие на первый взгляд неопределенные наименования и смысл, например идеология капиталистическая, экстремистская, радикальная и т.п. По мнению многих ученых, современное восприятие идеологии в образе некоей универсальной идеи, основным опорным элементом которой служит символ определенного общественного устройства, например «капитализм», «социализм», «русская идея», выглядит архаичным и неэффективным. Постмодернистская трактовка идеологии рисует картину распада бол. шого порядка на множество фрагментов, символизирующих крушен! монолитного образа в эпоху постиндустриальной цивилизации. I ологические процессы на Западе демонстрируют наличие многочи ленных «малых идеологий» — пацифистской, экологической, фемин стекой, идеологии «сексуальных меньшинств» и т.д. С другой стороны, сложившаяся в России после распада С политическая и экономическая ситуация, сопровождающаяся поя лением огромной массы люмпенизированного населения, ростом приватизма (уход в частную жизнь), создает впечатление о наступившей эпохе «деидеологизации».
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |