Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Информация




о современных образовательных технологиях и/или методиках,

используемых аттестуемым педагогическим работником в практической профессиональной деятельности

(заполняется педагогом)

 

№ п/п Современные образовательные технологии и/или методики (Название, автор/авторы) Цель использования технологии/методики Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности Результат использования технологии/методики
  Технологии формирования певческой культуры учащихся Технологии, методики и практики формирования певческой культуры рассматривались в исследованиях отечественных музыкантов-педагогов: Ю.Б.Алиева, В.В.Емельянова, Т.А. Ждановой, В.С.Локтева, Н.А.Метлова, Д.Е.Огородного, В.С.Попова, В.Г.Соколова, Г.А. Струве и др. Традиции хорового пения имеют в России глубокие корни, которые уходят в глубь веков, черпая сегодня живительную силу из народно-песенного и профессионального церковно-певческого искусства, просветительских устремлений композиторов-классиков.       Цель технологий – расширение функций пения в процессе формирования музыкальной культуры школьников, развитие вокально-хоровых умений и навыков эмоционального и осознанного исполнения произведений различных жанров и стилей. Хоровое пение на уроках музыки и занятиях внеурочной деятельности начинаю с формирования положительного эмоционального тонуса учащихся. Занятия направлены на развитие слуха и голоса учащихся, активности артикуляционного аппарата, на формирование правильного диафрагмального дыхания. Для расширения объема дыхания выполняем гимнастику: «Воздушный шар». «Индиана» и др. Важнейший момент в моей работе – посадка при пении. Ведь от того, насколько естественна поза поющего, насколько свободно он дышит, не мешают ли ему руки, ноги, зависит качество звука. Пение сидя на занятиях стараюсь чередовать с пением стоя. При исполнении вокально-хоровых упражнений добиваюсь естественного и свободного голосообразования (по рекомендациям М.И.Глинки голоса должны воспитываться звонкими, серебристыми, нежными). Для хорошей артикуляции при пении использую упражнения на «трудные» слоги и тексты. Распевание, подготавливающее голосовой аппарат ребенка, строю на мелодичных упражнениях, фрагментах классических произведений, небольших песенках. Часто подкрепляю вокальную работу двигательно-моторной активностью обучающихся (музыкально-ритмические движения, пластика). Использую в работе игровые приемы: «Хоровое сольфеджио», «Я - дирижер», «Я - музыкант» и др. Показ нового музыкального произведения должен быть ярким, ведь от этого зависит возникновение у школьников интереса к песне (приятно, когда ребята хлопают после моего исполнения). Разучивание хорового произведения начинаю с беседы о его содержании, с определения характера и средств выразительности сочинения. С самого начала работы над песней ищем динамику, тембр и темповые отклонения, осмысленное произношение текста. Когда работа над песней заканчивается, прошу спеть ее, «как на концерте». Значительно облегчает исполнение песни фонограмма. Это прекрасная возможность продирижировать детским хором. После такого выступления учащимся легче дать оценку собственного исполнения. Девиз моей работы – слова композитора Д.Б.Кабалевского «Каждый класс - хор!» В своей работе с хором учитываю особенности возраста, связанные с формированием голосового аппарата, соблюдая режим пения, чередуя пение с другими видами музыкально-практической деятельности. В процессе своей работы замечаю рост интереса учащихся к пению (хоровому, ансамблевому, сольному). Дополнительные занятия хоровой деятельностью (внеурочной) дают положительный результат. Голоса стали звучать более слаженно и звонко, интонация стала чище и ровнее. Хоровое пение расширяет жизненный и музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение школьников к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки, дает возможность участвовать в коллективном творчестве. Хоровое пение развивает слух и голос, память, речь, эмоциональный отклик. Ежегодное участие учащихся в школьных концертах, конкурсах, смотрах хоровой песни, фестивалях, творческих проектах формирует у хористов чувство ответственности, коллективизма, стремление к успешности певческой деятельности. Применение технологий позволяет мне выявить музыкально одаренных детей. В процессе вокально-хоровой деятельности реализуется идея диалога культур через исполнение народной и профессиональной музыки своей страны, региона, мира. Песни современных композиторов расширяют интонационно-образный багаж музыкальных впечатлений учащихся, их эмоциональную палитру, способствуют развитию устойчивого интереса к массовому хоровому пению, противостоят засилию пошлых шлягеров и закреплению их однообразных интонаций и ритмов в сознании школьников.
  Технологии интегрированных уроков   При изучении технологии интегрированных уроков опиралась на авторов: Кашекова И.Э.; Сергеева Г.П. Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.     Цель технологий - показать учащимся, что различные виды искусства, в частности, литература и музыка, не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знание одного из искусств помогает более глубокому восприятию и пониманию другого. Такой углублённый подход к музыке и к литературе поможет ребятам выработать и более вдумчивое отношение к жизни, более разносторонне её восприятие. Интегрированное обучение способствует снятию перенапряжения, утомляемости учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, развивая при этом учебно-познавательные, творческие способности. Интегрированное обучение дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования. На протяжении многих лет работы в школе провожу интегрированные уроки для учащихся 5-7 классов. При разборе музыкального произведения, созданного на литературный сюжет, опираюсь на первоисточник, зачитывая фрагменты, акцентируя внимание учащихся на образ того или иного персонажа, события, действия. Это помогает учащимся, слушая музыкальные произведения, находить более тонкие детали, краски, средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор “перевёл” на музыкальный язык литературное произведение. Неизменный интерес учащихся 5-х классов вызывают интегрированные уроки по темам: «Что роднит музыку и литературу?», «Что роднит музыку и изобразительное искусство?» Здесь акцент делается на изоб­разительной стороне музыки - какие музыкальные средства использует композитор, выражая то или иное настроение, характер. Сопоставляя музыку с литературой и живописью, архитектурой, скульптурой, графикой, исследуя роль музыки в кино, театре, в телепередачах стараюсь раскрыть их внутреннюю, жизненную связь, опираюсь на глубину и силу их воздействия на каждого человека. В 6-7 классах учащиеся уже ориентируются в жанрах и формах музыкального искусства, поэтому вместе с детьми более глубоко анализируем, как бы исследуем произведение, находим ассоциативно-образный ряд в различных видах искусства. Мы слушаем друг друга и рассуждаем вместе. Предлагаю школьникам задания разного типа. Они направлены на выявление интонационно-образных, жанрово-стилевых особенностей музыкальных сочинений, которые звучали на уроках, и на воссоздание их под впечатлением разного рода ассоциаций в сознании детей. Проявляется особая активность детей. Удивляют и радуют домашние заготовки ребят: изображение музыкальных образов в красках; нахождение зрительно-музыкальных ассоциаций в живописи, архитектуре, театре, кино; сочинение стихов, сказок и других литературных зарисовок о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах. Оценки, впечатления, высказывания учащихся (иногда я их прошу это сделать письменно) - могут быть разными, ведь внутренний мир у каждого из них свой, неповторимый, уникальный. Чем больше художественных впечатлений, чем больше учащиеся «пропустят через себя», тем богаче, ярче их внутренний мир. Умение "поделиться" этими впечатлениями вырабатывается на наших музыкальных уроках. Результатами встреч с учащимися становятся умение различать средства выразительности музыкального и художественного языка, тембровую окраску музыкальных инструментов, связь музыки с жизнью, с другими видами искусства; подготовка учащихся к восприятию произведений искусств различных жанров. Знание законов искусства, изучение их, знакомство с лучшими его образцами обогащают духовную культуру человека. Постепенно, от занятия к занятию, художественный и жизненный кругозоры учащихся расширяются, разные искусства начинают восприниматься ими как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры. А музыка при этом всё более и более раскрывает перед ними свои художественные богатства и жизненную содержательность. Расширению музыкальных знаний, воспитанию музыкального вкуса учащихся и способствуют интегрированные уроки. Ребята осмысленно сопоставляют музыку с образными языками других видов искусств, активно участвуют в создании своей музыкально-художественной коллекции. Хотелось бы, чтобы наши ученики приняли и прочувствовали синтезированные жанры музыки (оперу, балет, оперетту, мюзикл и т.д.), как удивительнейшее проявление человеческого гения, как важную и ценную часть жизни. Думаю, все это особенно важно для воспитания потребности сегодняшнего школьника в общении с искусством, умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве и для подготовки их к изучению «Мировой художественной культуры».
  Технологии развития процессов восприятия музыки Исследования в области технологий, методик и практик развития процессов восприятия представлены в трудах педагогов-музыкантов (Ю.Б.Алиев, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Л.В.Школяр и др.), а также музыковедов и психологов (В.П.Анисимов, М.П.Блинова, В.В.Медушевский и др.) Восприятие музыки – один из процессов музыкального мышления, направленный на эмоционально-осознанное познание смысла музыкального сочинения. «Восприятие музыки- это познание самого себя» /Ф.Лист/. Цель технологии - пробуждение у учащихся интереса к музыке, развитие умения понимать, чувствовать и оценивать музыкальное произведение (формирование активного слушателя, у которого при общении с музыкой возникают эмоции и мысли, направленные на познание жизни, человека, самого себя). Метод накопления интонационного музыкального словаря (узнавание произведений «золотого фонда» классической музыки, исполнительский опыт). Метод создания ролевой установки. Метод вокального интонирования мелодий музыкальных произведений. Метод пластического интонирования музыки. Метод использования ассоциаций в процессе анализа музыкального произведения на основе обращения к произведениям других видов искусства. Метод интерпретаций классической музыки современными исполнителями. Технология интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений на уроках направлена на познание музыкального образа. На уроках учащиеся накапливают интонационный музыкальный словарь. В музыкальной интонации соединяются изобразительность и выразительность, средства музыкальной выразительности в их единстве. Учащиеся на уроке обращаются к «Цветику – семицветику». В процессе знакомства с музыкальным произведением пропеваем с учениками мелодию, главную тему. Чем больше объем их музыкальных впечатлений, тем быстрее развивается музыкальная память и слух. При помощи пластики и простейших движений (шаг, элементы танца, движения рук, ног, головы, корпуса) создаем с ребятами пластические этюды. Ведь чем больше учащиеся «пропустят через себя», тем больше запомнят на уроке. Организую процесс восприятия музыки гимназистами на основе принципов образности, ассоциативности, позитивной установки на восприятие музыкального сочинения. Ребята усваивают такие признаки интонаций, как жанровые (песня, танец, марш); стилевые (русская- зарубежная; народная – композиторская; старинная – современная); эмоциональные. Перед учениками всегда наглядное пособие – словарь «ощущений» в виде разноцветных облаков. В основной школе, начиная с 5 класса, музыкальные потребности и интересы учащихся оказываются под «властью» популярной музыки. Здесь важно направить внимание школьников на достойные музыкальные композиции. Например, учащиеся с огромным удовольствием поют современную версию «Турецкого марша» Моцарта, сделанную композитором Тухмановым, бардовские песни, песни из кинофильмов. Ребята слушают современные интерпретации классической музыки (поиск ответа на вопрос: «Почему модные поп-музыканты обращаются к исполнению шедевров классической музыки?»). Стараюсь проявлять интерес к внеурочным интересам школьников (в гимназии систематически проводятся фестивали песни, где учащиеся демонстрируют свои музыкальные увлечения). Систематически организую в нашей гимназии концерты «живой музыки» ансамбля «Нью классик» и камерного оркестра, что развивает образное восприятие музыки и культуру слушания музыки в концертном зале. Результат применения данной технологии – постижение учащимися духовно-нравственного содержания музыкальных сочинений разных композиторов, жанров, стилей, особенностей музыкального языка в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа. Позитивному восприятию музыки на уроке помогает моя предварительная установка на прослушивание: «музыка возникает из тишины»; слушаем в «атмосфере концертного зала, как на настоящем концерте»; кто из музыкантов вышел на сцену; данное сочинение – «послание через века», диалог между композитором и слушателем и т.д. На уроках замечаю, что осмыслить средства музыкальной выразительности музыки учащимся помогает инструментальное музицирование (озвучиваем музыкальные произведения мягкими нежными звуками металлофона, колокольчика и т.д.) В результате такой работы у детей повышается мотивация к обучению, восприятию новой музыки. Гимназисты умеют проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений искусства; владеют навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Благодаря этому учащиеся узнают стиль, «почерк» того или иного композитора. Замечаю, что к 6 классу значительно расширяется объем жизненно-музыкальных впечатлений школьников, эмоционального речевого словаря, что делает их высказывания более осознанными и убедительными.
  Технология коллективной творческой деятельности. Групповые технологии.   /В отечественной педагогике теорию групповых технологий разрабатывали В. К. Дьяченко, И.Б. Первин и др., активными пропагандистами метода коллективного творчества являются А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Г.В. Лабунская, К.М. Лепилов, С.Т. Шатский, В.Ф. Шехтель, Т.Я. Шпикалова, И.Н. Турро, Б. М. Неменский и др./ 1. Активизация развития творческого потенциала обучающихся; 2. Обеспечение активности учебного процесса; 3. Достижение высокого уровня усвоения содержания; 4. Развитие коммуникативных качеств личности; 5. Развитие интереса учащихся к различным формам исполнения музыки. Коллективная творческая деятельность систематически используется при работе с хором и вокальными ансамблями. В 1 классе идет коллективная работа инсценирования песни и по группам, с разучиванием движений хоровода разных народов мира по теме: «Музыка вокруг нас». Разучивание новогодних хороводов, импровизация с театральным действием сказочных героев. Коллективная творческая деятельность используется для активизации учебной деятельности во время сообщения нового материала. Например, во 2 классе при изучении темы: «Оркестр русских народных инструментов» дети играют на простейших музыкальных инструментах, где учатся слышать друг друга и выполнять указания дирижера. Класс разбиваю на группы и определяю для каждой свой ритмический рисунок. В 3 классе ребята работают в группе с карточками. Учащиеся находят определения, жанры, музыкальные инструменты и раскладывают карточки в соответствии с постав ленной задачей. В 4 классе, когда проходим тему «Старый замок», дети придумывают сказку, которую озвучивают с помощью музыкальных инструментов, выбранных самостоятельно. Импровизация и музицирование развивают у детей музыкально- творческие способности и Благодаря данной технологии учащиеся обмениваются знаниями, умениями, способами действий; за счет организации совместных действий активизируются учебно-познавательные процессы. В использовании групповых технологий замечаю, что даже слишком застенчивые «юные музыканты» раскрепощаются и проявляют свои, глубоко спрятанные, таланты. Коллективная творческая деятельность способствует тому, что учащиеся приобретают навыки позитивных эмоциональных реакций при исполнении музыки, осознанного и выразительного исполнения музыкальных произведений. Замечаю, как у ребят развивается чувство ансамбля, координация движений под музыку в процессе пластического интонирования
      воображение, умение слушать друг друга. Стараюсь создать ситуацию успеха, так как уверена, что каждый ребенок обладает многими талантами и способностями, нужно только помочь им проявиться. В 5-6 классах учащиеся занимаются анализом музыкального произведения, разбиваясь на группы. Затем проводят сравнительный анализ средств музыкальной выразительности, находят ассоциативные связи с другими видами искусств. В зависимости от сложности изучаемого вопроса возможно использование групповой работы двух видов: единой или дифференцированной. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы; дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий. При формировании групп учитываю психологическую совместимость ребят, их симпатии. , инсценирования, драматизаций музыкальных сочинений. Групповым формам работы присущи следующие достоинства: - учащиеся сами учатся видеть поставленную перед ними проблему и находить способы её решения; - у ученика формируется собственная точка зрения, он учится её аргументировать, отстаивать своё мнение; - ученики общаются между собой, у них развиваются чувства товарищества и взаимопомощи. Общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
  Игровые технологии.   /В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и др./ 1. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности; 2. Применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; 3. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; 4. Развитие воображения, фантазии, творческих способностей; 5. Формирование умения находить оптимальные решения;   6. Развитие мотивации учебной деятельности; 7. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Игровая форма уроков создается при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровые технологии используются как часть урока: - введение в урок сказочного образа (феи, игрушки, сказочного героя), как помощника учителя (1,2 класс начальной школы), - Добрая фея (Муза) помогает «погрузиться» в музыку, проиграть на уроке определённые этические моменты; - ролевые игры, например, «Я -Дирижер», «Я -Музыкант» при изучении симфонической или инструментальной музыки, - игры-драматизации для вхождения в образ того, что(кого) изображают (изобрази звуки старого замка, звуки утра и вечера, небесные и земные звуки; изобрази танец листьев плавный, быстрый; изобрази игру скрипача, восход солнца и т. д. с помощью музыкальных инструментов или пластического этюда); - игра «Угадай-ка» (музыкальные загадки - проверка знания композиторов, их сочинений; в среднем звене - викторины); - игры «Индиана», «Воздушный шарик» - как дыхательная гимнастика для увеличения объема легких; - игра в «Оркестр народных инструментов»; - игра-инсценировка песни, театрализация музыкальной сказки, фрагмента балета или оперы; -игра «Разведчики» для развития внимания; упражнение для глаз. Итоговые уроки или уроки-обобщения провожу в форме викторины или конкурсной игры. Игра создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, доброжелательности, свободы. Весь материал усваивается учащимися непринуждённо и имеет сильную степень запоминания. Игра способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности. На уроках ребята охотно откликаются на любое игровое задание, что закрепляет знания и новые музыкальные впечатления. Вижу, как хочется каждому ребенку принять участие в игре, получить определенное задание, подержать в руках музыкальный инструмент, изготовить его своими руками, тем более поиграть на нем. Использование игровых приемов в середине урока (учащиеся воспринимают, как «минутки отдыха») организуют детей и вносят элементы новизны. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха предстоящей работы, помогает создать на уроке благожелательную творческую атмосферу, повысить внимание, активность и заинтересованность.

Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.