КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Камеральные налоговые проверки
СХЕМА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Приведенная ниже схема содержит в обобщенном виде информацию об основных вариантах развития событий при проведении камеральной проверки отчетности, представленной в налоговую инспекцию. В ней отражены и сведения о процессуальных сроках, установленных в отношении камеральных проверок. Схема поможет вам быстро сориентироваться в Практическом пособии. Найдите на схеме этап или вопрос, который вас интересует, и перейдите по синей ссылке сразу в нужную вам главу или раздел.
Примечание Общая информация о правах, которые налоговое законодательство закрепило за налогоплательщиком в связи с возможностью проведения камеральной проверки, содержится в гл. 7 "Права налогоплательщиков при проведении камеральной проверки".
Камеральная проверка
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ 1. Проведение камеральной проверки │ └─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘ │ проводится в течение 3 месяцев │ │ со дня, следующего за днем подачи │ │ декларации (расчета) │ V V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений │ │ по представленной отчетности │ └─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘ V V ┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │ Нет оснований для углубленной │ │Есть основания для углубленной │ │ камеральной проверки, │ │камеральной проверки, например: │ │ ошибки не найдены │ │- выявлены ошибки, противоречия, │ └─┬────────────────────────────────┘ │несоответствие декларации │ │ │(расчета) иным документам; │ │ ┌──────────────────┤- заявлена сумма НДС к возмещению;│ │ │ │- заявлены льготы; │ │ │ │- подана отчетность по налогам, │ │ │ │связанным с использованием │ │ │ │природных ресурсов; │ │ │ │- прочие │ │ │ └─────────────────┬────────────────┘ │ │ │ │ │ и (или) │ │ V V │ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │ │Мероприятия налогового │ │ Сообщение о выявленных ошибках │ │ │контроля: │ │ (противоречиях, несоответствии) │ │ │1) истребование документов у │ │ с требованием представить │ │ │налогоплательщика; │ │ пояснения или внести │ │ │2) истребование документов и │ │ соответствующие исправления │ │ │сведений у третьих лиц │ │ в отчетность │ │ │(встречная проверка); │ └─────────────────┬────────────────┘ │ │3) допрос свидетелей; │ │ не позднее │ │4) назначение экспертизы; │ │ 5 рабочих дней │ │5) участие специалиста, │ V │ │переводчика; │ ┌──────────────────────────────────┐ │ │6) выемка документов; │ │Налогоплательщик │ │ │7) осмотр помещений │ │- представляет пояснения │ │ │и другие │ │и (или) │ │ │ │ │- подает уточненную декларацию │ │ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘ │ V V │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ 2. Оформление результатов камеральной проверки │ │ └───────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┘ │ V V │ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │ │ Нарушения налогового │ │ Обнаружены нарушения налогового │ │ │законодательства не обнаружены│ │ законодательства │ │ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘ │ │ │ не позднее │ │ │ 10 рабочих дней │ │ │ после окончания │ │ │ проверки V V V ┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │ Акт не составляется. │ │ Акт камеральной проверки │ │ Решение по проверке не выносится │ │ │ └──────────────────────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘ │ не позднее │ 5 рабочих дней с │ даты составления │ акта V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Вручение акта камеральной проверки налогоплательщику │ └─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘ V V ┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │ Налогоплательщик согласен │ │ Налогоплательщик не согласен │ │ с содержанием акта │ │ с содержанием акта │ │ камеральной проверки │ │ камеральной проверки │ └─────────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘ │ │ в течение │ │ 15 рабочих дней │ │ со дня получения │ │ акта │ V │ ┌──────────────────────────────────┐ │ │ Возражения на акт │ │ │ камеральной проверки │ │ └─────────────────┬────────────────┘ V V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ 3. Рассмотрение материалов камеральной проверки │ └─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘ │ материалы должны быть рассмотрены и решение по проверке │ принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта │ камеральной проверки + 1 месяц при продлении срока │ рассмотрения материалов проверки V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки │ └─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘ V ┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │ Подготовительные мероприятия │ │ Неявка ненадлежаще извещенного │ │ │>>>│ налогоплательщика или лица, │ │Руководитель инспекции: │ │ участие которого необходимо │ │- представляется и оглашает, │ └─────────────────┬────────────────┘ │материалы какой налоговой проверки│ V │будут рассматриваться; │ ┌──────────────────────────────────┐ │- проверяет явку лиц, приглашенных│ │ Решение об отложении │ │на рассмотрение; │ │ рассмотрения материалов проверки │ │- удостоверяется в полномочиях │ │ │ │представителя налогоплательщика; │ │ │ │- разъясняет участвующим │ │ │ │лицам их права и обязанности │ │ │ └─────────────────┬────────────────┘ └────────────────────────────────┬─┘ V │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ Исследование материалов камеральной проверки │ │ └─────────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────┘ │ V V │ ┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │ │ В материалах камеральной проверки│ │ В материалах камеральной │ │ │недостаточно сведений для принятия│ │ проверки достаточно сведений │ │ │ решения │ │для принятия итогового решения│ │ └───────┬──────────────────┬───────┘ └───────────────┬──────────────┘ │ │ │ │ │ │ и (или) │ │ │ V V │ │ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │ │ Решение │ │ Решение │ │ │ │ о привлечении│ │ о проведении │ │ │ │ эксперта, │ │ дополнительных│ │ │ │ свидетеля, │ │ мероприятий │ │ │ │ специалиста │ │ налогового │ │ │ │ │ │ контроля │ │ │ └───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │ V V │ │ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │ │ Решение │ │ Решение │ │ │ │ об отложении │ │ о продлении │ │ │ │ рассмотрения │>>>│ срока │ │ │ │ материалов │ │ рассмотрения │ │ │ │ проверки │ │ материалов │ │ │ │ │ │ проверки │ │ │ └───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │ V V │ │ ┌──────────────────────────────────┐ │ │ │ Повторное рассмотрение │<──────────────────┼────────────────┘ │ материалов камеральной проверки │ │ └─────────────────┬────────────────┘ │ V V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Итоговое решение по камеральной проверке: │ │ │ │- решение о привлечении к ответственности │ │или │ │- решение об отказе в привлечении к ответственности │ └────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ │ не позднее 5 рабочих дней после │ вынесения решения V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Вручение решения по камеральной проверке │ └─────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬────────────────┘ V │ V ┌──────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐ │ Налогоплательщик согласен │ │ │ Налогоплательщик не согласен │ │ с решением по проверке │ │ │ с решением по проверке │ └─────────────────┬────────────────┘ │ └─────────────────┬────────────────┘ ┌────────────┘ по истечении │ V │ 10 рабочих дней │ ┌──────────────────────────────────┐ │ после вручения │ │ Обжалование решения по проверке │ │ решения │ └────┬────────────────────┬────────┘ │ V V V │ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────┤ Решение │ │ Решение │ │ │ ┌────────────────┐ │ по проверке │ │ по проверке │ │ │ │ Взыскание │ или │ вступило в силу│ │ не вступило │ │ │ │ налогов, пеней,│ │ │ │ в силу │ │ │ │ штрафов │<────┤ │ │ │ │ │ │(ст. ст. 45 - 48│ │ │ │ │ │ │ │ НК РФ) │ │ │ │ │ │ │ └────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘ V V V V ┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ │ Налогоплательщик │ │ Обжалование │ │ Обжалование │ │ исполняет решение по проверке│ │ решения │ │ решения │ │ │ │ по проверке │ │ по проверке │ │ │ │ в вышестоящий │ │ в вышестоящий │ │ │ │ налоговый орган│ │ налоговый орган │ │ │ │ │ │ в апелляционном │ │ │ │ │ │ порядке │ └──────────────────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘ /│\ └──────────┬─────────┘ │ ┌──────────┴─────────┐ │ V V │ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ │ │Налогоплательщик│ │ Налогоплательщик│ └───────────────────────────┤ согласен │ │ не согласен │ │ с результатами │ │ с результатами │ │ обжалования │ │ обжалования │ └────────────────┘ └────────┬────────┘ V ┌─────────────────┐ │ Обжалование │ │ решения │ │по проверке в суд│ └─────────────────┘
ГЛАВА 1. КОГДА ПРОВОДИТСЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Цель ее - определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка начинается после того, как вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ). Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета).
Примечание О том, какие декларации и расчеты могут являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки, вы можете узнать в разд. 1.1 "Декларации и расчеты, по которым проводятся камеральные проверки".
Более того, по смыслу п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан проводить проверку каждой полученной декларации (расчета). На это также указывают арбитражные суды (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06, ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 N А42-3884/2009). С этим соглашаются и контролирующие органы. При этом они подчеркивают, что проверка проводится независимо от того, как часто представляется отчетность (Письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648). Таким образом, камеральная проверка автоматически начинается сразу после представления вами декларации (расчета). Однако так называемой углубленной проверке с проведением различных мероприятий налогового контроля (запросом пояснений, истребованием документов и т.п.) подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (п. п. 1, 3 ст. 88 НК РФ).
Примечание О том, в каких случаях чаще всего проводится углубленная камеральная проверка, см. разд. 1.2 "В каких случаях проведение углубленной камеральной проверки наиболее вероятно".
СИТУАЦИЯ: Как понять, что проводится камеральная проверка
О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать не будут. Проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений. Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п. Это вполне законно. Законодательство не обязывает налоговые органы ставить вас в известность о том, что они будут проводить углубленную проверку вашей отчетности.
Примечание О том, в каких случаях чаще всего проводится углубленная камеральная проверка, см. разд. 1.2 "В каких случаях проведение углубленной камеральной проверки наиболее вероятно".
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |