КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы уширения насыпей и выемок
При реконструкции автомобильных дорог на многих участках устраивается новое земляное полотно, технология возведения которого не отличается от нового строительства, поэтому в данном пособии не рассматривается. Эти работы выполняются на участках спрямления трассы, значительного увеличения радиусов кривых в плане и профиле, на участках обходов населенных пунктов, обходов оползней, осыпей и т.д. При реконструкции в основном выполняются работы по уширению земляного полотна, для строительства дополнительных полос проезжей чисти, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей или в случае необходимости доведения ширины земляного полотна до норм категории, установленной для данной дороги. Практика показывает, что добиться устойчивой многолетней совместной работы старого и нового (уширенного) земляного полотна трудно. Во многих случаях наблюдаются деформации нового земляного полотна в местах сопряжения со старым, поэтому если это возможно, необходимо избегать уширения земляного полотна. При реконструкции автомобильных дорог необходимо полностью использовать существующее земляное полотно. Уширение земляного полотна может быть односторонним или двухсторонним (рис. 2).
Двухстороннее, или симметричное, уширение – это уширение, при котором ось существующей дороги остается без изменения и совмещается с осью уширенной дороги. При этом уширение производится путем досыпки насыпи или срезки откосов выемки с двух сторон. Такое уширение может быть целесообразным при высоте насыпей и глубине выемок до 2–3 м. Преимущество этого варианта в том, что дорожная одежда после ее уширения располагается на прочном, хорошо сформировавшемся земляном полотне, что обеспечивает возможность создания прочной и долговечной дорожной одежды. Недостатки такого варианта уширения заключается в том, что необходимо с двух сторон снимать и устанавливать инженерное оборудование и обустройство, переносить и перекладывать воздушные, наземные и подземные коммуникации, удлинять трубы и уширять мосты, переустраивать систему водоотвода и дренажа и т.д. Насыпи высотой до 2 м чаще всех уширяют по двухсторонней схеме. Одностороннее или несимметричное – это уширение, при котором ось реконструируемой дороги смещена в сторону от оси старой дороги, а уширение производится путем досыпки насыпи или срезки откоса выемки с одной стороны. Преимущество этого варианта заключается в том, что все работы по уширению земляного полотна сосредоточены с одной стороны, поэтому создаются хорошие условия для работы дорожных машин и сами работы по возведению земляного полотна могут быть выполнены более качественно. Сокращаются объемы работ по снятию и установке инженерного оборудования, обустройству, переносу и переустройству коммуникаций, системы водоотвода, дренажа и т.д. Главный недостаток одностороннего уширения заключается в том, что часть новой дорожной одежды располагается на старом земляном полотне, а часть на свежеуложенном грунте, которому трудно придать такую же степень уплотнения и устойчивость. В результате создается неравнопрочная дорожная конструкция (земляное полотно плюс дорожная одежда), что приводит к возникновению продольных трещин в дорожной одежде на стыке старого и нового земляного полотна. При устройстве различных прокладок и усилений полностью избежать образования продольных трещин невозможно. При одностороннем уширении проезжей части увеличивается расход материалов для устройства покрытия из-за необходимости укладки дополнительного слоя покрытия для смещения оси проезжей части и обеспечения равного поперечного уклона покрытия на полосах движения. При уширении земляного полотна, для предотвращения переувлажнения грунта перед началом основных работ, необходимо обеспечить поверхностный водоотвод на период реконструкции дороги. Для этого необходимо произвести планировку поверхности и нарезку временных канав автогрейдером с отводом воды в пониженные места. Существуют различия в технологии работ по уширению насыпей и выемок (рис. 3). Уширение насыпей высотой до 2 м производится с засыпки боковых канав или кювет-резервов, из которых была возведена насыпь. Засыпка производится послойно местным грунтом с уплотнением до коэффициента уплотнения не менее Ку = 1,0 любым типом грунтоуплотняющих механизмов, способных обеспечить такой коэффициент уплотнения.
После снятия растительного слоя, засыпки боковых водоотводных канав резервов производятся работы по уширению земляного полотна, при этом необходимо обеспечить надежное сопряжение присыпаемого грунта с грунтом существующего земляного полотна. При заложении откосов 1:3, 1:4 производится рыхление грунта на откосах на глубину 0,2–0,25 м. На насыпях с заложением откосов менее 1:3 на откосах бульдозером или автогрейдером нарезаются уступы высотой соответствующей толщине отсыпаемого слоя в зависимости от мощности грунтоуплотняющего средства. Для предотвращения переувлажнения грунта уклон отсыпаемых слоев уширения должен быть от оси дороги. При уширении земляного полотна с крутизной откосов до 1:3 нарезается нижний уступ, после чего отсыпается первый слой грунта на полосе уширения. После окончания уплотнения нарезается следующий уступ, отсыпается второй слой и т.д. (рис. 4).
– нарезка нижнего уступа и отсыпка первого слоя с уплотнением
– нарезка второго уступа и отсыпка второго слоя с уплотнением
– нарезка третьего уступа и отсыпка третьего слоя с уплотнением
Рис. 4. Порядок нарезки уступов и послойной отсыпки грунта при уширении земляного полотна: 1 – существующая дорожная одежда; 2 – обочина; 3 – существующее земляное полотно; 4 – уступы; 5 – слои отсыпаемого грунта
Как при двухстороннем, так и одностороннем уширении существующая обочина обрезается, а грунт земляного полотна на полосе уширения отсыпается послойно до низа дорожной одежды. В случае, если уширение земляного полотна производится на ширину, не обеспечивающую проход дорожных машин, при заложении откосов 1:3 и более возможно производство работ с послойной отсыпкой грунта не горизонтальными слоями, как показано на рис. 4 при продольной относительно оси дороги схемой работы дорожных машин, а наклонными с поперечной схемой (рис. 5).
Подобная схема уширения приемлема и при крутизне откосов до 1:3, если произвести предварительное уполаживание откосов до заложения 1:3 и более (рис. 6).
До послойной отсыпки грунта необходимо уплотнение откоса до коэффициента уплотнения не менее Ку = 1. Схема работы дорожных машин при горизонтальной отсыпке грунта на полосах уширения представлена на рис. 7. Вышележащие слои грунта отсыпаются по аналогичной схеме работы дорожных машин. Схема работы дорожных машин при наклонной отсыпке грунта на уширяемой части земляного полотна представлена на рис. 8.
При уширении земляного полотна необходимо уплотнять грунт до коэффициента уплотнения не менее 1,0, что позволяет избежать просадок. При уширении выемок разработка грунта производится после снятия растительного слоя и засыпки боковых кюветов. Боковые кюветы или лотки засыпаются послойно до низа дорожной одежды с уплотнением. В выемках глубиной более 1 м для обеспечения безопасности движения рекомендуется устраивать укрепленные лотки, предназначенные только для отвода поверхностной воды. Разработка грунта на уширяемой части откоса производится экскаваторами «обратная лопата», или экскаватором-драглайном, при этом они располагаются у верхней бровки выемки (рис. 9). Возможно применение экскаватора «прямая лопата», при этом он располагается внизу (рис. 10).
Разработанный грунт перемещается в насыпь с использованием автосамосвалов. В неглубоких выемках с крутизной откосов более 1:3 разработка грунта может осуществляться бульдозерами с перемещением грунта в отвал за верхней бровкой выемки, собиранием его в кучи, с последующей погрузкой экскаватором в автосамосвалы и транспортированием в насыпь (рис. 11).
Технология производства работ по уширению выемок выбирается исходя из её глубины, ширины уширения, заложения откосов, типа грунта и т.д.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 9926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |