Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Наличие у человека, как биологического вида, разума, опирающегося на речь и включающего способность формулировать и использовать абстрактные понятия




Наличие у человека, как биологического вида, разума, опирающегося на речь и включающего способность формулировать и использовать абстрактные понятия, обусловило формирование к настоящему времени очень сложно организованного сообщества. Организация этого сообщества постоянно изменяется во времени, изменяется и сам человек. Как взаимодействует человек с окружающим миром? Что называется, вопрос вопросов. Здесь представляется уместным следующая аналогия. Для цельного представления Единую реальность Бытия можно представить в виде сферы, окружающей человека, а процесс познания этой реальности в виде многогранного кристалла, вписанного в нее. Форма кристалла во многом зависит от культуры *, в пространстве и времени которой живет человек. Одни из граней кристалла познаются наукой, другие - искусством, третьи - религиозным опытом человечества. Очевидно, что чем больше граней у кристалла, тем ближе он к сфере, и чем центральнее место наблюдателя внутри, тем больше возможность увидеть взаимное расположение граней, тем более цельное представление о мире будет создано. Именно сейчас нужно суметь соединить в единое целое все знания и весь опыт человечества и получить таким образом качественно новое, расширенное и целостное представление о Мире и законах его Бытия.

Являясь частью культуры человечества, наука это не только совокупность знаний, а и панорама развития и разворачивания смелых гипотез, проследить ход которых, значит увидеть увлекательнейшую часть человеческой истории. Для каждого периода истории присуще свое видение мира, своя парадигма *. Ввел это принципиально новое понятие Т.Кун (1975), по его словам это "... признанные всеми научные достижения, которые в течении определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу". По сути, это определенные границы, в которых лежит научное знание того или иного периода, оно является общепринятым, изложено в учебниках. Свойственно оно и массовому сознанию, охватывая его в той или иной степени. Наука развивается не только эволюционным путем накопления отдельных знаний, но и революционным путем смены парадигм. Реализуется цепочка: парадигма - накопление новых сведений - революционное преобразование - новая парадигма. Автором курса руководило желание показать, как зародилось и развивалось естественнонаучное знание, усложнялась его структура, как возрастало его значение для человека, вплоть до современности, когда без этих знаний стало не возможно рациональное выполнение любой профессиональной деятельности.

В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе - естествознание, системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государств, человечества - гуманитарные науки и система наук о мышлении - философские науки. Стремительное накопление и развитие знаний, взрыв научно-технической революции не позволяет отдельному индивиду усвоить весь объем информации, накопленный человечеством, происходит специализация, которая как бы разводит на разные полюса познания гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Английский писатель Ч.Сноу (1973) выдвинул гипотезу "двух культур" - научно-технической и художественно-гуманитарной. По его мнению, настолько далеких, что понимание между ними просто невозможно. Тем не менее, очевидно, что на пороге третьего тысячелетия возможность устойчивого развития общества, предотвращения глобальных кризисов, а также национальных и иных конфликтов тесно связана с уровнем образования общества. В условиях лавинообразного нарастания информации и бурных изменений в социально-экономической сфере необходима существенная корректировка приоритетов и акцентов в системе знаний, сближение естественнонаучной и гуманитарной культуры, повышение критериев морали. Во многих странах мира происходит интенсивный поиск новой парадигмы образования. Ее основные черты - фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности.

Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимым от профиля подготовки специалистов. Высшая школа должна, прежде всего, давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Сегодня на передний план выдвигается идея единства и самоценности всего живого, имеющая несомненную важность для правильного осознания человеком своих прав и обязанностей, а также целей и последствий своей профессиональной деятельности.

Воспитать не только образованного, но и высоконравственного человека - вот современный гуманистический императив высшей школы.

Итак, цели данного курса:

1. Показать науку как одну часть культуры в ее величии, проблемах и противоречиях.

2. На примере отдельных открытий развернуть панораму исторических изменений в самих подходах научных исследований.

3. Сформировать целостное представление об общности законов развития неживой и живой природы, о единой методологической базе развития и становления естествознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.