Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы детства, связанные с кодексом чести




Проблема бунтарской (байронической) личности, ниспровергателя основ

«Тип бунтарской личности проник в Россию с Запада в начале XIX века и настолько размножился, что, начав с эстетики, закончил политикой и привел гвардию семеновцев к восстанию против императора в 1825 году», - пишет В. Аксенов в эссе «Крылатое вымирание». По его мнению, этот тип как пример крайнего индивидуализма изменил художественный вкус эпохи кардинальным образом. Взять хотя бы футуристов, из среды которой вышли три мощных поэта (Маяковский, Хлебников, Пастернак), три великих художника (Кандинский, Малевич, Шагал) и два талантливых композитора (Стравинский и Сикорский). Вначале они влепили «пощечину общественному вкусу». Горстка юношей возомнила себя антиэстетами. «На самом деле они были суперэстетами и такими же крайними индивидуалистами, каким был Дон Кихот» (В. Аксенов). Трагедия этих ниспровергателей основ состояла в том, что, доведя свой индивидуализм до крайности, они стали сползать в коллективное, творя сообща очередные манифесты. Ответная пощечина революционных масс стерла футуристов с лица земли, но имена-то остались! Таким образом, бунтарское сознание иногда играет и положительную роль: дает миру новые имена и их шедевры.

 

Негласный школьный кодекс чести гласит: нельзя нападать на слабых, обижать младших, толпой налетать на одного – драться только один на один. Но так поступают честные - не зря ведь называется «кодекс чести». Чаще всего мы наблюдаем противоположную ситуацию, когда сильный обижает слабого, отнимая у него более или менее ценные вещи, когда в классе все скопом унижают одного. Проблема эта вечная, ведь в любом коллективе найдется свое «чучело».

Как защитить себя в толпе одноклассников, не уронив своего достоинства? Биться с ними насмерть и пасть смертью храбрых или молча сносить оскорбления? Есть и третий вариант: стать верным оруженосцем того, у кого «сила есть – ума не надо!» Но как быть тем, кто отстаивает свое пространство свободы, не поступаясь законом чести?

Есть у писателя Василия Аксенова автобиографичный рассказ «Завтраки сорок третьего года…» Начинается повествование с того, что рассказчик в купе поезда встречает молодого человека, поразительно напоминающего жестами и интонацией его одноклассника. Воспоминания переносят в военные годы, когда он учился в четвертом классе. Время было тяжелое, голодное – только что отгремела Сталинградская битва. Вместе с ним учился третьегодник «ОН», который со своими верными псами-вассалами Лекой и Казаком отбирал у слабых завтраки – «липкие булочки». Изо дня в день повторялась эта экзекуция. И, возможно, длилась бы она вечно, если бы не тетя, которая упрекнула племянника за то, что он съедает завтраки сам, в то время как его друзья приносят булочки домой. Именно ее упрек подстегнул мальчика отстаивать свое право не быть униженным. Будь что будет, но он будет драться за свою честь до конца, – решает мальчик. Конечно, силы были неравны, и в первом бою ему досталось изрядно. Но то упорство, с которым он решил бороться, дает основание полагать, что этот герой никогда в дальнейшем не позволит себя унижать.

Рассказ закончился, к счастью, благополучно, попутчик оказался не тем, за кого поначалу его принял В. Аксенов. Пара рюмок «отборного коньяка», выпитого совместно в вагоне-ресторане, разрешила внутренний конфликт героя, связанного с пережитыми унижениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.