Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап 50 годы 20 века




Создаются собственно психологические теории обучения, то есть основы педагогической психологии.

В 1954 г. Б. Скиннер выдвигает идею программированного обучения, которую далее разрабатывали Л. Н. Ланда, В. Оконь, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин.

Появляются первые публикации П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, излагавшие исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий.

В 1960-е годы определяются теории развивающего обучения (Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова).

В 1980-е активно разрабатывается теория учебной деятельности, ее характеристики и структуры (А. К. Маркова, Л. П. Ительсон, И. И. Ильясов, Н. А. Менчинская).

 

4 Образование как система, процесс и результат.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений.

Существует несколько подходов к определению понятия «образование».

Образование рассматривается в трех плоскостях.

1. Образование как система

§ социальный масштаб: образование в мире, стране, регионе, организации; образование государственное, частное, общественное, светское, другое;

§ ступени образования: дошкольное, школьное со своими ступенями, высшее, последипломное, аспирантура, докторантура;

§ профиль: общее, специальное, дополнительное, профессиональное.

2. Образование как результат

§ образ результата, которыйзафиксирован в форме образовательного стандарта;

§ человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, с его образованностью, которая формируется в результате окончания учебного заведения и удостоверяется сертификатом.

3. Образование как процесс

§ обучение как целенаправленная, последовательная передача (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта другим людям в специально организованных условиях семьи, учебных заведений (детский сад, школа, вуз) сообщества;

§ научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека).

5 Основные тенденции современного образования

 

 

Основные тенденции современного образования (по А.А. Вербицкому)

 

1) Осознание каждого уровня образования как органической составной части непрерывного образования.

Эта тенденция предполагает решение проблем преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов.

2) Индустриализация обучения, его компьютеризация и технологизация, что усиливает интеллектуальную деятельность современного общества.

3) Переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы.

4) Стимуляция, развитие и организация творческой самостоятельной деятельности обучающихся как переход от жестко регламентированных способов организации учебного процесса к развивающим, активизирующим, игровым.

5) Организация взаимодействия обучающего и обучающегося как коллективной совместной деятельности, перенесение акцента с обучающей деятельности педагога на познавательную деятельность учащегося.

 

6 Понятие о научении. Реактивное научение.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.
В зарубежной психологии понятие "научение" часто употребляется как эквивалент "учения". В отечественной психологии (по крайней мере - в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку.
Для лучшего понимания различий между научением, учением и обучением воспользуемся классификацией деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Габай Т.В., 1995; аннотация). Все деятельности, в которых человек приобретает опыт, можно разделить на две большие группы: деятельности, в которых познавательный эффект является побочным (дополнительным) продуктом и деятельности, в которых познавательный эффект является прямым ее продуктом

Реактивное научение - при реактивном научении организм пассивен, окруж. Среда воздействует на этот организм вызывает ответную поведенческую реакцию.разновидности РП: привыкание и сенсибилизация

Научение в результате которого организм научается бессознательно изменять уровень активности организма в ответ на повторяющейся стимул или раздражитель.

При привыкании уровень активности снижается в следствии чего организм научается игнорировать повторяющейся раздражитель который не несет непосредственную угрозу жизнедеятельности.

При сенсибилизации организм повышается уровень активности в ответ на предъявления повторяющегося стимул

Импринтинг описан Лоренсон безусловные рефлексы научения которые появляются первые часы рождения.

Антецеденты – это событие предшествующие поведенческой реакции.А основе класс-й обусловливания лежит замыкание асиативной связи между антецедентом т е индифферентный стимулом и безусловным стимулом(кот. Вызывает) в следствии чего

индифферентный стимул трансформируется в условный стимул начинает самостоятельно вызывать поведенческую реакцию

Генерализация – проявляется поведенческой реакцией на

сходные стимулы с условным стимулом

Угасание поведенческой реакции- это возникает вследствие длительного отсутствия подкрепления условного стимула безусловному стимулу.В результате организм научается не реагировать на условный стимул который становится индифферентным

7 Когнитивное научение.

Когнитивные теории. Развитие личности связано с развитием познавательных процессов. Человек есть познающее, думающее, анализирующее существо. Реакция личности зависит не от самой ситуации, а от ее субъективной интерпретации личностью.

 

Когнитивное научение –это научение высшего уровня, затрагивающее сложные

психические функции: мышление, осознание, понимание и т.д. (может осуществляться)

Разновидности 1) латентное научение (скрытое)-результатом этого научения является структурированный индивидуальный опыт(когнитивная карта) ориентируясь на который мы можем быстро и эффективно решать жизненные задачи.

2) инсайд- научение,при котором решение приходит внезапно с опорой на латентное научение

3) научения творчества- возникает тогда когда отсутствует готовое решение задачи.Решение приходит внезапно при этом оно не имеет аналогов в индивидуальном опыте

4) научение сложных психо-моторных навыков- происходит 3 этапа.

-1 этапе каждая из операций сложного навыка обработывается на отдельности под контролем сознания

- 2 этапе обрабатывается последовательность в реализации сложных навыков

-3 этапе поведение автоматизируется и освобождается от контроля сознания

5) научение путем рассуждения.

8 Оперантное научение.

Operant conditioning). Форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; также называется инструментальным научением.

Оперантное научение - осуще-ся в следствии активности организма который совершает некую поведенческую реакцию а последствием этой реакции (вознаграждение,наказание) способствует либо закреплению этой поведенческой реакции либо опровержению.

Подкрепление- считается любое событие,которое влияет на вероятность реакции

В основании теории оперантного обусловливания Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий - стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера, в большинстве случаев) поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.

В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый "ящик Скиннера") и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее - получала желаемое.

Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.

9 Общая характеристика учебной деятельности. Предметное содержание учебной деятельности.

Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий и побуждаемая мотивами собственного роста.

Содержательные характеристики УД:

· направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

· общие способы действия предваряют решение задач;

· в ней изменяются психические свойства и поведение обучающегося в зависимости от результатов собственных действий.

Деятельностные характеристики УД.

· субъектность;

· активность;

· предметность;

· целенаправленность;

· осознанность.

Общественный характер УД

· по содержанию –– направлена на усвоение богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

· по смыслу –– общественно значима и оцениваема;

· по форме –– соответствует общественно выработанным нормам обучения и осуществляется в специальных общественных учреждениях.

 

Предметное содержание учебной деятельности

Предмет То, на что направлена деятельность

УД направлена на:

· усвоение знаний,

· овладение обобщенными способами действий,

· отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.

То есть УД направлена на изменение самого субъекта (обучающегося человека).

Средства То, с помощью чего осуществляется деятельность

Средства осуществления УД рассматриваются в трех направлениях:

1) лежащие в основе познавательной и исследовательской функций УД интеллектуальные действия (мыслительные операции):

· анализ,

· синтез,

· обобщение,

· сравнение,

· классификация.

2) средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт:

· знаковые.

· языковые,

· вербальные.

3) фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

 

Способы То, как получают знания.Выделяют следующие действия как способы УД:

В. В. Давыдов, В. В. Рубцов:

· репродуктивные,

· проблемно-творческие,

· исследовательско-познавательные.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина:

· ориентировку,

· этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,

· контроль.

Продукт То, что получается в итоге

· структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики

· внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Результат То, к чему приводит деятельность

Результат есть поведение субъекта – испытываемая им потребность:

· продолжать деятельность,

· уклоняться от деятельности.

 

10. Структура учебной деятельности. Характеристика ее компонентов.

 

Учебная деятельность:

1. учебная мотивация (направленность на различные стороны УД, которая формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса.

2. Учебная ситуация (1) учебная задача (в форме учебного задания)- отраженное в сознании требование выполнить некое действие, чтобы привести в соответствие неизвестное и требуемое. (2) учебное действие (предметные и вспомогательные) – акты активности субъекта, составляющие операциональную часть учебной деятельности.

3. Контроль (самоконтроль) отслеживание промежуточных результатов и плана действие.

4. Оценка (самооценка) оценка есть система критериев для соотнесения образа результата и реальных результатов (промежуточного и конечного), а так же моделей действий и реальных действий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.