Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пожарная безопасность 1 страница




 

9.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ

 

Пожар — неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Крупные пожары нередко принимают характер стихийного бедствия и сопровождаются несчастными слу­чаями с людьми. Особенно опасны пожары в местах хранения легко­воспламеняющихся и горючих жидкостей и газов.

Основными причинами возникновения пожаров на АТП являются: неосторожное обращение с огнем; нарушение правил пожарной безо­пасности при сварочных и других огневых работах; нарушение правил эксплуатации электрооборудования; неисправность отопитель­ных приборов; неправильное устройство термических печей; нарушение режима эксплуатации устройств для подогрева автомобилей; нару­шение правил пожарной безопасности при аккумуляторных и окрасоч­ных работах; самовозгорание промасленных обтирочных материалов, пропитанных маслом; статическое и атмосферное электричество и др.

При эксплуатации подвижного состава наиболее частными при­чинами возникновения пожаров являются: неисправность электрообо­рудования автомобиля; негерметичность системы питания; скопление на двигателе грязи и масла; применение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей для мойки двигателя; подача топлива самотеком; курение в непосредственной близости от системы питания, применение открытого огня для подогрева двигателя или определения и устранения неисправностей механизмов; нарушение герметичности газового обору­дования на газобаллонном автомобиле и т. д.

Исключение причин возникновения пожаров — одно из важнейших условий обеспечения пожарной безопасности на предприятиях ав­томобильного транспорта. На АТП следует своевременно организо­вывать противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму. На территории, в производственных, административ­ных, складских и вспомогательных помещениях необходимо устано­вить строгий противопожарный режим. Должны быть отведены и обо­рудованы специальные места для курения. Для использованного обти­рочного материала предусматривают металлические ящики с крышка­ми. Для хранения легковоспламеняющихся и горючих веществ опре­деляют места и устанавливают допустимые количества их единовре­менного хранения. В местах стоянок автомобилей, помещениях ТО и ТР, на участках, в цехах, складах, на пожароопасных объектах должны быть назначены лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. Все помещения и автомобили должны быть обеспечены современными средствами пожаротушения.

Для обеспечения быстрой эвакуации людей, автомобилей, оборудо­вания и других материальных ценностей на АТП должен быть разра­ботан план эвакуации. При возникновении пожара после сообщения о нем в пожарную охрану действия администрации АТП, пожарной охраны, добровольной пожарной дружины (ДПД) в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и эвакуации лю­дей, а затем на локализацию и ликвидацию пожара.

 

9.2. ВОЗГОРАЕМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОГНЕСТОЙКОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

 

Возникновение пожаров в зданиях и сооружениях, распрост­ранение огня в них в значительной степени зависят от пожароопас­ных свойств конструкций и материалов, от особенностей техноло­гического процесса. Для оценки пожарной опасности строительных материалов и конструкций важно знать такие их свойства, как возго­раемость и огнестойкость. Согласно СНиП П-2—80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений. Нормы проектирова­ния», строительные материалы по возгораемости подразделяются на три группы: сгораемые, трудносгораемые и несгораемые. Группы возго­раемости строительных материалов устанавливаются стандартом СЭВ 383—76 и определяются по стандартам СЭВ 382—76 и СЭВ 2437—80

К сгораемым относятся материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продол­жают гореть или тлеть после удаления источника огня (древесина, толь, войлок и т. п.).

К трудносгораемым относятся материалы, которые под воздейст­вием огня или высокой температуры воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть только в присутствии источника огня, а после удаления источника огня горение и тление прекращается. Трудносгораемые материалы состоят из несгораемых и сгораемых составляющих, например асфальтовый бетон, гипсовые и бетонные материалы, содержащие более 8 % (массовых) органического наполнителя, цементный фибролит, древесина, подвергнутая глубокой пропитке антипиренами и т. п.

К несгораемым относятся материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. К ним относятся все естественные и искусственные неорганические материалы, гипсовые и бетонные материалы, содержащие до 8 % (массовых) органического наполнителя, минераловатные пли­ты на синтетическом, крахмальном или битумном связывающем при содержании его до 6 % (массовых) и т. п.

Огнестойкость, т. е. способность строительной конструкции сопротивляться воздействию высокой температуры в условиях пожа­ра и сохранять при этом свои эксплуатационные функции, характе­ризуется пределом огнестойкости. Предел огнестойкости строительных конструкций и элементов определяют промежутком времени в часах от начала испытания на огнестойкость до появления одного из следующих признаков:

образование в конструкции сквозных трещин или сквозных отвер­стий, через которые проникают продукты сгорания или пламя;

повышение температуры на необгораемой поверхности в среднем больше чем на 140 °С или в любой точке этой поверхности больше чем на 180 °С по сравнению с температурой конструкции до ис­пытания или больше чем на 220° С независимо от температуры конструк­ции до испытания;

потеря конструкцией несущей способности, т е. обрушение.

 

 

По огнестойкости строительные конструкции подразделяют на пять степеней: I—V Огнестойкость зданий и сооружений определяется степенью огнестойкости их основных конструктивных элементов Важ­ным свойством строительных конструкций является также их способ­ность сопротивляться распространению огня, которая характеризуется пределом распространения огня (табл. 51). Предел распространения огня определяется размером поврежденной зоны, образуемой от начала огневого стандартного испытания образцов до появления одного из признаков, характеризующих предел огнестойкости конструкции

Минимальные пределы огнестойкости противопожарных преград в зданиях всех степеней огнестойкости, согласно СНиП П-2—80, ус­тановлены следующими, ч;

 

9.3. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРЕГРАДЫ И РАЗРЫВЫ

 

Противопожарные преграды ограничивают распространение по­жара из одной части здания или сооружения в другую. К ним отно­сятся противопожарные стены, перегородки, перекрытия, двери, ворота, люки, тамбур-шлюзы, окна, разрывы.

Противопожарные стены должны опираться на фундамент или фундаментные балки и возводиться на всю высоту здания. Они долж­ны возвышаться над кровлей на 60 см, если хотя бы один из элемен­тов покрытия, за исключением кровли, или несущие конструкции крыши выполнены из сгораемых материалов, и на 30 см, если все элементы покрытия, за исключением кровли, или несущие конструк­ции крыши выполнены из трудносгораемых и несгораемых материалов. Противопожарные стены могут и не возвышаться над кровлей, если все элементы покрытия и крыши, за исключением кровли, выполнены из несгораемых материалов. Кроме того, в зданиях с наружными стенами из сгораемых или трудносгораемых материалов противопо­жарные стены должны выступать за плоскость наружных стен, за карнизы и свесы крыш на 30 см. Наружные стены из профилирован­ных материалов (металлических листов или асбестоцементных па­нелей с утеплителем из сгораемых или трудносгораемых материалов или с ленточным остеклением) противопожарные стены должны раз­делять, не выступая за наружную плоскость стены.

В противопожарных стенах допускается устройство вентиляци­онных и дымовых каналов. При этом в местах их размещения предел огнестойкости противопожарной стены с каждой стороны канала дол­жен быть не менее 2,5 ч.

Противопожарные стены и перегородки ограничивают распрост­ранение пожара по горизонтали. Для ограничения распространения пожара по вертикали устраивают противопожарные перекрытия. Они должны быть без проемов и отверстий, через которые могут прони­кать продукты горения при пожаре, и примыкать к глухим (без ос­текления) участкам наружных стен.

Во избежание распространения пожара с одного здания на другое между зданиями и сооружениями необходимо устраивать противопожарные разрывы, которые определяются в соответствии с СНиП 11-89—80 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нор­мы проектирования» в зависимости от степени огнестойкости этих сооружений (табл. 52). За ширину разрыва между зданиями и соору­жениями принимают расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями. Ширину разрыва увеличивают на размер выступа конструктивных или архитектурных частей здания, если они выполнены из сгораемых материалов и равны 1 м и более.

 

 

Расстояния от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений АТП должны выбираться в соответствии с требования­ми СНиП Н-93—74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей» и в зависимости от характеристики зданий и сооружений принимаются следующими (в метрах):

 

 

Правильно выбранные расстояния позволяют обеспечить одно из необходимых условий пожарной безопасности.

 

9.4. ЭВАКУАЦИОННЫЕ ВЫХОДЫ

 

Эвакуационные выходы в случае возникновения пожара должны обеспечивать возможность безопасной эвакуации людей в кратчайший срок. Эвакуационными считают выходы:

а) из помещений первого этажа наружу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку;

б) из помещения любого этажа, кроме первого, в коридор, ведущий в лестничную клетку, имеющую выход наружу непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями;

в) из помещения в соседние помещения в том же этаже, обес­печенные выходами, указанными в пунктах «а» и «б».

Как правило, число эвакуационных выходов из помещения должно быть не менее двух. Допускается проектировать один эвакуацион­ный выход из помещений, расположенных на любом этаже (за исклю­чением подвального и цокольного), если- расстояние от наиболее уда­ленного рабочего места до этого выхода не превышает 25 м и число работающих в смене не более: 5 чел. — в помещении с производства­ми, категорий А, Б и Е; 25 чел. — в помещении с производствами катего­рии В; 50 чел. — в помещении с производствами категорий Г и Д.

В многоэтажных зданиях второй эвакуационный выход из поме­щений допускается предусматривать на наружную лестницу при чис­ле работающих в смене на каждом этаже не более: 15 чел. — в по­мещениях с производствами категорий- А, Б и Е; 50 чел. — в поме­щениях с производствами категории В; 100 чел. — в помещениях с производствами категорий Г и Д.

Ширина эвакуационных выходов из помещений объемом до 15 тыс. м2 и из коридора наружу ил«на лестничную клетку зависит от числа людей, эвакуирующихся через этот выход или коридор, и должна рассчитываться в соответствии с данными табл. 53.

Ширина марша лестницы долж­на быть не менее ширины эвакуа­ционного выхода на лестничную клетку и не менее 1 м, а ширина наружной двери лестничной клет­ки — не менее ширины марша. Ши­рину проходов и лестниц к одиноч­ным рабочим местам допускается принимать 0,7 м, а при эвакуации не более 50 чел. — 0,9 м.

В целях обеспечения своевре­менной эвакуации людей и тушения пожара в случае его возникновения запрещается загромождать терри­торию АТП, проходы, проезды, подъездные пути к пожарным кра­нам водопровода, подходы к средст­вам пожаротушения, пожарному инвентарю и оборудованию, запас­ные ворота. В этих же целях запрещается иметь число авто­мобилей, превышающее проектную мощность АТП.

9.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ВЗРЫВНОЙ, ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

 

Исходя из свойств веществ и материалов, условий их приме­нения и обработки СНиП Н-90— 81 «Производственные здания промыш­ленных предприятий. Нормы проектирования» подразделяет произ­водства по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности на следующие шесть категорий.

А — взрывопожароопасное.

Горючие газы с нижним концентрационным пределом взрываемости (воспламенения) 10% и менее объема воздуха, жидкости с температурой вспышки до 28 оС включительно, если из указанных газов и жидкостей могут образоваться взрывоопасные смеси в объеме, превышающем 5% объема воздуха в по­мещении; вещества, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом.

Б — взрывопожароопасное.

Горючие газы с нижним концентрационным пределом взрываемости более 10% объема воздуха, жидкости с температурой вспышки выше 28 до 61 °С включи­тельно, жидкости, нагретые в условиях производст­ва до температуры вспышки и выше, горючие пыли или волокна с нижним пределом взрываемости 65 м/г3 и менее, если из указанных газов, жидкостей и пылей могут образоваться взрывоопасные смеси в объеме, превышающем 5% объема воздуха в по­мещении.

В пожароопас­ное.

Жидкости с температурой вспышки выше 61 °С, горю­чие пыли или волокна с нижним пределом взрываемости более 65 г/м3; твердые сгораемые (горючие) вещества и материалы; вещества, способ­ные при взаимодействии с водой, воздухом или друг с другом только гореть.

Г Несгораемые (негорючие) вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоя­нии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; твердые вещества, жидкости и газы, которые сжи­гают или утилизируют в качестве топлива

Д Несгораемые (негорючие) вещества и материалы в холодном состоянии

Е взрывоопас­ное Г орючие газы, не имеющие жидкой фазы, и взрыво­опасные пыли в таком количестве, при котором из них могут образоваться взрывоопасные смеси в объе­ме, превышающем 5% объема воздуха в помещении, и в котором по условиям технологического про­цесса возможен только взрыв (без последующего горения), вещества, способные взрываться (без последующего горения) при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом

 

Для определения категорий производства нужно пользоваться указаниями по определению категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности (СН 463-74).

К категории А могут быть отнесены помещения АТП; окрасоч­ное, краскозаготовительное (с применением органических раство­рителей с температурой вспышки до 28° С включительно); склад ла­кокрасочных материалов (при наличии органических растворителей с температурой вспышки до 28° С включительно); склад топливно-смазочных материалов (при хранении горючих жидкостей с темпера­турой вспышки до 28° С включительно); ацетиленовая; газогенера­торная.

К категории Б относятся помещения: окрасочное и краскоза­готовительное (с применением органических растворителей с тем­пературой вспышки выше 28° С); склад лакокрасочных материалов (при наличии органических растворителей с температурой вспышки выше 28° С); склад топливно-смазочных материалов (при хранении горючих жидкостей с температурой вспышки выше 28° С)

К категории В относятся помещения: хранения автомобилей; деревообрабатывающего, обойного, шиномонтажного участков; пос­тов ТО и ТР; хранения и розлива кислоты (при аккумуляторном участке); склады резины; запчастей, вспомогательных и смазочных материалов, химикатов.

К категории Г относятся помещения медницко-радиаторного и кузнечно-рессорного участков.

К категории Д относятся помещения: постов мойки автомобилей ремонта электрооборудования, приборов системы питания, аккумуля­торов; жестяницкого, слесарно-механического, агрегатного участ­ков; компрессорная; склады агрегатов, металла, запчастей, хранимых в распакованном виде и без тары.

К категории Е относится помещение для разрядки аккумулятор­ных батарей.

При наличии в одном помещении производств различных катего­рий должны быть предусмотрены мероприятия по предупреждению взрыва и распространения пожара (автоматическое пожаротушение, аварийная вентиляция, контроль воздушной среды, герметизация производственного оборудования и др.) по более опасной категории Производства категорий А, Б и В при размещении в отдельных помещениях зданий I и II степеней огнестойкости должны отделяться от других помещений и коридоров пыле - и газонепроницаемыми противопожарными перегородками

Правила устройства электроустановок с целью облегчения правильного выбора и установки электрооборудования классифицируют пожароопасные зоны внутри и вне помещений на четыре класса П I, П—II, П—Па, П—Ш, а взрывоопасные зоны на шесть классов В—I, В—1а, В—16, В—Iг, В II, В—IIа

 

9.6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИИ, СКЛАДОВ, ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ АТП

 

Территория АТП должна постоянно содержаться в чистоте и порядке. Производственные отходы и мусор должны систематически вывозиться за территорию предприятия на специально отведенные для них участки. Промасленные обтирочные материалы и производственные отходы до их вывоза с территории предприятия собирают и хранят в специально отведенных местах в металлических закры­тых ящиках. Разлитые топливно-смазочные материалы должны немед­ленно убираться.

Дороги, проезды, подъезды к зданиям и пожарным водоисточ­никам и противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями, подступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всег­да свободными. Использовать их для складирования оборудования и материалов и для стоянок автомобилей запрещается. В темное время суток дороги и проезды должны освещаться. На дорогах и в проездах, временно закрытых для движения в связи с ремонтом или по другим причинам, необходимо устанавливать знаки, запрещающие въезд и указывающие направление объезда для транспортных средств, или устраивать переезды через ремонтирующие участки. О закрытии дорог и проездов, препятствующем проезду пожарных автомобилей, необходимо уведомлять пожарную охрану.

На территории АТП вблизи мест стоянки автомобилей, хране­ния горючих материалов не разрешается курить и пользоваться открытым огнем. Строительство временных построек на территории производствен­ной зоны действующего АТП не допускается без согласования с органами Госпожнадзора [38].

На территорию складов легковоспламеняющихся и горючих ве­ществ въезд транспортных средств допускается только при наличии на выхлопных трубах искрогасителей.

Все производственные, служебные, административные, хозяй­ственные, складские и вспомогательные помещения необходимо своевре­менно убирать и содержать в чистоте. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы должны быть свободными — не загроможденными оборудованием и различными предметами. Двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в направлении выхода из здания.

Число выходов их конструктивное и планировочное решение должно соответствовать требованиям строительных норм и правил. Перепланировка производственных помещений допускается только после предварительной разработки проекта, согласования его с местными органами Госпожнадзора и утверждения администрацией АТП. При любой перепланировке помещений не допускаются снижение пределов огнестойкости строительных конструкций и ухудшение ус­ловий эвакуации людей, транспортных средств и материальных цен­ностей в случае возникновения пожара. В производственных здани­ях и помещениях I, II и III степеней огнестойкости не разрешается сооружать бытовые помещения, кладовые, перегородки, антресоли из сгораемых материалов.

В лестничных клетках зданий запрещено устраивать какие-либо помещения, прокладывать промышленные газопроводы, трубопроводы с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, открыто прокла­дывать электрические кабели и воздуховоды. Под маршами лестничных клеток первого, цокольного или подвального этажей допускается раз­мещать только узлы управления центрального отопления и водомерных узлов. В подвальных помещениях и цокольных этажах производствен­ных зданий запрещается хранить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества, баллоны с газами, находящимися под давлением, и вещества, имеющие повышенную взрыво- и пожароопасность. В подвалах с выходами в общие лестничные клетки зданий не допускается хранить го­рючие вещества и материалы. Чердачные помещения должны быть постоянно закрыты на замок, а ключи храниться в определенном месте, доступным для получения их в любое время суток. Сгораемые конструкции чердачных помещений должны регулярно пропитываться огнезащит­ными составами. Использовать чердачные помещения в производствен­ных целях и для хранения различных материалов запрещается.

Цеховые кладовые, предназначенные для хранения горючих и легковоспламеняющихся веществ, материалов и жидкостей, необходимо оборудовать в строгом соответствии с требованиями пожарной безо­пасности. Для них должны быть установлены и строго соблюдаться нормы хранения, которые вывешивают на табличках на видном месте. На рабочих местах в производственных помещениях легковоспламеня­ющиеся и горючие жидкости (топливо, растворители, лаки, краски) должны храниться в плотно закрытых емкостях, и их количество не должно превышать сменную потребность. Все производственные поме­щения, технологическое и вспомогательное оборудование должны периодически очищаться от горючей пыли и других горючих отходов в соответствии со сроками, установленными технологическими регламен­тами и инструкциями по пожарной безопасности.

Курение в производственных помещениях допускается только в специально отведенных для этого местах, оборудованных резер­вуарами с водой и урнами. В этих местах должна быть вывешена табличка с надписью «Место для курения». Расположение мест для курения необходимо согласовывать с пожарной охраной предприятия.

В производственных и административных зданиях АТП запреща­ется:

загромождать подходы к месту расположения первичных средств пожаротушения и к внутренним пожарным кранам;

устанавливать на путях эвакуации оборудование, мебель и различ­ные предметы;

убирать помещения с применением бензина, керосина и других лег­ковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

оставлять в помещениях после окончания работы топящиеся печи, электроотопительные приборы, включенные в электросеть, не-обесточенное технологическое и вспомогательное оборудование, легко­воспламеняющиеся и горючие материалы, не убранные в специально отведенные места или кладовые;

пользоваться электронагревательными приборами в местах, спе­циально не оборудованных для этой цели,

использовать для обогрева помещений отопительные приборы и устройства кустарного производства;

отогревать замерзшие трубы различных систем (водопровод, канализация, отопление) при помощи открытого огня (для этих целей можно применять горячую воду, пар, нагретый песок и т. д.);

работать с применением открытого огня в не предусмотренных для этой цели местах, пользоваться открытым огнем для освещения при ремонтных и других работах;

оставлять автомобили с включенным зажиганием;

оставлять в автомобиле по окончании работы промасленные обтироч­ные материалы и спецодежду;

обивать стены помещений машинописных бюро, служебных ка­бинетов, вычислительных центров горючими тканями или материала­ми, не пропитанными огнезащитным составом;

хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жид­костей.

Хранить совместно шины, агрегаты и детали в горючей таре в помещениях площадью менее 50 м2 допускается при раздельном их размещении

В помещениях для хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей, на стоянках автомобилей под навесами и на открытых площадках запрещается:

устанавливать автомобили в количествах, превышающих норму, нарушать способ их расстановки, уменьшать расстояние между авто­мобилями и автомобилями и элементами зданий;

устанавливать автомобили с нарушением герметичности топливо­проводов (наличие течи топлива) и с открытыми горловинами бен­зобаков;

хранить топливо (за исключением топлива в бензобаках и баллонах автомобилей) и заправлять им автомобили.

Для помещений, рассчитанных на хранение белее 25 автомоби­лей, разрабатывают план установки автомобилей. В плане должно быть предусмотрено описание очередности и порядка эвакуации ав­томобилей в случае пожара, дежурство водителей в ночное время, в выходные и праздничные дни, определен порядок хранения ключей зажигания. Места для хранения автомобилей в помещениях и на от­крытых площадках должны быть оснащены буксирными тросами или штангами из расчета по одной единице на десять автомобилей.

Автоцистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, необходимо хранить в одноэтажных помещениях. От других эти помещения изолируются стенами с пре­делом огнестойкости не менее 0,75 ч. На открытых площадках автоцистерны следует хранить в специально отведенных местах.

 

9.7. ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И СВЯЗЬ

 

Охранно-пожарная сигнализация на АТП осуществляется при помощи телефонной связи, электрической пожарной сигнализации (ЭПС) неавтоматического и автоматического действия. Отдаленные подразделения и объекты могут быть обеспечены радиосвязью на ультракоротких волнах.

На автоматических телефонных станциях пожарную команду вы­зывают набором двузначного номера «01» с передачей соответствую­щей информации. В производственных помещениях для ускорения свя­зи около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с номерами телефонов ближайшей пожарной команды и фамилиями лиц, ответственных за пожарную безопасность. При наличии ручных телефонных станций абонента соединяют с автоматической телефон­ной станцией или пожарной частью телефонисты после сообщения им о пожаре.

В ЭПС неавтоматического действия используются ручные извещатели двух видов: кнопочные и кодовые.

Кнопочные извещатели могут устанавливаться как внутри (например, ПИЛВ — пожарный извещатель лучевой системы для уста­новки внутри помещений), так и вне зданий при температуре окружа­ющей среды 40.. +50 °С и относительной влажности до 98% (ПКИЛ-4М-1 ПКИЛ-9 пожарные кнопочные извещатели лучевые)

Кодовые извещатели, обеспечивающие передачу заранее обус­ловленного кода, включаются в линию связи только по шлейфной схеме.

Ручные извещатели следует устанавливать на расстояние не более 50 м один от другого в защищаемых помещениях, а вне поме­щения на расстоянии 150 м и не выше 1,5 м от уровня пола или земли.

Для защиты от механических повреждений и попадания влаги внутрь извещателя провода и кабели линейной связи вводятся в корпус извещателя в газовых трубах. В случае ремонта или неисправности извещателя на него должна быть повешена табличка с соответствующей надписью.

В ЭПС автоматического действия используются автоматические извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые и комби­нированные.

Тепловые извещатели максимального действия (ДТЛ, АТИМ-1, АТИМ-3, АТП-Зм, ПТИМ) срабатывают, когда температура окружающе­го их воздуха достигает заданной критической температуры.

Пожарный извещатель тепловой, легкоплавкий типа ДТЛ является прибором одноразового действия. Расчетная температура плавления легкоплавкого сплава 72,5°С. Работает он на разрыв электричес­кой сети. В извещателях типов АТИМ-1, АТИМ-3 и АТП-Зм, наоборот, контакты замыкаются вследствие тепловой деформации биметалличес­кой пластины. Расчетная температура срабатывания 60 °С, 80 и 100°С. Контролируемая извещателями площадь максимального действия 15м2 Инерционность более 2 мин.

Тепловые извещатели дифференциального действия типа ДПС-038 срабатывают при определенной скорости нарастания температуры окружающего воздуха (на 30 °С за 7 с) Контролируемая одним извещателем площадь до 30 м2, инерционность 60 с. Эти извещатели могут применяться во взрывоопасных помещениях.

Тепловые извещатели максимально-дифференциального действия (ДМД, МДПИ-028) работают одновременно и при повышении темпера туры и при достижении заданной критической температуры. Максимально-дифференциальный извещатель типа ДМД имеет инерцион­ность не более 50 с, контролируемая площадь около 25 м2

В защищаемом помещении должно устанавливаться такое число тепловых извещателей, чтобы они перекрывали зоной действия пло­щадь всего помещения, но не менее двух. Закреплять их следует только на перекрытиях на высоте не более 10 м от пола или земли. На объектах со сложным потолочным перекрытием, стеклянными пе­рекрытиями, при наличии большого числа световых фонарей извеща­тели допускается устанавливать на тросах. Устанавливать извеща­тели вблизи источников тепла, способных отрицательно повлиять на их работу, запрещается.

Дымовые извещатели срабатывают при появлении в воздухе про­дуктов сгорания. В качестве чувствительных элементов в них применяются фотоэлементы (ИДФ-1) или ионизационные камеры (ДИ-1). Дымовой фотоэлектронный извещатель ИДФ-1 имеет инерцион­ность 10 с. Контролируемая зона 100 м2 В связи с возможностью ложного срабатывания и выхода из строя дымовые извещатели не допускается устанавливать в помещениях, в воздухе которых могут образоваться пары кислот, щелочей или пыль во взвешенном состоянии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.