Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт английской школы




Пасторальная программа активно разрабатывается груп­пой Оксфордских исследователей с конца 70-х годов в духе идей гуманистической психологии и отражает приоритетные направ­ления реформы западной школы, на которые возлагаются боль­шие надежды. Она считается перспективной, т. к. ее методо­логическим основанием является «стремление усилить гумани­стическую, общечеловеческую направленность школьного вос­питания; реорганизация воспитывающего обучения с целью более эффективного формирования личности школьника» (D. Forward, 1986.).

Пасторальная1 программа2 является наиболее крупной про­граммой в рамках известного направления Experiental learning («Учение через опыт»). В 1954 году термин «пасторальный» был употреблен печатно впервые. Но прошло десятилетие, прежде чем его стали употреблять в школах, и только в начале 70-х он стал широко признанным (Р.М. Hughes, 1980).

По определению авторов-разработчиков Пасторальная программа:

это направленность процесса обучения на ребёнка при гу­манистической атмосфере, декларация развития личнос­ти как цели учебных курсов внутри школьных программ, (L. Bulman. 1984);

это подход к учащемуся как к целостной личности; предотвращение проблем, а не консультация после того, как они произошли; процесс учения здесь так же важен, как и ма­териал (S. Миnby, 1985);

это идентификация специфических потребностей (включая профориентационные) всех учащихся в школе и попытка удов­летворить их посредством разумно разработанной развиваю­щей программы, связанной с личностным, социальным и мо­ральным ростом ребенка (jp. Long, 1993 (рукопись));

это ориентация на развитие целостного ученика; она избе­гает сегментации, характерной для программ по другим школьным предметам (L. Bulman, D. Jenkin, 1988);

это учебное предложение школы, которое фокусируется на учении ученика о себе самом (Ch. Watkins, I985);

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 От англ. pastoral — выращивание, выпестование.

2 Понятием «Пасторальная программа» мы обозначаем феномен» который в английской литературе раскрывается в терминах; «Pastoral Care», «Pastoral Curriculum», «Pastoral Programme», описанных как синонимы.

это центральное понятие в учебном процессе, суть которо­го во внимании к ребенку как к индивидуальности и в по­пытке максимально развить заложенный в нём потенциал (J Gosling, R. Weeks — Oxford: New Education Press.);

это принятие во внимание того личностного интереса в уче­никах как индивидуальностях, который позволяет помочь им делать выбор и принимать решения (R. Best, С. Jarvis, P.Ribbins, 1980);

это запланированная учебная деятельность — нечто, что должно быть выучено, и умения, которые должны быть приобретены, что должно стать частью формальной про­граммы школы и иметь отличительные пасторальные цели (Г. Я. McLaughlin, 1982);

это часть учебной программы школы, для реализации кото­рой имеются специальные структуры и штат (D. Hamblin, 1987).

Пасторальная программа рассчитана на 5 лет обучения для работы со средней и старшей возрастными группами средней школы и охватывает также работу с учителями. Пасторальная программа не является программой обучения психологии в тра­диционном смысле, предполагающем наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре во­просов—ответов на уроках.

Основанием для Пасторальной программы, как указыва­ет один из ее авторов Дуглас Хэмблин, является «понимание, вырастающее из совместного обсуждения». Обучение строится таким образом, что в процессе взаимодействия учителя и уче­ника «проблемы решаются в контексте всей, жизни личности». Тем не менее, Пасторальная программа безусловно является од­ним из вариантов введения психологических знаний в общеоб­разовательную школу, имея систему конкретных психологичес­ких знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, сред­ства и формы, а также концептуальные идеи.

Одной из центральный идей программы является представ­ление авторов о том, что мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет им рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт.

В учении как в процессе выделяются 4 стадии:

конкретный опыт;

рефлексивное наблюдение;

Þ абстрактная концептуализация;

Þ активное экспериментирование.

С учетом такого понимания процесса учения цель Пастораль­ной программы определяется следующим образом: «развитие ребенка, поддержание его устремлений и зрелости, поощрение достижения ответственной автономии» (D. Hamblin, 1987). Од­нако, чтобы достичь этой цели, ученику необходимо знать свои сильные и слабые стороны, уметь общаться, понимать и чув­ствовать другого. Поэтому значительное место в обучении уде­ляется «умениям и чувствам».

Одна из целевых установок программы — воспитание у уча­щихся «суверенности ответственной личности», или «ответ­ственной автономности», личностной зрелости и ответственно­сти за принимаемые решения, личностной идентификации и сознательной самодисциплины (D. Hamblin, 1987).

Задачи обучения состоят в следующем:

Þ помочь учащимся извлечь максимум пользы из школы;

Þ привлечь внимание к личностным и межличностным проб­лемам;

Þ задать центрированный на личности фокус, поскольку не­возможно серьезно рассматривать какой-либо аспект уче­ния и обучения без рассмотрения интра- и интерперсональных планов (Ch. Watkins, 1985).

Задача учителя видится в том, чтобы дать возможность уче­нику уяснить смысл проблемы, создать свободную и непринуж­денную атмосферу, которая стимулировала бы ученика к поста­новке и решению проблемы, т.е. учитель — это фасилитатор, равноправный партнер ученика, уважающий его личность и ждущий этого же в ответ; это человек, который не только учит, но и учится сам. Постулируется уважение учителя к личности обучаемого, передача ценностей и формирование умений.

Программа призвана выработать уважение к творческой де­ятельности, стимулировать занятия искусством и развить сфе­ру моральных оценок. Поощряется самопрограммирование на исследование и открытия в себе («Дело имеется скорее с во­просами, чем с ответами»).

Эмоциональное развитие происходит наряду с приобретени­ем знаний. Личностный рост ведет к более высокому уровню самоосознания (Selfaware) и большей уверенности в. себе. Ра­бота с самоосознанием является, как правило, начальным эта­пом и базой всего последующего курса в Пасторальной програм­ме, поскольку невозможно представить себя, свои отношения с другими, свое место в обществе, наиболее перспективное на­правление развития своей личности, возможную профессию в будущем, не понимая себя, своих личностно-психологических качеств. Курс по самоосознанию предлагает программу струк­турированных опытов, целью которых является осознание уча­щимися самих себя, своих жизненных целей и помощь в дости­жении этих целей. Через этот процесс учащиеся приобретают четкую самоидентичность и лучший самоконтроль (контроль над жизнью) (МсСоппоп, 1989).

Примером курса по самоосоэнанию может быть книга Ш. Мак-Коннона «Самоосознание (курс личностных умении)». Это учеб­ное пособие сделано в удобной для ксерокопирования форме, дающей возможность использования материалов на уроке, и рассчитано на средний подростковый возраст. Оно состоит из введения и 13 стратегий.

Общая идея автора отражена в следующем высказывании:

«Наши шансы быть успешными в жизни и в достижении целей увеличиваются, когда мы воспринимаем себя точно. Неверное знание себя порождает и неадекватное ситуации поведение».

Книга состоит из 3 частей: прошлое (откуда я иду), настоя­щее (где я сейчас) и будущее (куда я иду), 13 предложенных автором стратегий группируются в соответствии с этим прин­ципом:

1-я стратегия — о прошлом;

2—4-я — о настоящем, от общего к личностному;

5—6-я — видение моего «Я» другими;

7—8-я — кем я хотел бы быть;

9-11-я — долгосрочные цели (в значимых содержа­тельных областях) и

шаги по их достижению;

12­–13я — чего бы я хотел от жизни в целом.

Что представляет собой стратегия? Это совокупность упраж­нений, тренингов, тестов и плана их обсуждения, рассчитан­ная, как правило, на урок. Каждая стратегия имеет:

1) четко означенную цель (например, помочь учащимся осознать достижения и значительные моменты в их жизни до сегодняшнего дня);

2) расписанную по фазам процедуру с описанием задания и

его смысла, а также материал для самого задания (напри­мер, «река жизни», незаконченные предложения и т.д.);

3) предпочтительный размер группы (как правило, 4—6 че­ловек);

4) время работы (в среднем от 20 до 50 минут);

5) необходимый дидактический материал;

6) возможные варианты, предложения (McConnon, 19S9),

Пасторальная программа задумана как система, формирующая умения и воспитывающая чувства (A Hamblin,,1987}.

В содержание курса включается, прежде всего, выработка оп­ределенных жизненно важных умений. Роджер Кирк называ­ет три линии развития умений в обучении через опыт» в рамках данной программы: индивидуальные умения, значимые для личности в системе отношений, групповые (связанные с необходимостью жить и работать в группе) и управленческие (свя­занные с вопросами самоорганизации личностью своей жизне­деятельности). Р. Кирк раскрывает содержание каждой груп­пы умений следующим образом (Л. Kirk, 1987).

Индивидуальные умения: расширение понятия успеха; са­моуважение и уважение других; знание себя (оценка своих сильных и слабых сторон); рост уверенности в себе, зрелости и ответственности; способность выражать свои чувства, давать и получать обратную связь; умение наблюдать и фиксировать результаты.

Групповые умения: понимание того, как работает группа; различение задания и процесса; способность работать совмест­но, терпимо относиться к другим, поддерживать их, искатьихсильные стороны; понимание важности лидерства, выявление различных стилей лидерства; способность получать информа­цию и делиться ею.

Управленческие умения: способность справляться с каждо­дневными жизненными задачами; способность планировать, ус­танавливать приоритеты, контролировать свое время; способ­ность решать задачи; способность принимать решения; способ­ность к переговорам.

Д. Хэмблин выделяет еще две группы умений: умения, свя­занные с самореализацией личности (ориентация на себя), и умения, обеспечивающие эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).

 

Ориентация на себя Ориентация на других
Точная самопрезентация Коммуникация
Самооценка Критическое и аналитическое мышление Эмпатия Кооперация Поддержка / помощь
Достижение поставленных личностью целей Развитие внутреннего контроля Дружба Лидерство Позитивное взаимодействие в группе

 

Значительное место отводится умению учиться, вопросам, возникающим в этой области и в области профориентации, спо­собности принимать решение, разрешать задачи. К проблеме профориентации существует свой подход в логике данного на­правления, представляющий отдельную тему.

В качестве наиболее важных учебных умений называются:

Þ самооценка;

Þ выстраивание стратегии учения и взаимодействия;

Þ вербализация собственной точки зрения с сохранением способ­ности воспринимать точку зрения другого.

Тематическое содержание программы характеризуется сле­дующими темами:

Þ «Потеря» лица и как успешно справляться с унижением и чувством собственной уязвимости.

Þ Как справляться с эмоциональным шантажом.

Þ Как преодолевать фрустрацию без агрессии и апатичного ухода в себя или депрессии.

Þ Как принимать (переживать) чувство вины, критику или похвалу.

Þ Как преодолеть страх, возникающий при отторжении свер­стниками.

Þ Как справляться с чувством неадекватности или беспомощности в определенных ситуациях, например: экзаме­ны, устные ответы на вопросы, вечеринка и т. д.

Þ Понимание, а затем контроль поведения в ситуациях, где агрессивное реагирование приводит к серьезным послед­ствиям.

Þ Как справляться с занижением самооценки, которая возникает при сравнении с другими (сравнение может быть инициировано самим подростком либо навязываться дру­гими).

Методической базой Пасторальной программы являет­ся подход, заключающийся в создании возможностей для по­лучения учеником определенного опыта (или актуализации имеющегося), в дальнейшем групповом обсуждении наиболее важных моментов данного опыта, а также в обучении и умению делать обобщения (абстракции) на основе этого обсуждения с целью использования в последующем обучении и при получе­нии нового опыта.

В Пасторальной программе не ставится целью приобретение понятийных знаний (абстрактных понятий, соотнесение обсуж­даемых понятий с другими абстрактными понятиями, рассмот­рение их взаимоотношений, места в понятийной иерархий). Для подростков, мучимых вопросом «Кто я?», «Какой я?», теоретические понятия, очевидно, имеют меньшую ценность в срав­нении с жизненными знаниями и умениями себя вести. В Пас­торальной программе речь идет о приобретении знания, кото­рое можно обозначить термином экспериентальное. В отличие от понятийного, оно возникает не в результате работы с поня­тиями, а непосредственно в учебной ситуации, которая обсуж­дается в группе, где ведется разговор о чувствах по поводу ситу­ации, возможных последствиях действии в заданной ситуации. Происходит приобретение учащимся реального опыта осознания себя. Если же целью является приобретение специфичес­кого жизненного опыта («умение жить — это тоже искусство», Э. Фромм), то и работать нужно не с психологическими понятиями, а с тем опытов, который нужно приобрести.

Учитель создает атмосферу безопасности и доверия, высту­пая в качестве фасилитатора. Он задает некоторую «конфи­гурацию психологического и жизненного пространства», в которой осуществляется «личностный трансфер». Ученики обсуж­дают базовые (ядерные) ситуации, в которых они реально ока­зывались, которые фиксированы в разного рода литературе (в то|а числе и художественной) или которые были искусственно созданы в группе или классе, а также свои чувства, мысли по их поводу, возможные мнения других людей.

Таким образом, из совокупного опыта учащихся формирует­ся понятие, близкое к научному (J. Steins, 1972), но оформлен­ное в их собственной лексике, языке, с помощью их собствен­ной системы образов. Т.е. ученики используют свою собствен­ную систему метафор, которые являются для них основой смыслообразования при исследовании новой для них области. Иско­мое понятие становится их личностным понятием.

В качестве средств обучения на занятиях используются игры и упражнения, входящие в учебный курс, которые служат дос­тижению изложенных выше целей. Эти цели и должны быть тем смыслообразующим звеном, которое определяет содержа­тельную стратегию упражнений и игр. Важны при этом даже не сами упражнения и игры, а их обсуждение, в процессе кото­рого учащиеся пытаются увидеть альтернативные, более эффек­тивные варианты подхода к проблеме. Важно не то, какие уп­ражнения или игры будут применяться, а то, что будет стоять за ними, каков будет их результат.Все это в значительной мере зависит от видения целей учителем, от его мастерства и чувстви­тельности. Имея определенную структуру, Пасторальная про­грамма, тем не менее, предполагает значительную гибкость. Вопросы о том, какие темы сделать лейтмотивными, проводить ли занятия блоками или отдельными небольшими темами, со­брать ли курс в одном месте или растянуть его на год или се­местр, решаются в школе учителями и администрацией.

Результатом обучения в Пасторальной программе являет­ся в идеальном случае приобретение опыта в обсуждаемой со­держательной области, означенность его и способность приме­нять этот опыт. Причем получается не узкоконкретный опыт, а опыт базовый, который может быть перенесен на другие содер­жательные области. Приобретается положительная личностная динамика, которая феноменально фиксируется в ответственной автономии, способности верно оценивать свои достоинства и не­достатки и на их основе и знании той содержательной области, с которой имеешь дело, принимать оптимальные решения и ви­деть их возможные следствия и последствия, возможные на раз­личных уровнях и с различным временем проявления.

К результатам обучения относят также способность к само­познанию; развитие критического мышления, эмпатии, терпи­мости, социальной ответственности — качества, центральные для развития завтрашнего европейского гражданина; приобре­тение учащимися знаний и умений, необходимых для самопо­знания и оценки себя, эффективных отношений с другими, раз­вития необходимых учебных планов, исследования профессио­нальных альтернатив (Р. Lang, 1993 (рукопись)).

Таким образом, урок в Пасторальной программе — это урок психологии, содержанием которого выступает обсуждение пси­хологической реальности и себя в ней и через нее, где основ­ным является экспериментальный метод, а формой может быть игра, диалог, групповая дискуссия, тренинг, а также неболь­шое количество лекций.

Пасторальная программа утверждает в обучении принцип обращенности к ученику как к целостности, развития его лич­ности в реальных жизненных ситуациях. Пасторальная про­грамма является положительным опытом английской школы по введению психологической грамотности в реальную среднюю школу, а также практическим выражением философии гума­нистов, которую один из идеологов гуманистической психоло­гии отразил в следующем заключении: «Гуманистически ори­ентированное исследование человека как целостности, функционирующего в реальных жизненных ситуациях, позволит мак­симально полно понять его» (J. Steins, 1972).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.