КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально- политические предпосылки
Наименование «араб» можно приближенно перевести как «бродяга» или «кочевник»1.Согласно христианским писателям, а также представлениям самих арабов, они происходят от первого сына Авраама- Измаила. В Библии содержатся два пророчества о будущем Измаила, что от него про- изойдет великий народ (Быт. 16:10-12),(Быт.16:20-21). Но это относится к части арабов, населявших пустыню. Жители Йемена, наиболее плодородной и цивилизованной части полуострова, считались кахтамитами, потомками библейского Иоактана 2. В исторически обозримые времена арабы разделялись на северные племена (низариты, или ма'аддиты) и южные (кахтамиты или йемениты). Cеверные арабы распадались на две ветви: раби'а и мудар, которые делились на множество племен и родов. Южные арабы — кахтамиты — также делились на две ветви: химьяр и кахлан, причем к последней принадлежали племена лахм, гассан и кинда, каждое из которых стало впоследствии ядром небольшого княжества за пределами Южной Аравии. Южная Аравия. Условно Аравийский полуостров можно разделить на три части: Северную, Центральную и Южную. Расположение Южной Аравии в плодородной местности, на пересечении путей ведущих из Передней Азии и Средиземноморья в Африку и Индию, способствовало тому, что там еще в конце II тыс. до н.э. сложились земледельческие государства с высокоразвитым ирригационным земледелием и интенсивной торговлей. Население южноаравийских государств создало относительно высокую культуру и свою собственную письменность на языке южносемитской группы. Древнейшие из сохранившихся южноноарабских надписей восходят предположительно к концу II и началу I тыс. до н.э. и свидетельствуют о высокой культуре трех южноаравийских царств — Минейского, Сабейского и Химьяритского. Помимо торговли, государство Саба славилось добывавшимися благовонными смолами (ладан, мирра), царица Сабы, как мы помним из Библии, приезжала к Соломону, испытать его мудрость (3Цар 10:1-10). Йеменские царства участвовали в мировой политике столетиями. Они представляли собой естественный центр как сухопутной, так и морской торговли, которая осуществлялась с помощью судов, курсировавших между Красным морем и Индийским океаном. Южноаравийские предания полны грёз о всемирной империи. Уровень развития древнейеменской цивилизации, имевшей свою систему письменности, был весьма высок. Однако в интеллектуальном и политическом смысле южные арабы были отрезаны от остальной части полуострова, хотя южноаравийские колонии появлялись вдоль всех караванных путей и история фиксирует по меньшей мере одну успешную вылазку с юга в центральную часть полуострова. Ко времени рождения Мухаммеда Южная Аравия была захвачена абиссинцами, а затем персами 3. Центральная Аравия. В Центральной Аравии арабы преимущественно находились во власти родо-племенного строя. Индивидуум как в оазисах, так и в пустыне ощущал себя в первую очередь и главным образом членом своего племени. Только в племени и с его помощью он мог существовать и ему был гарантирован минимум личной безопасности. Племя представляло собой эффективно действовавшее сообщество. Каждое племя имело своего вождя и жреца. Бедуинское племя рассматривало себя в качестве единственного хранителя и носителя традиционных добродетелей, и поэтому все, не принадлежавшие к данному племени, считались людьми второго сорта и племенными законами не охранялись. Общепризнанные арабские добродетели объединялись понятием мурувва («обладание качествами мужчины», включавшими такие достоинства, как воинская доблесть, щедрость и верность племенным традициям). Идеальный бедуин должен был хранить верность семейным и племенным узам, соблюдать закон кровной мести и закон гостеприимства, проявлять великодушие к поверженному врагу. За поступки отвечал не только совер- шивший, но и всё племя, к которому он принадлежит 4. Бедуины владели обширными стадами верблюдов, овец и коз. Кстати говоря, только после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников- верблюдоводов (бедуинов) 5. Часть их приходилось продавать для приобретения зерна или муки у земледельцев. Племена постоянно сражались друг с другом, но среди них, несмотря на это, действовали определённые неписанные законы. Одним из этих законов был обычай кровной мести. Обычай кровной мести — это не разнузданный произвол, а отражение определённого правового сознания, в соответствии с которым племя разделяло принцип родовой коллективной. Другим неписанным законом доисламской Аравии являлось священное перемирие, устанавливавшееся ежегодно в течении четырёх месяцев, во время которых устраивались ярмарки и традиционные паломничества к культовым центрам. Иногда племена объединялись в своего рода конфедерации для того, чтобы действовать сообща, но такие союзы были недолговечны. Некоторое время в Центральной Аравии существовало Киндитское царство, основанное южноаравийским племенем кинда, которое играло значительную роль в аравийской истории. Государствообразующие процессы происходили и в других центральноаравийских городах. Эти события говорят о том, что накануне появления ислама, и независимо от него, в Центральной и Северной Аравии происходили процессы перехода к высшим формам государственности. Сложно сказать, какое получили бы они развитие, не будь ислама, но то, что они происходили, это факт. Такой же факт — наличие огромного исторического потенциала у доисламских арабов. Регулярные межплеменные войны являлись неплохой практикой и арабы были хорошими воинами. Ещё из доисламской эпохи известны случаи значительных побед арабов над культурно и численно превосходящим противником. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль при распространении ислама. Северная Аравия. С IV-V вв. на севере Аравийского полуострова существовали княжества основанные южноаравийскими племенами Гассанидов (“ромейских арабов”) и Лахмидов (“персидских арабов”). Находясь рядом с пограничными районами Византии и Персии, постоянно враждовавших сверхдержав того времени, эти государства тяготели к своим покровителям, Гассаниды к грекам, Лахмиды — к персам. Возросшее могущество Гассанидов обеспокоило Византию и в 581 г. вассальный князь был схвачен византийским наместником и отправлен в ссылку, а его княжество распалось на несколько незначительных владений. Его резиденция находилась в Джабии, городе в 80 километрах к югу от Дамаска. С другой стороны, на границе с Персией находилось большое арабское поселение Хира - резиденция арабских царьков Лахмидов. Их власть распространялась на арабские племена до византийской границы и песков пустыни Нефуд. Их двор сыграл большую роль в развитии арабской культуры: сюда съезжались арабские поэты из Северной и Центральной Аравии, здесь, по-видимому, арабская письменность впервые приобрела права гражданства и стала употребляться в официальной переписке. Северные арабы имели собственную письменность, происходящую из набатейского письма, первая протоарабская надпись датируется 328 г. Известны ещё две надписи, относящиеся к 512 и 568 гг. Северные арабы к VI веку уже имели богатую литературу. Арабский народ достиг к VII веку некоторой духовной культуры, выработал литературный язык и высоко ставил красноречие и поэзию. Были уже выработаны определённые литературные формы, рифмованная проза и несколько стихотворных размеров. Итак, на Аравийском полуострове перед рождением Мухаммеда можно наблюдать разложение патриархально- родового строя и формирование классового общества, а в других его областях зачатки раннефеодальных форм эксплуатации. Уже более века в жизни арабов чувствовалось назре- вание значительных идейных и социальных сдвигов, получивших отражение едва ли не во всех сферах их бытия. Такие тенденции могли послужить благодатной почвой для зарождения новой религии, которая соединила бы стремящийся к объединению народ.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |