Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП




Перспективы роста наукоемких секторов

Во всех рассмотренных сценариях предполагается диверсификация экономики, масштабы которой будут во многом определяться возможностями наращивания объемов производства продукции высокой степени переработки и развитием экономики знаний.

При этом развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей будет приоритетом во всех сценариях развития. Во всех вариантах предполагается реализация в полном объеме государственных программ, направленных на развитие высокотехнологичных секторов (авиационная промышленность, судостроение, электронная и радиоэлектронная промышленность, космическая отрасль, фармацевтическая и медицинская промышленность). Поэтому доля высокотехнологичных отраслей (которые помимо выше перечисленных включают еще производство вычислительной техники) в ВВП будет максимальной в консервативном варианте (возрастет с 0,9% в 2011 году до 2,6% к 2020 году) и минимальной в форсированном варианте (2,1%). Однако объемы машиностроения в целом в умеренно-оптимистичном и форсированном сценариях будут выше, чем в консервативном, что будет соответствовать масштабам производства для нужд внутреннего рынка и наращивания поставок на экспорт. Форсированный сценарий предполагается максимальную реализацию потенциала импортозамещения на внутреннем рынке.

Доля наукоемких отраслей в ВВП будет определяться объемами расходов на здравоохранение, образование, науку. В консервативном сценарии доля этих отраслей в ВВП в период до 2020 года будет стабильной – около 6,5-6,7% ВВП. Доля наукоемких отраслей в ВВП будет наибольшей в умеренно-оптимистичном сценарии (7,9% в 2020 году), так как расходы на образование и здравоохранение относительно ВВП в этом варианте максимальные. Доля наукоемких отраслей в ВВП в форсированном сценарии будет близка к умеренно оптимистичному варианту (7,8% ВВП в 2020 году), при этом расходы в номинальном выражении на образование и здравоохранение будут выше, а расходы на научные исследования и разработки будут выше и в номинальном, и в относительном выражении.

в текущих ценах, %

  варианты        
Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли   7,5 8,0 8,5 9,3
  8,3 9,3 10,3
  7,9 8,8 9,9
Наукоемкие отрасли   6,6 6,6 6,5 6,7
  6,8 7,3 7,9
  6,5 7,0 7,8
Высокотехнологичные отрасли   0,9 1,5 2,0 2,6
  1,4 2,0 2,4
  1,4 1,8 2,1

8.2. Структура инвестиций в основной капитал – диверсификация

Динамика инвестиций в основной капитал в сценариях развития будет определяться объемами средств предприятий, направляемых на модернизацию и развитие производства, а также государственными капитальными вложениями в такие отрасли как транспорт, высокотехнологичные отрасли и отрасли, связанные с развитием человеческого капитала.

Структура инвестиций в основной капитал (доля в общем объеме инвестиций %)

  Вариант 2011-2015 2016-2020 2021-2025 2026-2030
Динамика инвестиций в основной капитал (среднегодовые темпы, %) 1 105,8 105,7 104,4 102,9
2 106,1 108,1 106,3 104,1
ТЭК   29,6 24,3 23,9 22,7
  29,5 23,8 22,0 19,8
АПК   5,4 4,4 3,8 3,4
  5,4 4,3 3,5 3,0
Транспорт (без трубопроводного) и связь   20,9 21,9 20,2 19,4
  21,1 23,2 20,7 19,8
Машиностроение   2,2 2,6 2,9 3,2
  2,2 2,6 2,9 3,4
Образование, здравоохранение   4,0 4,7 5,3 5,9
  4,0 4,7 5,7 6,6

Наибольший разрыв в темпах роста инвестиций по вариантам развития будет характерен для 2017-2020 годов. Необходимость запуска инвестиционных проектов уже в ближайшие годы обусловлена длительностью их реализации и обеспечением растущих потребностей экономики.

Рост капитальных вложений в консервативном сценарии связан с реализацией инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе и смежных с ним производствах, в электроэнергетике, в сырьевых отраслях, с расшивкой «узких мест» транспортной инфраструктуры, развитием Восточного полигона, строительством ВСМ Москва-Казань в 2014-2021 годах (сдвиг по сравнению с первоначальным планом по завершению работ к 2018 году), удвоением ввода автомобильных дорог федерального значения в ближайшее десятилетие и другими проектами.

В умеренно-оптимистичном сценарии прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и среднетехнологичных производств, развитием машиностроения, инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, развитием транспортной инфраструктуры. Предполагается строительство ВСМ Москва-Казань в более сжатые сроки (2014-2018 годы) и продление ветки до Екатеринбурга за 2019-2028 годы. В умеренно-оптимистичном сценарии ожидается, что развитие государственно-частного партнерства и перераспределение расходов региональных бюджетов позволят в ближайшее десятилетие удвоить ввод автомобильных дорог не только федерального, но и регионального значения. Кроме того, в умеренно-оптимистичном сценарии ожидаются значительные объемы инвестирования в строительство и в сопутствующее производство строительных материалов.

Опережающий рост вложений в основной капитал в форсированном сценарии будет связан с активным внедрением нового оборудования в производственный процесс, расширением финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики. Приоритетным направлением будет развитие транспортной инфраструктуры. В форсированном сценарии заложено развитие инфраструктуры, обеспечивающее потребности роста экономики темпами более 5% в год, предусматривается реализация в более сжатые сроки проектов инновационного сценария, а также реализация ряда дополнительных проектов, таких как строительство ВСМ Москва-Адлер, развитие московского и санкт-петербургского транспортных узлов, метрополитенов и другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.