КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебники по психологии в зарубежной школе
Интересно, что все традиционные учебники имеют практически одну и ту же структуру в соответствии с натурфилософской логикой познания. Особая установка в традиционном преподавании психологии сводится к тому, чтобы дать определенное количество информации по специальным вопросам, обеспечить изучение некоторых психологических понятий и категорий. Предлагая к изучению свои курсы, авторы указывают, что важно не столько провозгласить значение психологии, сколько продемонстрировать ее на практических примерах из повседневной жизни и реальной практики. Работа преподавателя психологии с учащимися строится здесь по классическому типу, т.е. основной задачей учителя является руководство усвоением учащимися знаний, изложенных в учебнике. Главная задача ученика — Изучение материала учебника и обсуждение учителем некоторых наиболее сложных вопросов. При этом цели учебных книг формулируются следующим образом: познакомить читателей (молодых людей) с основными теориями и терминологией современной психологии; 2) вызвать интерес к психологии как отрасли знания; 3) объяснить значимость предмета для жизни. Мы проиллюстрируем традиционное изложение системы психологических знаний на примере учебников «Psychology Understanding» и «Psychology» Учебник «Psychology Understanding» содержит 16 глав» сгруппированных в 6 разделов, каждый из которых соотносится с одной из основных областей психологии как науки. Материалы учебника подаются в определенном порядке и взаимосвязях. Знакомство («Введение») с предметом психологии как специальной областью знаний начинается с «древних представлений» о психологии, далее рассказывается о природе психологических знаний и философских основах психологии как науки, показываются ее перспективы, В разделе I, имеющем название «Работа духа», раскрываются три основных пути взаимодействия человеческого духа с миром: через осознание мира, основанное на непосредственной информации, полученной органами чувств в пределах возможностей; через осмысление информации, полученной при помощи внимания, памяти, мышления; через информацию, получаемую благодаря активному и измененному состояниям сознания. Раздел П «Организм в поведении» посвящен изучению организма человека и особенностям его реагирования в ситуациях научения. В разделе III «Психическое развитие» дается характеристика психического развития в онтогенезе. Раздел IV «Человеческие отношения» объясняет необходимость конструктивного взаимодействия человека с другим человеком, а также способы эффективного общения. Раздел V «Личность и эмоциональная жизнь» показывает значение и смысл понятия «личность» с точки зрения некоторых теорий личности, делая при этом акцент на эмоциональной жизни человека. Раздел VI «Методы в психологии» представляет способы намерения человеческих способностей, сбора информации о психической жизни человека и описания полученных данных, В учебнике «Psychology Understanding» используется большое количество иллюстративного материала, предлагаются упражнения и обобщения по каждой главе, а также имеется терминологический словарь и список рекомендуемой научно-популярной литературы по теме. Можно отметить также эмоциональный язык изложения и дидактически построенную организацию материала внутри каждого параграфа, Другой типичный учебник» адресуемый старшеклассникам, — «Psychology» — имеет структуру, включающую 12 глав. Во «Введении» рассказывается о развитии психологического знания в донаучный период, о месте психологии как науки сегодня и дается план книги. В следующих пяти главах («Психобиология», «Восприятие», «Научение», «Познание», «Наследственность и рост») человек рассматривается с точки зрения его биологических и психофизиологических возможностей. В главе VII «Когнитивное развитие» речь идет об интеллектуальных возможностях человека. В главе VIII «Социальное развитие» и главе IX «Социальное поведение» даются характеристики поведения человека в общении и совместной деятельности. В главе Х «Три взгляда на личность» вводится понятие личности и излагаются подходы к изучению проблемы личности, существующие в теории психоанализа, теории питов и когнитивной психологии. Глава XI «Аномальная психология» и глава XII «Психотерапия» рассматривают некоторые формы патологий психической жизни и способы коррекции личностного развития. Сравнивая оба учебника, можно заметить, что при отсутствии различия в объеме печатного текста существует различие в содержании и способах подачи информации. Так, в учебнике «Psychology Understanding» отсутствует (философско-психологический материал и делается акцент на естественнонаучные основы психики. Дидактически учебник «Psychology» удачно выстроен, как и «Psychology Understanding», снабжен массой всевозможных картинок, фотографий и схем, имеет упражнения и задания по каждой теме. Предложенная традиционными курсами система психологических знаний дает ясное представление о том, что человек имеет. Так, у него есть нервная система, потребности и рефлексы, которые можно описать, есть интеллект и способности, которые можно измерить, есть скрытые и очень большие личностные ресурсы, которые можно обнаружить. Можно заметить, что в подобном построении материала о человеке отсутствует сам человек как субъект, действующий в пространстве собственных взаимоотношений с окружающим миром. Таким образом, предлагаемый авторами вариант предполагает не сообщение ученику знаний о человеке как о нем самом, а передачу знаний, важных по отношению к нему и остающихся, несмотря на всю свою важность, чем-то отдельным от него. Сходство также заключается в том, что оба учебника завершаются главой о психотерапии, важность и не случайность присутствия подобного материала в учебниках определяется, по-видимому, тем, что он иллюстрирует несколько достаточно глубоких идей. Например, знакомство с результатами психотерапевтической практики, с одной стороны, показывает, насколько велик и разнообразен диапазон проявления человеческих возможностей, поскольку корреляционная работа в психотерапии основана на актуализации личностных ресурсов. С другой стороны, это показывает целительское могущество психологического метода как такового. Кроме того, информация главы о психотерапии подчеркивает идею о самом непосредственном влиянии явлений психической жизни на судьбу конкретного человека,, т.е. об объективности психологической реальности, и подводит к осознанию того, что так называемая «душа» человека живет по определенным законам, которые можно и нужно знать.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |