Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль учителя, наставника в формировании личности




Проблема взаимопонимания отцов и детей

Проблема воспитания

« Что посеешь, то и пожнешь», «Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит», «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива» - вот народные пословицы, отражающие суть воспитательного процесса в семье. В русской литературе достаточно примеров разного подхода к проблеме воспитания детей: от неразумной, слепой материнской любви («Недоросль») и формирования потребительского отношения к жизни («Мертвые души») до развития тех качеств, которые помогут идти по жизни с высоко поднятой головой, не мучаясь угрызениями совести.

Безудержная, примитивная любовь Простаковой к сыну, ее стремление оградить его от труда привели к тому, что Митрофанушка стал нарицательным героем. Всех детей, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», стали называть «недорослями», то есть недоразвитыми, убогими, с узким кругозором и животными инстинктами.

Павлу Ивановичу Чичикову с детства прививали страсть к накопительству, угождению, лести, чинопочитанию. «Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете», - завет отца станет основополагающим для Чичикова. Грандиозная афера с мертвыми душами – это не что иное, как омертвение живой души, начало которому было положено в детстве, в семье.

Есть и другой завет отца – все у того же Пушкина: «Береги честь смолоду…» Петр Гринев, воспитанный на нравственных максимах, не уронит ни чести своей, ни достоинства. Или вспомним героиню Толстого Марью Болконскую, которую отец самолично обучал геометрии. И это вовсе не прихоть старого князя: математика развивает ум, помогает не совершать глупости.

 

Человек живет в мире прописных истин, выработанных тысячелетним опытом. Классический образец взаимопонимания отцов и детей описан у Тургенева. Взаимоотношение отца и сына показаны на примере Николая Петровича и Аркадия Кирсановых. В этой семье бережно хранят традиции отцов, поступают так, «как заведено от веку». Николай Петрович женился по любви, стал хозяином поместья, потом счастливым отцом. Овдовев, едва вынес этот удар, но пришло время, и в свой срок, как некогда его отец, повез Аркашу в Петербургский университет. Он живет в столице вместе с сыном, старается сблизиться с его друзьями, читает те же книги, что и Аркадий. Зачем он это делает? Николая Петровича прежде всего волнует духовное развитие сына. Он – мудрый и внимательный отец. Придет время, и Аркадий будет поступать точно так же.

Учитель! Каким он должен быть? Какова роль наставника в становлении (формировании) личности?

Для героя рассказа В. Распутина «Уроки французского» настоящий учитель – это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, кого помнят всю жизнь. Учитель французского языка Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек, она сразу же заметила, что талантливому деревенскому мальчишке (надо полагать, Вале Распутину) нужна помощь – его элементарно надо было подкормить. Из-за постоянного недоедания (послевоенное время сытым не назовешь!) мальчишка страдал малокровием, и ежедневный стакан молока пошел бы только на пользу. Но где же его взять, если нет денег. Мальчик пробовал играть в чику со своими одноклассниками, но те быстро смекнули, что он их обыгрывает и деньги уносит с собой, за что и били неоднократно. Лидия Михайловна под предлогом дополнительных занятий по французскому стала приглашать парня к себе домой и как бы невзначай предлагала ему еду, даже посылку ему собрала, но не учла одного, что смекалистый мальчишка быстро разберется, от кого эта посылка. Честный герой считал унизительным для себя получать помощь от учительницы, а вот зарабатывать он может, поэтому и согласился играть с ней на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит свой рубль, купит на него молока. С точки зрения директора школы, она совершила педагогическое преступление, с человеческой же – несла доброту: не осталась равнодушной к нелегкой жизни, здоровью талантливого и самолюбивого ученика. Такой она – отзывчивой, доброй, ласковой, молодой и красивой – осталась в памяти писателя навсегда.

 

Проблема отрицания мира (нигилизма), сотворения нового кумира

Оригинальничание, абсолютизация своей неповторимости есть не что иное, как банальность. Лучше шею себе свернем, чем будем, «как все» - думают ниспровергатели основ. В связи с этой проблемой вспоминаются «герои-нигилисты» романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Кукшина и Ситников. Нигилизм для них – модная игрушка, они профанируют идеи Базарова, доведя их до абсурда. Эти герои нужны Тургеневу, чтобы показать, что идеи вульгарного материализма не должны проникать в общество. Образы Кукшиной и Ситникова становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: если уж такие беспринципные люди стоят у истоков идеи, то что-то здесь не так – значит, нежизнеспособна она.

Стремясь к оригинальности любыми способами, иные вышвыривают с «корабля современности» то Пушкина, то Толстого и незаметно творят себе новых идолов. И дай Бог, если это окажется гениальный художник, писатель, музыкант, а то ведь чаще всего просто амбициозный человек с претензией сказать новое слово, но скажет-то опять старое, затертое, банальное, потому что символ банальности – заурядность. «Быть, не как все», стремление выделиться любыми способами: одеждой, поведением, манерами, непонятным птичьим языком, - с точки зрения здоровой моральной этики – это и есть «быть, как все».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.