КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опыт английской школы
Пасторальная программа активно разрабатывается группой Оксфордских исследователей с конца 70-х годов в духе идей гуманистической психологии и отражает приоритетные направления реформы западной школы, на которые возлагаются большие надежды. Она считается перспективной, т. к. ее методологическим основанием является «стремление усилить гуманистическую, общечеловеческую направленность школьного воспитания; реорганизация воспитывающего обучения с целью более эффективного формирования личности школьника» (D. Forward, 1986.). Пасторальная1 программа2 является наиболее крупной программой в рамках известного направления Experiental learning («Учение через опыт»). В 1954 году термин «пасторальный» был употреблен печатно впервые. Но прошло десятилетие, прежде чем его стали употреблять в школах, и только в начале 70-х он стал широко признанным (Р.М. Hughes, 1980). По определению авторов-разработчиков Пасторальная программа: это направленность процесса обучения на ребёнка при гуманистической атмосфере, декларация развития личности как цели учебных курсов внутри школьных программ, (L. Bulman. 1984); это подход к учащемуся как к целостной личности; предотвращение проблем, а не консультация после того, как они произошли; процесс учения здесь так же важен, как и материал (S. Миnby, 1985); это идентификация специфических потребностей (включая профориентационные) всех учащихся в школе и попытка удовлетворить их посредством разумно разработанной развивающей программы, связанной с личностным, социальным и моральным ростом ребенка (jp. Long, 1993 (рукопись)); это ориентация на развитие целостного ученика; она избегает сегментации, характерной для программ по другим школьным предметам (L. Bulman, D. Jenkin, 1988); это учебное предложение школы, которое фокусируется на учении ученика о себе самом (Ch. Watkins, I985); ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1 От англ. pastoral — выращивание, выпестование. 2 Понятием «Пасторальная программа» мы обозначаем феномен» который в английской литературе раскрывается в терминах; «Pastoral Care», «Pastoral Curriculum», «Pastoral Programme», описанных как синонимы. это центральное понятие в учебном процессе, суть которого во внимании к ребенку как к индивидуальности и в попытке максимально развить заложенный в нём потенциал (J Gosling, R. Weeks — Oxford: New Education Press.); это принятие во внимание того личностного интереса в учениках как индивидуальностях, который позволяет помочь им делать выбор и принимать решения (R. Best, С. Jarvis, P.Ribbins, 1980); это запланированная учебная деятельность — нечто, что должно быть выучено, и умения, которые должны быть приобретены, что должно стать частью формальной программы школы и иметь отличительные пасторальные цели (Г. Я. McLaughlin, 1982); это часть учебной программы школы, для реализации которой имеются специальные структуры и штат (D. Hamblin, 1987). Пасторальная программа рассчитана на 5 лет обучения для работы со средней и старшей возрастными группами средней школы и охватывает также работу с учителями. Пасторальная программа не является программой обучения психологии в традиционном смысле, предполагающем наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре вопросов—ответов на уроках. Основанием для Пасторальной программы, как указывает один из ее авторов Дуглас Хэмблин, является «понимание, вырастающее из совместного обсуждения». Обучение строится таким образом, что в процессе взаимодействия учителя и ученика «проблемы решаются в контексте всей, жизни личности». Тем не менее, Пасторальная программа безусловно является одним из вариантов введения психологических знаний в общеобразовательную школу, имея систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства и формы, а также концептуальные идеи. Одной из центральный идей программы является представление авторов о том, что мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет им рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт. В учении как в процессе выделяются 4 стадии: конкретный опыт; рефлексивное наблюдение; Þ абстрактная концептуализация; Þ активное экспериментирование. С учетом такого понимания процесса учения цель Пасторальной программы определяется следующим образом: «развитие ребенка, поддержание его устремлений и зрелости, поощрение достижения ответственной автономии» (D. Hamblin, 1987). Однако, чтобы достичь этой цели, ученику необходимо знать свои сильные и слабые стороны, уметь общаться, понимать и чувствовать другого. Поэтому значительное место в обучении уделяется «умениям и чувствам». Одна из целевых установок программы — воспитание у учащихся «суверенности ответственной личности», или «ответственной автономности», личностной зрелости и ответственности за принимаемые решения, личностной идентификации и сознательной самодисциплины (D. Hamblin, 1987). Задачи обучения состоят в следующем: Þ помочь учащимся извлечь максимум пользы из школы; Þ привлечь внимание к личностным и межличностным проблемам; Þ задать центрированный на личности фокус, поскольку невозможно серьезно рассматривать какой-либо аспект учения и обучения без рассмотрения интра- и интерперсональных планов (Ch. Watkins, 1985). Задача учителя видится в том, чтобы дать возможность ученику уяснить смысл проблемы, создать свободную и непринужденную атмосферу, которая стимулировала бы ученика к постановке и решению проблемы, т.е. учитель — это фасилитатор, равноправный партнер ученика, уважающий его личность и ждущий этого же в ответ; это человек, который не только учит, но и учится сам. Постулируется уважение учителя к личности обучаемого, передача ценностей и формирование умений. Программа призвана выработать уважение к творческой деятельности, стимулировать занятия искусством и развить сферу моральных оценок. Поощряется самопрограммирование на исследование и открытия в себе («Дело имеется скорее с вопросами, чем с ответами»). Эмоциональное развитие происходит наряду с приобретением знаний. Личностный рост ведет к более высокому уровню самоосознания (Selfaware) и большей уверенности в. себе. Работа с самоосознанием является, как правило, начальным этапом и базой всего последующего курса в Пасторальной программе, поскольку невозможно представить себя, свои отношения с другими, свое место в обществе, наиболее перспективное направление развития своей личности, возможную профессию в будущем, не понимая себя, своих личностно-психологических качеств. Курс по самоосознанию предлагает программу структурированных опытов, целью которых является осознание учащимися самих себя, своих жизненных целей и помощь в достижении этих целей. Через этот процесс учащиеся приобретают четкую самоидентичность и лучший самоконтроль (контроль над жизнью) (МсСоппоп, 1989). Примером курса по самоосоэнанию может быть книга Ш. Мак-Коннона «Самоосознание (курс личностных умении)». Это учебное пособие сделано в удобной для ксерокопирования форме, дающей возможность использования материалов на уроке, и рассчитано на средний подростковый возраст. Оно состоит из введения и 13 стратегий. Общая идея автора отражена в следующем высказывании: «Наши шансы быть успешными в жизни и в достижении целей увеличиваются, когда мы воспринимаем себя точно. Неверное знание себя порождает и неадекватное ситуации поведение». Книга состоит из 3 частей: прошлое (откуда я иду), настоящее (где я сейчас) и будущее (куда я иду), 13 предложенных автором стратегий группируются в соответствии с этим принципом: 1-я стратегия — о прошлом; 2—4-я — о настоящем, от общего к личностному; 5—6-я — видение моего «Я» другими; 7—8-я — кем я хотел бы быть; 9-11-я — долгосрочные цели (в значимых содержательных областях) и шаги по их достижению; 12–13я — чего бы я хотел от жизни в целом. Что представляет собой стратегия? Это совокупность упражнений, тренингов, тестов и плана их обсуждения, рассчитанная, как правило, на урок. Каждая стратегия имеет: 1) четко означенную цель (например, помочь учащимся осознать достижения и значительные моменты в их жизни до сегодняшнего дня); 2) расписанную по фазам процедуру с описанием задания и его смысла, а также материал для самого задания (например, «река жизни», незаконченные предложения и т.д.); 3) предпочтительный размер группы (как правило, 4—6 человек); 4) время работы (в среднем от 20 до 50 минут); 5) необходимый дидактический материал; 6) возможные варианты, предложения (McConnon, 19S9), Пасторальная программа задумана как система, формирующая умения и воспитывающая чувства (A Hamblin,,1987}. В содержание курса включается, прежде всего, выработка определенных жизненно важных умений. Роджер Кирк называет три линии развития умений в обучении через опыт» в рамках данной программы: индивидуальные умения, значимые для личности в системе отношений, групповые (связанные с необходимостью жить и работать в группе) и управленческие (связанные с вопросами самоорганизации личностью своей жизнедеятельности). Р. Кирк раскрывает содержание каждой группы умений следующим образом (Л. Kirk, 1987). Индивидуальные умения: расширение понятия успеха; самоуважение и уважение других; знание себя (оценка своих сильных и слабых сторон); рост уверенности в себе, зрелости и ответственности; способность выражать свои чувства, давать и получать обратную связь; умение наблюдать и фиксировать результаты. Групповые умения: понимание того, как работает группа; различение задания и процесса; способность работать совместно, терпимо относиться к другим, поддерживать их, искатьихсильные стороны; понимание важности лидерства, выявление различных стилей лидерства; способность получать информацию и делиться ею. Управленческие умения: способность справляться с каждодневными жизненными задачами; способность планировать, устанавливать приоритеты, контролировать свое время; способность решать задачи; способность принимать решения; способность к переговорам. Д. Хэмблин выделяет еще две группы умений: умения, связанные с самореализацией личности (ориентация на себя), и умения, обеспечивающие эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).
Значительное место отводится умению учиться, вопросам, возникающим в этой области и в области профориентации, способности принимать решение, разрешать задачи. К проблеме профориентации существует свой подход в логике данного направления, представляющий отдельную тему. В качестве наиболее важных учебных умений называются: Þ самооценка; Þ выстраивание стратегии учения и взаимодействия; Þ вербализация собственной точки зрения с сохранением способности воспринимать точку зрения другого. Тематическое содержание программы характеризуется следующими темами: Þ «Потеря» лица и как успешно справляться с унижением и чувством собственной уязвимости. Þ Как справляться с эмоциональным шантажом. Þ Как преодолевать фрустрацию без агрессии и апатичного ухода в себя или депрессии. Þ Как принимать (переживать) чувство вины, критику или похвалу. Þ Как преодолеть страх, возникающий при отторжении сверстниками. Þ Как справляться с чувством неадекватности или беспомощности в определенных ситуациях, например: экзамены, устные ответы на вопросы, вечеринка и т. д. Þ Понимание, а затем контроль поведения в ситуациях, где агрессивное реагирование приводит к серьезным последствиям. Þ Как справляться с занижением самооценки, которая возникает при сравнении с другими (сравнение может быть инициировано самим подростком либо навязываться другими). Методической базой Пасторальной программы является подход, заключающийся в создании возможностей для получения учеником определенного опыта (или актуализации имеющегося), в дальнейшем групповом обсуждении наиболее важных моментов данного опыта, а также в обучении и умению делать обобщения (абстракции) на основе этого обсуждения с целью использования в последующем обучении и при получении нового опыта. В Пасторальной программе не ставится целью приобретение понятийных знаний (абстрактных понятий, соотнесение обсуждаемых понятий с другими абстрактными понятиями, рассмотрение их взаимоотношений, места в понятийной иерархий). Для подростков, мучимых вопросом «Кто я?», «Какой я?», теоретические понятия, очевидно, имеют меньшую ценность в сравнении с жизненными знаниями и умениями себя вести. В Пасторальной программе речь идет о приобретении знания, которое можно обозначить термином экспериентальное. В отличие от понятийного, оно возникает не в результате работы с понятиями, а непосредственно в учебной ситуации, которая обсуждается в группе, где ведется разговор о чувствах по поводу ситуации, возможных последствиях действии в заданной ситуации. Происходит приобретение учащимся реального опыта осознания себя. Если же целью является приобретение специфического жизненного опыта («умение жить — это тоже искусство», Э. Фромм), то и работать нужно не с психологическими понятиями, а с тем опытов, который нужно приобрести. Учитель создает атмосферу безопасности и доверия, выступая в качестве фасилитатора. Он задает некоторую «конфигурацию психологического и жизненного пространства», в которой осуществляется «личностный трансфер». Ученики обсуждают базовые (ядерные) ситуации, в которых они реально оказывались, которые фиксированы в разного рода литературе (в то|а числе и художественной) или которые были искусственно созданы в группе или классе, а также свои чувства, мысли по их поводу, возможные мнения других людей. Таким образом, из совокупного опыта учащихся формируется понятие, близкое к научному (J. Steins, 1972), но оформленное в их собственной лексике, языке, с помощью их собственной системы образов. Т.е. ученики используют свою собственную систему метафор, которые являются для них основой смыслообразования при исследовании новой для них области. Искомое понятие становится их личностным понятием. В качестве средств обучения на занятиях используются игры и упражнения, входящие в учебный курс, которые служат достижению изложенных выше целей. Эти цели и должны быть тем смыслообразующим звеном, которое определяет содержательную стратегию упражнений и игр. Важны при этом даже не сами упражнения и игры, а их обсуждение, в процессе которого учащиеся пытаются увидеть альтернативные, более эффективные варианты подхода к проблеме. Важно не то, какие упражнения или игры будут применяться, а то, что будет стоять за ними, каков будет их результат.Все это в значительной мере зависит от видения целей учителем, от его мастерства и чувствительности. Имея определенную структуру, Пасторальная программа, тем не менее, предполагает значительную гибкость. Вопросы о том, какие темы сделать лейтмотивными, проводить ли занятия блоками или отдельными небольшими темами, собрать ли курс в одном месте или растянуть его на год или семестр, решаются в школе учителями и администрацией. Результатом обучения в Пасторальной программе является в идеальном случае приобретение опыта в обсуждаемой содержательной области, означенность его и способность применять этот опыт. Причем получается не узкоконкретный опыт, а опыт базовый, который может быть перенесен на другие содержательные области. Приобретается положительная личностная динамика, которая феноменально фиксируется в ответственной автономии, способности верно оценивать свои достоинства и недостатки и на их основе и знании той содержательной области, с которой имеешь дело, принимать оптимальные решения и видеть их возможные следствия и последствия, возможные на различных уровнях и с различным временем проявления. К результатам обучения относят также способность к самопознанию; развитие критического мышления, эмпатии, терпимости, социальной ответственности — качества, центральные для развития завтрашнего европейского гражданина; приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для самопознания и оценки себя, эффективных отношений с другими, развития необходимых учебных планов, исследования профессиональных альтернатив (Р. Lang, 1993 (рукопись)). Таким образом, урок в Пасторальной программе — это урок психологии, содержанием которого выступает обсуждение психологической реальности и себя в ней и через нее, где основным является экспериментальный метод, а формой может быть игра, диалог, групповая дискуссия, тренинг, а также небольшое количество лекций. Пасторальная программа утверждает в обучении принцип обращенности к ученику как к целостности, развития его личности в реальных жизненных ситуациях. Пасторальная программа является положительным опытом английской школы по введению психологической грамотности в реальную среднюю школу, а также практическим выражением философии гуманистов, которую один из идеологов гуманистической психологии отразил в следующем заключении: «Гуманистически ориентированное исследование человека как целостности, функционирующего в реальных жизненных ситуациях, позволит максимально полно понять его» (J. Steins, 1972).
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |