КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автомобильных дорог
Оценка состояния и назначение работ по реконструкции
Уровень повышения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги зависит от мероприятий, разработанных в проекте конструкции. Номенклатура этих мероприятий определяется по результатам диагностики с учетом прогноза изменения фактического состояния автомобильной дороги в период службы до следующего капитального ремонта или реконструкции. Диагностика – это обследование, сбор и анализ данных о геометрических и технических параметрах и характеристик, физических свойствах автомобильных дорог и дорожных сооружений и условиях работы. Диагностика позволяет оценить состояние автомобильной дороги и дорожных сооружений по установленному перечню параметров и определить степень соответствия фактического состояния дороги и дорожных сооружений предъявляемым нормативным требованиям, оценить степень этих расхождений и принцип их взаимодействия. По каждому участку, элементу, параметру и характеристике автомобильной дороги с выявленными несоответствиями фактического состояния дороги и дорожных сооружений предъявляемым требованиям назначаются мероприятия по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дороги, которые выполняются при капитальном ремонте или реконструкции. Существует несколько методов оценки состояния дорог, которые применяются в настоящее время: 1) метод сравнения технических параметров и характеристик; 2) метод сравнения и по техническим параметрам, и по транспортно-эксплуатационным показателям; 3) метод сравнения потребительских свойств. Оценка состояния по техническим параметрам и физическим характеристикам заключается в сопоставлении фактических значений параметров и характеристик с нормативными, требуемыми или проектными. Если отклонения фактических значений от нормативных или требуемых больше допустимых пределов, назначаются ремонтные мероприятия или реконструкция. Преимуществом этого метода является простота оценки состояния и назначения ремонтных работ или мероприятий по реконструкции. Этот метод имеет недостатки. Один из них заключается в большом числе оцениваемых параметров и характеристик дороги, которые в различных методиках колеблются от 10–15 до 40 и более, причем их оценки могут иметь различные количественные или качественные значения на конкретных участках дороги. Поэтому сделать однозначный вывод об общей оценке состояния дороги, о сравнении общего состояния двух участков дорог или двух различных дорог, а следовательно, выбрать объективно обоснованную стратегию по ремонту или реконструкции дорог трудно. Появляется широкое поле для выбора решений в виде различных наборов приоритетных работ, назначаемых экспертно по одному, двум или нескольким показателям независимо от других. Другой недостаток заключается в том, что методы оценки состояния дорог по степени соответствия их технических параметров и физических характеристик нормативным требованиям в прямом виде не оценивают транспортно-эксплуатационные показатели дорог, т.е. их потребительские свойства. Они оцениваются только косвенно, предположительно. Комбинированные методы оценки транспортно-эксплуата-ционного состояния автомобильных дорог включают оценку дороги по основным транспортно-эксплуатационным показателям и техническим параметрам и характеристикам. Эти методы позволяют оценивать состояние дороги не как инженерное сооружение, а как инженерного транспортного сооружения, предназначенного для обеспечения удобного и безопасного движения автомобилей с высокими скоростями и установленными нагрузками. В этих методах существует термин «транспортно-эксплуатационное состояние дороги» (ТЭС АД), который включает комплекс параметров и характеристик технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования, обустройства и термин «транспортно-эксплуатационные показатели дороги» (ТЭП АД), которые непосредственно зависят от транспортно-эксплуатационного состояния дороги и характеризуют дорогу как транспортное сооружение [1, 27]. К транспортно-эксплуатационным показателям дороги (ТЭП АД) относятся обеспеченная дорогой непрерывность, скорость, удобство и безопасность движения, пропускная способность и уровень загрузки, допустимые габариты, осевые нагрузки и общая масса автомобилей, экологические, эстетические и другие показатели. В методике оценки определяются в абсолютном или относительном виде фактические значения транспортно-эксплуатационных показателей и технических характеристик, которые сравниваются с нормативными требованиями по каждому параметру и характеристике, в результате определяется оценка (рассогласование), с учетом которой назначаются мероприятия по ремонту или реконструкции. Комбинированная система показателей оценки состояния дорог включает в себя следующие основные показатели [27]: - скорость движения, которая оценивается по величине коэффициента обеспеченности расчетной скорости в осенне-весенние, переходные периоды года; - пропускная способность дороги и уровень загрузки дороги движением; - безопасность движения, которая оценивается по трем показателям: коэффициенту происшествий, коэффициенту аварийности и коэффициенту безопасности; - соответствие фактических геометрических параметров нормативным для данной категории дороги, которые оцениваются сравнением;
- прочность дорожной одежды, которую оценивают коэффициентом прочности; - ровность покрытия, которую оценивают коэффициентом ровности; - шероховатость и сцепные качества покрытия, которые оцениваются показателем скользкости и коэффициентом сцепления по ширине покрытия. Кроме указанных показателей по техническим параметрам и физическим характеристикам оценивается состояние обочин, откосов, системы водоотвода. Состояние мостов оценивается определением их грузоподъемности. Преимуществом этого метода является то, что дорога оценивается по техническим параметрам и характеристикам и одновременно по транспортно-эксплуатационным показателям, т.е. по потребительским свойствам. Недостатком этого метода является то, что каждый показатель, параметр и характеристика оценивается раздельно и имеет свои нормативные требования. В результате по итогам оценки, на каждом участке автомобильной дороги получается от 20 до 80 числовых данных, отражающих совпадения или отклонения от нормативных требований. Это затрудняет анализ и формирование заключения о степени соответствия дороги нормативным требованиям, а также назначение и выбор наиболее важных мероприятий по ремонту или реконструкции дороги. Для упрощения решения задачи планирования работ по ремонту или реконструкции применяются различные методы определения весовых коэффициентов, коэффициентов важности, приоритетности, разделения работ на главные и второстепенные. Это делается экспертным путем, т.е. волевым порядком, что может привести к ошибочным решениям при распределении ограниченных средств на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог. Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам. В рыночных условиях основной задачей функционирования дорог является обеспечение их высоких потребительских свойств, что отражается на технико-экономических показателях работы автомобильного транспорта, а также в социальном и экономическом развитии регионов. Потребительские свойства дорог – комплекс транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги, непосредственно влияющих на эффективность работы автомобильного транспорта и отражающих интересы пользователей дорог [1,16]. К потребительским свойствам дорог относятся скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения автомобилей, пропускная способность и уровень загрузки дороги движением, допустимые осевые нагрузки, общая масса и габариты автомобилей, экологическая безопасность. За обобщенный показатель, полно отражающий основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята обеспеченная дорогой скорость движения автомобилей. За дополнительные показатели приняты показатель допустимой грузоподъемности и осевые нагрузки автомобилей, показатели инженерного оборудования и обустройства дороги. Комплексная оценка качества и состояния дороги определяется по формуле [16] П = КП · Коб, (1) где КП – комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги; Коб – показатель инженерного оборудования и обустройства. Преимущество этого метода заключается в том, что оценка степени соответствия любого параметра и характеристики дороги предъявленным требованиям производится по тому как количественно влияет данный параметр на обеспеченные дорогой потребительские свойства: скорость, безопасность движения и другие. На каждом характерном участке оцениваются все параметры и характеристики с учетом их раздельного и совместного влияния на транспортно-эксплуатационные показатели. На каждом участке выявляются параметры и характеристики дороги и их сочетания, приводящие к снижению потребительских свойств дороги, что позволяет разделять их по степени влияния. По результатам оценки степени влияния различных параметров, характеристик и их сочетаний на потребительские свойства назначаются мероприятия по их повышению до заданного уровня требований по потребительским свойствам на каждом участке дороги. Комплекс мероприятий и работ, назначенный по результатам диагностики и оценки состояния дороги, является предварительным, и служит основой для принятия решения о ремонте или реконструкции дороги и о выборе стратегии выполнения этих работ. Окончательные технические решения разрабатываются в проекте на реконструкцию дороги, разрабатываемом после дополнительных проектно-изыскательских работ с использованием данных диагностики и оценки состояния дороги. Контрольные вопросы к главе 1 1. Какие виды ремонтных работ выполняют на автомобильной дороге? 2. Диагностика автомобильных дорог. 3. Приборы и оборудование для диагностики автомобильных дорог. 4. На основе чего назначаются ремонтные мероприятия на автомобильной дороге?
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |