КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древняя Греция. Фалес(V-IV вв. до н.э.) - природа возникает из первичного материалы - воды в ходе естественного развития
Фалес (V-IV вв. до н.э.) - природа возникает из первичного материалы - воды в ходе естественного развития. Фалес писал: “Средоточие жизненной силы и энергии, рождающая сила, становой хребет и узы всего организма - влага живого тела, представляет собой лишь каплю космического океана, катящего и в ней свои глубокотекущие воды”. Из воды произошло “ все, что есть, что было и что будет”. Анаксимен (V-IV вв. до н.э.). - заменил воду воздухом. Разрежаясь, воздух претворяется в огонь, а сгущаясь, дает сперва жидкие, а потом твердые тела. Анаксимандр (V-IV вв. до н.э.) - существует особая первостихия, незримое первовещество. Гераклит Эфесский ( 530-470 до н.э.) - “плачущий философ”. Единство всех природных явлений, порождаемых движением и взаимодействием элементов космоса, основой которого является огонь. “ Мир - и мертвый и живой - это поток бесконечно изменяющихся явлений. Он - вечное возникновение и исчезновение, вечное создание и разрушение, непрерывное становление”. Движущей силой гармонии природы считал единство противоположностей. Это миропонимание будет доведено до блеска в учении ИНЬ-ЯНЬ в древнем Китае, а в Европейской культуре останется как диалектика Гераклита “...все течет. Течет вечно и неизменно, не пребывая в покое ни на миг - все движется и ничто не пребывает”. Точное знание получило от Гераклита три великих идеи: идею вечного движения, идею единства Вселенной и идею закономерно протекающих в ней явлениях. Эмпедокл, (490-430 гг. до н.э.) - развитие идей Гераклита. В основе мира четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Движущими силами он считал Любовь и Ненависть, Дружбу и Вражду. “ То любовью соединяется все воедино, то ненавистью все несется в разные стороны ”. Один из первых выдвинул идею вечности вещества. Знаток природных явлений, правильно объяснял солнечное затмение. В преданиях же присутствует как полумифическая фигура - маг и волшебник. Осталась легенда, что в конце жизни он бросился в кратер вулкана Этна. По одной версии, чтобы скрыть причину смерти и остаться в памяти людей полубогом. По другой, чтобы выяснить причину извержений, пусть в последний миг - но знать.... Демокрит ( 460-370гг. до н.э.), “смеющийся философ”. Мир состоит из неделимых атомов в бесконечном пространстве, которые постоянно соединяются и разъединяются, они однородны по качеству, но разнородны по величине, массе, форме: вся природа возникает из различных сочетаний атомов. “ Не существует ничего, кроме атомов и пустого пространства”. Движущая сила - изначальная необходимость: “ ничего не происходит случайно, но все совершается по некоторой причине и необходимости”. Аристотель (384-322гг до н.э.) В материи дана лишь возможность реального мира, в форме - осуществление этой возможности путем движений и изменений (движущая причина), идущих к определенной цели (конечная причина). Аристотель написал 28 книг (приписывают ему около 300 сочинений), систематизировав знание по физике, этике, аналитике, поэзии, возникновении животных. Вершиной развития логического метода явился труд Аристотеля - "Логика", основы этой науки и по сей день преподаются по этой книге. Именем Аристотеля принято называть и первую научную революцию, а по сути, рождение науки. С его именем связывают и зарождение биологии как науки. Аристотель заложил принципы классификации животных, основы сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии: разрабатывал идею “биогенетического закона”, обосновал единство происхождения животных. В "темные века" Европы по образному выражению Л.Н.Гумилева читали две книги: Библию и Аристотеля. На личности последнего остановимся несколько подробнее. Современники, а за ними и историки, свидетельствуют, что Аристотель имел тощие ноги, маленькие глазки, шепелявил и выделялся своими нарядами, кольцами и прическами, речи его были насыщенны сарказмом. В 17-37лет - ученик Платона, что, впрочем, не помешало ему провозгласить: “Платон мне друг, но истина дороже ”. Царь Македонии Филипп 2 поручил Аристотелю воспитание своего сына - Александра, который впоследствии говорил: “Я чту Аристотеля наравне с моим отцом потому, что если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю - всем, что дает ей цену”. Вблизи Афин, в Ликейоне он создает школу-ликей (отсюда слово лицей) - прогуливающихся учеников. Аристотель учил своего сына во всем придерживаться золотой середины, поэтов - не копировать жизнь, а организовывать ее, мыслителей - системе логики, ученых - методологии науки. Замечательным мажорным аккордом в симфонии греческой научной мысли и практики был александрийский период. На берегу Средиземного моря, Александр основал город - Александрию. Место было выбрано так умно и так удачно, что новый город разросся с невероятной быстротой и со временем затмил в самое короткое время значение Афин. Здесь, в Александрии, развились все силы греческого ума. В библиотеке Александрийского музеума было 700 000 томов книг (книгопечатания еще не было). - ботанический сад, зверинец для 300 наблюдателей, астрономическая обсерватория, одновременно сюда стекалось до 14 000 различных работников. - процветание научной мысли в Александрии связано с полной терпимостью Птолемеев всех религий и национальностей. В начале новой эры закатывается век Александрии. В 391 г н.э. под руководством христианских фанатиков чернь расправилась с гигантским наследием греческой и римской культуры. Храм Сераписа был разрушен до основания и сравнен с землей, приборы, библиотеки сожжены. Б) IV-XIV века - схоластико-теологический период. “Credo ut intellegam” - Верую, чтобы знать. После погрома в Александрии, вплоть до 14 века очевидно угасание научных изысканий в Европе. Самым блестящим представителем интересов и идеологии церкви, ее "душой" был Блаженный Августин (354-430гг.). Не выделяя его имя в ряд естествоиспытателей, но признавая его неоспоримые достоинства как мыслителя, попытаемся встать на позиции его видения мира, иначе как же можно прочувствовать ту парадигму, в которой жило человечество добрую тысячу лет. Для него вся природа была созданием всесильного и всеблагого творца: его явления, картины, законы должны лишь иллюстрировать бесконечное величие, нетленную красоту и вечную славу бога; а данные и обобщения науки о природе важны лишь постольку, поскольку они способны подтвердить спасительные истины священного писания и не противоречат словам апостолов. Растения, животные, их организация и нравы расценивались с узкопрактической точки зрения, классификации строились в согласии с учением о шести днях творения. Наука в Европу возвращалась через арабский Восток и Испанию (мусульманскую). Завоевав Египет и Персию, арабы нашли тут довольно высокую культуру. Первоучителями арабов были изгнанные из Византии ученые и философы, они переводили на сирийский язык произведения Аристотеля, Теофраста, Диоксирида, Плиния, Галена. В начале IX века открывается в Багдаде нечто вроде университета - детище халифа аль Мансура, пристанище многочисленных ученых и ищущей знания молодежи. Начатое этим халифом дело продвигается вперед Гарун-ар Рашидом, оставившим после себя легендарную славу. Выискивают научные сочинения на греческом, сирийском и еврейском языках. Основоположником арабской химии считается Гебер, который жил, по видимому, в Х веке, арабы называли его "царем науки", сейчас можно добавить - "алхимии". Он утверждал, что если сжечь крота, то можно получить особую соль, которая способна превратить железо в серебро, а медь - в золото. В то же время, он умел изготовлять азотную, серную и уксусную кислоты, умел пользоваться такими манипуляциями, как обжигание, перегонка и т.п. Так что и химикам ничего не остается делать, как признать в нем прародителя современной химии. Нельзя не упомянуть и такие известные имена как Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037гг.) - первоклассный врач, философ и натуралист, Аверроэс (Ибн-Рошд, 1126-1198гг.) - ученый, философ. Что же главное можно выделить в арабской науке? Конечно, не самобытное творчество, а их страсть к знанию и отношение к источникам античной мысли. Они, можно сказать, сохранили в средневековье тексты древних, окрыли путь к подлинному Аристотелю, к "Аристотелю без тонзуры", путь к Гиппократу и Галену. Но вернемся в Европу, имея 28 книг Аристотеля, человек освобождался от необходимости самостоятельно думать и нуждался лишь во времени для их зазубривания. Однако из-за объемов трудов, запутанности и ошибочности многих положений, отягощенных множественными переводами и комментариями, на это не хватало целой жизни. Хотя в сочинениях Аристотеля объединены учения многих натурфилософов, в них нет рациональных “зерен”, равных по масштабу диалектике Гераклита, атомизму Демокрита, гелиоцентризму Аристарха Самосского. Более того, эти зерна были им начисто вытравлены. Столь длительный период популярности учения Аристотеля (2000 лет) можно объяснить только сложившимися историческими условиями, а также политическими и религиозными страстями. В этот период развиваются только анатомия и физиология животных и человека в связи с потребностями медицины, получают распространение травники и труды по парковому искусству. В) XIV - XVIII - метафизический период. “ Cogito ergo sum”. - Мыслю, следовательно, существую (Р.Декарт) Естествознание эпохи Возрождения светлой человеческой мысли отличалось от природоведения предыдущих эпох прежде всего выработкой новых принципов познания природных явлений. Пробуждается интерес к естествознанию, особенно к живой природе, собираются коллекции, акклиматизируются экзотические растения, создаются ботанические сады и зверинцы. А главное, изменяется метод познания. К середине XVII века научным будет признаваться только то, что получено в результате опыта или доказано математически. Наибольший прорыв этого периода - механика Ньютона, его именем называется и вторая научная революция. Но не будем забегать вперед. Центральная фигура начала этого периода: Леонардо да Винчи (1452-1519гг.) Он утверждал, что знания, не рожденные опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. " Знание - дочь опыта". А. Везалий (1514-1564гг.)- научное описание органов и систем человека. Г. Галилей ( 1564-1642гг.) - изобретение микроскопа. У. Гарвей (1578-1657гг.)- учение о кровообращении. Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) – развитие методологии науки. «Метод-это циркуль». Р. Декарт (1596-1650гг.) - Декарт пришел к убеждению, что биология - не больше, как усложненная физика, а организмы - в такой же мере сложные механизмы. Растения - великолепно сконструированные машины, а животные - блестяще сооруженные и эффективно действующие автоматы. Практически это начало современного рационального периода в истории науки, науки в Декартовой системе координат. Как пишет В. Вайскопф (1977) “ наука стала развиваться, когда люди начали удерживать себя от общих вопросов, таких как: “ Из чего состоит материя? Как возникла Вселенная? В чем сущность жизни?” Они стали задавать вопросы частного характера, например: “Как падает камень? Как вода течет по трубам?”. Декарт расчистил путь годам неслыханного прогресса в науке и одновременно упаковал ее в свою систему координат. А. Левенгук ( 1632 - 1723гг.) - описание микроорганизмов, эритроцитов, сперматозоидов. Г) XVIII-XX(начало) века - классический период. Разделение метафизического и классического периодов несколько условно. Механистическая научная картина мира на базе экспериментально-математического естествознания преобладала практически до конца 19 века. Но постепенно накапливались и суммировались факты изменчивости, эволюции Природы. Так в статичную, скучную, бесконечную ньютоновскую Вселенную, единую в пространстве и времени врываются данные об изменении живого мира. Ж.Б.Ламарк (1744-1829гг.)- эволюционная трактовка “лестницы существ”. Ж.Кювье (1769-1832гг.) - исследования по сравнительной анатомии. Ч. Дарвин (1809-1882гг.) – эволюционная теория. Г.Мендель ( 1822-1884гг.) описание закономерностей наследования у растений. К.Бэр ( 1827г*) разработка принципов сравнительной эмбриологии. М.Шлейден, Т.Шванн (1838-1839гг.) разработка “клеточной теории” И.М.Сеченов (1829-1905гг.) - высшая нервная деятельность. Л. Пастер ( 1822-1895гг.) - опыты по невозможности самозарождения. живых организмов. К.А.Тимирязев (1943-1920гг.) - изучение фотосинтеза. И.П.Павлов (1849-1936гг)изучение условных и безусловных рефлексов. Т.Бовери., У. Сеттон (1862-1915гг.)оформление хромосомной теории наследования. Д) XX век - современный период. Этика науки. “Respondo etsi mutabor ” “Отвечаю, хотя и должен буду измениться”. О.Розеншток-Хюсси (1997) Современный период естествознания знаменуется третьей научной революцией - эйнштейновской. На рубеже 19-20 веков произошла целая серия замечательных открытий: внутреннее строение атома, явление радиоактивного распада, теория относительности А. Эйнштейна. Стала очевидной изменчивость мира, относительность истин, зависимость их от определенных условий эксперимента. Считается, что в области биологии мини-революция произошла в середине 20 века и связывают ее со становлением генетики и экологии. В.И.Вернадский (1863-1945гг.) - становление науки биогеохимии, разработка учения о биосфере. С.С.Четвериков, Дж. Холдейн, Р.Фишер, С.Райт, Д.Хаксли, Ф.Г.Добжанский, Э.Майр, И.И.Шмальгаузен, С.А.Северцов ( работы: 1920-1940гг.) - разработка синтетической теории эволюции А.Тенсли (1935г*) - разработка учения об экосистемах В.И.Сукачев (1942г*) - становление науки биогеоценологии О.Эйвери (1944г.*) - док-во связи ДНК с наследственностью Д.Уотсон, Ф.Крик (1953*) - открытие структуры ДНК Как следует из нашего краткого экскурса в историю естествознания, науке в ее современном виде не более 300 лет. Время, не сопоставимое ни с геологическим возрастом Земли, ни даже со временем существования человека разумного. И это же время - глобального изменения всего лика планеты. Расселялся и изменял человек, орудием была - наука. В.И.Вернадский (1988) писал: "...эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человека." Последние 50 лет - наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в 20 веке удваивается каждые 10-15 лет. Растет число ученых, наук. В 1900г в мире было 100 тыс. ученых, сейчас 5 млн, 90% всех ученых, когда-либо живших на планете - наши современники. Современный период считают периодом научно-технической революции, а в последнее десятилетие - периодом информации. Наука из кабинетов и лабораторий выплеснулась в жизнь, стала непосредственной производительной силой, изменяющей жизнь человека и планеты в целом. И если в начале века наука виделась как панацея, счастливый билет человечества в Золотой век, то сейчас все более аргументировано звучат голоса против, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Это вопросы нравственности. А если есть вопрос, существует и дисциплина, его изучающая - этика науки. Замечательная плеяда русских ученых космистов: В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский пришли к эволюционности этики. Интересно, что в настоящий момент само естествознание, по сути дела, все больше становится наукой о развитии: в биологии, синергетике, неравновесной термодинамике, космологии и т.д. С точки зрения эволюционной этики, нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармонии с космосом. Подобные идеи развиваются в концепции эволюционного гуманизма, одним из основателей которого стал вышеупомянутый зоолог и философ Д.Хаксли. В основе его теории лежат четыре ключевые идеи (цит. по Лаврененко, 1997): · Сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее, а также за развитие планеты, и эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу, ни на что другое - только на самого себя. · Признание того факта, что человек представляет собой лишь один вид, одну единицу существующей на Земле жизни, и поэтому человечество не должно превращаться в совокупность конкурирующих или же враждебно настроенных друг к другу "псевдовидов", под которыми понимаются нации, религиозные группы или блоки государств с различной идеалогией. · Идея осуществления человеческих чаяний вместо идеи материальног благополучия (наше " богатое" общество превращается в общество, отягощенное пороками.) · Стремление повысить "качество" жизни и всей окружающей среды, а не увеличить количество материальных ценностей, денег, продуктов производства и материальных благ для отдельных человеческих групп. В этом ключе звучит и эпиграф, выбранный нами для современного периода естествознания, три коротких слова: “Respondo etsi mutabor ” “ Отвечаю, хотя и должен буду измениться”. Это означает, что я хочу найти ответ на вопрос, поскольку ты сделал меня ответственным за продолжение жизни на Земле.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |